Теоретические основы оценки эффективности.




Тема 5. Эффективность исполнения бюджета

 

Краткое содержание темы. Академический и программный подходы к оценке эффективности государственных расходов. Модели оценки эффективности, зарубежные и отечественные. Различные понятия эффективности бюджетных расходов.

Понятия эффективности в БК РФ, экономность, результативность.

Применение академического подхода. Уровень бюджетной обеспеченности, индекс налогового потенциала, индекс бюджетных расходов, методика расчета. Распределяются дотации между субъектами Российской Федерации.

Применение программного подхода. Методика оценки эффективности государственных программ. Рекомендации по совершенствованию методики

 

 

Теоретические основы оценки эффективности.

 

С задачей построения целостной системы оценки эффективности расходов бюджета сталкиваются правительства стран по всему миру. Зачастую это связано с послед­ствиями периода финансовой нестабильности, наметившейся тенденцией роста рас­ходных обязательств государства при снижении доходов бюджета. В такой ситуации применение указанной оценки позволяет выявить наименее эффективные направ­ления государственных расходов, а также возможный потенциал по повышению их эффективности.

В настоящее время существуют различные подходы к оценке эффективности государственных расходов, среди которых можно выделить два основных:

— академический;

— программный.

Необходимо понимать, что эти направления сложились из-за различия в целях их реализации.

Академическое направление использует укрупненное представление об эффективности расходов в целях сопоставлений высшего уровня, пренебрегая при этом рядом факторов. При этом часто используют относительные величины, например, отношение расходов к произведенному продукту.

Основная цель программного подхода — оценить результативность работы органов государственной власти по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

При разработке целостной системы оценки эффективности государственных про­грамм ко всем вышеуказанным критериям подбираются группы индикаторов, с помо­щью которых можно дать количественную оценку программной деятельности органа государственной власти по реализации ее мероприятий.

Оценка эффективности бюджетных расходов относится к ключевым во­просам управления общественными финансами. Однако, несмотря на ча­стое употребление термина «эффективность» в стратегических документах российских органов власти, терминология действующего федерального законодательства отличается от принятых в литературе определений.

В зарубежной теоретической и прикладной литературе изначально выделяли две базовые модели, характеризующие эффективность бюджетных расходов:

1. «экономичность — эффективность — результативность» (англ. «economy — efficiency — effectiveness»), или модель «3Es», т. к. все три термина начинаются с одной буквы;

2. «ресурсы — непосредственный результат — конечный результат» (англ. «input — output — outcome»), или модель «IOO».

Впоследствии две модели были объединены в одну (см. рис. 1).

 

Рис. 5.1. Понятие эффективности в зарубежной литературе

 

Понятие эффективности включает следующие компоненты:

— техническая эффективность (technical efficiency), которая определяется как со­отношение стоимости промежуточного результата (общественного блага или услуги) и ресурсов, затраченных на его производство;

— аллокационная эффективность (allocative efficiency), которая означает исполь­зование имеющихся в распоряжении бюджета ресурсов для получения результата, максимально соответствующего предпочтениям жителей.

В моделях «3Es» под эффективностью обычно подразумевается именно техническая эффективность.

Аллокационная эффективность означает, что жители получают максимальную отдачу от ограниченных бюджетных ресурсов. Ресурсы государства могут быть использованы на различные цели, но наибольшая эффективность достигается при распределении ресурсов в соответствии с предпочтениями жителей.

Результативность определяется различными способами, но наиболее распространенное определение — это достижение поставленных целей.

В отечественных публикациях также выделяют несколько характеристик эффективности (см. рис. 3):

— экономичность;

— экономическая эффективность;

— социальная эффективность;

— социально-экономическая эффективность;

— результативность.

 

Рис. 5.2. Оценка эффективности бюджетных расходов

 

Определение понятия эффективности бюджетных расходов в российских публикациях

Экономичность характеризует стоимость единицы определенного вида ресурсов, использующихся для предоставления общественных благ (реализации программы, финансирования бюджетной услуги).

Экономическая эффективность* характеризует соотношение объема обществен­ных благ (предоставленных услуг) определенного качества и затрат (в денежном выражении) на их предоставление или производство.

Социальная (общественная) эффективность характеризует степень достижения общественно значимого результата (эффекта) в зависимости от объема и качества предоставляемых государством услуг.

Социально-экономическая (общественно-экономическая) эффективность харак­теризует соотношение величины достигнутого в результате реализации программы (финансирования мероприятия, статьи расходов) общественно значимого результата (эффекта) и величины затрат на его достижение.

Результативность характеризует соотношение фактически достигнутых и заплани­рованных результатов, т. е. соответствие результатов, достигаемых за счет осущест­вления бюджетных расходов, заранее поставленным целям.

Все эти характеристики тесно связаны и выражают различные аспекты понятия эффек­тивности бюджетных расходов. Экономичные решения обеспечивают более высокую экономическую эффективность, а она в свою очередь приводит к более высокой социально­экономической эффективности.

 

5.2. Понятие эффективности расходов в федеральном законодательстве

 

В федеральном законодательстве нет однозначной трактовки понятия «эффективность», что вызывает затруднения при попытке эту эффективность оценить. В действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 34) содержится принцип эффективности использования бюджетных средств, включающий два компонента:

— экономность — достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств;

— результативность — достижение наилучшего результата с использованием опреде­ленного бюджетом объема средств.

При этом понятие результативности в определении ст. 34 Бюджетного кодекса отли­чается от принятого в теоретической литературе: речь идет не о достижении заплани­рованного результата, а о достижении наилучшего результата, возможного при данном объеме финансирования, хотя при таком подходе результат может быть отличен от перво­начально запланированного. В теории данному понятию скорее соответствует термин «эффективность использования ресурсов»[1].

Неоднозначность трактовок понятия «эффективность» в федеральных нормативных актах привела к неопределенности в законодательстве субъектов Российской Федерации (естественно, среди органов местного самоуправления каждого субъекта РФ единообразие терминологии присутствует).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: