Для редукторов общего назначения применяют непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом (окунанием). Этот способ применяется для зубчатых передач при окружных скоростях . Выбор сорта масла зависит от расчетного контактного напряжения в зубьях и фактической окружной скорости колес (таблица 33 [1]).
Выбираем сорт смазочного масла И-Г-А-46.
Количество масла (объем) ориентировочно подсчитывается по формуле:
, (6.1)
где V -объем масла в литрах;
Р -мощность привода на выходе.
.
В цилиндрических редукторах при окунании в масляную ванну колеса уровень масла определяется по формуле:
(6.2)
где m – модуль зацепления;
h - высота уровня масла;
d - делительный диаметр колеса.
3< h <44,2.
При окружных скоростях V<2 применяется смазывание подшипников пластичными материалами типа солидол жировой (ГОСТ 1003-79).
Смазочный материал набивают в подшипник вручную при снятой крышке подшипникового узла на несколько лет. Полость подшипника должна быть закрыта внутренним уплотнением с внутренней стороны подшипникового узла.
Уплотнительные устройства применяют для предотвращения вытекания смазочного материала из подшипниковых узлов, а также для защиты их от попадания пыли, грязи и влаги.
Принимаем для нашего случая контактные войлочные уплотнения.
Таблица 8 - Размеры войлочных уплотнений
d | D | a | b | S | ||
4,3 | ||||||
30 | 4,3 |
Войлочные кольца перед установкой пропитывают горячим минеральным маслом. Поверхность шейки вала для уменьшения износа полируют.
7 Сборка редуктора
На сборку поступают детали, соответствующие рабочим чертежам и принятые ОТК.
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.
|
Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом общего вида редуктора, начиная с узлов валов:
На ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-1000С;
В ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранные валы укладывают в картер редуктора, покрывают фланцы картера и крышки пастой «Герметик», закладывают крышки подшипников, устанавливают монтажные конические штифты, устанавливают крышку редуктора на картер и затягивают болты, крепящие крышку к картеру.
После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо, в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок. Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами.
Далее на конец ведомого вала в шпоночную канавку закладывают шпонку. Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой; закрепляют крышку болтами.
Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.
|
8. Расчет открытой передачи.
Рассчитываем открытую цилиндрическую косозубую передачу смесителя (рис.1).
1. Выбираем материал для зубчатых колес.
Так как передача открытая и размеры ее не ограничены, принимаем для шестерни Сталь 45 улучшенную до средней твердости 208 НВ ( МПа, МПа при диаметре заготовки до 100мм); для колеса также принимаем Сталь 45, улучшенную до средней твердости 186 НВ ( МПа, МПа при диаметре заготовки до 350мм, таблица 2.1[2]).
2. Определяем допускаемые напряжения изгиба, МПа
, (8.1)
где - предел выносливости зубьев при базовом числе циклов перемены напряжений (таблица 2.2[2]);
- коэффициент долговечности, для открытых передач из-за повышенного износа принимают ;
- коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зубьев, для зубьев с нешлифованной переходной поверхностью зуба ;
- коэффициент, учитывающий влияние упрочнения деформационного и электрохимического, при отсутствии деформационного и электрохимического упрочнения ;
- коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки, при одностороннем приложение нагрузки ;
- коэффициент безопасности.
По таблице 2.2[2] для Стали 45 находим НВ и , следовательно, предел выносливости
для шестерни
МПа;
для колеса
МПа;
тогда МПа;
МПа.
3. Принимаем число зубьев шестерни согласно методике расчета открытых зубчатых передач, так как габариты передачи не ограничены мм, тогда число зубьев колеса .
4. Определяем коэффициент формы зубьев (таблица 4.1[2])
для шестерни при ;
|
для колеса при .
5. Сравнительная оценка прочности шестерни и колеса на изгиб
для шестерни МПа;
для колеса МПа.
Так как < , то следует вести расчет колеса как более прочного звена.
6. Предварительно выбираем: коэффициент ширины венца колеса при симметричном расположении зубчатых колес (таблица 4,2[2]); коэффициент неравномерности нагрузки (таблица 4,4[2]).
7. Определяем модуль зацепления по прочностной характеристике шестерни
, м,
где - крутящий момент на валу колеса, Нм
, Нм,
где - мощность на валу колеса, Вт;
- угловая скорость, с-1.
Нм,
- коэффициент, учитывающий уменьшение момента сопротивления опасного сечения зуба из-за износа, примем , так как привод ленточного транспортера работает без значительных динамических нагрузок и степень износа не оговорена.
Па.
Тогда модуль зубьев передачи равен
.
Принимаем стандартное значение модуля по СТ СЕВ 310-76 из 1-го ряда
.
8. Определяем диаметры делительных окружностей, мм
для шестерни ;
для колеса .
9. Определяем межосевое расстояние передачи
, (8.5)
,
округляем его до ближайшего значения по ГОСТ 2185-66: .