РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ И РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ КОМПАНАРНОГО АНАЛИЗА




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра социологии и организации работы с молодежью

 

Сравнительный анализ особенностей реализации европейской

Молодежной политики и молодежной политики

Российской Федерации

 

Курсовая работа

студентки очной формы обучения

бакалавриата Организация работы с молодежью

3 курса группы 05001311

Немцевой Анны Александровны

 

 

Допущена к защите «___»____________2016 г. ________ ____________________ Подпись (расшифровка подписи) Научный руководитель: к.с.н., доц. Л.Н. Шмигирилова  
Оценка______________________ «___»____________2016 г. ________ ____________________ Подпись (расшифровка подписи)  

 

 

БЕЛГОРОД 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ I. ............................................................................................... ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫЕВРОПЕЙСКОЙ И РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ КОМПАНАРНОГО АНАЛИЗА……….    
РАЗДЕЛ II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……....................................………................  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………........  

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсового исследования обуславливает тот факт, что европейская молодежная политика является наиболее проработанной в современной системе политических и международных отношений, а практика вовлечения в процессы реализации европейской молодежной политики общественных структур и самой молодежи по праву считаются одними из наиболее успешных с точки зрения эффективности. В связи с этим, помимо собственного опыта, особенно важным представляется переосмысление и адаптация наиболее успешных и передовых зарубежных технологий и методов работы молодежью, ориентация на опыт тех стран, где государственная политика в этой области является одним из приоритетных направлений развития государства, и существует налаженный механизм взаимодействия общественных и государственных структур в области решения общих задач.

Востребованность всестороннего анализа государственной молодежной политики обоснована также изменениями ожиданий молодых людей относительно роли государства, содержания и форм программ социальной поддержки молодежи. В современной России трансформируются не только акценты государственного участия в жизни населения, динамично меняются формы и методы работы государственных и негосударственных агентов, молодежь все чаще признается в качестве субъекта государственной политики, что необходимо предполагает отказ от патерналистских традиций, свойственных предыдущим этапам реализации молодежной политики. Определение грани рационального распределения и перераспределения прав и обязанностей между государством и молодежью имеет практический ресурс для развития эффективной молодежной политики.

Значимость исследования содержания, векторов развития, принципов и подходов молодежной политики определяется также количественными и качественными характеристиками молодежи, определяющими внутреннюю дифференциацию данной социально-демографической группы. Молодежь представлена во всех социальных слоях и группах современного общества и чрез некоторое время именно она будет определять характер развития России в различных сферах: политической, экономической, культурной. Вместе с тем, молодежь является носителем объективных и субъективно оцениваемых негативных социальных характеристик, как например имущественная и статусная дифференциация, нереализованные экономические возможности и активности, что порождает противоречия между объективными условиями положения молодежи в обществе, ожиданиями государства и общества относительно поведения молодежи в настоящем и ее роли в будущем, а также субъективными оценками молодых людей своего места в социальном пространстве.

Выявление перспектив молодежной политики России, ее рисков и ресурсов, учет ошибок и достижений предшествующих этапов ее реализации (в том числе в Европе) будет способствовать формированию уникальной, системной, досконально проработанной и одной из самых успешных молодежной политики в современном мире.

Степень научной разработанности. Политологическое направление включает в себя изучение различных аспектов проблем молодежи и молодежной политики.

Во-первых, это исследования, отражающие вопросы политической социализации, ценностных установок и ориентаций, электоральных предпочтений, а также форм политической и субкультурной активности молодого поколения (работы О. М. Карпенко, М. М. Кислякова10, К. А. Котовой, Е. С. Лисицы11, И. А. Ламанова12, И. Л. Морозова, З. Ч. Махмудова, С. Ф. Некрасова, Е.Л. Омельченко13, Е. С. Полтавской14, А. В. Соколова, Ж. Т. Тумурова15, Е.Б. Шестопал16, А. В. Шемелина17 и др.).

Во-вторых, исследования, анализирующие процессы, механизмы и технологии взаимодействия государства с различными политическими и общественными организациями, в частности, молодежной тематики (исследования М.Г. Анохина, З. Т. Голенковой, З. М. Зотовой18, К. Клеман19, М. И Либоракиной, К. О. Магомедова, Е. Г. Морозовой20, М. Олсон21, С. В. Патрушева22, С. Хантингтона, С. Эйзенштадта, П. Штомпки23 и др.). Отдельное внимание уделяется правовым аспектам взаимодействия органов власти и общественных организаций (Н. Ю. Беляева24, В. Д. Мазаева, А. Ф. Малой, С. А. Солдатова25, А. Шастико и др).

В-третьих, работы, рассматривающие различные аспекты формирования и реализации государственной молодежной политики в России, что нашло отражение в исследованиях А. В. Апариной, Ю. В. Коврижных, В. Т. Лисовского26, В. А. Лукова27, В. И. Чупрова28 и др. Весомый вклад в изучение региональной специфики осуществления молодежной политики внесли ученые Кемеровской области – А. А. Зеленин, А. Л. Сидякина, В. Ю. Чигаева, С. Н. Чирун29. Их исследования позволили изучить и проанализировать особенности функционирования региональных молодежных организаций, а также формы влияния на региональные органы власти в реализации инициатив в сфере государственной молодежной политики.

В-четвертых, исследования, связанные с изучением динамики и особенностей радикализации молодежных организаций, а также таких крайних проявлений социально-политического и религиозного протеста, как экстремизм и терроризм в молодежной среде (В. К. Криворученко, Т. Становая, Е. Л. Омельченко, С. Н. Чирун30). При этом все большее значение приобретает не просто рассмотрение форм, методов и организационных структур радикальных молодежных организаций, а выработка мероприятий, направленных на профилактику данных явлений (В. И. Красиков, Е. Л. Холодцева31). Отдельные исследования освещают проблемы проявления и средств противодействия идеям экстремизма в социальных сетях (В. В. Шиллер32), бурное развитие которых приходится на последние несколько лет.

В-пятых, работы, уделяющие внимание анализу направлений политического участия самих молодежных организаций, выявлению структуры политических ценностей и их идеологических основ. В настоящее время данная тематика наиболее активно разрабатывается в различных регионах Российской Федерации и представлена работами таких ученых, как В. И. Дорофеев, Т. Н. Митрошина, А. А. Немерюк, Е. А. Самсонова, А. В. Соколов, П. В. Тараканов, О. Е. Трофимова, Э. В. Чекмарев, Н. А. Хохлова и др.33 Особенно ценным представляется анализ форм деятельности и этапов развития леворадикальных молодежных организаций анархистской, троцкистской, экологической и др. направленности, проведенный А. Н. Тарасовым.34

Проведенный анализ научных исследований показал, что, несмотря на активизацию интереса к проблемам молодежи и молодежной политике в целом, а также к деятельности левых радикальных организаций в частности, по-прежнему остаются без внимания формы работы и возможные сценарии развития сотрудничества умеренных левых молодежных организаций и институтов публичной политики. Среди отечественных и зарубежных исследователей отсутствуют исследования, в которых конкретизируется понятие «молодежная политика» в условиях реидеологизации российского общества и модернизационных изменений самих молодежных организаций, не находит своего применения термин «левая молодежная политика». Под реидеологизацией российского общества автор рассматривает не столько процесс возрастания значения идеологии в нашей стране, сколько попытки сформировать национальную идею в России и воспитать патриотические чувства в молодежной среде в отношении своей страны. Внутриполитические изменения в социально-политической сфере, в свою очередь, повлекут за собой процесс реструктуризации общества. Применение системного подхода на фоне процессов реидеологизации и реструктуризации общества позволит на новых основаниях рассмотреть изменения государственной молодежной политики и место в ней инициатив молодежных организаций. Исследователи игнорируют тот факт, что рост гражданской активности, находящий свое выражение в возрастании количества и качества работы молодежных организаций левой направленности, меняет сами основы сложившихся моделей молодежной политики – структуру, в которой доминирующие позиции в сфере молодежной политики на протяжении десятилетий играли институты государства. В свою очередь, недостаточно активное привлечение региональными органами власти молодёжных организаций всего спектра действия («левых», «правых», «центристов») к решению вопросов приводит к росту радикальных настроений среди молодежи, а это, в свою очередь, ставит под сомнение дальнейший процесс стабильного социально-экономического и политического развития государств. Подобная тенденция развития делает целесообразным пересмотр традиционных принципов распределения «ролей» и «обязанностей» в социальной политике российского государства и открывает возможности включения в государственные молодежные политические программы инициатив со стороны умеренных молодежных организаций, тем самым работая на опережение и ослабление социальных, политических, межконфессиональных и других конфликтов в обществе.

ача успешной интеграции молодежи в общественные структуры реализуется посредством молодежной политики, которую осуществляет государство. Молодежную политику проводят также политические партии, общественные (в том числе и молодежные) движения, религиозные организации. Давно и плодотворно данную проблему разрабатывают И. М. Ильинский, В.К. Криворученко, Б.А. Ручкин. В работах одного из ведущих отечественных политологов Л.B. Сморгунова глубоко и всесторонне раскрывается содержание новейших политических и государственно-управленческих концепций, дается анализ зарубежного опыта разработки и реализации государственной политики[1].

Весьма значимыми для работы стали труды отечественных и зарубежных авторов - А.Ю. Сунгурова, А.И. Соловьева, Н. Мэннинга, Н. Парисона и других — по вопросам политической и административной модернизации в России, трансформации современного государства, постепенно передающего часть своих функций другим акторам (публичным и частным, внутренним и внешним), оказывающим все большее влияние на принятие общественно значимых решений.[2] Зарубежный опыт разработки и реализации государственной и общественной молодежной политики широко представлен в аналитических докладах Всемирного банка, Совета Европы, Совета Федерации ФС РФ, Института Европы РАН, а также публикациях специалистов.

Проблема курсовой работы обуславливается противоречием между знанием о потребностях молодежи и результативных практических действий, решающих проблемы современной молодежи.

Объектом исследования выступает молодежная политика в целом.

Предметом исследования являются особенности реализации европейской молодежной политики и молодежной политики Российской Федерации.

Целью курсовой работы является проведение компанарного анализа молодежной политики в Европе и России.

Задачи курсовой работы разделились на:

1.Обоснование теоретических аспектов молодежной политики Европы и Российской Федерации.

2.Сравнительный анализ реализации европейской молодежной политики и молодежной политики Российской Федерации.

Теоретической базой настоящей работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных молодежной политике России и Европы: И. М. Ильинского, В.К. Криворученко, Б.А. Ручкина,А.Ю. Сунгурова, А.И. Соловьева, Н. Мэннинга, Н. Парисона и др.

Эмпирическую базу исследования составляют: Доклад Института Европы РАН «Молодежная политика: европейский опыт», Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, Доклад о мировом развитии 2007 года «Проблемы молодого поколения в контексте развития» Международного банка реконструкций и развития, Отчет о реализации Европейской Молодежной Кампании «Все различны – все равны» 2006 - 2007 года, Аналитический вестник Совета Европы, в частности «Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт», сборник документов Европейской молодежной политики Министерства Образования и науки Российской Федерации и др.

Таким образом, курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, а также списка источников и литературы.

 


 


 


РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫЕВРОПЕЙСКОЙ И РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ КОМПАНАРНОГО АНАЛИЗА

В зарубежных странах в настоящее время понятие «молодежь», опре­деляется исходя из различных компонентов и подходов, большое значение для которых имеют не только возрастные рамки, но и набор отдельных индивидуальных или групповых характеристик, качеств и черт. Молодежь – это, прежде всего один из стратегических ресурсов страны, способный создавать и стимулиро­вать развитие инноваций, воспроизводить ма­териальные и интеллектуальные ресурсы. При этом в условиях старения общества нагрузка на молодежь серьезно увеличивается. Молодежь должна быть активным, заинте­ресованным участником решения задач, стоя­щих перед обществом, однако сталкивается на этом пути с определенного рода проблемами и трудностями. Общество должно создавать необходимые условия для самореализации молодежи и ее активного включения в обще­ственные процессы. Это позволит обеспечить социальное, культурное и экономическое вос­производство и ускорить общественное разви­тие[3].

Для создания условий, необходимых для самореализации молодежи в современном мире, важной является деятельность междуна­родных организаций и институтов, обладающих достаточными ресурсами и эффективными ме­ханизмами реализации молодежной политики, как внутри страны, так и за ее пределами. Центральное место в системе международных институтов, определяющих ключевые векторы развития политики в молодежной сфере, за­нимают европейские институты молодежной политики, изучение опыта и результатов дея­тельности которых представляет для России особый интерес в условиях возрождения ин­тереса к проблемам молодежи в стране, в том числе и со стороны государства. Понимание основных принципов европейской молодеж­ной политики и изучение опыта ее реализации отдельными европейскими институтами могут иметь существенное значение для разработки эффективной национальной молодежной поли­тики в будущем.

Большую роль в развитии молодёжной политики в 60-80-е годы сыграла Организации Объединенных Наций, приняв целый ряд документов, провозглашающих новые принципы отношения к молодежи. Так, 1985 год ООН был объявлен Международным годом молодежи. А в 1995 году была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, в 1998 году на первой Всемирной конференции министров по делам молодежи была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике. Современные возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, определяется в интервале от 13-14 до 29-30 лет. Следует различать национальную моло­дежную политику и европейскую молодежную политику. В большинстве европейских стран молодежная политика призвана содействовать молодым людям в становлении их жизненного пути, в том числе, в обеспечении занятости и гражданского участия молодых людей. Однако следует упомянуть и о том, что в ряде случаев основное внимание уделяется образованию и тренингу молодых людей. Исключение составляет Швеция, где основная задача молодежной политики – «помочь молодым людям быть молодыми людьми». В данный момент можно говорить о существовании молодежного законодательства в большинстве европейских стран, хотя вопрос об интегрированной молодежной политике до сих пор находится в стадии обсуждения и, зачастую, молодежное законодательство ограничено областью молодежной работы и формального образования. Так, например, правовую основу помощи детям и молодежи в Германии создает Закон о помощи детям и молодежи.

Большинство европейских стран обладают трехступенчатой, каскадной структурой реализации молодежной политики[4]. Законодательная база и общие направления ее реализации разрабатываются на уровне центрального правительства - первый уровень. Правительство, в свою очередь, делегирует возможности ее осуществления региональным и муниципальным администрациям – второй уровень. Молодежные организации – третий уровень. Основным инструментом участия молодых людей в молодежной политике являются молодежные организации. Например, в Германии насчитывается около 90 межрегиональных молодежных организаций и союзов, в которых состоит примерно 25% всего молодого населения государства. В молодежной работе государство уступает место союзам, обществам, религиозным объединениям, фондам и другим независимым организациям, благодаря чему создается широкий спектр предлагаемых услуг. В Финляндии государственная финансовая поддержка оказывается 75 национальным организациям. На местном уровне молодежные объединения получают финансовую и иного рода поддержку (тренинг, обеспечение оборудованием) из средств местных органов власти. Однако наблюдаемая в последние десятилетия тенденция демонстрирует, что молодые люди предпочитают традиционным молодежным организациям новые формы своего участия в общественной жизни (неформальные объединения, молодежные группы, реализующие отдельные проекты или программы). В ряде стран задачи молодежной политики варьируются, где-то это семейная политика, правовая и социальная защита, но в большинстве - обеспечение социальных, политических, экономических, образовательных и других возможностей для молодых людей. Изучая опыт данных стран, можно выделить следующие стратегии государств по отношению к молодежной политике:

1. Стратегия ведущей роли государства в сфере молодежной политики. Германия, Франция - в этих странах с развитой системой регулирования социально-экономических процессов государство играет ведущую роль в определении приоритетов молодежной политики и ее осуществлении, тесно взаимодействуя с неправительственными организациями.[5] Можно выделить следующие аспекты, данной стратегии:

1) Структурирование молодежной политики по уровням – общенациональному, региональному и местному. Эта система наиболее четко выражена в Германии. В этой стране молодежная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодежи и детям» (помощь семьям в воспитании, консультации, опека, социальная педагогика, ювенальные суды, организация работы с молодежью) и «О защите молодежи», а также ежегодного федерального плана по молодежной и детской политике (конкретные мероприятия по социализации молодежи – социальное обеспечение, борьба с бедностью и безработицей, нравственное воспитание, интеграция иностранцев в немецкое общество, помощь молодым людям в «восточных землях»). В Германии на федеральном уровне за разработку молодежной политики отвечает Министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи, в котором есть Отдел по вопросам молодежи, занимающийся разработкой ежегодного федерального плана по молодежной политике (также в разработке плана участвуют федеральные Министерство по образованию и науке и Министерство по экономике и занятости). На земельном уровне соответствующие министерства разрабатывают, ориентируясь на федеральный план, земельные планы молодежной политики с учетом потребностей регионов, исполнением молодежной политики занимаются земельные молодежные ведомства. На коммунальном уровне происходит непосредственная реализация задач и программ, определенных в федеральном и земельном планах. Во Франции разработкой молодежной политики занимается Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций (при участии Министерства национального образования, Министерства занятости и солидарности, Министерство культуры и коммуникаций). Министерство имеет региональные и департаментские управления, ответственные за реализацию молодежной политики на местах. Похожая статья: Становление института государственной молодежной политики в условиях социально-экономической трансформации современного российского общества

2) Использование принципа субсидиарности, когда основная ответственность, в том числе и финансовая, возлагается на низовой уровень (коммунальный; в российских условиях – муниципальный). В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей. Во Франции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных инициатив – программа «Проект М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).

3) Условное разделение единого массива молодежи. В Германии молодежь (22 млн. чел, что составляет 25% населения) делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), так как приоритеты у этих возрастных групп различны. Во Франции молодежь рассматривается как единый возрастной массив от 15 до 26 лет.

4) Применение комплексного подхода. Например, в Германии предоставление образования сочетается с обеспечением молодых людей рабочими местами. Во Франции в 1997г. была введена программа «Новые услуги, новые рабочие места», имевшая целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях. Частным компаниям-работодателям государство компенсировало до 80% МРОТ на каждое новое место для молодежи.

5) Сотрудничество власти и неправительственных организаций (далее по тексту НПО) на всех трех уровнях реализации молодежной политики. За НПО признается важная роль, т.к. они работают в тесном контакте с молодежью, содействуя социальному сплочению. В Германии НПО, в первую очередь – молодежные (партийные, гражданские и объединения по интересам), могут получить статус «общественного исполнителя», если их работа соответствует задачам молодежной политики, и участвовать в реализации конкретных мероприятий. Организации, участвующие в осуществлении молодежной политики, занимаются лоббированием интересов своих членов (в основном – представителей молодежных групп) на всех уровнях власти, т.е. представительство интересов идет «снизу вверх». Во Франции общественные организации, добровольно зарегистрировавшиеся при Министерстве по делам молодежи и спорта, рассматриваются как потенциальные партнеры и имеют право обращаться за материальной помощью для реализации конкретных проектов. Национальный совет молодежи (возглавляется министром по делам молодежи и спорта), объединяющий представителей политических, гражданских, профсоюзных молодежных структур, имеет полномочия инициативы по актуальным молодежным вопросам. Советы молодежи действуют как на уровне департаментов, так и во многих муниципалитетах.

6) Регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами в Германии, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы.

7) Применение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию молодежи. Так, в Германии действует договор между землями и федерацией о защите молодежи от вредного влияния СМИ.

2. Стратегия равенства государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики. В Великобритании, Швеции - государство формулирует общее направление, цели и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям. В качестве аспектов организации и исполнения молодежной политики данных стран можно выделить следующие:

1) Отсутствие специальных министерств по делам молодежи и молодежной политике (и в Швеции, и в Великобритании). Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции. Тем не менее, деятельность по реализации молодежной политики в Великобритании координируется Управлением по работе с молодежью Министерства образования и министерским Комитетом по делам детей и молодежи, а в Швеции – Министерством культуры. Если в британских парламентских структурах комиссии по молодежной проблематике отсутствуют, то в Швеции действует Государственный молодежный совет и молодежные советы на муниципальном уровне. Центральное правительство определяет общую сумму затрат и ее распределение между местными органами власти, которые принимают решение о приоритетных расходах с учетом локальных особенностей (в Швеции также - распределение грантов для местных НПО). НПО имеют существенное значение, в Швеции они охватывают около 3/4 молодежи. Если в Великобритании молодежная политика зависит от состояния политико-экономической конъюнктуры в целом, то в Швеции она стабильна.

2) Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в обеих странах. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. Наиболее актуальна эта проблема для Великобритании, где, несмотря на рост уровня жизни, навыков и образованности молодых людей, весьма значительны и социально-экономические проблемы в молодежной среде: 21% детей растут в семьях, где никто не работает, до 10% молодых людей в возрасте 16-18 лет не работают и не учатся. Высок уровень безработицы среди молодежи 16-24 лет (12% в среднем по стране, причем он в 2-3 раза выше среди представителей этнических меньшинств). В Великобритании предпринимаются меры, призванные усилить мотивацию к получению и повышению образования – система кредитов для получения профессиональной подготовки, финансовая поддержка молодежи 16-19 лет, которая учится на дневных отделениях и живет с родителями. В целом система финансовых мер по вовлечению молодежи в образовательный процесс пока недостаточно совершенна. В Швеции обучение как в средней, так и в высшей школе бесплатное, но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в виде подлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебы и устройства на работу). Похожая статья: Основные направления ближневосточной политики ФРГ 2000–2014 гг.

3) Минимизация молодежной безработицы является другим направлением. В Великобритании борьба с безработицей осуществляется в рамках программы «Новый курс для молодых людей» - консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. В Швеции проблема трудоустройства и профессиональной переподготовки решается на локальном уровне с учетом особенностей местных рынков труда и кадровых запросов бизнеса. Важное место занимает гражданское воспитание: не только выработка умения отстаивать свои права, но и воспитание социально-политической активности в целом (в Великобритании с 2002г. – курсы воспитания граждан как часть школьных образовательных программ). Интерес представляет деятельность в составе британского правительства межведомственного подразделения по вопросам социальной маргинализации, занимающегося выработкой политики по вовлечению представителей групп риска, в том числе молодежи (несовершеннолетних матерей, бездомных, правонарушителей) в нормальную общественную жизнь. В целом для британской молодежной политики характерна тенденция дать молодым людям шанс, поддержать их, но воздержаться от чрезмерной опеки и благотворительности, которые подрывают стимул самостоятельной активности, ведут к иждивенчеству. Шведская система молодежной политики направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, при широком привлечении общественных организаций, являющихся полноправными партнерами государства. Система европейских институтов молодежной политики прошла долгий путь становления и развития. В современном виде она представ­ляет собой сложно организованный, но эф­фективный механизм реализации молодежной политики, основные принципы которого могут оказаться полезными при определении инно­вационных путей развития молодежной сферы в России. Недавние изменения, произошед­шие на национальном уровне, прежде всего в управлении молодежной сферой, ставят перед национальными органами, ответственными за реализацию молодежной политики, новые задачи по созданию необходимых условий фор­мирования эффективной национальной мо­лодежной политики. Преимуществом для будущего развития молодежной политики в России, как представляется, может являться имеющийся опыт сотрудничества националь­ных молодежных организаций и структур с европейскими институтами Совета Европы и ЕС, ответственными за молодежную сферу. Важным для буду­щего развития молодежной политики в России может стать укрепление и дальнейшее разви­тие сотрудничества с институтами Совета Ев­ропы, а также расширение возможностей для участия России в программных мероприятиях Европейской комиссии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: