Характеристика облика промышленных сооружений в БССР в 1960-1980 гг.




Во второй половине 1960-х – первой половине 80-х гг. в БССР, как и в целом в СССР, начинается постепенное назревание застойных явлений в общественно-политической жизни. Годы правления в СССР Л. И. Брежнева (1964 – 1982 гг.) у некоторых историков получили название «застой», который пришел на смену «хрущевской оттепели». Постепенно произошел поворот к консерватизму – сохранению старых командных методов управления и контроля государства над обществом. Вся власть фактически была в руках партийного аппарата. Сохранялась однопартийная политическая система. Руководящая роль Коммунистической партии была закреплена в Конституции СССР 1977г. Особенностью политической системы того времени стало непосредственное прямое партийное руководство экономикой. Например, планы пятилеток принимались на съездах КПБ. На основе роста экономики происходило повышение жизненного уровня населения, что служило благоприятной базой для формирования положительного отношения к политике партии. Партийным руководителем в Беларуси был Петр Миронович Машеров, который с 1965 по 1980 гг. возглавлял Коммунистическую партию Беларуси (КПВ). Он пользовался огромным уважением среди населения за простоту, доступность, демократичность, а также как активный участник подпольной и партизанской борьбы против немецко-фашистских захватчиков [35, c.98-99].

В середине 1960-х гг. в СССР началась экономическая реформа. Она предусматривала включить в действие товарно-денежные механизмы, не ослабляя, однако, командно-административные методы управления экономикой. В Беларуси итоги реформы проявились в улучшении работы промышленности. Были построены новые предприятия. В их числе Белорусский шинный комбинат и Бобруйске, нефтеперерабатывающий завод в Мозыре, Белорусский металлургический завод в Жлобине. Принципиально новым направлением явилось использование в промышленности робототехники. Однако развитие промышленности происходило, как и раньше, экстенсивным путем, т. е. за счет количественного роста. Он был связан, прежде всего, с увеличением количества выпускаемой продукции, работников, денег, выделяемых на развитие промышленности, предприятий.

Одной из особенностей экономического развития Беларуси стал преимущественный и быстрый рост тяжелой промышленности, которая в 1970-е гг. все больше превращалась в отрасль производства по обслуживанию военно-промышленного комплекса оборонной промышленности. В то же время легкая промышленность, выпускавшая потребительские товары, оказалась второстепенной отраслью.

Одной их характерных черт развития экономики стало игнорирование проблем экологии. БССР, занимая меньше 1% всесоюзной территории, имея около 4% населения СССР, в 1981г. производила в масштабах страны 52% калийных удобрений, 22% химических волокон и, таким образом, оказалась перенасыщенной предприятиями химической промышленности. Во второй половине 1950-х– 1980-е гг. в БССР в связи с развитием новых отраслей промышленности строятся новые города: Солигорск, Новополоцк, Светлогорск. Всё больше людей из сельской местности и особенно молодежи начинает переселяться в города, где уровень жизни был выше по сравнению с деревней.

После 1960 года в архитектуре Белоруссии наибольшее развитие получило типовое проектирование, которое осуществлялось в рамках господствующего направления функционализма. Вторым направлением стало обращение к национальному наследию и достижениям мирового зодчества. Закреплению новаторских черт способствовало техника, с помощью которой вырабатывались новые архитектурно-строительные приёмы. Одной из характерных черт архитектуры 1960—1980-х годов стала её направленность на комплексное ансамблевое строительство. Художественная выразительность новых архитектурных композиций обеспечивалась соответствующим расположением общественных зданий, которые акцентировали градостроительное значение конкретного района, стилистическим единством и объёмно-пространственным решением ансамблей, благоустройством главных площадей, магистралей и других городских узлов. Начался отход от традиционных градостроительных решений, в основе которых лежало противопоставление центров окраинам [35, c.69-70].

При проектировании и строительстве архитекторы начали обращаться к национальным традициям, что обогатило образную выразительность построек. Народные традиции с наибольшей полнотой сохранились в сельской архитектуре. Небольшие размеры сельских населённых пунктов, удалённость от городов стали условием сохранения и развития народных особенностей зодчества. Этому способствовали культурно-бытовые традиции и специфика жизнедеятельности населения. Близость к природе как специфическая особенность белорусского села повлияла на решение объёмно-пространственных композиций построек, более органичной стала связь с окрестностями. Поднимались проблемы связи архитектуры и природно-ландшафтного окружения, благоустройства и озеленения территорий. В результате основным подходом к организации градостроительных комплексов стало ансамблевое строительство, которое осуществлялось разнообразными архитектурными методами: гибкостью и динамичностью композиций, синтезом архитектурной и природной среды, связью со зданиями исторического центра, контрастом форм и композиций построек, разнообразием типов зданий и так далее [54, c. 27-28].

Одним из факторов формирования архитектурно-художественного образа стал цвет и связанный с ним художественный синтез, а в качестве средств организации архитектурно-художественных композиций — масштаб, пропорции и ритм. В ряде случаев роль структурных единиц, формирующих архитектурно-художественный облик, взяли на себя функциональные и конструкционные элементы: балконы, лоджии, галереи, эркеры и тому подобное. Всё указанное во взаимодействии способствовало становлению специфического художественного облика архитектуры 1960 — начала 1990-х годов.

В 1960-е гг. создаются крупные производственные объединения: минский тракторный завод, Белавтомаз, «Интеграл» в Минске, «Азот» в Гродно, «Беларуськалий» в Солигорске, «Химволокно» в Могилеве и др. В Новополоцке развивается один из крупнейших в СССР нефтехимический комплекс, а в Борисове, Гомеле и Бобруйске – комплексы лесохимической промышленности. Развитие промышленного производства предопределило переход от проектирования и строительства отдельных разрозненных предприятий к созданию промышленных узлов. Одним из первых созданных в Республике и стране узлов был Витебский промышленный узел. В основу генерального плана промышленного узла положен принцип четкого зонирования основного производства и вспомогательных служб. Например, одним из первых в промышленном узле Бреста был ковровый комбинат (1962-1965, архит. Н. Шпигельман, И. Бовт, Л.Мицкевич). Здесь впервые в БССР в одном корпусе размещаются все основные, вспомогательные, технологические и инженерные службы, лаборатории и административно-бытовые помещения. Позже в этом же узле появился чулочный комбинат (1965-1967 гг. архит. И. Бовт, Ж. Сахарова, И. Никрашевич, Н. Шпигельман).

Поскольку индустриальное строительство из сборных железобетонных конструкций стало основой промышленной архитектуры в рассматриваемый период. В этой связи с середины 1950-х гг. в промышленных центрах республики развернулись работы по созданию заводов и комбинатов по производству сборного железобетона. На их основе возникла развитая отрасль промышленности – строительная индустрия. Переход к индустриальному строительству из сборных железобетонных конструкций, типизация и унификация предопределили формирование новых композиционных приемов и форм в архитектуре производственных зданий, сооружений и их комплексов. Промышленные здания отличаются простотой архитектурно-композиционных средств, лаконичностью форм и экономичностью решения [4, с. 259-264].

В результате строительства большого количества промышленных предприятий естественно возникла потребность в жилье для рабочих. В это время активно создаются рабочие поселки, которые строились вблизи предприятий трансформировались, превращались в заводские кварталы, а уже с 1960-г. строительство рабочих поселков прекратилось [15, с. 86-96].

К середине 60-х годов объёмы строительства в республике значительно возросли, и потребовалась более четкая его специализация. В это время была создана система управления строительством, просуществовавшая до начала распада Советского Союза. В нее входили: Госстрой, Министерство промышленного строительства (Минпромстрой), Министерство сельского строительства (Минсельстрой) и Министерство монтажных и специальных строительных работ (Минмонтажспецстрой). Это были союзно-республиканские структуры, подчинявшиеся как правительству республики, так и одноименным союзным структурам. Наиболее крупным из них был Минпромстрой. В его состав в различные периоды входило до 40 строительно-монтажных и специализированных трестов (объединений), целый ряд домостроительных комбинатов, промышленных и вспомогательных предприятий в г. Минске, областных центров и наиболее крупных городах. Большинство из них выполняло функции генподрядных организаций и вело строительные работы в указанных выше городах и их пригородных зонах. По мере ростов объёмов работ в г. Минске здесь была сформирована самостоятельная структура - комбинат Минскстрой.

В начале 1960-х гг. во всех крупных и новых городах начинают создаваться домостроительные комбинаты. Таким образом, несмотря на некоторые недостатки, курс, взятый на индустриализацию и типизацию массового жилищного строительства, позволил уже к середине 1960-х гг. значительно улучшить жилищные условия трудящихся. Новые методы возведения зданий и строгий режим экономии в масштабе страны дали огромный количественный прирост жилого фонда. Интенсивное развитие строительной базы позволило перейти на массовое многоэтажное строительство, ускорить его темпы [11, с. 130-131 ].

Происходящие с конца 50-х гг. изменения в организации системы обслуживания стали основой для новой, более прогрессивной типологии учреждений торговли, общественного питания и коммунального обслуживания населения. Одновременно совершенствуются технологические процессы, и внедряется новейшее оборудование. Главным направлением в формировании предприятий обслуживания является укрупнение. Универсализация и концентрация на основе кооперирования и блокирования в крупные многофункциональные комплексы. В 1964 г. на площади Я.Коласа в Минске был построен Центральный универмаг «Минск» (архит. Г. Аквилов, М.Галан).В 1960-е гг. в строительстве повсеместно стали использовать железобетон, до этого в 1950-х гг. в основном использовали кирпич, в композиции фасадов торговых зданий широко применяются остекленные поверхности. В отдельных случаях появляется сплошное остекленение. Так, фасады центрального универмага в Минске решены в виде сплошного ленточного остекленения [5, с. 57-61].

В 1960-х гг. была проведена программа укрупнения колхозов. Застройка их центров иногда велась по индивидуальным проектам, разработанным в экспериментальных мастерских Госстроя республики. Жилую часть составляли дома-коттеджи – 2-, 4-квартирные в двух уровнях [11, c.45-46].

Таким образом, в 1959-1960-е гг. архитектура БССР вступила в особо важный и интенсивный период своего развития. В это время республика превратилась в крупный экономический район, играющий значительную роль в общесоюзном производстве продукции промышленности и сельского хозяйства. Быстрое развитие промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры обусловило широкий фронт архитектурно-строительной деятельности и потребовало коренной ее перестройки. Постоянно возраставшие масштабы и темпы капитального строительства обусловили переход к возведению производственных площадей, жилых и общественных зданий индустриальными методами. Это период, когда индустриализация генеральной линией развития архитектуры и строительства в нашей стране.

Пятилетние планы развития промышленности в БССР в целом выполнялись. Создавались и новые ее отрасли. Опережающими темпами росло производство продукции тех отраслей, которые определяли научно-техническую революцию: приборостроения, электронной и радиотехнической промышленности, производства средств связи. Принципиально новым направлением явилось использование в производстве робототехники.

В БССР показатели развития промышленности в 1970-х — первой половине 1980-х гг. были одними из самых высоких в СССР. За эти годы промышленное производство республики увеличилось более чем в 3 раза. Стали действовать нефтеперерабатывающий завод в Мозыре, металлургический завод в Жлобине, шинный комбинат в Бобруйске, четвертый калийный комбинат в Солигорске. Развитие тяжелой промышленности было связано со все возрастающим превращением ее в отрасль производства для обслуживания военно-промышленного комплекса. Передовой уровень в оборонной отрасли промышленности, соответствовавший научно-технической революции, сочетался с сохранением устаревшего оборудования и технологий в большинстве других отраслей. Значительные средства, которые могли бы улучшить материальный уровень населения, расходовались в условиях противостояния СССР с капиталистическими странами на развитие тяжелой и оборонной промышленности. Выпуск качественных продуктов народного потребления приобрел второстепенное значение. Возрастал дефицит (нехватка) товаров первой необходимости. Развитие новых отраслей производства привело к увеличению численности городского населения. Большая часть молодежи из деревень переселялась в города, где уровень жизни был выше. Если в 1966 г. городских жителей насчитывалось 3,3 млн человек (39 % от общей численности населения БССР), то в 1985 г. — 6,2 млн (62 %). Развивались новые города: Новополоцк, Солигорск, Светлогорск [36, c.98-99].

Для большинства городов Беларуси были разработаны схемы жилищного строительства по принципу планировки и застройки жилых районов и микрорайонов, размещавшихся обычно на свободных территориях. В Минске это Чижовка, Серебрянка, Восток, Курасовщина, Малиновка. Стремление снизить стоимость жилья привело к однообразию застройки. Однако с начала 1970-х гг. начали разрабатываться и внедряться новые серии типовых проектов. В 1970—1980-е гг. на основе индустриального крупнопанельного домостроения созданы новые жилые районы с высокими архитектурно-планировочными и композиционными характеристиками. Например, по проспекту Победителей в Минске, Форты 1 и 2 в Гродно. Вторая половина 1960-х — первая половина 1980-х гг. были отмечены дальнейшим развитием транспорта. В 1984 г. была сдана в эксплуатацию первая линия Минского метрополитена.

К эпохе этакого «междуцарствия», когда сталинский ампир уже канул в лету, а поражающие воображение железобетонные конструкции 70–80‑х еще оставались в туманном будущем, относится минский Дворец спорта, построенный в середине 60‑х годов. Над его проектом трудились несколько зодчих во главе с С. Д. Филимоновым, и им удалось создать уникальное сооружение, по образцу которого впоследствии строились дворцы спорта в других городах. Продолжая же тему советской «космической» архитектуры, начатую в предыдущих обзорах, поговорим о ее образчиках на территории Беларуси. Самые знаменитые из них относятся к 80‑м годам и находятся в Минске, что логично и понятно.

Именно здесь велось самое масштабное строительство и бурлили самые передовые идеи. Хороший пример — Комаровка, названная так потому, что еще в начале XX века здесь было кишащее комарами болото. А затем вырос новый микрорайон с Центральным крытым колхозным рынком в качестве оси, который практически сразу приобрел статус главного продуктового рынка во всей БССР. Данную «тарелочку» спроектировал целый коллектив архитекторов в начале 70‑х годов, используя совершенно новые принципы для возведения круглой кровли, которые почти восемь лет дожидались технической возможности воплотиться в реальность. В 1979 году, рядом с Домом мебели, у перекрестка улиц В.Хоружей и Куйбышева был открыт центральный колхозный рынок — Комаровский (прежний, существовавший еще с довоенных времен, располагался ближе к площади Якуба Коласа). Это был крытый рынок, самый большой в БССР. Сооружение было спроектировано авторским коллективом архитекторов: В. Аладов, А. Желдаков, В. Кривошее, М. Ткачук на основе проекта Челябинского Торгового центра. Крытый павильон дополняет сезонный рынок. Официальное открытие рынка состоялось 20 мая 1980 года в соответствии с Приказом Управления торговли исполкома Минского городского совета народных депутатов № 91 от 14 мая 1980 года. Также на площади перед Комаровским рынком появились многоступенчатый фонтан и несколько жанровых скульптур, сразу полюбившихся горожанам: «Лошадь и воробей», «Дама с собачкой», «Фотограф» и «Торговка семечками» («бабка Комаровка», как ее еще называют в Минске) [30, c.11-12].

Еще один объект был создан в 1988 году на нынешнем проспекте Победителей, в ту пору носившем название проспекта Машерова. Это выставочный комплекс «Белэкспо», спроектированный заслуженным белорусским архитектором Леонардом Москалевичем. Архитектор Леонард Москалевич разработал для здания не только эффектнейший образ, но и редкую по сложности конструкцию. Лишенное внутренних колонн сооружение накрыто изогнутой монолитной кровлей, созданной с помощью вантовых конструкций, — первый такой опыт в СССР. «Авторы проекта разработали уникальную по тем временам систему перекрытия павильона — с помощью пяти гиперболических параболоидов, выражающих живописность и легкость архитектурных форм. Между ними в строго заданной геометрии был натянут металлический каркас — ванты, на которые набрызгом укладывался бетон», — писали белорусские газеты после открытия комплекса. Стоит пятилепестковое здание на стилобате, в плане похожем на советский знак качества вантовых конструкций. Это был первый подобный проект во всем СССР.

В отличие от многих декларируемых социалистических сущностей, советская модернистская архитектура была глубоко интернациональна. Абсолютное большинство строившихся в Союзе в 1960—1980-е годы зданий можно легко представить в любой другой развитой стране мира, где модернизм тоже был частью естественного архитектурного эволюционного процесса. Однако порой в этом интернациональном проявлялось национальное, и на проспекте Машерова в Минске имеется прекрасный образец реализации такого редкого подхода. Частью комплекса, строившегося для НИИ галургии (технология добычи минеральных солей), стала стилизованная крепостная башня, которая дала название кафе «Белая вежа», навсегда закрепившееся за всем зданием – здание «Белгорхимпром», арх. М. Барсуков, В. Никитин.

Возможно, включение этого здания в список лучших позднесоветских построек выглядит странно, но на самом деле просто требует объяснения контекста. Нынешние многоэтажные парковки в Минске практически всегда функциональны и вряд ли служат украшением города. Нелегко поверить, но когда-то были времена, когда к такого рода сооружениям относились по-иному. Для гаража Совета министров БССР на улице Клары Цеткин было построено оригинальное девятиэтажное здание в форме цилиндра диаметром 45 метров, ставшее запоминающимся акцентом центральной части города, несмотря на свое, по сути, промышленное назначение. Гараж Совета министров БССР, арх. М. Гродников, И. Бовт

«Белбыттехпроект», арх. П. Кракалев, В. Алейникова, Е. Власов - д олгое время это здание с корабликом на крыше было самым высоким (90 метров) в столице. Его проектировали для института «Белжилпроект» в комплексе с Домом быта, но разместились здесь в начале 1980-х институт «Белбыттехпроект» и Дом моды. В советском Минске оно выглядело настоящим небоскребом, чему способствовало и расположение на естественной возвышенности. Фасады башни выполнены из все тех кесонных панелей, из которых несколькими годами ранее собрали Институт культуры. Строительство здания велось с 1976 по 1983 годы, в том числе с применением технологии скользящей опалубки. До 2008 года являлось самым высоким нежилым зданием города (высота 90 метров). Здание имеет 24 этажа, из них последние 6 технические. Построено на территории бывшего Юбилейного колхозного рынка. В настоящее время помещения в здании арендуют офисы различных фирм и компаний.

Дом проектных организаций, арх. В. Малышев - наружные панели использовали при строительстве Дома проектных организаций на Парковой магистрали. Административный комплекс в плане напоминает букву Y. Он должен был сопровождаться дополнительным высотным корпусом, в котором планировалось разместить гостиницу. К сожалению, ансамбль получился незаконченным, а место несостоявшегося «небоскреба» спустя десятилетия занял жилой комплекс «Славянский квартал» [51, c.29-30].

После 1960 года в архитектуре Белоруссии наибольшее развитие получило типовое проектирование, которое осуществлялось в рамках господствующего направления функционализма. Вторым направлением стало обращение к национальному наследию и достижениям мирового зодчества. Закреплению новаторских черт способствовало техника, с помощью которой вырабатывались новые архитектурно-строительные приёмы. Одной из характерных черт архитектуры 1960—1970-х годов стала её направленность на комплексное ансамблевое строительство. Художественная выразительность новых архитектурных композиций обеспечивалась соответствующим расположением общественных зданий, которые акцентировали градостроительное значение конкретного района, стилистическим единством и объёмно-пространственным решением ансамблей, благоустройством главных площадей, магистралей и других городских узлов. Начался отход от традиционных градостроительных решений, в основе которых лежало противопоставление центров окраинам результате основным подходом к организации градостроительных комплексов стало ансамблевое строительство, которое осуществлялось разнообразными архитектурными методами: гибкостью и динамичностью композиций, синтезом архитектурной и природной среды, связью со зданиями исторического центра, контрастом форм и композиций построек, разнообразием типов зданий и так далее.

Одним из факторов формирования архитектурно-художественного образа стал цвет и связанный с ним художественный синтез, а в качестве средств организации архитектурно-художественных композиций — масштаб, пропорции и ритм. В ряде случаев роль структурных единиц, формирующих архитектурно-художественный облик, взяли на себя функциональные и конструкционные элементы: балконы, лоджии, галереи, эркеры и тому подобное. Всё указанное во взаимодействии способствовало становлению специфического художественного облика архитектуры 1960 — начала 1990-х годов. В градостроительстве 1960—1970-х годов особое внимание обращалось на систему развития общественных центров. В больших городах формировалась полицентричным линейно-осевая композиция со звёздчатой ​​структурой, которая складывалась на основе планировки радиально-кольцевой (Минск, Витебск, Гомель) или веерной, которая развивалась на базе существующей асимметричной композиции центра (Брест, Пинск). В 1980-е годы в крупных городах складывалась разветвленная многоузловая полицентричная структура общественных центров. Например, в Витебске центр развивался за счёт освоения пешеходных прибрежных территорий Западной Двины, центр Могилева формировался вдоль второго композиционного диаметра — проспекта Мира. Разные конструкционные решения получили жилые дома. Застройка велась с использованием монолитных, крупнопанельных, кирпичных и объёмно-блочных зданий. В 1980 — начале 1990-х годов города развивались за счёт освоения прилегающих территорий. На принципах строительства сказался учёт природно-ландшафтного фактора. Холмистый рельеф с перепадами отводили под высотное строительство, территории с равнинным рельефом застраивали горизонтально вытянутыми домами. Новые районы гордской застройки нередко формировались вдоль крупных магистральных улиц с учетом транспортных связей.

Постепенно укрупнялся масштаб застройки. В разных районах Минска возводили промышленные объекты на 9—20 этажей: в районах Восток I (архитекторы Г. Сысоев, И. Журавлёв, И. Попова), Восток II (архитекторы Г. Сысоев, А. Белоконь, Н. Грачёва), общежитие РТИ по улице Первомайской (архитекторы А. Березовский, Ю. Григорьев), дома с магазинами «Трикотаж» по улице Первомайской (архитекторы Э. Светлова), «Нестерка» по ул. М. Богдановича (архитекторы Л. Москалевич, Г. Ласковая), в микрорайоне Серова I (архитекторы К. Соколова, Л. Мартынов, В. Кривошеев, А. Соболевский и другие). Иногда они представляют собой каскады объемов различных высот: комплекс зданий в микрорайоне Восток III в Бресте (архитекторы В. Арсеньев, В. Гапиенка, А. Ляшук). Промышленные дома со встроенным выставочным залом по проспекту Ленина в Гомеле (архитектор С. Певный), по улице Первомайской в ​​Могилеве (архитекторы Е. Брянцев, Ю. Ивжанка), 300-квартирный дом в Борисове (архитектры А. Никитин, А. Федоренков) и другие. Значительное расширение получили классическая прямоугольная в плане композиция, строгость, симметрия в объемно-пространственном решении [53, c.12-13].

В отдельных случаях используется пирамидальная или сложная асимметричная композиция: корпус № 15 БПИ (архитекторы И. Есьман, В. Аникин), институт мелиорации и водного хозяйства по улице М. Богдановича (архитектор П. Крахалёв) в Минске).

Строительство промышленных учреждений велось преимущественно по типовым проектам. Художественная выразительность зданий достигалась за счёт отделки фасадов. При возведении общественных построек часто использовались классицистические порталы: Дворец культуры Минпромстроя Белоруссии (архитекторы А. Тен, С. Невмывакин, С. Кожар), Дворец Республики (руководитель проекта М. Пирогов, архитекторы В. Даклов, Л. Зданевич, А. Шабалин, конструкторы Е. Власов, А. Ершова) в Минске. Использовались также скульптурные композиции (Областной драматический театр в Гродно, архитектор Г. Мачульский), декоративные ниши (информационно-вычислительный центр Минжилкомхоза в Могилёве, архитектор М. Янчик), орнаментальные декоративные пояса (столовая завода «Калибр» в Минске, архитектор А. Круговая), различные виды отделки стеклом с рельефной и гладкой поверхностью (школа по обучению иностранных специалистов в Минске, архитектор А. Зензин).

Однако в большинстве случаев художественно-эстетический акцент делается на средства объёмно-пространственной композиции и конструкционных особенностях. Блокировка объёмов различных высот, отсутствие чисто декоративных элементов в отделке, правильные геометрические формы свидетельствуют о наличии черт конструктивизма в гражданском зодчестве: здание концертного зала «Минск» (архитекторы Л. Потапов, Ю. Кустов, Л. Кустова, А. Чадович), Республиканский дом технического творчества (архитекторы В. Даниленко, A. Зензин, М. Наумов) в Минске, гостиницы «Гродно» в Гродно (архитекторы Ю. Потапов, В. Попов, В. Евдокимов, Ю. Романов) и «Молодечно» в Молодечно (архитектор В. Кривошеев) и другие.

В торговых, гостиничных и спортивных сооружениях художественная выразительность достигалась конструкционным решением: в Минске — Дворец тенниса (архитекторы С. Ботковский, Л. Гельфанд), крытый каток в детском парке имени М. Горького (архитекторы Ю. Григорьев, В. Бабашкин, В. Грезцов), гостиница «Турист» (архитектор Л. Погорелов), выставочный центр «БелЭкспо» на проспекте Машерова (архитекторы Л. Москалевич, Г. Ласковая, Г. Федосенко, В. Копылов), крытый рынок «Комаровский» (архитекторы В. Аладов, А. Жалдак, М. Ткачук, В. Кривошеев), универсамы «Рига» (архитекторы Е. Дятлов, А. Жалдак), «Таллин» (архитекторы А. Жалдак, Р. Явменов, Ф. Пархимович), комплекс автовокзала «Восточный» (архитекторы Л. Погорелов, Л. Кустова, В. Ягодники); комплекс международного молодёжного центра «Юность» на Заславском водохранилище (архитекторы Ю. Шпит, Э. Вишневская), аэровокзалы в Гродно (архитекторы В. Евдокимов, Л. Москалевич, М. Кунявская, В. Василюк, В. Чубич) и Бресте (архитекторы B. Арсеньев, А. Ляшук, В. Кескевич, Р. Шило, В. Гапиенка) [58, c.3-4].

В промышленном строительстве индивидуальное решение приобрели отдельные архитектурные элементы: балконы, лоджии, парапеты, а также отделка панелей (комплекс Дома быта и института «Белбыттехпроект» в Минске, жилые дома по улице Мичурина в Бресте, улице Первомайской в ​​Могилеве). Архитектурная выразительность достигалась за счёт включения произведений монументального и декоративного характера (мозаичные композиции в торцовых частях высотных зданий в жилом районе Восток I в Минске, декоративные композиции монументальной живописи на жилых домах на набережной Западной Двины в Новополоцке). В отделке использовались также витражи (Театр драмы и комедии в Бобруйске).

В жилищном строительстве распространение получил цвет в оформлении торцов, элементов балконов, лоджий (общежитие РТИ по улице Я. Коласа, жилые дома в микрорайоне Серова I в Минске, на бульваре Космонавтов в Бресте). На процесс формы стилеобразования повлиял исторический фактор. Переосмысление исторических и народных традиций выразилось в застройке новых городских районов. Современную интерпретацию получили формы и принципы функционализма и конструктивизма [58, c.78-79].

Таким обрахом, в 1960-1980 гг. промышленная архитектура БССР находилась под влиянием постмодернизма; распространилась пирамидальная или асимметричная планировка объемов, использование в конструкциях зданий общественного и жилищного назначения башенных форм, отсутствие чисто декоративной отделки фасадов. На основе переосмысления традиций зодчества в новых постройках нашло отражение взаимодействие исторического и современного. Одной из существенных закономерностей архитектуры стала ретроспективная тенденция, что была результатом влияния постмодернизма. Для промышленной архитектуры этого периода характерно возрождение исторических и национальных традиций. Результатом поисков выразительности стала своеобразная многостилевость архитектуры.

Заключение

Аспект развития промышленной архитектуры БССР в 1920-1980 гг. получил широкое освещение в историографической литературе и источниках. При написании данной дипломной работы был рассмотрен широкий блок источниковой и историографической базы, выделены основные характерные черты промышленной архитектуры, акцентировано внимание на наиболее выдающиеся промышленные архитектурные сооружения. Были использованы труды, монографии, статьи Курбатова В.В., Воинова А.А., Локотко И.А., Шамрук А.С., Корпенковой А.А. и других авторов. Особое внимание необходимо уделить творчеству архитекторов И. Лангбарда, А.Воинова и Г.Заборского по возрождению столицы Беларуси – города Минска.

В период с 1914 по 1921 гг. территория Беларуси находилась в зоне боевых действий. Было уничтожено больше половины предприятий, города и деревни были разрушены, что плохо отражалось на положении людей. После октябрьской революции новые социальные условия создали возможность развития градостроительства, создания новых типов жилья и построек, которые бы наилучшим образом обеспечили бы наилучшие условия для жизни, работы и общественной деятельности людей. Необходимо было восстанавливать народное хозяйство после войны. Промышленные сооружения и раньше были менее подвержены обильному декорированию и эклектичной стилизации. При их проектировании в 20-е годы принципы конструктивизма, прежде всего ориентация в процессах формообразования на конструктивно-функциональную целесообразность, проводились наиболее последовательно. Здесь чаще и полнее, чем в других типах сооружений, использовались новейшие технические достижения. Все это не могло не сказаться и на стилистике промышленных сооружений. Они, пожалуй, и во второй половине 20-х годов в большей степени сохранили приемы и средства выразительности раннего архитектурного конструктивизма. Промышленные предприятия времен первой пятилетки не всегда следует рассматривать, как самостоятельно значимые объекты архитектуры. Они скорее выступали в качестве центров притяжения научной и строительной мысли, творческим ориентиром лучших архитекторов эпохи. Архитектурная ценность рассмотренных белорусских предприятий также в сопутствующих им рабочих поселках и общественных зданиях. Хотя многие предприятия и сооружения вполне достойны рассмотрения в качестве полноценного архитектурного произведения. На территории нашей страны осталось немало свидетельств масштабной индустриализации 1930-х годов. Сохранность этих объектов далеко не безупречна, но это и не удивительно ввиду их функциональной насыщенности. Изменение и усовершенствование производственных технологий неизбежно ведут к модернизации и реконструктивным мероприятиям зданий и сооружений. А попытка сохранить исходный облик промышленных предприятий противоречила бы прогрессу и принципам процветания производства. Таким образом, промышленная архитектура во все времена находилась немного вне общепринятых стилевых рамок. Но при рассмотрении искусства советского авангарда 1920-1930-х годов не обращаться к архитектуре производственных объектов было бы некорректно. Ведь именно здесь лежат истоки стилевых направлений 1920-1930-х годов, причем касательно не только архитектуры, но и многих других видов творчества. В эстетике машиностроительных форм и производственных процессов находили мастера советского авангарда свое вдохновение. Именно промышленное производство было основой идеологии того времени, на которую опиралось в том числе и творчество проектировщиков.

Война нанесла громадный ущерб по хозяйству и культуре Беларуси. Республика потеряла свыше половины своих национальных богатств. Особенно тяжелым было разорение промышленности и энергетической базы, в сельской местности оккупанты превратили в пепел 9200 деревень. После освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков перед трудящимися стали большие и довольно сложные задачи. Необходимо было в кратчайший срок ликвидировать последствия войны, восстановить и обеспечить дальнейшее развитие народного хозяйства республики, поднять уровень материального благосостояния и культуры народа. Подготовка к восстановительным работам в республике началась задолго до окончания войны. Еще вначале 1942 г. при СНК БССР были созданы различные подготовительные группы, в том числе и архитектурно-строительная. Показательным здесь может служить состоявшееся в декабре 1942 г. в Москве расширенное совместное заседание правлений Союзов архитекторов СССР и БССР. На нем были обсуждены вопросы восстановления городов и сел республики. Особое внимание привлекли предложения архитекторов И. Лангбарда, А.Воинова и Г.Заборского по возрождению Беларуси. В 1945-1947 гг. в БССР были созданы крупные строительные организации – Министерство жилищно-гражданского строительства, Главное управление промышленного строительства и Главное управление по восстановлению города Минска, а также строительные организации отдельных министерств, Автопромстрой, Станкострой и др. Для осуществления строительства в сельской местности и оказания помощи колхозам в 1945 г. при СМ БССР было организовано Управление по делам сельского и колхозного строительства.

При акценте о возрождении архитектурных памятников, стоит обратить внимание на художественный образ архитектуры Беларуси 1945-1950-х гг., он имеет синтетический характер: который вобрал в арсенал своих средств художественной выразительности не только непосредственно архитектурный язык, но и специфику декоративно-прикладного искусства, а так же реалистичны образы круглой скульптуры. Художественный образ в архитектуре становится значительно богаче благодаря активному использованию архитектурно-декоративной пластики из металла, использование монолитных чугунных вставок, лепнины. Именно художественные акценты из металла придали послевоенным постройкам новые декоративные возможности и выразительные эстетические качества, значительно увеличили эмоциональное восприятие архитектурного образа [8, c.85-88].

С середины 1950-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: