ВИД УРОКА: «ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ»




ТЕМА: «ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

НАРОДОВ И ПАДЕНИЕ РИМА »

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Варвары и Рим. Причины Великого переселения народов.

2. Восточная Римская империя.

3. Попытка восстановления Римской империи.

4. Византийская культура.

ЛЕКЦИЯ:

1. Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между историей Древнего мира и Средних веков. Падение империи связано с вторжениями на ее территорию варварских племен. Варварами римляне называли всех, кто жил за пределами Римского государства, не знал латинского языка и был чужд римской культуре. В Центральной Европе оби кип воинственные племена германцев. Поначалу римлянам удавалось отражать их вторжения. В конце IV в. к германцам в их набегах присоединились многие другие варварские народы. Началось Великие переселение народов. К этому времени у варваров зарождается неравенство. Их племена объединяются в союзы во главе с вождем (герцогом, королем), власть, которою напоминает уже власть правителя государства. Варваров привлекали богатство городов и деревень, плодородные поля и тучные пастбища Римской империи. Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров. По иному было на Западе. Средства на содержание армии императоры собирали с большим трудом. Подати были очень Велики. В провинциях вспыхивали восстания. Жители нередко ожидали прихода варваров как освободителей. Еще до начала широкого проникновения варваров на территорию Римской империи в их среду стало проникать христианство. Епископу Ульфиле удалось крестить германское племя готов. Для варваров был очень сложен догмат о Троице. Поэтому многие из них приняли крещения в форме арианства. Арианство было признано ересью (отступлением от догматов ортодоксального христианского вероучения) на Никейском соборе в 325 г., однако в IV-VI в. оно было распространено среди значительной части христиан. Аркане отрицали троичность Бога, они считали, что Бог един, а Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, а лишь подобосущен ему. Именно в арианство крестил Ульфила готов. Арканами стали также вандалы, бургунды, лангобарды и ряд других племен.

2. С IV в. центр хозяйственной и культурной жизни Римского государства переместился на Восток. В Константинополе жили лучшие архитекторы, ювелиры, художники. В особых мастерских изготавливали рукописные книга, украшенные великолепными миниатюрами. На протяжении всего раннего Средневековья империя оставалась целиком морской державой. Восточная Римская (Византийская) империи включала территории с древними земледельческими традициями. Значительную роль в сельскохозяйственном производстве, в отличие от Запада, где был распространен рабский труд, продолжали играть свободные и полусвободные крестьяне. Опираясь на экономическую мощь государства, восточным императорам удалось отразить нападения варваров.

3. Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана. Он родился в Македонии в семье бедного крестьянина. Его дядя император Юстин был возведен на престол солдатами. Юстин сделал племянника своим соправителем, затем Юстиниан стал правителем империи. Юстиниан попытался восстановить Римскую империю и се прежних границах. В 534 г. под ударами его войск пало государство вандалов в Северной Африке. Затем началась война с Остготским королевством, где правила тогда дочь Теодориха. Жители Италии первоначально поддерживали византийцев. В 536 г. поиска Юстиниана овладели Римом. Однако произвол императорских воинов вызвал недовольство населения. Новый остготский король Тотила принимал в свое войско рабов и давал им свободу. У крупных римских Собственников он отнимал земли и раздавал их остготским и местным крестьянам. В итоге Тотила одержал ряд побед, в 546 г. взял Рим. Перелом в воине произошел в 552 г. В Италию из Византии прибыла новая огромная армия. В решающей битве остготы и бывшие рабы сражались не на жизнь, а на смерть, но потерпели поражение. Тотила погиб. К 555 г. Италия была покорена. Юстиниан также вел войну с вестготами в Испании, где ему удалось добиться значительных успехов. Казалось, что мечты о восстановлении Римской империи близки к осуществлению. Но господство византийцев, восстановление ими прежних порядков и тяжелых налогов всюду вызывали недовольство. Завоевания Юстиниана оказались непрочными. Так, почти всю Италию вскоре захватили племена лангобардов, создавших там снос королевство. Законы Юстиниана. В правление Юстиниана был создан «Свод гражданского права» – сборник византийских законов. В него входили законы римских императоров II – начала IV в. законы, принятые Юстинианом, высказывание авторитетных юристов древности и краткий учебник права. В законодательстве Юстиниана были две центральные идеи: неограниченная власть императора и союз государства с церковью. Кроме того, большое внимание в законах уделялось вопросам торговли, предоставления денег взаймы и наследования. Основой его гражданского права стало понятие полной частной собственности.

4. В Византии сохранялась древняя образованность, и вплоть до XII в. просвещение находилось здесь на более высоком уровне, чем где-либо в Пироне. Начальное образование давали в частных школах. Среднее образование получали под руководством учителя по античным пособиям. Оно включало в себя орфографию, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку и т.д. В середине XI в. в Византии были открыты и высшие школы – юридические и философские. Наиболее известным архитектурным памятником Византии стал собор Святой Софии, возведенный в Константинополе при Юстиниане. «Золотым веком» в истории византийской культуры стал период с IX по XII в. В это время в Византии возводились красивейшие храмы. Их стены и своды сплошь покрывались мозаиками фресками.

Практическое занятие

На выполнение практической работы-теста дается 30 минут, без учета времени, отведенного на инструктаж обучающихся и заполнение листа бланков ответов.

При выполнении заданий надо указать номер верного ответа. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл. Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются, и на основании этого выставляется оценка.

Оценивание зависит от количества набранных баллов:

5-7 баллов – «удовлетворительно»;

8-9 баллов – «хорошо»;

10 баллов – «отлично».

 

Практическое занятие. Тест-2005.
1. В переводе, с какого языка слово «палеолит» означает – древний, камень? 6. В какую из перечисленных эпох, зародилась древняя и примитивная наскальная живопись?
А Португальский. А Эпоха Средних веков.
Б Греческий. Б Эпоха Неолита.
В Английский. В Эпоха Палеолита.
Г Латинский. Г Эпоха Мезолита.
2. Какой период времени охватывает эпоха «мезолита» в процессе развития человеческого общества? 7. В какую эпоху, зародилось убеждение – «фетишизм», что некоторые предметы (талисманы) имеют магическую силу?
А С 20 по 8 тыс. лет до нашей эры. А Эпоха Палеолита.
Б С 15 по 7 тыс. лет до нашей эры. Б Эпоха Неолита.
В С 13 по 6 тыс. лет до нашей эры. В Эпоха Мезолита.
Г С 10 по 5 тыс. лет до нашей эры. Г Эпоха Средних веков.
3. Сколько человек населяло планету Земля в период «мезолита»? 8. Какие из перечисленных эпох, относятся и составляют «Каменный век»?
А 5 млн. человек. А Эпоха Неолита.
Б 10 млн. человек. Б Эпоха Палеолита.
В 15 млн. человек. В Эпоха Мезолита.
Г 20 млн. человек. Г Всё перечисленное.
4. Сколько времени назад человек при расселении по планете, проник на Американский континент? 9. Что из перечисленного относится к расовым признакам и различиям людей разных рас?
А Примерно 25 тыс. лет назад. А Форма черепа.
Б Примерно 30 тыс. лет назад. Б Окраска кожи и волос.
В Примерно 35 тыс. лет назад. В Разрез глаз.
Г Примерно 40 тыс. лет назад. Г Всё перечисленное.
5. Сколько времени назад человек при расселении по планете, проник на континент – Австралия? 10. Что из перечисленного относится к признакам представителей негроидных рас?
А Примерно 30 тыс. лет назад. А Тёмная пигментация кожи.
Б Примерно 25 тыс. лет назад. Б Жёсткие курчавые волосы.
В Примерно 20 тыс. лет назад. В Слабый рост бороды и усов.
Г Примерно 15 тыс. лет назад. Г Всё перечисленное.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

История-I. Артёмов. стр. 32-67.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: