Меры обеспечения безопасности при ликвидации последствий аварий или инцидентов с опасными грузами.




 

Исходя из анализа правовых, технологических, функциональных и организационно-тактических взаимосвязей, сложившихся внутри и вне элементов подсистемы контроля транспортного процесса, из комплекса задач оперативного плана, выполнение которых возложено на специализированную дорожно-патрульную службу ГИБДД, необходимо выделить одну из основных задач направленную на обеспечение бесперебойного и безопасного дорожного движения транспортных средств. На современном этапе в России заметно возрастает интенсивность перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов. Будучи помещенными в современные транспортные средства, при ДТП они превращаются во всесокрушающие снаряды, особенно опасные грузы. Аварии или инциденты, связанные и перевозками опасных грузов, - неизменные лидеры по тяжести последствий. При контроле за перевозками опасных грузов наряды ДПС обязаны внимательно следить за тем, что бы водители ТС, перевозящих опасные грузы, следовали строго по утвержденным для них маршрутам, соблюдали установленную скорость движения, производили заправку ТС только с передвижных АЗС или путем переноски топлива от АЗС в канистрах и останавливались только в местах, указанных в путевых документах. При возникновении тумана, дождя, снегопада, пыльных бурь и других неблагоприятных условий, ограничивающих видимость до 300 м, инспектора могут приостановить или запретить данные перевозки. В период грозы транспортные средства с опасными грузами должны отводиться на расстояние не менее 200м от жилых строений или леса и не менее 50 м от других ТС. При этом персонал, обслуживающий перевозки (кроме охраны), удаляется на расстояние не менее 200м.

В процессе контроля за дорожным движением особое внимание следует обращать:

1) на соответствие оборудования автомобилей правилам и техническим условиям перевозки конкретных опасных грузов;

2) соблюдение установленного маршрута движения;

3) наличие документов, разрешающих перевозку опасных грузов;

4) соответствие перевозимых грузов их установленным минимально безопасным объемам;

5) состояние тары для перевозки опасного груза (качество ее очистки, наличие в товарно-транспортной накладной отметки «Тара очищена и безопасна». В противном случае она должна перевозиться как опасный груз);

6) соблюдение дистанции между автомобилями при транспортировке опасного груза в колонне (на горизонтальных участках дорог – не менее 50 м, в горной местности – не менее 300м);

7) наличие автомобиля сопровождения с включенным ближним светом фар и проблесковыми маяками при перевозке опасных грузов в колонне, численностью 5 и более автомобилей;

8) наличие в колонне численностью 5 и более автомобилей, резервного ТС, приспособленного для транспортировки особо опасных грузов;

9) соблюдение правил пожарной безопасности и обустройства места работы водителями передвижных АЗС);

10) выполнение правил остановки и стоянки, указанных в условиях безопасности перевозки данного вида груза;

11) включение на автомобилях ближнего света фар.

Наряды ДПС обязаны следить, чтобы маршруты перевозки не проходили вблизи зон отдыха, архитектурных и природных заповедников, зрелищных, культурно-просветительных и лечебных учреждений, крупных предприятий, учреждений и т.п., а также не допускать остановки данной категории ТС в населенных пунктах.

Когда остановка таких ТС носит вынужденный характер (ДТП, техническая неисправность и др.), сотрудники ДПС должны выяснить и доложить дежурному следующие данные:

а) место и причины остановки;

б) наименование и свойства груза;

в) код экстренных мер;

г) размеры и координаты очага поражения.

Затем на место происшествия вызывается скорая медицинская помощь, аварийно-спасательные службы и подразделения гражданской обороны, ближайшие наряды ДПС и патрульно-постовой службы.

Кроме обычного набора неотложных действий, выполняемых на местах аварий или инцидентов, сотрудники ДПС обязаны:

а) проверить правильность обозначения водителем места происшествия дорожными знаками;

б) доложить о сложившейся обстановке дежурному (прежде всего, представить данные о виде опасного вещества и коде экстренных мер);

в) организовать эвакуацию ТС в безопасную зону;

г) в необходимых случаях направить движение в объезд места вынужденной остановки автомобиля с опасным грузом;

д) оказать возможную помощь в устранении причин вынужденной остановки водителю и сопровождающим груз лицам;

е) принять меры по ограничению очага поражения;

ж) доложить дежурному о возможности дальнейшего движения транспорта с опасным грузом и транспорта, задержанного в связи с возникшим дорожным инцидентом;

з) предупредить прибывающих на место происшествия работников скорой помощи, спасательных служб, заинтересованных организаций и граждан о виде опасности, способах ее устранения и защиты от поражающего воздействия.

Для обозначения зоны происшествия или вынужденной остановки применяются дорожные знаки «Въезд запрещен», выставляемые на расстоянии 100 м спереди и сзади ТС, перевозящего опасные грузы. В случае, когда водитель и сопровождающие груз лица получили ранения в результате ДТП и не могут дать информацию о виде груза, а информационные таблицы и документы повреждены или уничтожены, наименование и опасность перевозимых веществ можно определить по ярлыкам, прикрепляемым к наружной таре опасных грузов. На ярлыки в обязательном порядке наносятся знаки опасности, аналогичные тем, которые размещаются на информационных таблицах, а также надписи, характеризующие опасность. В случаях, когда указанные ярлыки и информационные таблицы сгорают при возникновении пожара, автомобиль можно идентифицировать по сохранившимся выштамповкам символов государственного регистрационного знака, После этого необходимо срочно связаться с его владельцами или пользователями и установить необходимые данные об объеме и степени опасности перевозимого груза[14].

Порядок ликвидации последствий аварий и инцидентов, связанных с нарушениями правил перевозки опасных грузов, также предусмотрен и пунктами 2.13.1 – 2.13.6 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. № 73, где сказано, что организации - грузоотправители (грузополучатели) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю (сопровождающему) на каждую перевозку, выделяют для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов аварийные бригады и организуют с ними соответствующую подготовку.

В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады и другого обслуживающего персонала, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования в процессе ликвидации последствий аварий и инцидентов.

В случае необходимости проведения ремонтных работ по устранению неисправностей тары с опасными грузами они осуществляются аварийной бригадой на специально отведенной для этой цели площадке (помещении), расположение которой определяется в плане мероприятий по ликвидации последствий аварий или инцидентов.[15]

В случае дорожно - транспортного происшествия ответственное лицо за перевозку опасного груза руководит действиями водителя и лиц охраны (если они имеются), информирует подразделение ГАИ МВД России и при необходимости вызывает аварийную бригаду.

Аварийная бригада, прибывшая на место аварии или инцидента, в ходе ликвидации его последствий должна принять все меры предосторожности и индивидуальной защиты, перечисленные в аварийной карточке СИО (Приложение 7.5).

Действия аварийной бригады на месте происшествия аварии или инцидента включают:

обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного (разлитого) опасного груза; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; обеспечение в случае необходимости эвакуации водителей и обслуживающего данную перевозку персонала; проведение дезактивации, дезинфекции; обезвреживание спецодежды и средств индивидуальной защиты; оповещение грузоотправителя и грузополучателя о случившихся авариях или инцидентах.

Согласно пунктов 123.1 – 123.5 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ рри возникновении чрезвычайных обстоятельств нарядами постов и маршрутов патрулирования обеспечивается:

- организация движения транспорта и пешеходов, участие в осуществлении других мероприятий по обеспечению введенного режима;

- оказание содействия в беспрепятственном проезде транспортных средств, осуществляющих перевозку сотрудников милиции, войсковых нарядов, а также транспортных средств аварийно-спасательных служб;

- наблюдение за оперативной обстановкой в зоне ответственности поста, маршрута патрулирования, периодическое доведение результатов до дежурной части;

- оказание помощи сотрудникам других подразделений органов внутренних дел в пресечении преступлений и правонарушений:

- содействие проведению мероприятий по восстановлению бесперебойного движения транспортных средств.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечение безопасности сотрудников ДПС ГИБДД по-прежнему остается и продолжает оставаться одной из актуальных проблем. Безусловно, для ее решения требуются комплексные меры: совершенствование дорожно-транспортной инфраструктуры, достаточное техническое оснащение, высокая профессиональная подготовка и т.п. Причем это касается и таких простейших, на первый взгляд, действий, как остановка транспортных средств, проверка документов у их водителей, ограничение движения на участках дорог и т.п. При этом постоянное соблюдение мер личной безопасности личным составом ДПС ГИБДД значительно снижает травматизм и риск для жизни их здоровья. Однако, отсутствие порой явно видимой угрозы собственной жизни приводит к тому, что изученные и отработанные тактические приемы и методы обеспечения личной безопасности забываются или не используются в полной мере. Вследствие этого, при возникновении опасности, которую сотрудник ДПС был в состоянии предвидеть, вдруг оказывается, что он был не готов к ответным действиям. Таким образом, при осложнении казалось бы привычной ситуации, возможны последствия в виде получения травм, а то и гибели сотрудника. Поэтому постоянное применение в повседневной служебной деятельности и повторение в рамках служебно-боевой подготовки безопасных тактических приемов мер личной безопасности сотрудника ДПС, должно привести к доведению этих действий до автоматизма, а в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья даст ему возможность избежать нежелательных для себя последствий. Обучение сотрудников ДПС тактике и методам обеспечения личной безопасности, доведенным до автоматизма действиям в экстремальных ситуациях должно стать одним из важных направлений профессиональной подготовки кадров ОВД.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993года

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

4. Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. № 73

5. Приказ МВД РФ от 10 сентября 2002 г. № 870 дсп «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

6. Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента МВД Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»

7. Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.2003 № 525).

8. Приказ МВД РФ от 2 марта 2009г. №186дпс «О мерах по совершенствованию деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»

9. Безопасность дорожного движения: Сборник научных трудов, выпуск 8.- М.: НИЦ БДД МВД России, 2007. – 136с.

10. Надзор полиции за соблюдением правил дорожного движения: Обзорная информация. Выпуск 14.- М.: НИЦ БДД МВД России, 2002.-44с.

11. Инспектор и водитель – М.: ООО «Книжное издательство За рулем» 2008.- 96с.

12. Дорожно-патрульная служба ГИБДД: учебное пособие.- М.: ЦОКР МВД России, 2008.- 334с.

13. Телохранитель: Приемы, средства, критерии пригодности, экипировка и тренинг/ Под общей редакцией А.Е. Тараса.-М.: Харвест, 1998.

14. Дмитриев С.Н. «Дорожно-патрульная служба: Пособие для сотрудников ГИБДД».-М.: СПАРК, 2000.

15. Дмитриев С.Н. Проблемы организации дорожно-патрульной службы. - М.: Спарк, 2002.


[1] См.: Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности (На опыте профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов США и России): Учебно-практическое пособие. - М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997.

[2] Далее – «Административный регламент»

[3] Пункт 2 части 4 статьи 5 Закона Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г № 3-ФЗ.

 

[4] При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентом в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.

 

[5] Статья 10 Закона Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ

[6] Часть 3 статьи 2.6 КоАП РФ, далее также «иммунитет», пункты 227-236 «Административного регламента».

[7] Часть 2 статьи 1.4 КоАП РФ.

[8] Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 186 дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

[9] Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 186 дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

[10] В случае отсутствия признаков преднамеренного стремления водителя транспортного средства скрыться от преследования и его остановки по первому требованию сотрудника, доклад дежурному о начале преследования может не осуществляться.

[11] Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 186 дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

 

[12] Статьи 18-23 Закона Российской Федерации «О полиции».

[13] Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 186 дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

 

[14] Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба. Учебное пособие. М., 2003. С.412-413.

 

[15] Устранение неисправностей тары с опасными грузами на территории автотранспортной организации или грузовой станции не допускается



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: