, (8.8)
.
Отклонение передаточного отношения составило:
, (8.9)
.
При допустимом отклонении для данного класса машин в 4%, допустимо.
10. Определяем основные геометрические параметры шестерни и колеса:
диаметры делительных окружностей, мм
:
шестерни ;
колеса ;
диаметры окружностей вершин зубьев, мм
: (8.10)
шестерни ;
колеса ;
диаметры окружностей впадин зубьев, мм
: (8.11)
шестерни ;
колеса ;
ширина венца, мм
колеса ;
шестерни .
11. Определяем окружную скорость зубчатых колес
, м/с,
где ;
;
Назначаем соответствующую степень точности изготовления передачи (по таблице 4.6[2]) .
12. Вычисляем силы, действующие в зацеплении:
окружная сила
, Н, (8.12)
где Вт;
м/с;
;
радиальная сила
. (8.13)
13. Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба
1) Определяем расчетные напряжения изгиба в основании зубьев, как шестерни, так и колеса, потому что при относительно меньшей прочности сечения зуба шестерни он длиннее зуба колеса.
Расчетное напряжение изгиба в основании зуба с учетом износа определяется по формуле
, Па, (8.14)
где - коэффициент напряжения изгиб, для прямозубых передач ;
- коэффициент динамической нагрузки;
- длина зуба;
- модуль зацепления.
,
.
Условие прочности соблюдается:
Недогрузка зуба: шестерни составляет 4.64%; колеса – 3.6%, что допустимо.
2) Проверка условия рациональности нагружения
Необходимость в проверочном расчете возникает, в частности, в связи с тем, что коэффициент динамической нагрузки в проектном расчете намечен ориентировочно и проставлен постоянным числовым коэффициентом. После определения размеров колес уточняется значение коэффициента и проводится окончательно проверка рабочих напряжений.
|
, (8.15)
,
.
Проверку по контактным напряжениям не проводят, т.к. усталостное выкрашивание в открытых передачах не наблюдается потому, что абразивное изнашивание поверхности зубьев опережает развитие усталостных трещин.
9. Выбор муфты.
В приводах, испытывающих ударные нагрузки, следует предусматривать упругие муфты. Широкое распространение получили муфты с упругими неметаллическими элементами. Наиболее простая из них – муфта упругая втулочно-пальцевая (МУВП), технические данные ее приведены в таблице 1.
Таблица 9 - Размеры муфты
Т, Нм | Диаметр вала | D | L | d0 |
31,5 |
Упругие втулки из специальной резины, стойкой в минеральном масле, воде, бензине и керосине. Муфты выдерживают кратковременные двукратные перегрузки.
Число пальцев – 6 (при Т Нм); диаметр пальца мм.
10. Эксплуатация привода
Основные правила ухода за приводом при его эксплуатации обычно регламентированы «Инструкцией по обслуживанию и эксплуатации».
Для нормальной работы привода в течение всего срока службы необходимо строго соблюдать требования инструкции, своевременно производить предписанные регламентные работы, немедленно устранять обнаруженные неисправности, не допуская работы привода с неисправностями, пусть даже на первый взгляд незначительными.
Особенно следует обращать внимание на смазку редуктора и муфты, своевременно контролировать уровень и наличие смазки, восполнять ее расход, а через обусловленный инструкцией период времени заменять полностью.
При обнаружении утечки масла следует выявить причины и устранить их, убедившись в отсутствии подтекания масла после ремонта.
|
Все крепежные резьбовые соединения требуют периодического подтягивания, особенно в начальный период эксплуатации привода. Подтягивание гаек и винтов рекомендуется производить тарировочным ключом.
Привод следует содержатьв чистоте, оберегать от захламления посторонними предметами.
11. Техника безопасности
Безопасность работы с приводом обеспечивается, с одной стороны, различными техническими решениями, устройствами, повышающими безопасность обслуживания и максимально исключающими возможность травм, с другой стороны, выполнением обслуживающим персоналом правил техники безопасности.
К техническим устройствам, повышающим безопасность обслуживания, прежде всего следует отнести ограждение движущихся и вращающихся частей привода.
Электроаппаратура управления и проводка должны соответствовать «Правилам эксплуатации электроустановок»: все части привода, которые могут оказаться под напряжением, надежно заземляются; в цепях управления электродвигателем предусматривается защита от перегрузки и токов короткого замыкания, а также нулевая защита.
Участок расположения привода оборудуется электрическим освещением и звуковой сигнализацией.
Помимо этого необходимо строгое выполнение обслуживающим персоналом правил и норм техники безопасности, сведенных в инструкцию по технике безопасности, утвержденную руководителем предприятия и главным инженером.
12. Оценка технического уровня спроектированного редуктора
|
Технический уровень целесообразно оценивать количественным параметром, отражающим соотношение затраченных средств и полученного результата.
За критерий технического уровня принято отношение массы редуктора к вращающему моменту на его тихоходном валу
, (12.1)
где m- масса редуктора, кг;
- вращающий момент на его тихоходном валу, Нм.
Для цилиндрического редуктора масса определяется по формуле
кг, (12.2)
где - коэффициент заполнения,
- плотность чугуна,
V- условный объем редуктора.
Условный объем редуктора определяется как произведение длины, ширины и высоты редуктора, мм3.
,мм3, (12.3)
где - длина, мм,
- ширина, мм,
- высота редуктора, мм.
.
кг,
кГ/Нм.
Результат вычисления по формуле (12.1) оценивается по таблице 36[1].
Качественная оценка технического уровня редуктора:
Средний, в большинстве случаев производство экономически не оправдано.
Заключение
Спроектирован механический привод, состоящий из электродвигателя типа АОП 62-4 мощностью 5 кВт и скоростью вращения 1460 об/мин и цилиндрического одноступенчатого косозубого редуктора с выходной мощностью 4,5 кВт, числом оборотов на выходе 85 об/мин и крутящим моментом Т2=515,56 Нм.
Редуктор имеет следующие габариты:
высота – 300 мм;
длина – 460 мм;
ширина – 190 мм.
Система смазки картерная; масло индустриальное И-Г-А-46.
Зубчатые колеса изготовлены:
шестерня – из стали 45 улучшенной;
ведомое колесо - из стали 45л улучшенной.
Ведущий и ведомый валы – из стали 45.
Корпус редуктора изготовлен из серого чугуна марки СЧ 15-32.
Список использованных источников
1 Михайловский Э.М. Прикладная механика: Учеб. Пособие по курсовому проектированию для студентов вузов. Красноярск: КГТА, 1997. – 64 с.
2 В. А. Трутень, А. П. Сарапкин, В. Г. Межов, О. А. Коржанова Детали машин. Проектирование ременных передач: Методические указания к курсовому и дипломному проектированию для студентов всех специальностей и всех форм обучения.- Красноярск: Сиб. ГТУ 1999.-32с.
3 Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для техникумов / С.А. Чернавский, Г.М. Ицкович, К.Н. Боков и др. – М.: Машиностроение, 1979. – 351 с.
4 Штейнблит А.Е. Курсовое проектирование делалей машин: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Калининград: Янтар. сказ, 2002. – 454 с.
5 Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. – 4-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 1984. – 336 с.
6 Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. – М.: Высш. шк., 1984. – 336 с.