Взаимоотношения сотрудников ГИБДД с участниками дорожного движения.




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра организации деятельности ГИБДД

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

организации деятельности ГИБДД

подполковник полиции

 

Д.Л. Проказин

«____» _____________ 2011 г.

 

 

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Организация деятельности ГИБДД»

Тема № 9

«Соблюдение мер личной безопасности при осуществлении контрольно-надзорных функций сотрудниками ГИБДД»

 

(специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность

специализация – административная деятельность органов внутренних дел,

профиль подготовки – деятельность подразделений ГИБДД

очная форма обучения)

 

2 часа

 

Орел


П Л А Н

 

Введение

 

Основные вопросы:

 

1. Взаимоотношения сотрудников ГИБДД с участниками дорожного движения.

 

2. Тактика соблюдения мер личной безопасности сотрудниками участвующие в надзоре за дорожным движением.

 

3. Меры обеспечения безопасности при ликвидации последствий аварий или инцидентов с опасными грузами.

 

 

Заключение

 

Литература

 

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО:

 

- презентация;

 

- мультимедийный проектор.

 

Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры ОД ГИБДД подполковником полиции Ноговициной Е.Н.

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры ОД ГИБДД

«9» ноября 2011 г. Протокол № 22.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Риск как физический, так и психологический является сегодня объективной составляющей в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, и специальная работа по обеспечению их личной безопасности, т.е. целенаправленному уменьшению такового риска до реально возможного предела чрезвычайно важна, так как их профессиональная деятельность нередко протекает в условиях осложненной оперативной обстановки. Таким образом, проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность, т.к. гибель или ранение сотрудника затрудняет, а иногда и срывает решение профессиональной задачи, не говоря уже о том, что потеря опытного, хорошо подготовленного сотрудника, носит порой невосполнимый характер. По официальным данным, ежегодно в России непосредственно от рук преступных элементов погибает около 400 сотрудников, получают ранения до полутора тысяч сотрудников при исполнении служебного долга. Если прибавить к этому погибших в дорожно-транспортных происшествиях, от несчастных случаев, в результате инфарктов, показатели смертности сотрудников возрастают до 1000 человек в год. Вследствие длительных эмоционально-психологических перегрузок и стрессов количество самоубийств возросло до нескольких сотен в год.

Задача самосохранения при исполнении служебных обязанностей из личного дела сотрудника превратилась в официальную задачу, обеспечиваемую как на уровне профессионального сознания и профессиональных установок, так и организационно-управленческими и материально-техническими средствами. Соответственно, это улучшает отношение сотрудника к организации и исполнению профессиональных обязанностей. Наличие организованной преступности, рост числа тяжких преступлений против личности, участие полицейских подразделений и внутренних войск в действиях по установлению и поддержанию правопорядка в "горячих точках" и ряд других особенностей современной правоохранительной деятельности побудили МВД России к принятию системы мер по обеспечению собственной безопасности, где одним из направлений является обеспечение личной безопасности сотрудников при решении профессиональных задач.

Организационно-управленческим стержнем создания системы безопасности является новая концепция управления персоналом в системе МВД России, предусматривающая не только более четкую координацию действий различных управлений, частей и служб по обеспечению безопасности, но и создание специальных отделов собственной безопасности,
которые смогут сыграть значительную роль в повышении уровня личной безопасности сотрудника и профилактике ситуаций профессионального риска. В настоящее время предпринят целый ряд мер по укреплению правовой и нормативной базы органов внутренних дел, в том числе и новых положений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также новые ведомственные акты МВД России приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения". Осуществляются шаги для улучшения материально-технического обеспечения органов внутренних дел. Принимаются меры управленческого характера.

Однако, никакие законы, нормативные акты или управленческие решения не смогут создать сотруднику реально возможный уровень безопасности при решении конкретной профессиональной задачи, если он сам не имеет четких психологических установок, конкретных знаний, умений и навыков обеспечения личной безопасности. Для обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД необходимо специальное обучение, «педагогика личной безопасности», включающая в себя как определенную систему педагогических идей, так и комплекс практических мер учебно-воспитательного характера, направленных на повышение уровня личной безопасности сотрудников ОВД. Поэтому особое место в системе обеспечения личной безопасности сотрудников должна занимать служебная и психологическая подготовка.

