Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895).
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим.ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
Структура
Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него |
↓ ↑
Способ производства Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства) ↓ ↑ Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду |
Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:
|
Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация» (от лат. civis — гражданин), которое имеет множество трактовок:
ü Как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер)
ü Как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер)
ü Как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса
ü Как синоним культуры (например, А. Тойнби)
Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизации выделяются два подхода.
Современные типы | Структура |
· Западная · Восточноевропейская · Мусульманская · Индийская · Китайская · Японская · Латиноамериканская | · Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей) · Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т. д.) · Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами и услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т. д.) · Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т. д.) |
|
Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский социолог, А.. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цив-ций делят на две большие группы — западную и восточную.
Линии сравнения | Западная цивилизация | Восточная цивилизация |
1. Особенности восприятия мира | Рациональное, противоречивое восприятие — «фаустовско-гамлетовское » | Эмоциональное, целостное восприятие(икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений) |
2. Отношение к природе | Стремление подчинить себе природу. Человек — венец природы, и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника | Стремление быть в гармонии с природой. Человек — органическая часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела |
3. Соотношение личности и общества | Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы | Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма |
4. Отношения власти | Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм | Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха) |
5. Отношения собственности | Господство частной собственности | Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным) |
6. Отношение к прогрессу | Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер | Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер |
|
Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном.
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития | Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны | Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности |
2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества | Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества | Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими |
3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс» | Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений | Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно |
4. Достоинства | Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определенные закономерности исторического развития общества; — предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран | — позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; — ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода(ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека |
5. Недостатки | — многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное применение формацион-ного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; — недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов | — при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; — сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества |
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:
1) дописьменные и письменные;
2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
5)
Линии сравнения | Традиционное (доиндустриальное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Знания |
Основной продукт производства | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характер производства | Ручной труд | Широкое применение механизмов, технологий | Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда | Индивидуальный труд | Преимущественно стандартная деятельность | Резкое повышение творческого начала в труде |
Занятость населения | Сельское хозяйство — около 75% | Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85% | Сельское хозяйство — до 3%, промышлен- ность — около 33%, услуги — около 66% |
Основной вид экспорта | Сырье | Продукты производства | Услуги |
Социальная струк- тура | Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность | Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур | Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
Продолжительность жизни | 40—50 лет | Свыше 70 лет | Свыше 70 лет |
Воздействие человека на природу | Локальное, неконтролируемое | Глобальное, неконтролируемое | Глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими странами | Несущественное | Тесная взаимосвязь | Открытость общества |
Политическая жизнь | Преобладание монархических форм правления; полити-ческие свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание само-управляющихся общин и традиционных империй | Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство | Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса» |
Духовная жизнь | Господствуют тра-диционные религиозные ценности; однородный характер культуры; пре-обладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью | Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов | Особая роль науки,образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование |
6)