Тактика соблюдения мер личной безопасности сотрудниками участвующие в надзоре за дорожным движением.




 

Демонстративное наблюдение за дорожным движением и выполнение всевозможных распорядительно-регулировочных действий сотрудниками ДПС неизбежно влечет выполнение водителями транспортных средств дополнительных маневров, торможений, перестроений, остановок на поло­се движения, а также действий и реакций, обусловленных желанием уйти от контактов с полицией.В определенных условиях они могут стать по­тенциально опасными. Поэтому любые действия инспектора на проезжей части должны быть своевременными, тактически грамотными и понятными не только участникам дорожного движения, но и коллегам. Инспектор, действующий независимо и неосторожно, представляет серьезнейшую угрозу жизни и здоровью окружающих! Внедряясь в транспортный по­ток, он обязан предупредить о своих намерениях напарника, старшего наряда, начальника или дежурного и действовать по предварительно отработанной с коллегами схеме. Именно пренебрежение этим простым по сути, но непростым в плане практической реализации правилом было причиной гибели большинства сотрудников ГИБДД.

В целях обеспечения личной безопасности сотрудник должен [8]:

· выбирать место несения службы так, чтобы быть отчетливо видным участникам дорожного движения и иметь возможность для своевременного пресечения правонарушения;

· в темное время суток и в условиях ограниченной видимости нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение;

· избегать нахождения на скользких участках дорожного покрытия;

· выбирать для остановки транспортного средства в темное время суток наиболее освещенный участок дороги, при невозможности – использовать свет фар патрульного автомобиля;

· находиться рядом с остановленным транспортным средством следует так, чтобы исключить водителю возможность нанесения сотруднику удара при резком открытии двери или внезапном начале движения, наезда на сотрудника мимо следующим транспортным средством (не рекомендуется стоять перед или позади остановленного транспортного средства);

· избегать проведения на проезжей части дороги рассмотрения правонарушения, если это создает помехи для движения транспорта или угрозу личной безопасности;

· включать специальные световые сигналы на движущемся патрульном транспорте при остановке транспортных средств участников дорожного движения. При проверке транспортного средства патрульный автомобиль следует парковать позади остановленного;

· в процессе проверки документов выбирать безопасную дистанцию между собой и водителем, не поворачиваться к нему спиной и той стороной тела, на которой находится оружие, и вести наблюдение за лицами, находящимися в транспортном средстве или рядом с ним. Другие сотрудники, находящиеся в составе наряда, должны занимать положение, позволяющее обеспечивать взаимную страховку;

· в случае обнаружения разыскиваемых транспортных средств или лиц, подозреваемых в совершении преступного деяния, сотрудники, находящиеся в наряде, принимают в зависимости от конкретной обстановки необходимые меры предосторожности при проведении досмотра транспортного средства или личного досмотра задержанных с целью выявления и изъятия оружия;

· не следует сообщать о действительной причине остановки транспортного средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступного деяния либо причастности к ДТП. При этом сотрудник должен найти предлог для разговора с водителем, не раскрывая истинного характера своих намерений;

· досмотр транспортного средства следует проводить после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль другими сотрудниками наряда;

· при вынужденном отклонении от предписанного маршрута патрулирования или длительном оставлении поста сотрудник ДПС в обязательном порядке докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения, а при отсутствии такой возможности – на ближайший пост;

· при оформлении ДТП необходимо проконтролировать установку предусмотренных Правилами дорожного движения аварийных сигнальных средств, при необходимости – выставить дополнительные, а также включить специальные световые сигналы, обеспечить взаимную страховку.

Передвижение при несении службы необходимо осуществлять по обочине и разделительной полосе, время пребывания на проезжей части сократить до минимума и выходить на нее только для перехода по кратчайшему пути.

Остановку транспортных средств, следует проводить в местах, где ширина проезжей части позволяет беспрепятственно объехать остановленное транспортное средство, условия видимости дают возможность другим водителям заблаговременно увидеть данное транспортное средство и принять меры к его безопасному объезду.

В случае если водитель останавливаемого транспортного средства остановился с нарушением правил дорожного движения или затруднил движение других транспортных средств необходимо предложить переставить транспортное средство ближе к обочине или тротуару, но, не удаляясь на большое расстояние от места остановки, чтобы сотрудники наряда в случае необходимости могли оказать помощь.

В светлое время суток при надзоре за дорожным движением необходимо находиться в таких местах, откуда патрульный автомобиль и сотрудник, находящийся вне его, хорошо видны с достаточного расстояния. В целях обеспечения безопасности сотрудника желательно нахождение его на островке безопасности, разделительной полосе или тротуаре.

В темное время суток и условиях недостаточной видимости необходимо находиться только на хорошо освещенных участках дорог, в разрывах разделительной полосы или в свете фар патрульного автомобиля.