Сегодня обучение тактике и приемам обеспечения личной профессиональной безопасности актуально для всех категорий сотрудников ОВД. Современная преступная среда владеет широким арсеналом приемов провоцирования, шантажа, втягивания в незаконные связи, конфликты сотрудников органов внутренних дел. Учитывая, что в органах внутренних дел в основном на всех направлениях деятельности полицейских подразделений МВД РФ задействованы молодые сотрудники, не имеющие достаточного профессионального и личного опыта, было бы весьма целесообразно уделять особое внимание в системе служебной подготовки личного состава тактике и приемам соблюдения мер личной безопасности при исполнении служебных обязанностей. Так в практике профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов ряда зарубежных стран, в частности США, «педагогика личной безопасности» уже достаточно давно является самостоятельным направлением их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В США практически каждый сотрудник ФБР и других правоохранительных органов при первоначальном профессиональном обучении, а потом регулярно в ходе службы проходит подготовку по специальным программам типа «Will to survive» («Воля к выживанию»), «Survive on the street» («Выживание на улице»)[1].

Взаимоотношения сотрудников ГИБДД с участниками дорожного движения.

Деятельность сотрудников ГИБДД, как элемента подсистемы контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения, в известном смысле, носит двойственный характер. В ней отражаются, с одной стороны, технологические, информационные и организационные процессы дорожного движения и подсистем его обеспечения, с другой – широкие социальные связи, характер которых определяется уровнем квалификации и способностями работников, их отношением к своей деятельности и стилем руководства ими.

По широте, сложности, многообразию и разноплановости задач ГИБДД не имеет аналогов среди отечественных и зарубежных органов внутренних дел. Крупнейшей из них является дорожно-патрульная служба, которая объединяет свыше 70% общей численности сотрудников и материально-технических средств ГИБДД и представляет собой «силовой» элемент системы БДД, непосредственно включенный в наиболее продолжительную, относительно криминогенную и, по существу, определяющую стадию транспортного процесса – дорожное движение. Достаточно высокий уровень контактов сотрудников ДПС с участниками дорожного движения приобретает значение фактора, во многом определяющего взаимоотношения органов внутренних дел с населением, а любая издержка в этом случае негативно отражается на престиже не только ГИБДД и полиции в целом, но и государства, поскольку для многих людей именно инспекторы ДПС являются зримым воплощением государственности.

В условиях растущей интенсивности и плотности дорожного движения работа в подразделениях ДПС ГИБДД, признается одним из наиболее сложных и универсальных направлений деятельности полиции. Закрепленные в законодательстве России приоритеты жизни и здоровья граждан участвующих в дорожном движении, над результатами экономической деятельности и ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения, над ответственностью граждан обязывают формировать ДПС не только как карающее, т.к. в России при решении проблемы обеспечения БДД федеральные и региональные органы власти ориентируются преимущественно на использование административно-правовых способов воздействия, но и технологическое звено системы обеспечения безопасности дорожного движения. Наряду с традиционными контрольно-надзорными и правоохранительными функциями ДПС играет роль органа поддержки оптимальных параметров дорожного движения, исходя из принципа горманизации интересов всех категорий населения в процессе перемещения источников повышенной опасности. Стереотипы сложившиеся на основе представлений о кризисе деятельности ДПС в данном направлении, на рубеже преобразований осуществляемых в правоохранительной сфере интенсивно развеиваются путем устранение имеющихся пробелов в правовом регулировании деятельности полиции, специальными программами, предусматривающими профессиональную подготовку сотрудников ДПС, включая отработку практических навыков оказания технической, медицинской, правовой, информационной и других видов помощи участникам дорожного движения, а также развитие ориентации на всемерное улучшение условий движения путем своевременного и инициативного выполнения необходимых распорядительно-регулировочных действий. Принимаются меры направленные на расширение пропагандистской работы среди населения по разъяснению целей, задач и способов деятельности подразделений ДПС ГИБДД в формах обеспечивающих полную открытость и доступность для всех категорий участников дорожного движения.

Так, одной их основных целей Закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» является закрепление партнерской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества, где должна сосредоточить свои основные усилия, прежде всего на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами. С учетом современных условий принципами деятельности полиции являются такие как: законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество и др.

В Концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 г., одними из основных направлений программных мероприятий признаются повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, реализация которых требует от сотрудников ДПС ГИБДД умений и навыков грамотного и доходчивого объяснения гражданам существа допущенного ими правонарушения, эффективного убеждения водителей в необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Кроме этого, в целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185 был утвержден и введен в действие с 1 сентября 2009 года Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения[2], который определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции. Пунктами 19-30 настоящего Административного регламента нормативно закреплен порядок взаимоотношений сотрудников ДПС с участниками дорожного движения, где сказано, что:

1) Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

2) При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности[3].

При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

При наступлении условий, предусмотренных статьями 18 - 23 Закона Российской Федерации "О полиции" (приложение N 1 к Административному регламенту), действия, касающиеся представления гражданину и предъявления ему служебного удостоверения, могут не осуществляться.

3) Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства или осуществить действия в соответствии с пунктом 69 настоящего Административного регламента.[4]

4) Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.

5) Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.

При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий.

Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.

6) Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру.

7) Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

8) С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг.

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек.

Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы за исключением необходимых для осуществления административных действий.

9) В случае совершения участником дорожного движения противоправных действий, не относящихся к административным правонарушениям в области дорожного движения, сотрудник обязан пресечь на месте такие действия[5].

При этом неприкосновенность иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации[6], а также должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции[7], не исключает законной самообороны от их противоправных действий, возможности применения физической силы, специальных средств, применения и использования огнестрельного оружия в соответствии со статьями 18 - 23 Закона Российской Федерации "О полиции"

10) Действия сотрудников по исполнению административных процедур в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, а также должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, осуществляются в порядке, изложенном в пунктах 227 - 236 настоящего Административного регламента.

11) Предъявление сотруднику в ходе исполнения им государственной функции участниками дорожного движения, не относящимися к иностранным гражданам, пользующимся иммунитетом, должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, а также к указанным в пункте 93 настоящего Административного регламента, служебных удостоверений, иных документов не является основанием для ограничения предоставленных сотруднику полномочий.

12) В случае необходимости оказания помощи и (или) при соответствующих обращениях сотрудник содействует участникам дорожного движения:

- в оказании или организации оказания первой помощи пострадавшим и доставления их в лечебные учреждения, при обнаружении лиц, находящихся в бессознательном состоянии, а также с явно выраженными тяжелыми травмами на место вызывается скорая медицинская помощь;

- в защите от преступных и иных противоправных посягательств на их жизнь, здоровье, а также их собственность;

- в организации транспортировки поврежденных или неисправных транспортных средств, охране имущества, оставшегося без присмотра в результате дорожно-транспортных происшествий;

- в переходе инвалидами, престарелыми и детьми улиц и дорог.

Оставляя за рамками изложение общепринятых и установленных норм вежливости и профессионального этикета работников полиции, рассмотрим некоторые особенности взаимоотношений сотрудников ДПС с участниками дорожного движения в ходе превентивно­го контроля их состояния и имеющихся у них документов. В связи с беспрецедентно широким кругом общения сотрудников ДПС, основу которого составляют законопослушные граждане, осознание своей важнейшей социальной роли по защите жизни и здоровья населения и ока­занию ему помощи в обеспечении транспортных потребностей приобретает первостепенное значение. Необходимо уметь внимательно выслуши­вать людей, отвечать на любые вопросы, предъявлять свои требова­ния в доброжелательной форме, давать им необходимую информа­цию, причем делать это инициативно и так, чтобы произвести благопри­ятное впечатление на лиц, не вызывающих каких-либо симпатий.

Чрезвычайно важно учитывать особенности отдельных катего­рий участников движения. Например, психофизиологические свойства малолетних детей, которые не способны осознать невозможность мгно­венной остановки транспорта и имеют ограниченный сектор обзора. Это препятствует детям правильно определять место его расположения. Большинство детей в возрасте до 8 лет при переключении внимания на точечный источник шума имеют сектор обзора до 70º по горизонтали и до 90º по вертикали вместо 120º и 150º соответственно у взрослых, аналогичные проявления могут быть свойственны престарелым и больным людям. Сле­дует внимательно относиться к начинающим и иногородним водителям, чрезмерная строгость к которым способствует формированию у них чув­ства неуверенности и вырабатывает привычку видеть в сотруднике ГИБДД противника, т.к. нередко их действия обусловлены недостатками или плохой видимостью знаков маршрут­ного ориентирования. Доб­рый совет, посильная помощь, внимательное и объективнее отноше­ние к участникам дорожного движения в немалой степени способствуют добровольному и созна­тельному соблюдению ПДД.

Практика показывает, что профилактический эффект контактов с гражданами проявляется только при наличии у сотруд­ников ДПС:

1) четкой правоохранительной и морально-нравственной мотивации своих действий;

2) умения общаться с различными категориями населения;

3) безупречного внешнего вида и речи.

Неопрятность, пренебрежение обязательными атрибутами униформы, грязная обувь, небритость, тучность тела, малый рост или чрезмерная худощавость инспектора, а также техни­ческая неисправность его служебного транспорта, оперативной техники и отсутствие средств связи оказывают сильнейшее негативное воздействие на участников дорожного движения. Не меньшее значение для поддержания авторитета работника ДПС име­ет манера его поведения в процессе общения с гражданами. Именно она задает те эмоциональные рамки, в которых будет протекать беседа или обсуждение того или иного дорожно-транспортного инцидента.При этом инспектор должен сохранять уверенность в себе, четко следовать слу­жебным предписаниям без проявлений авторитарности, грубостираздражения и сугубо формальных подходов к разрешению возни­кающих конфликтов. Особую роль в деятельности сотрудников ДПС приобретает их поведе­ние при управлении служебным транспортом. Как показывает практика, высокая культура вождения патрульных транспортных средств благотворно сказывается на соблюдении ПДД водителями и пешеходами. Наконец, в случае необходимости применения мер административного пресечения и административных санкций в отношении правонарушителей от сотрудника ДПС требуется умение непредвзято и аргументированно доказать их вину на основе всестороннего анализа сложившейся си­туации, четко определить последовательность дальнейших действий, а также найти наиболее эффективные средства их реализации. В обыч­ных для нарядов ДПС условиях дефицита времени и недостатка информа­ции важно, учитывая возраст, темперамент, уровень водительской подго­товки, пол и другие особенности участников дорожного движения.

Наблюдение за работой нарядов ДПС показывает, что условиями сопутствующими обострению конфликтов и вспышкам агрессивности правонарушителей, чаще всего выступают следующие действия инспекторов:

1) обращение к участникам дорожного движения на «ты»;

2) несвоевременная подача сигнала остановки ТС;

3) снисходительный и ироничный тон разговора;

4) критика действий водителей в присутствии детей и других членов семьи;

5) замечания по поводу одежды, прически, других элементов внешнего вида и, особенно, национальности;

6) неуместный смех;

7) нецензурные выражения;

8) требование остановиться или выполнить какой-либо маневр в зоне действия дорожного знака или разметки, запрещающей это;

9) жевание резинки, курение в процессе разговора, ношение очков с темными стеклами;

10) отсутствие у инспектора установленных атрибутов униформы и спе­циального снаряжения;

11) требование «дыхнуть»;

12) самостоятельное открывание двери остановленного ТС;

13) требование назвать номер и содержание конкретного пункта ПДД;

14) продолжительная остановка общественного транспорта вне обору­дованных остановочных пунктов;

15) попытка использовать остановленное ТС в служебных целях без сообщения причин и оснований для этого;

16) изменение принятых решений под воздействием просьб и угроз.

Вместе с тем, при общении с участниками дорожного движения сотрудникам ДПС не редко приходится сталкиваться с резко негативной оценкой своих действий, в том числе грубостью, угрозами, по­пытками унизить их достоинство, в основе которых нередко лежит стремле­ние добиться проявлений ответной грубости, использовать это как повод дня обвинения инспекторов в предвзятости и добиться отмены принятых ими решений. В силу многообразия возможных вариантов поведения участников до­рожного движения трудно предложить какие-либо рекомендации, пригод­ные для разрешения всех конфликтов, возникающих при общении. В значи­тельной степени их исход определяется уровнем профессиональной подго­товки, способностями и тактичностью инспекторского состава. Вместе с тем нельзя не считаться с тем, что многие из указанных конфликтов возни­кают по одним и тем же поводам и стереотипны по характеру.

Рассмотрим некоторые общие принципы и приемы общения, позволяющие избегать напряженности в процессе диалога с правонарушителями:

1. Реагируя на какие-либо негативные проявления, сотруднику ДПС необходимо максимально сконцентрироваться на своем собственном пове­дении,не принимать поспешных решений и постараться понять сущность и взаимосвязь происходящих событий, не поддаваясь настроению окружаю­щих. Принимаемые им меры должны быть адекватны серьезности и об­стоятельствам обнаруженных им неправомерных действий, а также личности правонарушителей.

2. Как правило, попытки оказать давление на бурно реагирующего чело­века приводят к еще большему обострению конфликта. Почувствовав обиду или унижение, он может потерять способность объективной оценки ситуа­ции, начинает проявлять агрессивность, направляет все усилия на поиски ошибок в действиях сотрудника. Поэтому, столкнувшись с подобным поведе­нием, необходимо действовать энергично, решительно, но спокойно, не допуская угроз и предоставив возможность правонарушителю выговориться, своевременно пресекая высказывания и действия, унижающие достоинство инспектора, проявляя при этом сдержанность. Полезнопредупредить право­нарушителя об административной и уголовной ответственности за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию ра­ботника милиции, оскорбление его или оказание ему сопротивления, угро­зу насилием, убийством или посягательством на его жизнь, сославшись на конкретные статьи КоАП РФ и УК РФ.

3. Когда правонарушитель выражает несогласие с решением инспектора и считает его неоправданным или незаконным, можно обратиться к по­мощидругого сотрудника ДПС, старшего по должности, званию, воз­расту, а также предложить участнику дорожного движения проехать в дежурную часть подразделения ДПС или отделения ГИБДД ближай­шего ОВД для получения разъяснений по поводу действий инспектора или подачи жалобы. Во- первых, это позволяет прервать спор на некоторое время и дать возможность правонарушителю несколько успокоиться. Во- вторых, оценка сложившейся ситуации компетентным лицом, не участво­вавшим в данном конфликте изначально, вызывает у него больше доверия, поскольку не носит резкой эмоциональной окраски.

4. Когда водитель остановленного ТС обвиняет инспектора в том, что тот утерял предъявленные ему документы, необходимо уточнить, какие именно документы утеряны, в какой последовательности они передавались, а также совместно с водителем осмотреть места, где проводилась беседа, салон или кабину ТС, попросить проверить карманы одежды, а также осмотреть собственные карманы и планшет. Если поиски оказались безрезультатными, следует разъяснить водителю порядок обжалования проверки документов и представить руководству подразделения подробный рапорт о происшедшем.

5. Изучение контактов сотрудников ДПС с участниками дорожного движения из числа иностранных граждан приводит к выводу, что значи­тельная доля возникающих между ними недоразумений вызывается неспо­собностью объяснить свои действия и обстоятельства, предопреде­лившие их. Оценивая степень готовности сторон к необходимому в таких случаях диалогу, следует отметить, что в настоящее время сложилась си­туация, когда свыше 90 % прибывающих в нашу страну водителей ТС вла­деют одним из европейских языков, в том числе примерно 65 % способны изъясняться на английском, около 12%- на немецком, свыше 15%- на русском языках. В то же время количество инспекторов и других должно­стных лиц подразделений ДПС, обладающих хотя бы минимальной языко­вой подготовкой, не превышает 2-6 %.

6. Одним из эффективнейших средств предупреждения конфликтов является организация работы нарядов ДПС в составе двух или трех инспекторов. Если же инспектор работает один, он может обратиться к кому-либо из уча­стников дорожного движения с просьбой о присутствии во время реализации мер пресечения в отношении правонарушителя и при составлении протокола. Сдерживающее воздействие на правонарушителей оказывает демонст­ративное включение перед началом беседы портативного диктофона или видеомагнитофона.

7. Изменить установку на конфликт помогает предложение участнику до­рожного движения самому проанализировать свои действия и сопоставить их с принятыми предписаниями. Дело в том, что многие водители и, в осо­бенности, пешеходы часто действуют, сообразуясь со сложившимися в их соз­нании ложными стереотипами поведения, поскольку давно не изучали ПДД либо вообще не знакомились с ними. При этом максимальное положительное воздействие на правонарушителей оказывают такие приемы способствующие разрешению конфликта, как: контроль за эмоциями; конкретность, решительность и обоснованность своих действий не личными соображениями, а требованиями правовых норм; использование фактов логики; предъявление доказательств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: