Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг:
1. Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2. Налоговое консультирование;
. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
. Управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
. Правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
. Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
. Оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
. Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнеспланов;
. Проведение маркетинговых исследований;
. Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
. Обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
. Оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.
|
Цель аудита - решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.
Основная задача аудита учета кредитов и займов - проверка соблюдения нормативно-правовых актов учета кредитов и займов, а также правильности ведения бухгалтерского учета кредитов и займов.
Аудитор вправе:
) Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
) Проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово - хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
) Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
) Отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих, либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
|
) Осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
При проведении аудиторской проверки аудитор обязан:
) Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;
) Предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
) В срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
) Обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
) Исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)
2.2 Основные положения организации аудита кредитов и займов
|
Письмо об аудиторском задании готовится аудитором согласно МСА 210, а также российскому федеральному правилу (стандарту). Письму-обязательству должно предшествовать официальное обращение экономического субъекта, содержащее просьбу о проведении аудита.
Письмо-обязательство, направляемое аудитором исполнительному органу потенциального клиента до заключения договора, является официальным согласием аудиторской организации на проведение аудита финансовой отчетности экономического субъекта. Оно должно обеспечить однозначное толкование сторонами условий предстоящего договора, определения взаимных прав, обязательств и ответственности аудиторской организации и экономического субъекта.
В стандарте даны обязательные указания, касающиеся условий аудиторской проверки, обязательств аудиторской организации и экономического субъекта, а также указано, какие дополнительные сведения должны включаться в письмо-обязательство.
Установлено, что для разовых соглашений между аудиторской организацией и экономическим субъектом письмо-обязательство является офертой, т.е. официальным предложением к сделке, предусмотренным нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Международный стандарт аудита МСА 310, а также российские правила аудиторской деятельности требуют, чтобы аудиторская организация получила знания о деятельности аудируемого лица в объёме, достаточном для выявления и понимания событий, финансово-хозяйственных операций и методов работы, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора могут оказать значительное влияние на финансовую отчетность, либо на подходы к аудиту, либо на аудиторское заключение.
Уровень знаний аудитора, необходимый для выполнения аудиторского задания, включают информацию об экономике в целом и той области деятельности, в которой работает аудируемое лицо, а также более конкретные сведения о том, каким образом функционирует аудируемое лицо.
Договор о проведении аудита является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение, соглашается с целями и объёмом аудита, а также формой аудиторского заключения и иных отчетов.
Обычно в договоре указывается:
· цель аудита финансовой отчетности;
· объём аудита;
· форма аудиторского заключения и иных отчетов;
· требование свободного доступа ко всем бухгалтерским записям;
· стоимость выполнения аудиторского задания.
Аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания при отсутствии разумного обоснования.
Перед началом проведения аудиторской проверки необходимо разработать ее общий план:
· предварительное планирование;
· сбор общих сведений о клиенте;
· сбор информации о правовых обязательствах клиента;
· оценка существенности, аудиторского риска;
· ознакомление с СВК и оценка риска контроля;
· разработка общего плана и программы аудиторской проверки.
Планирование аудита является одним из важнейших процессов в осуществлении аудиторской проверки. Нормы, применяемые при этом, описаны в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.1996 года, Протокол № 6).
Это подготовительный этап, в ходе которого создаются необходимые предпосылки планирования процесса проверки. Предварительное планирование базируется, прежде всего, на принятии решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом и системе подбора квалифицированных кадров, имеющих необходимые знания и опыт проведения аудиторских проверок.
Наиболее ценный источник информации - это аудитор, услугами которого ранее пользовался потенциальный клиент. Немаловажное значение имеет информация о вероятных рисках при обслуживании клиента и степени независимости аудиторской фирмы по отношению к возможному субъекту.
Сбор общих сведений о клиенте необходим для адекватного проведения проверки. Лишь обладая достаточными знаниями о бизнесе клиента, отрасли в целом и его положении в отрасли, можно эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку. Аудиторам важно иметь представление об экономических условиях функционирования компании. Целесообразно проанализировать влияние на бизнес клиента изменений в законодательстве. Знание основных экономических факторов, под воздействием которых находится бизнес клиента, позволяет делать различного рода прогнозы, объяснять те или иные поступки клиента.
Детальное ознакомление с бизнесом клиента и положением в отрасли помогает выделить наиболее важные области аудиторской проверки - оценку степени риска и выявление природы ошибок, определение возможных проблем и нетипичных операций и т.д. Для этого необходима информация как о внешних факторах, находящихся вне контроля руководства компании-клиента, так и о внутренних.
Для вынесения профессионального суждения о финансовой отчетности клиента аудиторы должны собрать достаточное количество доказательной информации. Получение адекватной информации необходимо и для ознакомления с бизнесом клиента. Источниками информации служат публикации на общеэкономические, отраслевые и торговые темы, законодательные акты и методические рекомендации по бухгалтерскому учету и аудиту, документация компании, материалы прошлых аудиторских проверок. При этом информация должна быть доказательной и достаточной.
Чтобы считаться доказательной, информация должна быть реальной, уместной и беспристрастной. Наиболее доказательной является информация, полученная аудитором в результате его личных наблюдений и вычислений, а также полученная из независимых внешних источников. Достаточно низкой представляется доказательность информации, состоящей из документов, составленных, обработанных и хранящихся у клиента.
На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. Если она считает проведение аудита возможным, то готовит для клиента письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и заключается договор с экономическим субъектом.
На стадии планирования аудиторская группа должна сделать предварительное заключение о величине существенных показателей, т.е. величине, при которой ошибки как единичные, так и взятые суммарно, могут существенно повлиять на данные в финансовой отчетности.
При оценке существенности целесообразно учитывать и качественные стороны информации - вид деятельности клиента, стабильность его положения на рынке, финансовое состояние. Например, какая-либо сумма может оказаться несущественной по отношению к объему валовой прибыли, но иметь значение при выявлении тенденций развития.
Для применения существенности по каждому отдельно взятому счету используется понятие предельно допустимой ошибки. Устанавливая допустимую ошибку ниже планируемой существенности, аудитор ликвидирует вероятность того, что сумма расхождений по отдельно взятым выявленным и не выявленным счетам превысит уровень существенности.
Для применения существенности по каждому отдельно взятому счету используется понятие предельно допустимой ошибки. Устанавливая допустимую ошибку ниже планируемой существенности, аудитор ликвидирует вероятность того, что сумма расхождений по отдельно взятым выявленным и не выявленным счетам превысит уровень существенности. Размер допустимой ошибки учитывается при разработке программы проверки каждого конкретного счета и при расчете размера выборки. Обычно допустимая ошибка устанавливается на уровне 50-70% от планируемой существенности. Однако предельно допустимая ошибка на должна быть и слишком низкой, что может привести к необоснованному завышению объемов аудиторских процедур.
Следующий этап процесса планирования - оценка системы внутреннего контроля, основная цель которой - создание основы для планирования аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения, объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе.
Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, и выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящей аудиторской проверки.
При проведении аудита существует риск. Риск аудитора означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов:
) внутрихозяйственный риск;
) риск средств контроля;
) риск не обнаружения.
Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций: высокий, средний, низкий (возможно применение большего количества градаций).
Общий аудиторский риск можно представить в количественном выражении:
АР = ВХР х РСК х РНО,
где АР - аудиторский риск;
ВХР - внутрихозяйственный риск;
РСК - риск средств контроля;
РНО - риск необнаружения.
Эффективность аудиторской проверки должна оцениваться на стадии ее планирования. Например, на предварительной стадии проверки аудитор оценивает, что внутрихозяйственный риск составляет 80 процентов, риск средств контроля - 70 процентов. Если аудитор желает сохранить приемлемую эффективность проверки, сводя аудиторский риск до относительно низкого уровня (например, до 5 процентов), акцент переносится на расчет значения риска необнаружения и соответствующего количества подлежащих получению аудиторских доказательств.
В данном случае модель аудиторского риска выглядит следующим образом:
РНО = АР: (ВХР х РСК);
= 0,10: (0,20 х 0,50).
Следовательно, риск необнаружения составит 1 процент.
Аудиторский риск выступает в качестве критерия качества работы аудитора, в свою очередь, показатели внутрихозяйственного риска, риска средств контроля и необнаружения оцениваются не только в зависимости от мнения аудитора, но и на базе собранной информации.
Модель оценки аудиторского риска представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Модель аудиторского риска
Таким образом, единственный компонент аудиторского риска, на который аудитор может оказать влияние, - это риск необнаружения. Чем больше внутрихозяйственный риск и риск средств контроля, тем ниже риск необнаружения при соблюдении необходимого условия поддержания общего аудиторского риска на определенном уровне. Риск необнаружения может быть сокращен за счет увеличения объема производимой аудиторской работы и сбора большого количества аудиторских доказательств, подкрепляющих мнени аудитора.
Рассчитанные значения показателей существенности и аудиторского риска должны быть включены в план и программу аудиторской проверки.
Аудитор обязан принимать во внимание, что между уровнем существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость: чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск, и наоборот.
После сбора и оценки первоначальной информации и предварительного суждения об уровне существенности показателей и эффективности внутреннего контроля аудитору важно оценить приемлемую степень риска суммированием всех выявленных рисков и данных о соответствующих контрольных процедурах, учитывая различные аспекты эффективности проверки.
Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. При проведении общего планирования большое значение придается профессиональным качествам аудиторов. Им необходимо так организовать свои действия, чтобы произвести оценку используемой на предприятии системы учета и внутреннего контроля с учетом принципа существенности и экономичности проверки.
Программа проведения аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита. Программа необходима для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы.
Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки, присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Ее цель - выявление существенных недостатков средств контроля экономического субъекта.
Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур.
Система внутреннего контроля предусматривает наличие:
) компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями;
) разделения соответствующих обязанностей;
) контроля за сохранностью документации (нумерация, составления во время совершения операции или сразу же после этого, простота и ясность);
) фактического контроля над активами и документацией;
) независимой проверки выполнения обязанностей (внутренний аудит).
Аудитор составляет вопросы, которые необходимо задать аудитору руководству экономического субъекта в момент планирования программы по проведению аудита кредитов и займов.
Для того чтобы сделать обоснованные выводы о правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с получением кредита, аудитору следует собрать аудиторские доказательства.
Доказательства, которые получены аудитором самостоятельно в процессе исследования хозяйственных операций, связанных с получением кредита, являются наиболее ценными.
Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления.
Наиболее распространенными способами получения аудиторских доказательств при аудите кредитов и займов являются:
· проверка арифметических расчетов клиента;
· инвентаризация;
· проверка правил учета отдельных хозяйственных операций;
· подтверждение;
· устный опрос персонала, руководства экономического субъекта независимой стороны;
· проверка документов;
· прослеживание;
· аналитические процедуры.
Руководствуясь установленными критериями правильности статей бухгалтерской отчетности аудитор должен рассмотреть целый ряд аспектов по вопросам аудита кредитов и займов.
Права и обязанности | Задолженность кредиторам является реальной и возникла в результате законных сделок. Все записи на счетах бухг. учета подтверждены оправдательными и учетными документами, оформлены в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов. Проценты за кредит платятся правильно в соответствии с заключенным договором. Законность и обоснованность получения кредитов и займов. |
Полнота | Полнота и своевременность погашения кредитов. Все операции с кредитами и займами отражены в отчетности в полном объёме. Все факты получения кредитов и займов отражены в учете и отчетности. Соблюдён учетный принцип полноты и непротиворечивости информации. |
Точность | Все операции по кредитам и займам отражены в том отчетном периоде, в котором они фактически совершены. Проценты погашаются точно в соответствии с договором. Проценты погашаются точно в срок. |
Существование и возникновение | Подлежащие оплате %, задолженность перед кредиторами действительно существует. Данные инвентаризации подтверждают наличие обязательств перед кредиторами. В учете отражены факты кредитов и займов имевшие место в отчетном периоде. Все записи произведены на основании первичных документов и оформлены в соответствии с нормативными документами по бух.учету. |
Представление и раскрытие | Кредиторская задолженность правильно классифицирована по видам, срокам погашения и реальности взыскания. Раскрыта информация о денежных средствах в иностранной валюте |
Оценка | Правильность отнесения процентов за кредит на себестоимость продукции. Правильность уплаты процентов за кредит в соответствии с нормативными документами по бух.учету. |
Единые общие требования по подготовке и ведению рабочей документации аудитора устанавливаются МСА 230 и российским правилом (стандартом) №2 «Документирование аудита».
Это правило устанавливает единые требования по подготовке рабочей документации аудита.
К рабочей документации аудита относятся:
- планы и программы проведения аудита;
- описание использованных аудитором процедур и их результатов;
- объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;
- копии документов экономического субъекта;
- описание СВК и организации бухгалтерского учета;
- другие документы.
Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией исходя и характера проводимой работы, характера и сложности деятельности эк. субъекта и др.
Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации или аудитора, проводивших аудит. Сведения из документации являются конфиденциальными и не подлежат разглашению.
По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации.
Порядок подготовки аудиторского заключения регламентируется Международными стандартами аудита МСА 700 и MCA 700A, а также Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Согласно федеральному закону об аудиторской деятельности в РФ аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта содержит мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности, которое должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в РФ.
По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская фирма выражает мнение о достоверности этой отчетности в форме безоговорочно-положительного или модифицированного мнения.
Аудиторское заключение включает в себя:
а) наименование;
б) адресата;
в) следующие сведения об аудиторе:
организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им деятельности без образования юридического лица;
место нахождения; номер и дату свидетельства о государственной регистрации;
г) следующие сведения об аудируемом лице: организационно-правовая форма и наименование, место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности;
д) вводную часть;
е) часть, описывающую объем аудита;
ж) часть, содержащую мнение аудитора;
з) дату аудиторского заключения и подпись аудитора.
Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.
Аудиторское заключение должно иметь наименование. Оно должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством РФ и (или) договором о проведении аудита.
Аудиторское заключение должно содержать перечень проверенной информации с указанием отчетного периода и ее состава.
Аудиторское заключение должно описывать объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Аудиторское заключение должно содержать заявление о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения разумной уверенности в том, что определенный участок учета не содержит существенных искажений.
3. Аудиторская проверка учета кредитов и займов на примере ООО «Альфа»
Краткая характеристика ООО «Альфа»
Общество с ограниченной ответственностью «Анклав», именуемое в дальнейшем «Общество» учреждено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по решению учредителя.
Полное наименование Общества - Общество с ограниченной ответственностью «Анклав».
Место нахождения Общества и его почтовый адрес: 410033, Саратовская область, г. Саратов, проспект 50 лет Октября, 101.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество (уставный капитал), отражаемое на его самостоятельном балансе.
Общество имеет гражданские права, несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральными законами.
Общество имеет круглую печать, содержащую ее полное фирменное наименование на русском языке и указание, на место его нахождения.
Уставный капитал Общества составляет 10 000 рублей.
Общество является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом.
Предметом деятельности является:
Ø Сдача внаем собственного недвижимого имущества;
Ø Производство общестроительных работ;
Ø Покупка и продажа собственных нежилых зданий и помещений.
3.2 Планирование аудиторской проверки
аудит кредит заем
Стратегией проведения аудиторской проверки является исследование учета кредитов и займов, начиная от бухгалтерской отчетности постепенно переходя к регистрам синтетического учета, регистрам аналитического учета и первичным документам.
Принятая стратегия позволит сохранить логическую последовательность проверки ведения учета кредитов и займов на предприятии.
На стадии планирования аудиторская группа должна провести тщательную проверку учета кредитов и займов.
Рассчитаем уровень существенности:
Наименование базового показателя | Суммовое знач. базового показателя тыс.руб. | Доля,% | Значение, приме-няемое для нахо-ждения уровня существенности, тыс.руб. |
1.Балансовая прибыль | Не используется | - | |
2.Валовый объем реализации без НДС | |||
3.Валюта баланса | 188 565 | 3 771 | |
4.Сумма собственного капитала | Не используется | - | |
5.Общие затраты организации | Не используется | - |
(7 + 3 771) / 2 = 1 889 тыс. руб.
В качестве показателя уровня существенности выбираю 2 000 тыс. руб.
(2 000 - 1 889) / 1 889 х 100% = 6 %, что находится в пределах 20%. Данная величина и является единым показателем уровня существенности.
3.3 Методология аудиторской проверки в ООО «Анклав»
Организация бухгалтерского учета и отчетности в ООО «Анклав» осуществлялась в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ от 23.07.98 г., Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказами Министерства Финансов России № 34-н от 27.07.98 г. и № 107-н. от 30.12.99 г., Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина от 17.02.97 г., Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» 4/99, утвержденным приказом Минфина РФ № 43-н от 06.07.99 г., Положением по бухгалтерскому учету «Доходы и расходы организаций» 9/99, 10/99, утвержденным Приказом Минфина РФ № 332-н от 05.05.99 г., а также другими нормативными актами и законодательством РФ в части ведения бухгалтерского учета.
Методика учета кредитов и займов в учетной политике предприятия не выделена.
Долгосрочные займы возросли с 144 788 тыс. руб. до 199 550 тыс. руб. Краткосрочных кредитов и займов предприятие не имело.
Операция по поступлению заемных средств была учтена на счете 67, который кредитовался в корреспонденции с дебетом счета 51.
Причитающиеся по полученным займам проценты к уплате учитывались на счете 67 обособленно.
Начисленные в соответствии с условиями договора проценты по полученным займам включались заемщиком в состав текущих расходов в качестве операционных расходов (п.14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденного Приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н). Задолженность по полученным займам показывалась с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров (п.17 ПБУ 15/01).
Таким образом, начисленные проценты по полученным займам отражались ежемесячно по кредиту счета 67, субсчет 67-4, в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы".
В целях налогообложения прибыли проценты за пользование займом (независимо от характера предоставленного кредита или займа) учитывались в составе внереализационных расходов на основании пп.2 п.1 ст.265 Налогового кодекса РФ, с учетом требований ст.269 НК РФ.
Проанализировав дебетовые обороты по счету 67 «Расчеты по долгосрочным займам» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетный счет» можно увидеть своевременность погашения полученных займов и процентов по ним. Вся задолженность покрывалась в срок, установленный в договорах.
На основании указанных нормативно - правовых актов можно сделать вывод, что данные операции в бухгалтерском и налоговом учете отражены верно.
3.4 Отчет по аудиторской проверке
. Проведена аудиторская проверка в учете кредитов и займов в ООО «Альфа» за 2011 год.
2. При планировании и проведении аудита учета кредитов и займов рассмотрено состояние внутреннего контроля ООО «Альфа». Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет руководитель предприятия.
3. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля с целью выявления в ООО «Альфа» всех возможных недостатков.
. Не были обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность данных по займам, отраженных в бухгалтерской отчетности.
. Результаты проведенной проверки показывают, что проведенные операции с займами осуществлялись ООО «Альфа» в соответствии с Российским законодательством.
Аудиторское заключение
АДРЕСАТ
Участникам ООО «Альфа» и иным пользователям.
АУДИРУЕМОЕ ЛИЦО
Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»
Сокращенное наименование: ООО «Альфа»
Место нахождение: 410033, Саратовская область, г. Саратов, проспект 50 лет Октября, 101.
Государственный регистрационный номер: 1096316005477, свидетельство от 23.07.2009 серия 63 № 004903496 о государственной регистрации юридического лица.
Руководство ООО «Альфа» несет ответственность за составление и достоверность указанной бухгалтерской отчетности в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности и за систему внутреннего контроля, необходимую для составления бухгалтерской отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок.
Ответственность аудитора заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности на основе проведенного аудита, в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности. Данные стандарты требуют соблюдения применимых этических норм, а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.
Аудит включал проведение аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерской отчетности и раскрытие в ней информации. Выбор аудиторских процедур является предметом суждения, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок. В процессе оценки данного риска была рассмотрена система внутреннего контроля, обеспечивающая составление и достоверность бухгалтерской отчетности, с целью выбора соответствующих аудиторских процедур, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля.