Критерии прогресса –взгляды XVIII – XIX вв.:
• приближение к правовому устройству (Ф.Шеллинг)
• развитие разума (Ж-А.Кондорсе)
• развитие нравственности, человеколюбия (А.де Сен-Симон)
• рост сознания свободы (Г.Гегель)
• развитие производительных сил, включая человека (К.Маркс)
↓
т.е. есть два подхода к критериям прогресса:
1) прогресс общества (критерием прогресса признаётся становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека).
2) прогресс личности (критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья, в социальном самочувствии и цельности личности, степени её индивидуализации. Личность выступает не как средство, а как цель и критерий прогресса) – этот подход более гуманистичен и реалистичен.
Современный взгляд на критерии прогресса:
• наиболее полное удовлетворение материальных потребностей человека
• с вобода, как непременное условие самореализации личности – это возможности для развития разума, творческих начал, нравственности
↓
прогрессивным обществом, к которому следует стремиться человечеству, является общество, в котором благо отдельного человека, личности станет высшей ценностью. Таким образом, универсальным критерием прогресса является гуманизм.
Основные формы развития общества:
1. Эволюция. Постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом Реформа - комплекс мероприятий, направленных на преобразования, изменение, переустройство тех или иных сторон общественной жизни
Ø реформа–инновация (незначительное изменение назревающих условий)
|
Ø коренная реформа (комплексные изменения в какой-либо сфере)
2. Революция. Относительно быстрые(скачкообразные) и глубокие качественные изменения, коренной переворот в жизни общества
Общественные силы:
Прогрессивные силы - силы, которые борются за обеспечение благоприятных условий для развития человека.
Реакционные силы - силы, разжигающие социальные, национальные, расовые конфликты, ограничивающие
права и свободы человека
Тема … Глобализация.
Критерий прогресса – гуманизм, мера свободы, (см.тему Критерии и формы общ.прогресса) которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее возможностей.
Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).
Ученые отмечают, что современный мир с одной стороны многообразен и противоречив, с другой целостен и взаимосвязан.
- Многообразие современного мира:
Ø различие природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира,
Ø спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами,
Ø разнообразием внешних влияний, множеством закономерных и случайных событий.
и многообразие человечества::
- 6 млрд. землян принадлежат к одному биологическому виду, но к разным расам - три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи;
- в современном мире существует более 2000 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства;
- эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни;
- многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений;
- велико многообразие культур, традиций, образов жизни и стилей поведения.
- неодинаково положение людей и внутри государств. Сохраняется социальная стратификация, различно имущественное положение людей, принадлежащих к разным социальным группам, их образ жизни.
Ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. (см.тему Типы обществ)
|
Но главной основой многообразия мира людей является сам человек – уникальный и неповторимый.
Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанность
|
- Глобализация -.нарастание взаимосвязи, взаимозависимости и целостности современного мира.
Ø целостность мира означает, что социальные связи охватили всю планету → в рамках мирового сообщества резко возросла взаимозависимость.
Основные факторы, способствовавшие глобализации мира:
1) развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;
2) развитие транспорта, сделавшее современным мир «маленьким», доступным для передвижения;
3) развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества — с другой;
4) развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;
5) острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.
Отмеченные процессы являются элементами глобализации, которые порождают серьезные проблемы:
ü представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста оказались не состоятельными;
ü баланс природы и общества нарушен;
ü темпы технологического процесса непосильны;
ü назревает разрыв между развитыми странами и странами «третьего мира»;
ü усиливается тенденция к стиранию культурных, этнических ценностей.
Тема …. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
«глобал» от лат. слова «мир» Особенности:
1) появились в условиях научно-технической революции –во II пол. ХХ века
2) угрожают существованию всего чел-ва
3) они взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех без стран мира,
т.е. носят планетарный характер актуальность
4) требуют немедленного решения
5) требуют коллективных усилий мирового сообщества
В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам.
Причины возникновения глобальных проблем
1) огромные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменила природу (рост качества и количества технических средств, изменения климата; исчерпание невосполнимых природных ресурсов; последствия ядерных взрывов и техногенных катастроф; истощения озонового слоя и увеличение радиоактивного облучения) и неспособность человека рационально распорядиться этой силой.
2) общественные изменения (рост числа населения, ускорение процессов общественного развития, межнациональные войны, оперирование массовым сознанием путем дозирования информации).
3) изменения образа жизни людей. (распространения СПИДа, наркомании, алкоголизма; отсутствия толерантности и взаимоуважения в межгосударственных делах; удлинение срока жизни, изменение набора типичных болезней, резкое «помолодение» болезней)
Разные виды классификаций:
1 вид классификации:
Социальные проблемы | Экологические проблемы | Взаимоотношения человека и общества |
Проблемы, возникающие во взаимоотношениях между социальными группами и государствами. | Проблемы взаимоотношений человека с природой. | Проблемы, возникающие между отдельными членами общества и обществом в целом. |
• скрываемая вражда блоков (по национальному, финансовому или религиозному признаку), которая ведет к конфронтации и системе локальных конфликтов; • резкое различие уровней общественно-экономического развития и уровня благосостояния населе-ния, что ведет к антагонизму вы-сокоразвитых и низкоразвитых стран. | • техногенное загрязнение, окружающей среды; • истощение невосполнимых природных ресурсов (воздуха, воды, энергоносителей - угля, нефти, природного газа, горючих сланцев, торфа, - минерального сырья и руд); • проблемы использования общественных богатств (мирового океана, космического пространства | • проблемы здравоохранения, длительности и комфортности жизни; • численность населения, ее взрывоподобный рост за последние сто лет; • проблема ведения здорового образа жизни в связи с понятием «здоровье человечества»; • проблема нормального психического развития личности. |
2-ой вид класификации
I. кризис отношения к природе (экологическая проблема): исчерпаемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания;
II. кризис условий выживания человека: истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ;
1 и 2 – взаимосвязаны.
Взаимодействие человека с природой носит следующие формы:
• Знания о природе пока недостаточны для адекватного влияния на природу.
• Чел-во обладает достаточными технич.средствами, чтобы породить техногенную катастрофу.
• Быстрый рост численности населения.
• Взрывоподобный рост влияния человечества на природу.
3 основных аспекта экологической проблемы::
ü истощение невосполнимых природных ресурсов (особенно энергоносители – газ, нефть, уголь),
ü загрязнение окружающей среды. (воздух, земля, вода, Мировой океан) → вымирание целых видов животных и растений, ухудшение генофонда всего человечества
ü грабительское отношение к живой природе (браконьерство, вырубка лесов и т.д.).
Принимаемые меры:
1) 1982 г.- ООН - документ Всемирную хартию охраны природы и создала комиссию по защите окружающей среды.
2) Деятельность неправительственных организаций - Римский клуб, Гринпис и др.
3) Правительства стран мира - специальное экологическое законодательство
Выходы из создавшейся ситуации:
Ø развитие безотходного производства (создание технологических циклов, в результате чего природа изолируется от технического воздействия человека, а также разработку и внедрение биотехнологий, которые позволят преобразовывать неорганические отходы в органические. →возникает возможность многократного использования природных богатств (очистка технических вод и т. п.
Ø административно-правовое регулирование (законы и подзаконные акты);
Ø экологическое просвещение (через СМИ, создание инициативных групп и т.д.);
Ø международное взаимодействие в области охраны окружающей среды
Ø ограничение производства товаров потребления, которое связано с загрязнением окр.среды (Пример: международное сообщество практически прекратило выпуск распрыскивателей (дезодорантов и т. п.) с фреоном, разрушающим озон
Ø оптимизация взаимодействия человечества и природы (определение критического у ровня загрязненности и недопущения его преодоления. например, радиационное загрязнение, шумовое загрязнение, загрязнение углекислым газом, различными ядовитыми веществами).
III. демографический кризис (проблема народонаселения): неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах (перенаселение), депопуляция (недонаселение или вымирание) европейского населения. По состоянию на 1990 г. численность населения равнялось 5,3 млрд. человек, сегодня свыше 6 млрд. Однако ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости.
Причины существования проблемы недонаселения в экономически развитых странах (Герм, Швец., Рос..и т.д.):
1. Заболевания молодых людей, вызванные экологией, которые влияют на функции репродукции;
2. Профессиональная занятость женщин;
3. Психологические стрессы → страх и неуверенность в будущем;
4. Недостаточно высокий уровень медицинского обслуживания → высокая смертность среди людей молодого и пожилого возраста.
5. Экономические трудности.
6. Падение нравственности (нежелание брать на себя ответственность, отсутствие материнских и отцовских чувств, аморальное поведение и т.д)
Причины существования проблемы перенаселения в странах Азии, Африки, Латинск.Америки:
1. Уровень рождаемости превышает уровень смертности.
2. Строгие религиозные правила и запреты, которые влияют на высокий уровень рождаемости.
3. Южное расположение стран → аграрный характер хозяйства и т.д.
4. Низкий уров. образования → отражается на общем уровне культуры (в медицине, вопросах планирования семьи…)
5. Патриархальный характер семьи
IV. экономический кризис. Проблема «Север – Юг» - это проблема экономического отставания стран юга (в Азии, Африке, Латинской Америке) от стран севера. Суть: большинство освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения).
Причины экономической отсталости большинства стран юга:
1. Аграрный (сельскохозяйственный) тип развития, отсутствие промышленности.
2. Отсутствие энергетической базы.
3. Низкий уровень образования.
4. Проблема перенаселения сводит к нулю все положительные успехи в экономике.
5. Политическая нестабильность, частая смена правительств → нестабильность в экономическом развитии.
6. Курс на милитаризацию – наращивание военной силы (увеличение армии, вооружения).
7. Диспропорция (неравенство) в экономических отношениях с развитыми странами (высокие ставки кредитов, неравный торговый обмен и т.д.)
V. политический кризис: развитие множества конфликтов, этнические и расовые конфликты;
VI. угроза начала Третьей Мировой войны
5 и 6 – взаимосвязаны.
Причины появления проблемы:
1. Создание оружия массового уничтожения:
ü химическое - с конца XIX века,
ü бактериологическое (вирусное, биологическое) – с середины XX века,
ü атомное – в США – 1945 год, в СССР – 1949 год; позже +Англ, Франц, Китай
2. Скорость и маневренность военной техники;
3. В условиях тактики новой войны гибнет, в основном, мирное население.
4. Провокационная политика государств (агрессия, нежелание идти на компромиссы), стремление к навязыванию своей точки зрения силой, силовое подавление конфликтов.
5. гонка вооружений,
6. загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний,
7. неуправляемое развитие ядерных технологий
8. Неравномерность экономического развития разных стран.
9. Религиозный фанатизм. (теракты: после событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира.
Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались сразу же после Второй мировой войны.
1945 г. - создании ООН, цель: которой развитие межгосударственного сотрудничества в случае конфликта между странами, оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мировым путем.
ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания.
общественное движение борьбы за мир
межгосударственное объединения ученых за всеобщее и полное разоружение - Пагуошское движение.
↓
Ныне вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее., но существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов.
Выходы из создавшейся ситуации:
- создание наднациональных органов управления жизнью общества;
- административно-правовое регулирование взаимодействий государств с разным уровнем
жизни; провозглашение и внедрение равноправия государств вне зависимости от их территории, природных богатств и численности населения; - просвещение, воспитание в духе терпимости и толерантности к инакомыслию и инаковерию,
- преодоление преследований по религиозным убеждениям (например, во Франции - указ о недопущении на занятия в государственные школы девочек-мусульманок в платках, которые являются религиозными символами (основание: разделение церкви и государства); в то же время никак не ущемляется право учащихся-христиан носить нательные крестики, хотя последние также являются религиозными символами)
- международное взаимодействие в области решения международных конфликтов
VII. проблемы охраны здоровья (предотвращения распространения СПИДа, наркомании, алкоголизма);
VIII. социальный кризис: рост преступности; безработица; беспризорщина; нищета; низкий уровень медицинского обслуживания; малодоступность высшего образования;, проблема «утечки мозгов»
7 и 8 – взаимосвязаны.
кризис духовности человека: идеологическая ломка, утрата нравственных
ценностей, зависимость от алкоголя и наркотиков→ культура поведения иобщения; психологическая неустойчивость (немотивированная агрессия, пессимизм, наличие комплексов и т.д.); снижение общей культуры (образованности, знаний, умений, навыков); отсутствие истинной религиозности; снижение уровня патриотизма; безответственность; снижение уровня родительских и сыновьих чувств;; эгоцентризм; жестокость и равнодушие
Вывод:
v для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.
v многие современные философы считают, что такими ценностями могут быть ценности гуманизма. Гуманизм определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
Отличительные признаки | Стадии общественного развития | ||
Доиндустриальное общество | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество | |
Период возникновения | - 6 тыс. лет назад | - 250 лет назад | последняя четверть XX в. |
Ключевая сфера экономики | сельское хозяйство | промышленность | сфера услуг (прежде всего наука и образование) |
Организационно технические характеристики экономики | малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники | массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий | высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизация и информационно-компьютерные технологии |
Основы развития | традиции | последовательный НТР, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии | бурный НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия |
Ведущую роль в обществе играют | церковь и армия | Промышленно- финансовые корпорации | университеты (как центры научных знаний) |
Ведущие социальные группы | священники и феодалы | бизнесмены | научно-технические специалисты |
Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества (по Д. Беллу)
Традиционное | Индустриальное | Постиндустриальное |
Первое по времени, возникает вместе с возникновением общества вообще. | Второе по времени. XIX-XX вв. н.э. | Внастоящее время начинает развиваться в США, Японии и ряде стран Западной Европы. |
Отсутствие государства или существование отдельных государств, стремление государств к самоизоляции, господство традиционных ценностей и патриархальный уклад жизни. | Существование государства, сосуществование отдельных государств. | Глобализация, существование как национальных государств, так и надгосударственных органов власти. |
Человек зависит от сил природы. | Человек интенсивно овладевает силами природы | Человек властвует над силами природы |
Влияние на природу: примитивное, легко восполняемое природой. Производство малоотходное или безотходное: скотоводство или земледелие. Промышленная обработка минимальна или вообще отсутствует. Религиозные запреты на загрязнение. | Влияние на природу: освоение и активное преобразование природы, которая не в состоянии справиться с антропогенным влиянием. Развитие промышленности. Появление искусственных материалов. | Влияние на природу: активное законосообразное освоение природы. Нивелирование антропогенного влияния на природу. Минимизация загрязнения окружающей среды, безотходное производство. |
Цель общества: поддержать существование человека как вида. | Цель общества: производство товаров массового потребления. | Цель общества: добыча, обработка и хранение информации. |
Экстенсивное развитие, распространение человечества и сбор природных богатств с большей территории. | Развитие понимается как интенсификация использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники. | Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы. |
Основные отношения - между человеком и природой | Основные отношения - между человеком и природой | Основные отношения - между людьми |
Вывод:
В целом можно сказать, что формационный и цивилизационный подходы взаимно дополняют друг друга. Цивилизационный подход выделяет те стороны общественной жизни, которые с точки зрения формационного подхода являются второстепенными.
- каждый тип цивилизации нужно рассматривать как самостоятельный, имеющий собственные этапы развития, не надо пытаться загнать цивилизации в ложе стадий-ступеней (например, в развитии российской цивилизации никогда не было рабовладельческого этапа, феодальная и капиталистическая стадии развития хронологически не совпадают с западноевропейскими и обладают специфическими чертами);
- формационный подход отражает глобальность изменения истории человечества. Внутри каждой формационной модели можно выделить отдельные локальные цивилизации (например, в рамках рабовладельческой общественно-экономической формации существовали древнегреческая, древнеримская, эллинистическая цивилизации и др.);
- устойчивые цивилизации в их пространственных рамках как бы рассекаются формационными эпохами с их хронологическими рамками. При всей своей несхожести каждая цивилизация проходят универсальные стадии-ступени, выделяемые с учётом целого комплекса экономических, социальных, политических, духовных факторов (например, в рамках развития российской цивилизации выделяются стадия феодализма, капитализма, современного общества).
Попробуем соотнести приблизительно все вышеназванные подходы к изучению общества и перечислить основные традиционно выделяемые ступени человеческой истории:
v 1 ступень – первобытность (примерно 3 – 2,5 млн. лет назад – IV тыс. до н.э.) - первобытнообщинная общественно-экономическая формация, доаграрное, традиционное общество охотников и собирателей. Для нее характерны присваивающий характер хозяйства, полная зависимость человека от природы, “первобытный коммунизм”, где неравенство в распределении благ определяется половозрастным отличием, господство коллективистского начала над личностью, отсутствие государства и письменной культуры.
v 2 ступень – древность (примерно IV тыс. до н.э. – V в.н.э.) – рабовладельческая общественно-экономическая 6 формация, доиндустриальное (аграрное), традиционное общество, космогенная цивилизация. В это время зарождаются и сосуществуют несколько локальных цивилизаций.
Древнеегипетскую, месопотамскую (Двуречье), древнеиндийскую, древнекитайскую называют ещё древневосточными или речными цивилизациями. Для каждой из них характерна своя система ценностей. Общими чертами этих цивилизаций можно считать переход к производящему хозяйству, развитие земледелия и скотоводства, появление торговли и ремесла. Происходит усложнение социальной структуры, появляется имущественное и социальное неравенство, выделяются касты, как замкнутые группы людей, выполняющих специфические функции, связанные с наследственными занятиями и профессиями. Появляются первые государства, в которых верховный правитель (фараон, император) является и верховным собственником и судьёй. В духовной сфере господствует религия, возникает письменность, монументальная архитектура.
Чуть позже в рамках этой ступени возникают античные цивилизации (древнегреческая, древнеримская, эллинистическая). Эти цивилизации в период своего расцвета объединены полисной системой ценностей: для гражданина благо полиса (города-государства) – высшая ценность. В рамках этих локальных цивилизаций распространяется рыночная экономика и частная собственность. Рабский труд становится основой экономики. Полноправные граждане полиса равны перед законом, появляется демократия и выборность власти. В духовной сфере античные цивилизации характеризуются расцветом науки, искусства, образования, большой ролью юриспруденции. Принцип состязательности способствует раскрытию творческого потенциала личности.
v 3 ступень – средневековье (примерно V -Х V в.в.) – феодальная общественно-экономическая формация, аграрное, традиционное общество, космогенная цивилизация. В рамках этой ступени сосуществуют несколько локальных цивилизаций (западноевропейская средневековая, византийская, арабская и т.д.) со своей системой ценностей. Для этой ступени характерно аграрно-ремесленное общество с тенденцией к натурализации хозяйства. Земля, как правило, находится в условной собственности социальной группы профессиональных воинов (феодалов), но обрабатывается находящимся от них в зависимости крестьянством. Существует жёсткая сословно-иерархическая структура общества, основанная на господстве личностных связей. В политической сфере существование больших империй сменяется феодально-раздробленными государствами. В духовной сфере господствуют религиозные догматы.
v 4 ступень – новое время (примерно начало XVI – начало XX в.в.) – капиталистическая общественно-экономическая формация, модернизация (переход от аграрного, традиционного к индустриальному), с XIX века – индустриальное общество, техногенная цивилизация. В Европе рубежом между средневековьем и новым временем является эпоха Гуманизма и Реформации (XV - XVI в.в.). В это время формируется новая система ценностей, основанная на раскрепощении личности, идеалах свободы, стремления к успеху, новой протестантской трудовой этике. Происходящий в это же время процесс первоначального накопления капитала и появления первых капиталистических предприятий (мануфактур) способствовал оформлению новоевропейской (западной) цивилизации. Эта цивилизация, расширяя географические рамки, становится индустриальной цивилизацией.
В XVIII – XIX веках происходит промышленный переворот, бурное развитие машинного производства, урбанизация, развивается разделение труда и его специализация. Для индустриальной цивилизации характерно господство частной собственности и рыночных отношений, разрушение сословных границ, открытость и подвижность социальных структур, формирование правового государства и гражданского общества, отделение церкви от государства, индивидуализация жизни.
v 5 ступень – современность, новейшее время (начало XX в – начало XXI в.) – капиталистическая общественно-экономическая формация (в СССР – социализм, как первая фаза коммунистической общественно-экономической формации), индустриальное общество (со второй половины XX века в развитых странах – постиндустриальное общество), техногенная и антропогенная цивилизации. В рамках этой ступени существуют локальные цивилизации (западноевропейская, американская, российская, латиноамериканская, индо-буддийская, дальневосточно-конфуцианская, арабо-исламская и др.) Ядро этой ступени – постиндустриальное общество. Здесь компьютеризация и всё ускоряющийся поток информации приводит к превращению товаропроизводящей экономики в обслуживающую, классовое деление уступает место профессиональному, основным критерием социального неравенства становится не собственность, а уровень образования и знания, существует приоритет прав личности (страны Западной Европы, США).
Полупериферия этой ступени – это индустриальные страны с быстро развивающимся производством, с динамической политикой. Однако большинство технологических достижений заимствовано у постиндустриальных стран (Бразилия и др.).\
Периферия – это существующие традиционные аграрные общества.
В целом для современности характерны глобализация и создание мировой системы (мирового общества),
включающего все существующие на планете страны.
Изучение основных ступеней человеческой истории и знакомство с локальными цивилизациями позволяют сделать вывод о многообразии путей и форм общественного развития.
Тренировочные задания раздел «Общество»
Часть 1 (А)
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
|А| 1. Определение: «Развернутая в пространстве" и "развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт жизнедеятельности людей» относится к понятию
1) формация
2) общество
3)государство
4) культура
2. Какой из признаков характеризует общество как систему?
1) постоянное развитие
2) часть материального мира
3) обособление от природы
4) способы взаимодействия людей
3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество — это население Земли, совокупность всех народов.
Б. Общество — это определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.
1) верно только А
2)верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Понятие «общество» включает в себя
1) окружающий мир
2) природную среду обитания
3) способы взаимодействия людей
4) сохранение связи с природой
5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?
А. Начиная с определенного уровня развития производства общество избавляется от прямой зависимости от климатических факторов.
Б. Влияние природных условий на жизнь общества является решающим и будет оставаться таковым.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Понятия «нация», «этнос» относятся
1) к экономической сфере
2) к социальной сфере
3) к политической сфере
4) к духовной сфере
7. Понятия «собственность», «производство», «обмен» относятся
1) к экономической сфере
2) к социальной сфере
3) к политической сфере
4) к духовной сфере
8. Верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества?
А. Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно связаны.
Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести
1) классы, социальные группы
2) политические партии
3)мораль
4) рабочую силу
10. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию
1) стагнация 3) регресс
2) прогресс 4) модернизация
11. Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?
А. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития производительных сил.
Б. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития общественных институтов, в том числе науки и культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. Характерной чертой регресса в обществе является
1) переход от низшего к высшему
2) движение назад к менее совершенному
3) переход от простого к сложному
4) движение вперед к более совершенному
13. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
A. Прогресс в одной области общественно