РАЗДЕЛ II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Сегодня молодежная политика в мире является системной, проработанной и находится под непрестанным вниманием ООН, а в Европе еще и Совета Европы. Основными субъектами молодежной политики в западных странах выступают государство и гражданское общество. Причем, в отдельных странах преобладающим является государство (Германия, Франция), в других -наблюдается паритет между государством и гражданским обществом (Великобритания, Скандинавские страны), в-третьих - государство все отдало на откуп гражданскому обществу (США). Несмотря на то, что в разных странах цели молодежной политики формулируются по-своему, ее главная задача в большинстве стран — создать условия для позитивного перехода от молодости к взрослой жизни, характеризующейся, прежде всего, самостоятельностью и ответственностью. Большинство стран имеет специальное законодательство в этой сфере. Финансирование молодежной политики увеличивается с каждым годом, но, несмотря на это, существует его недостаток во многих странах. Для многих стран (Германия, Швейцария, Австрия и др.) характерна трехуровневая структура реализации молодежной политики, причем наиболее эффективна она на региональном и муниципальном уровнях.

Программы молодежной политики западных стран построены с учетом потребностей, интересов молодых людей, выдвигаемых ими требований к уровню и эффективности образования, досуга, трудоустройства и т.п. При этом отмечен переход от всеобъемлющих, единых, централизованных программ к локальным, целевым, гибким проектам, с акцентом на усилия муниципальных (местных, районных) органов власти.

Основываясь на опыте европейских стран, органам управления молодежной политикой в России целесообразно изучить и подстроить под особенности российских реалий следующие системы: информационной и консультационной поддержки; поощрения молодежного творчества, инициативы

и достижений в науке, искусстве, предпринимательстве; формирования образов активной молодежи, добивающейся успеха в рамках закона и норм общественной морали; отказа от формирования завышенных жизненных стандартов.

К настоящему времени в России накоплен большой арсенал методических средств по работе с молодёжью. Многие из них успешно решали отдельные локальные задачи, были ориентированы на отдельные группы молодёжи. Однако в массовой практике их применения осуществлялось как набор не связанных между собой мероприятий реализуемых разными ведомствами, что не обеспечивало необходимого системного эффекта[6].

Согласно Стратегии, которая рассматривает проектный подход в качестве системообразующего в развитии ГМП, определяется система проектов, призванных сформировать федеральный компонент молодёжной политики в России.

Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодёжи в общественную жизнь и её информирования о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены следующие проекты:

1. Российская молодёжная информационная сеть "Новый взгляд"

2. "Карьера" ("Профориентация")

3. "Молодая семья России"

Главными целями проекта Российская молодёжная информационная сеть "Новый взгляд" являются:

· Вовлечение молодежи процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимой для эффективной жизни в российском обществе;

· Развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для молодёжи, в молодёжные аудитории;

· Развитие положительного отношения молодёжи к позитивным ценностям российского общества;

· Формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.

Основные виды работ в рамках данного проекта: развитие систем информирования и программ социального посвящения по всему спектру вопросов жизни молодёжи в обществе, развитие информационно-консалтинговой помощи, развитие молодёжных программ и проектов, разработка специальных проектов, уравнивающих возможности молодёжи и др.

Основными каналами трансляции информации выступят средства массовой коммуникации, признанные в молодёжной среде: популярные Интернет-ресурсы, телевизионные программы, FM-радиостанции, мобильная связь, неформальное общение[7].

Проект "Карьера" ("Профориентация").

Основные цели проекта:

1. Содействие эффективной профориентации молодежи;

2. Развитие моделей и форм ее вовлечения в трудовую и экономическую деятельность;

3. Стимулирование молодежи к предпринимательской деятельности и создание системы поддержки молодежных деловых инициатив.

Задачи проекта:

1. Разработка и внедрение профориентационных и карьерных технологий, нацеленных на капитализацию и профессионализацию молодежи;

2. Вовлечение работодателей и родителей, привлечение экспертов к разработке и проведению профориентационных мероприятий;

3. распространение принципов конструктивизма на подходы к карьере в среде молодежи, распространение принципов свободы выбора по отношению к профессиональному пути и карьере в соответствие с возможностями и мотивацией индивида[8].

Достигнутые результаты за 2009 год

1. В мероприятиях проекта приняло участие более 20.000 молодых людей в различных субъектах Российской Федерации (семинары, дистанционные семинары, профориентационные акции, проект "Жить и работать в России", отраслевые стажировки, общественные лекции и пр.), а также - более 300 экспертов и работодателей;

2. Более 30 экспертов и работодателей входило в состав экспертных и рабочих групп мероприятий проекта в постоянном режиме;

3. В рамках проекта создано более 10 методик для работы с целевыми аудиториями, в том числе, антикризисный план выпускника, технологии для работы Центров карьеры, технологии для волонтеров в сфере профориентации, технологии организации профориентационных семинаров, тренингов и уроков, программы мастер-классов для стажировок; организованы профориентационные дистанционные семинары;

4. Каждое мероприятие проекта в рамках программы Года молодежи в среднем освещалось посредством 5-7 публикаций в печатных федеральных СМИ, 10 публикаций в региональных СМИ, порядка 100 Интернет-публикаций. Освещением мероприятий в регулярном режиме занималось более 20 информационных партнеров и спонсоров проекта;

5. В июне 2009 г. организована совместно с МГУ конференция "Молодой специалист XXI века";

6. Летом 2009 г. были реализованы проекты "Дистанционные семинары" по теме "Профориентация", "Отраслевые стажировки", выставка "НТТМ 2009". Летом-осенью реализован проект "Жить и работать в России", завершившийся итоговым ноябрьским форумом в Ульяновской области;

7. Состоялась III Всероссийская конференция, посвященная вопросам профориентации в г. Славянск-на-Кубани;

8. Подведены итоги федерального конкурса "Работодатель года". Победителем стала компания "Аскон", в течение 17 лет проводящая работу по профессионализации инженерных и технических специалистов. В ее мероприятиях участвовало более 800 тысяч молодых людей.2-е место в конкурсе заняла компания ООО "СИТРОНИКС".3-е место - ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы".

9. Создан сборник специальных профориентационных технологий. Все они либо разработаны экспертами и партнерами проекта, либо прошли специальный отбор и экспертную оценку. Тенденции развития государственной молодёжной политики/ О.В. Голицина// СОТИС. - 2010. - №3. - С. 15

Основными целями Проекта "Молодая семья России" являются:

1. Укрепление института молодой семьи;

2. Увеличение количества благополучных семей в России;

3. Пропаганда ответственного родительства.

К задачам решаемых в рамках проекта, относятся:

1. Пропаганда семейных ценностей среди молодёжи;

2. Формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для её становления;

Изучая европейские и российские программы и кампании, можно выявить основные тенденции в реализации молодежной политики.

Цели молодежной политики раскрываются по-разному в разных странах. Молодежная политика в большинстве стран стремится помочь молодым людям стать взрослыми в терминах «занятости» и «гражданственности». В процессе реализации молодежной политики некоторые страны уделяют больше внимание предотвращению социальных проблем, причиной которых является молодежь. Другие страны не фокусируются на проблемах, а руководствуются предоставлением возможностей молодежи. Подход, основанный на возможностях, стремится создать универсальную политику, основанную на концепции, что молодежь является ресурсом. Наоборот, молодежная политика, нацеленная на целевые группы, основывается на принципе, что молодежь это проблема или потенциальная проблема.

Главная задача европейской молодежной политики – создать условия для позитивного перехода от молодости к взрослой жизни, характеризующейся, прежде всего, самостоятельностью и ответственностью. Это значит, что молодежная политика должна ориентироваться на поддержку самостоятельности и инициативы молодежи, на создание, во-первых, возможностей для молодых людей, а во-вторых, на формирование ресурсов и мотивации для использования этих возможностей.

 

В последние 20 лет наблюдается процесс увеличения внимания к молодежной политики, совершенствования механизмов ее реализации, принятия новых законодательных актов. Особенно этот процесс заметен в работе международных институтов. В 2001 году Европейский Союз принял Белую книгу «Новый импульс для европейской молодежи», в 2005 г. – Европейский молодежный Пакт, в апреле 2009 г. утверждена новая стратегия молодежной политики Европейского союза «Молодежь – инвестирование и предоставление возможностей». Совет Европы утверждает основные приоритеты молодежной политики каждые 3 года. Новым этапом стало утверждение документа «Повестка 2020». ООН также уделяет большое внимание постоянному развитию и пересмотру молодежной политики, новым исследованиям в данной теме. Раз в 2 года ООН выпускает Всемирный ответ по молодежи.

Большинство стран имеет специальное законодательство по отношению к молодым людям. Законодательные акты определяют основные приоритеты молодежной политики, механизмы ее реализации и механизмы поддержки неправительственных акторов.

Финансирование молодежной политики увеличивается с каждым годом. Но, несмотря на это, существует недостаток финансирования во многих странах. Особенно это касается структурного финансирования, т.е. ресурсов на поддержку организационной деятельности. Большинство ресурсов используется на реализацию проектов. А тем временем организации тратят больше половины времени на поиск ресурсов на деятельность своих организаций, вместо того, чтобы выполнять свои основные полезные для общества задачи. Именно поэтому наиболее успешным является опыт таких стран как Австрия, Дания, Германия, Франция, Швейцария, где правительством осуществляется, прежде всего, поддержка организационной деятельности молодежных организаций.

Структура. Большинство стран имеют трехуровневую каскадную структуру реализации молодежной политики (вертикальные, горизонтальные связи и участие молодежных организаций). Национальное правительство принимает законодательные акты и разрабатывает основные направления молодежной политики, что формирует возможность для предоставления услуг на региональном и муниципальном уровнях. Наиболее эффективна реализация молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях, так как она учитывает потребности и нужды местной молодежи. Особенно это характерно для федеративных государств.

Фундаментальный вопрос, какое должно быть влияние на регионы из центра? Международный опыт показывает, что ответ не однозначен. В Голландии центральное правительство выполняет функции координации, мониторинга и инноваций и предоставляет основные приоритеты региональному уровню – администрациям. В Испании, из-за большой автономности регионов, приоритеты центральной власти не принимаются во внимание при реализации молодежной политики на региональном уровне. Швейцария принимает законодательные акты, чтобы увеличить влияние центра на кантоны.

С другой стороны, существует необходимость горизонтальной связи между различными элементами молодежной политики, для их гармоничного взаимодействия. Горизонтальный уровень отражает межведомственное сотрудничество в реализации молодежной политики. Например, во Франции существует Национальный Совет по коммунальному образованию и делам молодежи, в Дания - SSP сотрудничество, в Люксембурге создан Высший совет по молодежи (орган, объединяющий представителей таких министерств, как труда, юстиции, образования, здравоохранения, культуры, семьи, социальной солидарности и представителей 5 молодежных организаций), в Финляндии – Консультативный совет по дела молодежи, в Японии - Комитет содействия развитию молодежи.

На региональном и муниципальном уровнях муниципальная молодежная служба или координатор по молодежи может взять на себя ответственность за межведомственную координацию. В последние годы министерства, ответственные за молодежь, в скандинавских странах рекомендовали регионам и муниципальным образованиям создать пост «координатор по вопросам молодежи» или создать межведомственный комитет. В небольших муниципальных образованиях руководитель может брать на себя обязательства межведомственной координации.

Во многих регионах и муниципалитетах существуют молодежные комитеты и молодежные парламенты, которые развивают механизмы влияния на процессы принятия решений. Идеально, чтобы эти структуры имели свой бюджет. В Хельсинки, например, молодежные организации создали платформу для лоббирования своих интересов в местных администрациях по разработке планов действий и расходованию бюджета.

Основным инструментом участия молодежных организаций в жизни общества являются молодежные организации. Во-первых, они потенциально являются основными факторами формирования и реализации молодежной политики. Исследуя опыт различных стран, можно сделать вывод, что потенциал молодежных организаций не используется в силу различных причин. Молодежные организации невидимы в структуре формирования и реализации молодежной политики, хотя потенциально они являются первостепенными акторами. Во-вторых, молодежные организации не всегда используют полностью свой потенциал в организацию консультаций, обсуждений, слушаний. В-третий, нет сомнений, что молодежные организации должны измениться. Молодежные организации сталкиваются с кризисом легитимности, что отражается на уменьшении количества молодых людей в организациях. Им необходимо менять не только свои методы работы, но и приоритеты. Вместе с тем практика показывает, что наибольший КПД молодежных программ достигается при добровольном включении молодежи в общественно значимую деятельность через реализацию молодежных инициатив и участие молодежи в работе общественных объединений, представляющих собой уникальный институт социализации молодого человека, где он сам принимает решения, планирует деятельность, ищет ресурсы, совершает поступки и несет за них ответственность. Поэтому поддержка молодежных инициатив и деятельности молодежных объединений – важнейшая сфера и основной метод молодежной политики.

Очевидно, что ограниченный подход к неформальному образованию и к молодежной работе как к досуговым мероприятиям уже не актуален. Молодые люди сталкиваются с различными рисками, поэтому европейские страны избрали комплексный подход к молодежной политике, охватывающий трудоустройство, формальное образование, здоровье, жилье, культуру и др. Этот подход также продвигается международными организациями. Совет Европы признает, что «молодежная политика должна иметь межсекторное измерение». Белая книга Европейской Комиссии подчеркивает, что «министры, ответственные за молодежь, должны ------, чтобы молодежные вопросы учитывались в других сферах, таких как трудоустройство, образование, формальное и неформальное обучение, социальная интеграция, расизм, ксенофобия, иммиграция, здравоохранение, предотвращение рисков, окружающая среда, равные возможности между женщинами и мужчинами и др.»

Эти цитаты дают понять, что молодежная политика не просто набор мероприятий, организованных различными сферами для молодежи, а продуманная комплексная межсекторная политика по отношению к молодым людям, которая реализуется в сотрудничестве с другими сферами и вовлекает молодых людей в этот процесс.

Основные области, которые затрагивают различные сферы деятельности молодых людей:[9]

- образование (формальное и не формальное);

- не обязательное образование и тренинг курсы;

- трудоустройство и рынок труда;

- здоровье;

- жилье;

- социальная защита;

- благополучие и семья;

- уголовное право;

- досуг;

- военная служба и национальная оборона.

Некоторые из перечисленных сфер являются более важными, чем другие, одни из этих сфер могут включать в себя другие.

Основные направления молодежной политики:[10]

- возможности для участия и гражданственности;

- безопасность и защита;

- борьба с социальной изоляцией и содействие включенности в общество;

- обеспечение и использование информации, в том числе новых информационных технологий;

- мобильность и интеграция;

- мультикультурность;

- равенство.

Наиболее целостной моделью работы с молодежью является молодежная политика панъевропейских институтов – Совета Европы и Европейского Союза. Она во многом определяет направление развития национальной молодежной политики в большинстве стран.

Эта модель может быть применена в Российской Федерации, где федеральный уровень аналогичен панъевропейскому, а региональный - национальному (членам ЕС).

Основными элементами этой модели являются:

1. Определение единой цели. (Для ЕС – формирование поколения молодых европейцев. Для России – национальная (российская) самоидентификация молодежи.) Определение общих приоритетов в соответствии с потребностями молодежи и стратегией развития страны.

2. Децентрализация управления молодежными программами. За исполнением общероссийских и межрегиональных проектов ответственен орган на федеральном уровне, за исполнение региональных и местных проектов – на региональном. При этом на Федеральном уровне создается общая система оценки качества молодежных проектов, основных подходов и принципов при их реализации и стандарты обучения молодежных работников. Эта оценка включается в качестве одного из важнейших критериев оценки эффективности работы региональной власти.

3. Признание активной, а не реактивной роли самой молодежи и ее общественных объединений. Государство совместно с молодежными объединениями определяет приоритетные направления, в рамках которых организации могут выдвигать инициативы и получать поддержку своих проектов. Помимо возможности предоставления грантовой поддержки молодежных организаций, предусматривается выделение отдельного финансирования на обучение и поддержку молодежных работников и тренеров, для повышения уровня реализуемых проектов, а также на поддержку организации, представляющей интересы российских молодежных организаций за рубежом.

4. При определении методов работы важным является огромный опыт европейской молодежной политики по следующим направлениям:

Для России, как для многонациональной страны, важен европейский опыт реализации программ межкультурного диалога и обучения.

Постановка цели национальной (российской) самоидентификации молодежи, протяженная территория страны и неравномерность уровня развития регионов ставят задачу активизации мобильности молодежи внутри страны. Подобная задача решается европейской молодежной политикой через поддержку панъевропейских молодежных организаций, которые своей деятельностью создают дополнительные каналы мобильности, и реализацией программы «Молодежный паспорт» – как универсальный инструмент признания общественной деятельности молодого человека.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проделанной работы, можно сделать некоторые выводы, дать оценку объекту исследования, а так же составить некоторые рекомендации по решению проблемы курсового исследования.

Цель современной молодежной политики в европейских странах – бесконфликтная интеграция молодых людей в общество. За 10-12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания. Таким образом, во взрослую жизнь молодой человек входит как уже сформировавшаяся, полноценная и сознательная личность.

Как видно из хронологии развития молодежной политики в зарубежных странах, отличительной чертой западной молодежной политики также является ее нацеленность на молодежь в целом, а не только на ее «проблемную» часть.

Государственная молодежная политика России имеет существенный ряд отличительных особенностей по сравнению с зарубежным опытом в данной области.

Молодежная в нашей стране насчитывает уже несколько десятков лет. Однако ранее она не была оформлена, вся работа с молодежью проводилась в рамках идеологии и реализовалась партией через все ее механизмы (прежде всего посредством воспитания). В связи с этим, появление понятия «молодежная политика» многие ученые связывают с распадом Советского союза.

Согласно Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р, цель современной отечественной молодежной политики - развитие потенциала молодежи в интересах России, т.е. «взросление» в нашей стране происходит посредством привлечения молодых людей к участию в общественно-политических процессах, что приводит к увеличению конкурентоспособности страны. Результатом этой работы является формирование открытой и доступной для молодежи системы поддержки инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России в целом. Следствием данной деятельности является осознание молодым человеком своей полезности, востребованности обществу, предоставление молодежи возможности проявить себя.

 

Основными направлениями молодежной политики современной России являются: духовно-нравственное воспитание (в частности через развитие чувства патриотизма) и информирование молодежи о потенциальных возможностях развития.

Следует отметить, что такой подход к МП не охватывает все 100% молодого поколения страны. Он нацелен лишь на ее малую часть - наиболее активную и дееспособную, а также ограниченную возрастными рамками (в отличие от европейской молодежной политики, которая базируется на вовлечении молодежи с малых лет). Фактически незащищенные слои молодого поколения (лица с ограниченными возможностями), а также менее активные на своем этапе развития молодые люди - остаются в стороне, пополняя ряды маргинальных элементов.

Таким образом, молодежная политика в целом является важнейшим направлением деятельности для современной России, что особо подчеркивается усиливающимся влиянием молодежных движений на процессы стабилизации и дестабилизации политической системы.

Имеющееся положение молодых людей в России показывает, что МП в стране далеко не совершенна и требует значительной доработки.

Как показывает практика последних десятилетий, поиск путей решения данной проблемы не стоит ограничивать пределами России. В сложившихся современных условиях необходим синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики с учетом специфики российского образа жизни и мышления.

Отличительной особенностью молодежной политики западных стран является ее строение по отдельным направлениям (спорт, образование, здравоохранение и т.д.). Однако для России наилучшим вариантом действий в сложившихся условиях является комплексность проводимых действий. ГМП должна охватывать одновременно все возможные направления, посредством которых возможно влияние на молодежные структуры страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: