Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был не только здоровым и красивым, но и непременно самым умным. Конечно, умный ребенок и учится лучше, и шалит меньше. На самом деле развитием умственных способностей можно заниматься так же регулярно, как, например, утренней гимнастикой и добиваться определенных результатов. А если занятия будут проходить в увлекательной форме, да еще и с картинками, удовольствие получат не только дети, но и сами взрослые. Результаты таких занятий не заставят вас долго ждать - вы увидите их сразу же. Чаще всего взрослые сетуют на плохую память и сообразительность детей. Проверьте это сами. Зачитайте ребенку слова, которые он должен запомнить и сразу же воспроизвести.
Инструкция ребенку: «Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты послушай их внимательно и постарайся запомнить: кухня, ваза, самовар, крокодил, круг, квадрат, рыба, стихи, осень, дом, лист, ребенок, Жар-птица, чеснок, карандаш, мыло, дождь, конфета».
Если ребенок 6-7 лет назовет 9-10 слов, то его память выше среднего, 7-8 слов — его норма, но если ребенок назвал меньше 7 слов, то развитием памяти нужно начать заниматься как можно раньше. Начните с простого запоминания нескольких слов, цифр. Затем перейдем к запоминанию слов-ассоциаций: зонт - дождь, лето - жара, зима - холод, прическа - расческа, компьютер - мышка, буква - азбука, ботинки - шнурок, мыльница -мыло, шуба-мех, колбаса - завтрак и т. д. По окончании воспроизведения слов, вы называете первые слова, а ребенок - слова-ассоциации, которые к ним запомнил. На следующем этапе пусть ребенок сам придумывает ассоциации к словам и запоминает их. Набор слов может быть любым: творог, ракета, тротуар, скамейка, потолок, пирожное, бусы, бутылка, аквариум, зажигалка и др. А теперь перейдем к работе с картинками. Сначала это самые простые слова и картинки, можно - схематичные, которые вы можете нарисовать даже сами (рис. 1, 2).
Затем слова переходят в словосочетания, короткие рассказы (см. сказки), а затем и в стихи (см. небылицы, потешки, стихи). Каждой фразе стихотворения соответствует картинка. Вы читаете стихотворение, иллюстрируя картинками, просите ребенка запоминать. Затем Вы просто демонстрируете ребенку картинки, а он Вам рассказывает стихотворение. Такой прием поможет Вам не только в заучивании стихотворений, но и в развитии образного и ассоциативного мышления, внимания, памяти, научит сосредоточенности и усидчивости.
Приведем примеры простых и коротких рассказов, стихотворений для работы с детьми на основе рисунков-ассоциаций.
Рис. 1. Схематичные картинки к словам
![]() |
Рис. 2. Схематичные картинки к словам
ТЕРЕМОК
(русская народная сказка)
Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Прибежала мышка-норушка и спрашивает: — Терем-теремок, кто в тереме живет?
![]() |
Никто не отвечает. Вот она вошла и стала жить-поживать в тереме одна.
![]() |
Бежала мимо лягушка-квакушка. Попросилась к мышке. Стали они жить вдвоем.
Прибежал заяц. Стали они жить втроем.
![]() |
Потом пустили лису, волка. Тесновато им стало впятером.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
А тут еще медведь идет и тоже просится - да некуда. Тогда он сел на крышу и раздавил теремок! |
Чики, чики, чикалочки— Едет гусь на палочке. |
Уточка на дудочке.
Курочка на чурочке.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Мальчик на собачке. |
Зайчик на тачке. Вопросы:
На чем едет гусь? На чем едет уточка? На чем едет курочка? На чем едет зайчик? На ком едет мальчик?
Как у нашего Мирона На носу сидит ворона.
А на дереве ерши Строят гнезда из лапши.
В огороде-то на грядке Вырастают шоколадки.
Сел баран на пароход И поехал в огород.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
И прыгать мне на спину. |
Когда я взрослым стану,
Я все позволю сыну:
Руками есть сметану.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Валяться на диване.
На стенке рисовать,
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать,
Кричать,
![]() |
![]() |
Спилить у стула ножки, |
Не спать и не обедать, |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Пить воду из-под крана, |
Скакать верхом на кошке |
Крутить в часах пружину, |
Я все позволю сыну,
Когда я взрослым стану.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрущенко, Т. Ю., Карабекова, Н. В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. - Волгоград: Перемена, 1993.
2. Безруких, М. М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. - М: Дрофа, 2000.
3. Белая, А., Гамазакова, М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. - М.: ACT, 2000.
4. Ведерникова, Т. В. Коррекционно-развивающие задания для младших школьников. - Волгоград, 1993.
5. Данилов, И. В. Система упражнений для развития у детей произвольных познавательных процессов. - М., 1993.
6. Деннисон, П., Деннисон, Г. Гимнастика для развития умственных
способностей. - М.: Брейн Джим, 2001.
Т.Дьяченко, О. М, Агаева, Е. П. Чего на свете не бывает. - М.: Просвещение, 1991.
8. Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей
от 6 до 9 лет. - М., 2000.
9. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. -
М.: Эйдос, 1994..
10. Соколова, Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет. - М.: ЭКСНО, 2004.
11. Столяр, А. А. Давайте поиграем. - М: Просвещение, 1991.
12. Тушканова, О. И. Подготовка к школе: развитие памяти. - Волгоград, 1997.
13. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
13. Черемошкина, Л. В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
14. Чуковский, К. Сказки. «Африка». — Минск, 1995.
15. Школа для дошколят. Развиваем память. - М.: Росмэн, 2002.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.........................................................................................................................