Правовые основы установления минимального размера оплаты труда
Минимальный размер оплаты труда – это гарантируемый Федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности)[1].
Проанализируем историю установления минимального размера оплаты труда, принятие соответствующих международных правовых документов и других нормативно-правовых актов.
Международные правовые акты
Практика законодательного регулирования минимальной заработной платы имеет длительную историю. Она возникла в 1896 году в Австралии, где были созданы советы по вопросам заработной платы из представителей предпринимателей, рабочих и общественности. Эти советы были уполномочены устанавливать справедливую минимальную заработную плату для всех отраслей. Затем Законы о минимальной заработной плате были приняты в Великобритании (1909 г.), Франции (1915 г.), Австрии и Норвегии (1918 г.), Германии (1923 г.), Испании (1926 г.) и других европейских странах[2]. Однозначного определения минимальной заработной платы не существовало. Но везде она определялась как «жизненная заработная плата» (living wages), «стоимость приличного существования для рабочих», «плата по потребностям». В 1917 г. в Федеральной Конституции Мексики (статья 123) было записано: минимальная заработная плата работника - главы семьи должна быть достаточна и соответствовать условиям проживания в каждом регионе страны для обеспечения нормальных жизненных условий, образования и досуга[3].
Впоследствии названная практика была обобщена экспертами Международной организации труда (МОТ), и в 1928 г. принята Конвенция Международной организации труда № 26 «О создании процедуры установления минимального размера оплаты труда». Согласно этой Конвенции установленный минимум заработной платы является обязательным для соответствующих предпринимателей и трудящихся и не подлежит снижению ни по индивидуальному соглашению, ни (если только не имеется общее разрешение или разрешение, касающееся отдельного случая) - со стороны компетентного органа власти - по коллективному договору (статья 3). Трудящийся, на которого распространяются минимальные ставки и который получил заработную плату по более низким ставкам, имеет право получить в судебном порядке или посредством иной законной процедуры сумму, ему недоплаченную, при условии соблюдения такого срока давности, какой может быть установлен национальным законодательством (статья 4). Аналогичное правило содержится в Конвенции Международной организации труда от 22 июня 1962 года № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики».
|
Позднее статья 2 Конвенции Международной организации труда от 3 июня 1970 года № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» подчеркнула юридическое значение минимальной заработной платы: она не подлежит понижению, следовательно, работодатель не вправе платить работнику заработную плату ниже такого предела. Россией рассматриваемая Конвенция Международной организации труда, как, впрочем, и большинство других международных правовых актов, до сих пор не ратифицирована.
|
В соответствии с международными стандартами уровень минимальной зарплаты рассматривается как нижняя граница, гарантирующая удовлетворение основных жизненных потребностей не только трудящегося, но и его семьи. В Рекомендации Международной организации труда от 22 июня 1970 года № 135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» сформулированы критерии определения уровня минимальной заработной платы, процедура внесения в нее коррективов: «При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание в числе других следующие критерии:
а) потребности трудящихся и их семей;
б) общий уровень заработной платы в стране;
в) стоимость жизни и изменения в ней;
г) пособия по социальному обеспечению;
д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;
е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости»[4].
Кроме того, в данной Рекомендации Международной организации труда сказано, что «установление минимальной заработной платы должно быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей».
При этом, как правило, список таких потребностей не определяется, а указываются возможные критерии их установления. Так, Хартия Европейского сообщества от 9 декабря 1989 года «Об основных социальных правах трудящихся» указывает: трудящимся должна быть обеспечена справедливая заработная плата, т.е. достаточная для того, чтобы обеспечивать приличный (удовлетворительный) жизненный уровень. Более того, устанавливается, что в случае производства удержаний из заработной платы должны быть приняты меры, позволяющие продолжать получение необходимых средств для работника и членов его семьи. Статья 3 Конвенции Международной организации труда № 131 при определении уровня минимальной заработной платы также предлагает учитывать потребности не только трудящихся, но и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимости жизни, социального пособия, сравнительный уровень жизни других социальных групп, экономические соображения, уровень производства и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.
|
Итак, согласно международным правовым актам минимальная заработная плата должна устанавливаться, с одной стороны, с учетом интересов работников, а также членов их семей, а с другой - с учетом интересов экономического развития. Именно от социально-экономического положения страны в конечном итоге зависит определение критериев установления минимального уровня основных жизненных потребностей трудящихся.
Рассмотренные международные правовые акты непосредственно не называют жизненно важные потребности, необходимые для поддержания достойного уровня жизни. В отличие от актов Международной организации труда перечень последних содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г., принятая Генеральной Ассамблеей ООН. Так, в ней указывается, что каждый человек имеет право на жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» закрепляет право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Тем самым минимальный размер оплаты труда призван выполнять функцию обеспечения достойного уровня жизни.
Положениям о минимальной заработной плате дается сила закона, нарушение которого влечет за собой соответствующие уголовные и другие санкции. Тем самым устанавливается необходимость введения специальной правовой защиты минимальной заработной платы. Кроме того, для предотвращения нарушений в рассматриваемой области должны быть приняты также специальные меры, заключающиеся в проведении мероприятий, имеющих целью постоянно держать предпринимателей и трудящихся в курсе находящихся в силе минимальных ставок, а также в обеспечении официального надзора за действительно выплачиваемой заработной платой и др.
На основании проведенного анализа международных правовых актов выделим основные характеристики минимального размера оплаты труда:
1) минимальный размер оплаты труда должен устанавливаться с целью обеспечения достойного уровня жизни не только работника, но и членов его семьи;
2) критерии установления минимального уровня основных жизненных потребностей работников могут быть различными, но при этом необходим учет не только интересов работников, но и интересов работодателей. Последние, в свою очередь, должны определяться общим экономическим развитием страны;
3) допустимо установление единого минимального размера оплаты труда по стране и дифференцированных размеров в зависимости от стоимости жизни в регионах, а также для отдельных групп населения;
4) в условиях правового регулирования минимальный размер оплаты труда не только на законодательном, но договорном уровнях важным представляется установление обязанности работодателя по постоянному информированию работников в отношении действующих размеров минимальных заработных плат.