В условиях скользкого дорожного покрытия и заснеженных проезжей части дороги и обочины во избежание травмирования транспортными средствами, потерявшими управление, необходимо находиться на возвышенных относительно проезжей части элементах дороги или вблизи патрульного автомобиля на участке с высоким коэффициентом сцепления, позволяющем быстро отойти в сторону или за автомобиль. В данном случае нежелательно нахождение на разделительной полосе, выделенной только линиями разметки, и между патрульным автомобилем и останавливаемым перед ним транспортным средством. В любом случае необходимо исключать нахождение на скользком покрытии, позволяющем при падении оказаться на проезжей части.

При регулировании дорожного движения на месте дорожно-транспортного происшествия и при необходимости ограничить движение необходимо находиться в местах, хорошо видных с данного направления движения (обоих направлений), в удалении от транспортных средств, которые могут заслонить обзор сотруднику и ограничить видимость его участникам дорожного движения. При имеющейся возможности размещаться на линиях разметки, разделяющих транспортные потоки встречных направлений. Все перемещения осуществлять только убедившись в собственной безопасности.

На стационарных постах остановленные транспортные средства не должны заслонять сотрудника от страхующего, при возникновении такой ситуации необходимо изменить положение транспортного средства или положение страхующего сотрудника.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о соблюдении мер личной безопасности и обеспечении безопасности участников движения во время преследования правонарушителя необходимо напомнить, что наиболее распространенными среди водителей ТС причинами попы­ток скрыться являются:

а) нарушение ПДД (чаще всего отсутствие водительского удостоверения или регистрационного документа на ТС, управление транспортом в состоя­нии опьянения);

б) неправомерная перевозка грузов и пассажиров;

в) бегство с места ДТП;

г) перевозка краденого;

д) причастность к совершению иного преступления или правонарушения.

Преследование ТС представляет собой сложнейшее действие сотрудников полиции. Для его выполнения требуются незаурядные профессиональные качества экипажа и высокая техническая готовность патрульного автомобиля. В любых условиях скоростное преследование, чаще всего сопровождается боковыми и фронтальными столкновениями, опрокидываниями, наездами на пешеходов и другими дорожно-транспортными происшествиями с высочайшими показателями степени тяжести последствий. Особенно опасны «подсечки» движущихся ТС, принуждение остановиться блокированием у края проезжей части и другие приемы, приводящие к гибели и тяжким телесным повреждениям как преследуемых, так и преследующих.

 

Действия нарядов ДПС при осуществлении преследования [9]:

1) Преследование транспортного средства нарядом ДПС на патрульном автомобиле (мотоцикле) может осуществляться в случаях:

невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке транспортного средства;

визуально установленных признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства;

получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения;

получения указания от дежурного, руководства подразделения.

2) При осуществлении преследования нарядом ДПС обеспечивается:

доклад в дежурную часть о начале преследования[10] и постоянное, по мере необходимости, информирование о месте своего нахождения и направлении движения;

использование на патрульном автомобиле специальных световых и звуковых сигналов, применение звукоусиливающей установки, сигналов регулировщика для подачи сигналов об остановке транспортного средства;

обмен по средствам радиосвязи информацией с другими нарядами с целью координации действий;

информирование, при необходимости и наличии возможности использования звукоусиливающей установки, других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности;

при необходимости – принудительная остановка транспортного средства в соответствии с пунктами 129-134 настоящего Наставления.

3) В ходе преследования может осуществляться имитация его прекращения, если водитель преследуемого транспортного средства не реагирует на сигналы об остановке, совершает грубые нарушения правил дорожного движения, от которых могут пострадать люди, а в результате принятия мер к принудительной остановке с использованием огнестрельного оружия, применением специальных средств могут наступить более тяжкие последствия.

4) Использование нарядом ДПС, осуществляющим преследование, приоритета при проезде перекрестков, пешеходных переходов, железнодорожных переездов, в зонах с ограниченной видимостью и в других опасных условиях, возможно только при условии, что другие участники движения правильно оценили обстановку, приняли соответствующие меры предосторожности и уступают им дорогу.

5) Осуществление преследования за пределами зоны ответственности маршрута патрулирования, строевого подразделения допускается по указанию (разрешению) дежурного, руководства подразделения.

В городах и на автомобильных дорогах, регулярно патрулируемых нарядами ДПС, могут применяться альтернативные преследованию и более безопасные варианты задержания транспортных средств - развертывание заслонов, уста­новка заграждений, применение специальных средств принудительной остановки или блокирование района нахождения скрывающегося ТС силами всех служб полиции, вплоть до создания искусственного транс­портного затора на наиболее вероятном маршруте его движения (если пре­следуемые лица не вооружены огнестрельным оружием).

Правильная тактика, самообладание и быстрые действия экипажа патрульного автомобиля ДПС могут привести преследуемых в замешатель­ство, парализовать их волю, побудить отказаться от попыток скрыться.

Типичными недостатками при выполнении преследования являются: не­умение вести скоростное маневрирование (в том числе незнание приемов быстрого вращения рулевого колеса), неправильный выбор траектории дви­жения, неумение выполнять экстренное торможение, разгон, ввод автомо­биля в занос и вывод его из заноса. В связи с этим каждый инспектор должен:

1. осознавать, что в ходе преследования он неизбежно создает своими действиями множество опасных ситуаций, которые вводят в стрессовое состояние не только преследуемого, но десятки водителей и пешеходов;

2. уметь подавлять в себе азарт преследования;

3. своевременно прерывать преследование при возникновении малей- ших сомнений в своих силах и надежности патрульного ТС.

Преследование практически всегда оказывает неблагоприятное воз­действие на психику преследуемого. Он начинает совершать рискован­ные маневры, разгоняется до недопустимо высоких скоростей, создает цепь аварийных ситуаций и т. п. Если нет данных о причастности скрывающего­ся транспортного средства к какому-либо преступлению, и опасность грубых нарушений ПДД с его стороны миновала, целесообразно прекратить преследование, ограни­чившись передачей установленных данных о нем (тип, марка, цвет, номер­ной знак, характерные приметы, время и место невыполнения требования об остановке) дежурному или ближайшим нарядам.

 

Действия нарядов ДПС при осуществлении принудительной остановки транспортного средства [11]:

 

129. Принудительная остановка транспортного средства может осуществляться в случаях, когда водитель такого транспортного средства неоднократно не выполнил законное требование сотрудника милиции остановиться.

130. Принудительная остановка транспортного средства с применением специальных средств, использованием огнестрельного оружия осуществляется при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации[12].

131. Использование для принудительной остановки транспортного средства специальных средств осуществляется в соответствии с инструкциями по порядку их применения. При этом, исходя из имеющихся возможностей, осуществляются следующие действия:

131.1. Определяется участок для остановки, учитывая возможные пути его объезда, размещения, по возможности, за пределами городских и сельских поселений, на участках дорог с малой интенсивностью движения, при наличии условий для укрытия от обстрела наряда ДПС, а также исключения прорыва (объезда) заграждения и нахождения в зоне его размещения посторонних лиц.

131.2. Производится остановка всех движущихся транспортных средств как можно дальше от предполагаемого места применения специальных средств, при этом при необходимости могут использоваться временные дорожные знаки «Въезд запрещен», шлагбаумы, светофоры и прочее.

131.3. Дополнительно, подавая сигналы об остановке, перегораживается проезжая часть специальным средством, а все возможные пути объезда этого специального средства – имеющимися транспортными средствами.

131.4. На патрульном автомобиле, расположенном на обочине дороги (у тротуара) включаются специальные световые и звуковые сигналы.

131.5. Об устройстве заграждения приближающимся транспортным средствам подаются сигналы остановки жезлом, жестами, громкоговорящими установками на расстоянии, достаточном для выполнения торможения у места размещения специального устройства, а при наличии возможности также путем выставления переносных информационных табличек, ограждений и переносных светофоров.

131.6. С целью исключения возможности для подлежащего принудительной остановке транспортного средства скрыться, развернувшись в зоне размещения заграждения, на расстоянии 150-300 м в направлении его появления подготавливается второе заграждение, действия сотрудников которого координируются с использованием радиосвязи или условных сигналов.

132. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена также путем временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, а также посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами, грузовых автомобилей.

Использование грузовых автомобилей в целях принудительной остановки транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условиях, обеспечивающих безопасность лиц, передвигающихся в этих автомобилях. При этом выполняются действия, предусмотренные пунктом 131 настоящего Наставления.

В указанном случае не допускается принудительная остановка с использованием и в отношении транспортных средств, перевозящих опасные грузы, автобусов (при наличии пассажиров), грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), а также транспортных средств специального назначения, транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, в отношении мотоциклов и мопедов.

Не допускается принудительная остановка транспортного средства с использованием легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам.

133. О применении специальных средств для принудительной остановки транспорта, использовании в этих целях огнестрельного оружия сотрудники ДПС в течение 24 часов с момента их применения представляют рапорт командиру строевого подразделения (начальнику подразделения Госавтоинспекции территориального органа внутренних дел).

134. Для каждого стационарного поста ДПС разрабатывается и утверждается командиром строевого подразделения (начальником территориального органа внутренних дел) порядок действий по принудительной остановке транспортного средства.

При выявлении в транспортном средстве подозрительных лиц сотрудник в зависимости от состава и вооружения наряда, количества и поведения указанных лиц, иных обстоятельств [13]:

осуществляет дальнейшие действия, не проявляя возникших подозрений;

под предлогом предлагает водителю (отдельно или вместе с пассажирами) выйти из салона;

требует от лиц, находящихся в транспортном средстве, не покидать салона;

требует от водителя заглушить двигатель, включить стояночный тормоз, а при его неисправности включить пониженную передачу;

при беседе с водителем, вышедшем из автомобиля, сотрудник должен расположиться в таком месте, чтобы страхующий его сотрудник имел свободный сектор обстрела, исключающий случайное поражение непричастных к возможному инциденту лиц;

под предлогом проверки документов удаляется от проверяемого транспортного средства для принятия мер по его блокированию;

открытым текстом или условным обращением по средствам радиосвязи к другим сотрудникам в составе наряда, дежурному, соседним нарядам запрашивает помощь;

осуществляет другие необходимые в конкретной ситуации действия.

151. Принимая решение о задержании, сотрудник должен четко уяснить правомерность своих действий, оценить свои возможности, наметить план задержания, определить наиболее удобный момент и тактический прием задержания. При этом необходимо учитывать:

151.1. Личность задерживаемого и возможные опасные последствия в случае, если он не будет задержан.

151.2. Вероятные осложнения при задержании, которые могут возникнуть, если со стороны задерживаемого, его сообщников и сочувствующих будет оказано сопротивление.

151.3. Возможность вооруженного сопротивления или нападения.

151.4. Основания и условия применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы.

152. Перед задержанием преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступного деяния, особое внимание должно быть обращено на выяснение наличия у них огнестрельного или холодного оружия и обеспечения мер личной безопасности.

В обязательном порядке наряд приводит в готовность оружие на случай необходимости его немедленного применения: кобура передвигается в удобное для извлечения оружия положение, пистолет снимается с предохранителя, патрон досылается в патронник.

153. Если необходимо произвести задержание группы подозреваемых в совершении преступного деяния, сотрудник должен связаться с дежурным, соседними нарядами и запросить усиление, а также по возможности обеспечить поддержку со стороны граждан, не подвергая их опасности.

В случае явного перевеса сил правонарушителей сотрудник (сотрудники) вправе отказаться от их задержания. При этом следует под отвлекающими предлогами (проверка паспортного режима, карантин и тому подобное) изыскать время до прибытия дополнительных сил, запомнить их характерные приметы и информировать дежурного и соседние наряды для принятия необходимых мер по задержанию.

154. Место задержания преступника определяется складывающейся обстановкой и другими факторами, исключающими причинение вреда гражданам и сотрудникам, возможность правонарушителя скрыться.

155. При задержании лиц, находящихся в транспортном средстве, исходя из численности наряда, наличия подкрепления, задерживаемым подается команда о нахождении всех на местах и поочередном выходе из салона с поднятыми руками.

При задержании лиц, находящихся вне транспортного средства, для обеспечения внезапности, наряд незаметно приближается к задерживаемому, выбрав момент, когда он менее всего готов к оказанию сопротивления, подает команду: «Стой. Руки вверх. Милиция» – и объявляет о задержании. При использовании в случаях, указанных в пункте 153 настоящего Наставления, отвлекающих предлогов, данная команда не подается.

156. В зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников милиции или граждан.

Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются.

157. При проверке документов и опросе подозреваемого сотрудник должен стоять вполоборота в одном шаге от проверяемого и быть готовым к отражению нападения.

158. Доставление задержанных в территориальный орган внутренних дел производится на специальном транспортном средстве. При отсутствии такого транспортного средства доставление может осуществляться на патрульных автомобилях или автомобилях, принадлежащих организациям и гражданам. Применение специальных средств при доставлении задержанных производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не допускается использование для доставления задержанных общественного транспорта, автомобилей оперативных служб – пожарных, инкассаторских, скорой и неотложной помощи (кроме случаев, когда необходимо оказание медицинской помощи), а также транспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям.

159. При доставлении задержанного сотрудник должен предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны его сообщников создать условия для побега или насильственного освобождения, следить, чтобы задержанный не выбросил или не передал кому-либо вещественные доказательства и не принял от соучастников оружие или другие средства нападения.

160. В случае необходимости перемещения задержанного пешим порядком, оно осуществляется, как правило, двумя и более сотрудниками милиции, один из которых должен идти рядом с задержанным, ведя его, а другой – сзади, наблюдая за поведением доставляемого и окружающих.

Если перемещение производится одним сотрудником, он должен следовать только сзади или рядом с задержанным с правой стороны. При перемещении следует избегать многолюдных мест, проходных дворов, парков и лесных массивов.

161. Сотрудник, доставивший задержанного в территориальный орган внутренних дел, докладывает об этом рапортом на имя его руководителя. В рапорте указываются: фамилия, имя, отчество, домашний адрес доставленного, время, место, обстоятельства и причины задержания, фамилии и адреса свидетелей, а также лиц, оказавших содействие при задержании и доставлении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: