Исторический процесс и его участники.
Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга исторических фактов (событий), в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
Основу исторического процесса составляют исторические факты.
Ист.факты – это те или иные прошедшие или проходящие явления общественной жизни.
· любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими элементами.
· каждый исторический факт влияет на последующее развитие общества;
· содержание факта исторического процесса является результатом деятельности субъектов исторического общества.
Объект ист.процесса – вся историческая действительность.
Субъект ист.процесса – тот, кто совершает общественно-значимые действия (индивиды и их общности,).
Виды субъектов ист.процесса:
1. народные массы - социальные общности, сложившиеся на определённой территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и вместе создают материальные и духовные ценности.
- для осуществления нормальной жизнедеятельности народных масс важно наличие определенных слоев - элиты. ЭЛИТА - это наиболее активные люди, пользующиеся в обществе престижем, высоким статусом, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массами, чувством ответственности.
2. социальные группы и общественные объединения - устойчивые совокупности индивидов, объединенных общими интересами, ценностями, нормами поведения.
· социальные группы выделяются по различным признакам – возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т.д. (Например, молодежь, женщины, юристы, католики и т.д.).
|
· общественные объединения – добровольно создаваемые соц.группы, имеют общие цели, осуществляют совместную деятельность и т.д. (Например, полит.партия, профсоюз, Общество кинологов и т.д.)
3. личности (исторические деятели) – политические деятели, учёные и деятели культуры и искусства, «народные герои» (например, В.И Ленин, А.С.Пушкин, С.Т.Разин)
Вывод: Исторический процесс складывается из поступков, как отдельных личностей, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.
Направленность общественных изменений - разные точки зрения
1. Циклический круговорот – повторение одних и тех же стадий
· Др.Греция IV-III вв.до н.э. - Платон и Аристотель – «как повторение смены времен года в природе – зима – весна – лето – осень…»
· ХХ в. – америк.социолог Карл Поппер – «Прогресс – это движение к цели (а история не имеет цели, цели ставит только человек), то есть прогрессирует лишь человек»
2. Регресс (от латинского «возвращение») - это направление развития, характеризующееся переходом от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. всё, что приводит к негативным последствиям в жизни общества.
· Др.Греция – VIII-VII вв. –Гесиод - теория “золотого века”: в начале существовало справедливое общество («золотой век», лишённое противоречий, а затем общество регрессировало по пути обострения этих противоречий и ухудшения жизни людей (падение морали -«серебряный век» → зло и насилие «железный век»)
· Библейская история об изгнании из рая первых людей близка к этой концепции.
|
3. Прогресс (от латинского «движение вперёд») – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. То есть прогресс – это то, что приводит к позитивным сдвигам в жизни общества.
· Христианство – человек внутреннее совершенствуется, идет приближение к божественному идеалу, расширение числа избранников божьих.
· Фр. – ХVIII в. Анн Робер Тюрго, Жак Антуан Кондорсе – исторический процесс – это постоянный социальный прогресс, который зависит от развития человеческого разума
· Герм. ХIХ в. – Гегель Георг – идет и прогресс разума и мировых событий
· Герм. ХIХ в. – Маркс Карл – ист.прогресс – это прогрессивно развивающееся человечество и экономическое производство.
4. Ломаная линия ист.процесса. Прогрессивные изменения в одних областях сопровождаются регрессом в других → противоречивость общественного прогресса (Так, в экономически развитой Америке, гордящейся своей социальной структурой, обеспечивающей равные возможности для всех людей, быстро растёт преступность, что свидетельствует о нравственном регрессе) →развитие человечества идет по ломаной линии.
Вывод:
Современное понимание прогресса отвергает идею неумолимости прогресса в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе “есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш”. История не выстраивается в прямую линию: это совокупность множества ситуаций и форм, в которой возможен и временный регресс и стагнация (застой).