Сказка детям на сон грядущим




Автор мастерской Е.Н. Шавринова

 

 

Ход мастерской:

Задание выполняется индивидуально

 

Разделите лист бумаги пополам, напишите, пожалуйста, свои ощущения:

 

За что я сказал бы спасибо своим родителям… Что огорчало меня в отношениях с родителями….

Листы вывешиваются на доску (анонимно), всем предлагается совершить маленькую экскурсию по воспоминаниям, познакомиться с содержанием.

Методические наблюдения:

Проанализируйте в группах

 

. по каким проблемам у нас возникают конфликты с собственными детьми, отметьте возраст. Напишите проблемы на лист, прокомментируйте, лист вывешиваем.

 

3. Работа в группах. Написать, озвучить:

Права взрослых 1… 2… Права ребенка 1… 2…

Индивидуально. проанализировать документ «О правах ребенка»

Задание: каждому выделить те концепты, с которыми

согласны - +

не согласны - -

вызывают внутренний диалог -?

 

Работа в группах: классифицировать

+….

-…..

?.....

выбрать одно из оснований, которое вызывает внутренний диалог, каждая группа комментирует, информация заносится на доску.

Предлагается группам задать вопрос, который может начинаться так:

· на понимание «Правильно ли я Вас понял…»

· на предложение «А не кажется ли Вам…»

·

Работа в группах: прочитать, высказать свое мнение по предложенному письму

«Письмо трудного подростка»

 

Что бы вы ответили ребенку? напишите коллективный ответ ребенку.

 

8. 10. Предлагаю в группе, (индивидуально) прочесть сказку «Птица и яйцо»

А как бы я поступил…

 

 

Рефлексия

Какой вопрос мучил меня?

Приложение

О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Многие взрослые люди привыкли самоутверждаться в этом мире за счет своих детей. То зло, которое им не удается сорвать на работе, в транспорте, срывается на детей. Взрос­лые привыкли питать свою гордыню токами детского стра­ха, бессилия, беззащитности. Будучи раздражены, не умея правильно сбалансировать свою внутреннюю эмоциональ­ную жизнь, взрослые срываются на детей как на обузу, как па помеху в осуществлении собственных греховных желаний, иногда даже как на проклятье.

Свои отношения к собственным детям, как к прокля­тью, они не стесняются формулировать в самых жестких и скверных выражениях. Родители часто оправдывают себя тем, что их родительский гнев вызван непослушанием детей. Многие взрослые не оставляют своим детям никакого права выбирать свой собственный жизненный путь, сами начертывают им траекторию жизненного пути и предрекают (роди­тельское слово имеет особую силу!) полное поражение в слу­чае непослушания. Тем самым они убивают в ребенке твор­ческое начало, творческое отношение к жизни.

Взрослые любят рассуждать о своих правах, о праве на жизнь, о праве на распространение информации, о свободе слова, о праве на свободу передвижения, о праве на здраво­охранение. Как радуется взрослый человек, которому десять лет назад разрешили говорить то, что он думает. Но почему же он отказывает во всех этих правах собственным детям? Почему? Ведь эти права предоставлены Богом нам в той же мере, в которой и детям нашим. Права ребенка должны соблюдаться с особой тщательностью. Ребенок мал и слаб, неопытен и беззащитен. Всякое насилие, любое ограничение свободы действий и мыслей жестко впечатываются в ткань сознания растущего человека и впоследствии искажают весь его земной путь, деформируя развивающуюся душу в сторону беспомощности и беззащитности.

 

О каких же правах ребенка идет речь? Первое право ребенка это его право па сегодняшний день. Очень часто родители лишают ребенка этого права, неоправданно затягивая его в прошлое, напоминая ему о каких-то прошлых ошибках, тем самым доказывая свою родительскую несостоятельность, неумение простить прошлые ошибки. Ведь простить значит считать то, что было, как не бывшее. В другом случае родители отказывают ребенку в сегодняшнем дне ради каких-то мнимых послезавтрашних успехов. Многие родители отнимают у ребенка его детские годы по одно­му дню. даже не замечая этого. В угоду неведомому, сконст­руированному родителями, скучному будущему приносится в жертву яркое и замечательное настоящее. Например, ре­бенка с детства заставляют заниматься то ли музыкой, то ли каким-то еще видом творчества, внушая ему. что это его хлеб, что это ему нужно, что он должен (кому?) вырасти ге­ниальным музыкантом, или, например, дипломатом, совер­шенно игнорируя то. что в изучении взрослых наук проходит все совершенно все его детство, что изучение музыки или английского языка превращается для ребенка в каторгу, вместо того, чтобы служить его творческому развитию.

Многие родители лишают ребенка также быть тем, кем он сеть. Они все время недовольствуют своими детьми и непрестанно упрекают их за то, что они то и дело не соот­ветствуют их ожиданиям. При этом они сами забывают о поговорке: «Если реальность не соответствует ожиданиям, значит что-то не в порядке с самими ожиданиями». Всякий ребенок - это особое творение Божие, наделенное индивидуальностью и неповторимостью. Не родителям судить: правильно создан этот шедевр Божий или нет. Мы, родители можем и должны лишь помогать и поддерживать его существование, но судить, обвинять, упрекать никто нам такого о права не давал.

(первых дней мы должны уважать индивидуальность ребенка, ценить его личностное начало и не пытаться сделать родных детей своей копией, оправданием наших ожи­даний в этом мире, довершителем наших неудавшихся пла­нов. «Когда мы пытаемся найти меру своего индивидуального "я", первое, о чем мы можем себя спросить, это следующее: в каком смысле я могу сказать, что люблю тех, кого люблю? Я не говорю о тех. которых не люблю, — их легион; не говорю и о тех. кого люблю лишь потому, что они далеко и для меня не обременительны.

И вот первым делом мы должны себе задать вопрос: я говорю, что люблю свою жену, дочь, брата, того или другого человека. Что это значит? Люблю ли я его так же. как люблю клубнику со сливками? Иначе говоря, питаюсь им, пожираю его изо дня в день, его сковываю, высасываю его. как вампир? Тогда, действительно, его присутствие для меня драгоценно, я не.могу без него обойтись, он необходим для самой моей жиз­ни. Это ли мы хотим сказать? Так вот. если мы честны, то очень часто нам придется согласиться: да, именно это. И нет ничего удивительного, что те. кто становится жертвами нашей любви, молят Бога о том. чтобы их любили поменьше. Это очень важно: ведь если нам станет ясно, что наше пове­дение с теми, с кем у нас наилучшие отношения, есть в основе своей поведение хищника '— что же сказать об остальных? В таком случае мы. конечно, можем понять, что пашам врагам везет больше, чем нашим друзьям: их-то мы. по крайней мере, оставляем в покое!

Вот первый момент: постараться определить, оценить качество доброжелательности, дружбы, любви,, связывающих нас с теми, к кому мы сердечно привязаны. А потом задать себе вопрос о связи отвержения, связи противоположения, су­ществующей между нами и остальными; и тогда вы увидите, как постоянно мы стремимся к самоутверждению, до какой степени далее самые близкие, самые искренние, самые друже­ские, самые братские отношения, связывающие двух людей, суть отношения отстраняющие: "Держись на шаг от меня, я боюсь смешаться с тобой, боюсь исчезнуть, боюсь оказаться в плену твоей любви, я хочу остаться самим собой!»

Мудрые родители верят, что ребенок сам состоянии выбрать собственную стезю и собственный жизненный путь, найдет свое место в этом мире, найдет себя. Они не будут заниматься любовным манипулированием, не будут подавлять своих детей или пытаться их растворить в своих представлениях или в своем видении, но сумеют вовремя (не позже, но и не раньше!) отпустить корабль своего ребенка в самостоятельное плаванье

Следующее право, которого многие родители лишают собственных детей, - это право на ошибку, право на неудачи и поражения. Ни один человек на планете не может провести свою жизнь без слез и потерь, без разочарований и недовольства самим собой, окружающим миром и людьми. Многие родители не могут терпеть плачущих малышей и попавших в непростые переплеты подростков. А ведь слезы эти отмечают этапы роста живой души, являясь вполне естественными вехами на пути развития юного человека. Главное – эти слезы не должны литься по нашей вине. Мы не должны являться виновниками неудач и ошибок. Ну а каким будет жизненный путь ребенка, пусть он задумается об этом сам, пускай ему подскажет Бог и его Ангел-Хранитель. Родители же – помощники детей, вдохновители, добрые спутники, но никак не надзиратели, не тюремщики, не экзекуторы.

Многие родители лишают своих детей права на владе­ние собственностью. Как охотно и громко взрослые с экрана телевизоров кричат всякий раз, когда кто-нибудь покушается на их собственность, лишает чего-нибудь личного.

Каж­дый взрослый стремится иметь свой кусочек земли, свой дом и собственное пусть даже небольшое дело.

В тоже время взрослые искренне убеждены, что 10-летнему ребенку вредно иметь собственные деньги. Они, мол, сделают его жадным и бездуховным. Мы напрочь забы­ваем о том, что у ребенка в квартире должна быть своя неприкосновенная территория, собственные личные вещи и личные деньги. И сем этим он имеет полное право распоряжаться сам лично лишь по собственному усмотрению.

 

Психологам известно, что без частной собственности человек не может чувствовать себя укорененным в мире предметов и социальных отношений. Лишая детей права на собственность, мы плодим иждивенцев и нытиков, для которых ничего в этом мире не будет ценно и важно, ибо ничего не будет собственным. Родители, лишившие своих детей пра­ва на владение собственностью, удивляются, откуда у них такая безответственность. Почему мы такие небережливые? Почему они не хотят идти работать и привыкли сидеть у них на шее? Да именно потому, что родители не научили их це­нить свое, то, что принадлежит исключительно им.

Вот что пишет в своей работе «О родителях и детях» Ф. Бэкон: «Отношение родителей к своим детям, если их не­сколько, во многих случаях неодинаковы, а иногда родители, особенно мать, любят и недостойных. Премудрый Соломон сказал однажды: «Разумный сын радует отца, глупый же приносит печаль матери». В доме, полном детей, можно ви­деть, что одного или двух старших уважают, а самых млад­ших балуют; однако из средних детей, которых как бы забы­вают, не раз между тем выходили самые лучшие люди. Ску­пость родителей в содержании детей является вредной ошиб­кой; она делает детей бесчестными, толкает их на хитро­сти вынуждает связываться с дурной компанией и заставля­ет больше предаваться излишествам, когда они становятся богатыми. И поэтому, лучший результат достигается тогда,, когда родители больше заботятся о своем авторитете у де­тей, а не о кошельке».

Многие родители лишают своих детей права па личные тайны. Они не могут поверить в ту простую истину, что ребенок имеет право хранить что-то от них в секрете, что у ре­бенка может быть что-то интимное, глубинное, что-то свое, родное, которое он вправе не доверять родителям. В глуби­нах детской души сокрыты интимнейшие тайны. А в ошиб­ках... Там скрываются секреты о любовных привязанностях, бережно лелеются мечты о планах на будущую жизнь. Мно­гие мамы пристают к ребенку с просьбами об обнажении перед ними тайн детской души, о выдаче своих секретов. Для того чтобы узнать, как это трудно поделиться о самом главном нужно сначала самим попробовать в покаянном смире­нии рассказать ребенку обо всем том своем, о чем нам ему вовсе не хочется рассказывать. Возможно, лишь проведя такой, заранее обреченный на неудачу эксперимент, мы перестанем вгрызаться в детское сердце с глупыми вопросами и домогательствами, начнем уважать в нем сокровенное.

Итак, права ребенка - это тема очень и очень серьез­ная. Соблюдение этих прав не только обеспечит свободу, необходимую для гармоничного развития детской души, но и поможет взрослому обрести как бы большую взрослость.

Готовы ли мы соблюдать права нашего ребенка? Уважаем ли мы его как личность? Способны ли мы останавли­ваться в трепете и благоговении на границе личной свободы, дарованном Богом каждому из нас? Можем ли мы оIносить­ся к миру и людям чутко и бережно?

Для того же, чтобы не забывать в суете повседневности о правах ребенка и как-то стремиться их соблюдать, давайте почаще вспоминать золотое правило нравственности, запи­санное в Евангелии: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матфей. 7, 12).

Приложение

ПТИЦА И ЯЙЦО

Сказка детям на сон грядущим

Жила-была птица, которая не умела летать. По­добно бескрылым созданиям, она ходила по земле — хо­тя и знала, что некоторые птицы летают.

Однажды в ее гнездо случайно попало яйцо ле­тающей птицы, и она высидела его вместе со своими яй­цами. Вылупившийся птенец стал расти и развиваться, но присущая ему способность летать никак внешне не проявлялась.

Поскольку жажда высокого полета некоторое вре­мя жила и теплилась в его сердце, иногда он спрашивал:

- Мам, ну когда же я полечу?

И любящая мать-птица отвечала ему:

- И не мечтай! Птицы нашей породы не летают...
Она ведь не умела летать, и поэтому не смогла бы

преподать оперившемуся птенцу урок полета; она даже не знала, что его необходимо вытолкнуть из гнезда, что­бы он мог убедиться в своих силах. Тем более, ее гнездо было расположено в кустах, на земле.

Со временем птенец успокоился. В основном, ему казалось, что все идет как надо. Чувство благодарности к своей матери не позволяло ему осознать себя птицей, способной парить в небесах. Со временем он даже стал отгонять греховные мысли о полете, — ведь он не может предать свою любящую маму, которая не летает!

- Если бы не она, — рассуждал он сам с собой, -я до сих пор оставался бы в яйце.

Но иногда смутные мысли вновь пробивались сквозь будничную рутину, и он говорил себе:

— Та, кому я обязан своим появлением на свет, ко­нечно, научит меня летать. Это только вопрос времени. Она сама скажет, когда я буду готов к полету.

Но время шло, а в его жизни ничего не происходило.

...Никто достоверно не знает, что произошло далее. Одни говорят, что он так до старости и не рискнул по­пробовать взлететь, другие, — что он все же оторвался от родительского гнезда и полетел, несмотря на ужас, который появился в глазах его матери, когда она увиде­ла его высоко в небе.

На самом деле, важно только одно: как на его мес­те поступил бы ты.

 

 

Приложение

Дорогие мои родители!

Послание родителям от трудного подростка

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне лег­че определить свое место.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

Не полагайтесь на применение силы в отно­шениях со мной. Это приучит меня к тому, что счи­таться нужно только с силой. Я откликнусь с боль­шей готовностью на вашу доброжелательность.

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в вас.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-либо только затем, чтобы просто расстроить вас. Иначе я попытаюсь достичь еще больших "побед".

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "Я вас ненавижу". На самом деле это не так. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сдела­ли мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя млад­ше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".

Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, иначе у меня вой­дет в привычку использовать вас в качестве прислу­ги.

Не пилите меня за мои "дурные привычки". Это меня еще больше зацикливает на них.

Не поправляйте меня в присутствии посторон­них людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в са­мый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги позднее.

Не пытайтесь читать мне наставления и нота­ции. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, и что такое плохо.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки всегда являются непоправимыми. Я дол­жен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защи­щаться, притворяясь глухим.

Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал, Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

Не подвергайте слишком большому испыта­нию мою честность. Когда я запуган, я легко пре­вращаюсь в лжеца.

Не забывайте, что я люблю экспериментиро­вать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожа­луйста, смиритесь с этим.

Не защищайте меня от последствий собствен­ных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я за­даю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще, и буду искать информацию где-то на стороне.

Не отвечайте на провокационные и бессмыс­ленные вопросы. Если вы будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы по­стоянно мной занимались.

Никогда даже не намекайте, что вы совершен­ны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщет­ности попыток сравниться с вами.

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Не забывайте то, что я не могу успешно разви­ваться без понимания и ободрения, но похвала, ко­гда она честно заслужена, иногда все же забывает­ся. А нагоняй, кажется, никогда.

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще боль­ше. Покажите мне, что такое мужество.

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а при­меры для подражания.

И, кроме того, помните, что я вас люблю, пожалуйста, отвечайте мне любовью

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: