Сущность кредитоспособности и ее значение для заемщика




Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам.

Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике являлось и является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности и форм кредитных отношений. Способность к возврату долга связывается с моральными качествами клиента, его искусством и родом занятий, степенью вложения капитала в недвижимое имущество, возможностью зарабатывать средства для погашения ссуды и других обязательств в ходе производства и обращения.

Кредитование является наиболее распространенным инструментом размещения банковских ресурсов. Одним из важнейших направлений работы коммерческого банка является оценка кредитоспособности потенциальных заёмщиков. Прежде всего, в уточнении нуждается сам термин «кредитоспособность». Распространено отождествление кредитоспособности с платёжеспособностью.

Платёжеспособность состоит в возможности потенциального заемщика полностью и в установленный срок погасить свои долговые обязательства перед кредиторами. С одной стороны, платёжеспособность является более широким понятием по отношению к кредитоспособности. С другой стороны - они обладают разной экономической и правовой природой. Например, платежеспособность не учитывает такого важного условия кредитной сделки, как правоспособность заемщика.

Понятие «платежеспособность» включает в себя способность и возможность юридического или физического лица своевременно погасить все виды задолженности, в то время как кредитоспособность характеризует лишь возможность погашения ссудной задолженности. С этой стороны кредитоспособность - понятие более узкое, чем платежеспособность. Вместе с тем характеристика кредитоспособности должна быть несколько иной по сравнению с платежеспособностью, поскольку погашение ссуд возможно за счет выручки от реализации имущества, принятого банком в залог по ссуде. Помимо возможности погасить кредит, у клиента должно быть еще и намерение вернуть его банку на условиях срочности (то есть в требуемые сроки) и возврата требуемой суммы. Клиент может являться платежеспособным, но возвращать необходимую сумму не будет.

Итак, кредитоспособность представляет собой оценку банком заёмщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему кредита и определяет вероятность своевременного возврата основной суммы долга и выплаты процентов по ним в будущем.

Ключевыми целями анализа кредитоспособности являются:

. Определение способности и готовности заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора;

.

. Оценка риска, связанного с кредитованием данной организации;

. Определение размера кредита, который может быть предоставлен, и условий его предоставления.

. Основными задачами оценки кредитоспособности являются:

. Формирование общей характеристики потенциального заёмщика. На данном этапе должна быть подтверждена правоспособность заёмщика и лиц, выступающих от его имени, на вступление в кредитные отношения с банком, а также получена информация о кредитной истории.

Оценка кредитоспособности проводится на основе анализа финансовых, правоустанавливающих и иных документов.

При оценке обеспечения необходимо так же рассматривать правовую и экономическую составляющие. Наиболее существенными являются вопросы подтверждения залогодателем прав на заложенное имущество и прав на вступления в залоговые правоотношения, а так же вопрос ликвидности и сохранности имущества. В случае надлежащего правового оформления залога необходимо уточнить:

) определена ли рыночная стоимость предметов залога на момент оценки риска;

) оформлена ли юридическая документация таким образом, что время, необходимое для реализации залога, не превышает 150 дней со дня, когда реализация залоговых прав становится необходимой;

) достаточность рыночной стоимости предметов залога для компенсации банку основной суммы долга по ссуде, процентов в соответствии с договором и издержек, связанных с реализацией залоговых прав.

Для определения достаточности обеспечения ссуды рыночная стоимость предметов залога сравнивается с суммой обеспечения, необходимой для предоставления кредита.

В то же время сложность оценки кредитоспособности обуславливает применение разнообразных подходов к такой задаче - в зависимости как от особенностей заемщиков, так и от намерений конкретного банка-кредитора. При этом важно подчеркнуть: различные способы оценки кредитоспособности не исключают, а дополняют друг друга. Это значит, что применять их следует в комплексе.

Сложность оценки кредитоспособности делает неизбежным применение к ней разнообразных подходов. Это подтверждается и мировым опытом. В различных странах накоплен свой опыт оценки ликвидности балансов и кредитоспособности, имеются существенные отличия в применяемых показателях.

Коммерческие банки западных стран используют на практике сложные системы разнообразных финансовых показателей для оценки кредитоспособности своих клиентов. В России ЦБ РФ также разрабатывает для коммерческих банков рекомендации относительно определения финансового состояния и кредитоспособности заемщиков.

Критерии оценки финансового состояния заемщика устанавливаются коммерческими банками самостоятельно на основании обстоятельной и взвешенной оценки финансовой деятельности клиента, проведенной по итогам сравнительного анализа балансов, отчетов о финансовых результатах и их использованиях и тому подобное. Заемщик должен иметь финансовые предпосылки для получения ссуды и быть состоятельным своевременно повернуть предоставленный ему кредит в соответствии с условиями кредитного договора. В каждом частном случае банк должен определить степень риска, какой он готов взять на себя.

ЦБ РФ рекомендует каждому коммерческому банку разработать свою собственную систему показателей финансовой деятельности заемщиков. Методика проведения оценки финансового состояния заемщиков оформляется отдельным положением и утверждается правлением коммерческого банка.

При проведении оценки кредитоспособности клиентов коммерческие банки должны различать такие категории заемщиков: юридические лица (кроме коммерческих банков); коммерческие банки; физические лица.

Коммерческий банк должен ежеквартально проводить оценку финансового состояния заемщика. Сам факт определения кредитоспособности и финансового состояния клиента должен стимулировать предприятие-заемщика повышать эффективность своей финансово хозяйственной деятельности.

Для осуществления оценки финансового состояния и кредитоспособности заемщика - юридического лица (кроме коммерческих банков) следует учитывать четко определенные объективные показатели его деятельности, такие как: объем реализации, прибыль и убытки; рентабельность; коэффициенты ликвидности; денежные потоки (поступление средств на счета заемщика) для обеспечения возвращения ссуды и уплаты процентов за ней; состав и динамику дебиторско-кредиторской задолженности и тому подобное.

Коммерческий банк должен учитывать также факторы, которые во многом носят субъективный характер: эффективность управления предприятием заемщика; рыночную позицию заемщика и его зависимость от циклических и структурных изменений в экономике и отрасли; наличие государственных заказов и государственной поддержки заемщика; историю погашения кредитной задолженности заемщика в прошлом и тому подобное. Оценивая кредитоспособность заемщиков, банки западных стран уделяют значительное внимание квалификации и способностям руководителей, соблюдению деловой этики, договорной и платежной дисциплины.

 

. Анализ методики оценки кредитоспособности физических лиц, применяемой в банке ООО «Хоум кредит энд Финанс Банк»

 

Кредитование физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» производится в соответствии со следующими локальными нормативными актами:

Регламент предоставления кредитов физическим лицам ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банком» и его филиалами (утвержден Приказом Правления банка от 30 июня 2006 г., протокол № 432 § 8);

Порядок кредитования физических лиц ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (утвержден Приказом Правления банка от 30 марта 2007 г., протокол № 459 § 7).

Основным источником кредитного риска ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» является кредитный риск, который связан с вероятностью неисполнения заемщиками банка своих обязательств. Основным его источником являются операции кредитования физических лиц.

Для снижения риска возможных потерь Банк осуществляет всестороннюю оценку заемщиков, которая включает в себя использование аппликационного и поведенческого скоринга, анализ финансового положения, кредитной истории (в том числе учитываются кредитные истории и обязательства перед другими банками, полученные из бюро кредитных историй), структуры сделки, целей кредитования, а также оценку качества предлагаемого обеспечения и соответствие всех необходимых юридических документов заемщиков требованиям законодательства.

На основании анализа финансового положения, результатов работы скоринговых моделей с учетом имеющихся обязательств банком рассчитываются лимиты кредитования, которые формируют приемлемый уровень риска на конкретного заёмщика.

Одна из методик оценки кредитоспособности заемщиков - физических лиц, применяемая в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» проводится методом кредитного скоринга в несколько этапов.

На первом этапе собираются сведения о потенциальном заемщике. Для этого заемщик заполняет тест - анкету (Приложение 4).

При определении оценки по критерию "Общие сведения о клиенте" от потенциального заемщика требуется:

общегражданский паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заемщика;

свидетельство о браке;

брачный контракт (если имеется);

свидетельства о рождении детей.

Максимальная сумма баллов по первому этапу оценки кредитоспособности заемщика составляет 8 баллов.

На втором этапе банк изучает сведения о занятости потенциального заемщика (Приложение 5).

Максимальное количество баллов на втором этапе оценки кредитоспособности заемщика составляет 16 баллов.

Третий этап оценки кредитоспособности заемщика - физического лица - это проверка его кредитной истории. Выясняется, кредитовался ранее клиент или нет. Если кредитовался, заемщику присваивается один балл, если нет - ноль баллов. Если кредит был ранее получен в ООО «Хоум Кредит энд Финанс банке», клиенту присваивается один балл, если в другом банке - ноль баллов. Наличие непогашенных кредитов оценивается в (-5) баллов, их отсутствие - в один балл. Наличие непогашенных кредитов в ООО «Хоум Кредит энд Финанс банке» оценивается в два балла, в другом банке - ноль баллов.

На третьем этапе оценки кредитоспособности клиента от потенциального заемщика требуется предоставление соответствующих договоров с банками. Максимальное количество баллов на данном этапе проверки составляет 5 баллов.

На четвертом этапе оценки кредитоспособности заемщика - физического лица оцениваются его активы и обязательства (Приложение 6).

Пятый этап оценки кредитоспособности заемщика - физического лица - оценка имеющегося у него имущества. Наличие собственности, владельцем которой потенциальный заемщик является, позволяет присвоить ему следующие баллы:

приватизированная квартира - 3 балла;

собственный дом, дача - 2 балла;

садовый (дачный) участок - 1 балл;

автомобиль - 2 балла;

катер (яхта) - 3 балла;

прочее - (-1) балла.

Если перечисленные объекты собственности застрахованы, клиенту дополнительно присваиваются три балла, если не застрахованы - ноль баллов.

На данном этапе потенциальный заемщик должен предоставит документ, подтверждающий собственность на жилье или договор аренды (найма) жилья, страховые полисы. Максимальное количество набранных баллов на данном этапе составляет 14 баллов.

На шестом этапе банк изучает сведения о приобретаемом за счет запрашиваемого кредита имуществе.

На седьмом этапе оценки кредитоспособности клиента рассматриваются дополнительные сведения о потенциальном заемщике.

. Привлекался ли клиент к уголовной ответственности

да - (-10) баллов;

нет - 0 баллов.

. Наличие неисполненных решений суда:

да - (-10) баллов;

нет - 0 баллов.

. Находится ли клиент под судом или следствием:

да - (-5) баллов;

нет - 0 баллов.

. Предъявлены ли к клиенту иски в порядке гражданского судопроизводства:

да - (-5) баллов;

нет - 0 баллов.

. Предпринимает ли клиент действия по получению кредитов в других банках (кредитных учреждениях):

да - (-3) балла;

нет - 0 баллов.

По результатам оценки кредитоспособности клиента в зависимости от набранных баллов кредит попадает в одну из категорий качества (табл. 2.9).

 

Таблица 2.9 - Категории качества заемщиков

Количество набранных баллов при оценке качества кредита Категория качества Оценка
Свыше 65   Кредитная заявка рекомендуется к рассмотрению
От 30 до 65 включительно   Заявка неадекватна запрашиваемому кредиту
До 30 включительно   Кредитование не рекомендовано

 

Кредиту присваивается третья категория качества вне зависимости от итоговой оценки, если выполняется хотя бы одно из условий:

клиент не проживает постоянно в городе (пригороде) расположения кредитующего подразделения Банка или срок его постоянного непрерывного проживания в данном городе (или пригороде) меньше одного полного года;

оценка по критерию "Характер клиента" не положительная;

оценка по критерию "Финансовые возможности клиента" отрицательная;

оценка по критерию "Обеспечение кредита" равна нулю.

Финансовое положение физического лица не может быть оценено как хорошее, если стала известна информация о потере либо существенном снижении доходов или имущества, за счет которых предполагалось погашение задолженности физическим лицам. Например:

прекращение трудовых соглашений между работодателем и физическим лицом при отсутствии у последнего существенных накоплений;

наличие вступивших в силу решений суда о привлечении физического лица к уголовной ответственности в виде лишения свободы;

наличие документально подтвержденных сведений об отзыве лицензии у кредитной организации, в которой размещен вклад физического лица, если невозвращение этого вклада окажет влияние на способность заемщика выполнить свои обязательства по ссуде.

Кредитование физических лиц для ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» играет очень важную роль, поскольку обеспечивает данному банку большую часть процентных доходов. Поэтому очень важно правильно оценивать кредитоспособность заемщиков.

 


Заключение

 

При кредитовании физических лиц характерны небольшие размеры ссуд, что порождает большой объем работы по их оформлению, и достаточно дорогостоящая процедура оценки кредитоспособности относительно получаемой в результате прибыли.

Главной проблемой при составлении методик оценки качества потенциальных заемщиков, во-первых, является качественный подбор показателей, необходимых для проведения объективной оценки потенциальных заемщиков, так как именно от них зависит результат анализа финансовой отчетности предприятия, а, следовательно, и группа риска, к которой будут в последствии отнесены заемщики. Во-вторых, информация, на основании которой проводится анализ заемщиков носит статичный характер и при первом обращении заемщика в банк определить тенденции улучшения или ухудшения в его деятельности практически невозможно.

Анализ финансового состояния заемщика нуждается в накоплении систематизированной обработки большого объема информации, связанной с поступлением и использованием средств заемщика. Значительный объем этой работы должен быть поручен средствам вычислительной техники, которые оснащены необходимым программным обеспечением.

Для расширения скорингового контроля кредитоспособности ООО «ХКФ банка» необходимо:

составлять консолидированную информацию о клиентах, представленную в унифицированном виде;

периодически пополнять консолидированную информацию данными из всех филиалов банка (функция кредитного бюро);

вырабатывать, совершенствовать достоверный способ классификации (достоверность должна быть более 90%) потенциальных заемщиков и отсечение «неблагонадежных». Этот способ позволит снизить риски невозврата к минимуму, что позволит выдавать более дешевые кредиты и, соответственно, привлечет больше заемщиков, при этом значительно увеличится прибыль от кредитования физических лиц;

обучать сотрудников навыкам, обмениваться опытом автоматизированного анализа кредитных заявок.

Модель классификации заемщиков должна иметь свойства тиражируемости и адаптации к состоянию рынка, к каждому филиалу банка. Т.е. построенная, основываясь на общих закономерностях, модель должна корректироваться под частные, присущие каждому филиалу банка особенности. Это позволит учесть местные особенности, что еще больше позволит снизить риск.

Задачи подобного рода возможно решить, используя информационные автоматизированные платформы (например Deductor). Механизмы платформы позволяют как создать консолидированное хранилище информации о заемщиках, обеспечивая к тому же и непротиворечивость хранимой информации, так и формализовать знания экспертов, создав модели классификации заемщиков с достоверностью более 90%. Причем модель позволит принять решение о выдаче кредита или отказе практически мгновенно. Так можно поставить потребительское кредитование на поток. Это тем более актуально ввиду предстоящего онлайн кредитования и массового использования кредитных карт.

ООО «ХКФ банк» уже имеет достаточно статистики по кредитованию физических лиц. На основании анализа данной информации можно предложить некоторые рекомендации по совершенствованию существующей системы скоринга:

. При оценке возраста заемщика рекомендуется начислять не 0,1 балла за каждый год после 20 лет, а 0,05 балла. Таким образом, максимум по данному показателю (0,3 балла) будет достигнут при возрасте заемщика более 25 лет. Данная рекомендация основана на том, что процент должников младше 25 максимален и составляет 30%. Среди остальных возрастов процент должников существенно не меняется.

. Баллы, начисляемые в зависимости от пола заемщика рекомендуется оставить прежними: выявлено, что процент должников среди мужчин несколько выше, чем процент среди женщин.

. Также целесообразно использовать существующие критерии оценки «оседлости» заемщика - срока проживания в данной местности.

. В отношении показателя, связанного с рисом профессии (согласно документу об образовании) необходимо пересматривать и обновлять перечень профессий с различными классами опасности.

. По показателю, характеризующему работу заемщика необходимо ввести более подробное разграничение сфер занятости, например:

государственная (муниципальная служба) - 0,21 (максимум) - так как большинство должников работают в коммерческих организациях;

крупное промышленное предприятие - 0,15 (предлагаемое значение несколько ниже балла, присваиваемого государственным (муниципальным) служащим), так как в условиях мирового финансового кризиса крупные промышленные предприятия (особенно Челябинской области) вынуждены пересматривать кадровую и зарплатную политики);

прочие организации (а также неработающие заемщики) - 0,0.

. Оценку занятости на последнем месте работы возможно оставить без изменений.

. Относительно оценки финансового положения заемщика рекомендуется наличие недвижимости сделать превалирующим фактором (присвоить максимальную величину баллов - 0,45), не использовать показатель, характеризующий наличие банковского счета.

Также считаю целесообразным дополнить существующие критерии скоринга новыми показателями:

. Показатель, характеризующий занимаемую в настоящий момент заемщиком должность:

рабочий, служащий государственного (муниципального) учреждения - 0,5 балла;

руководящий работник - 0,4 балла;

специалист - 0,3 балла;

вспомогательный персонал - 0,15 балла;

неработающий (пенсионер, студент) - 0;

Данная градация предложена, так как выявлено, что самый низкий процент должников среди рабочих крупных промышленных предприятий и служащих государственных (муниципальных) учреждений. Самый высокий процент должников среди руководителей коммерческих организаций.

. Показатель, отражающий кредитную историю заемщика. Анализ положительной кредитной истории может являться существенным фактором при решении о выдаче кредита. В настоящее время отсутствие единого информационного и правового пространства для бюро кредитных историй не способствует снижению невозвратов кредитов и мошенничеству в области потребительского кредитования. Необходимо тщательно изучать кредитную историю клиента, для выяснения предыдущего опыта его общения с другими банками и финансовыми учреждениями. Предлагается следующая оценка данного показателя:

заемщик является клиентом банка, все обязательства выполняются (выполнялись) в полном объеме и в срок - 0,5 балла;

заемщик не является клиентом банка, отсутствует неблагоприятная информации кредитно-справочного бюро - 0,3 балла;

заемщик не является клиентом банка, имеются непродолжительных просрочки погашения обязательств - 0 баллов (отрицательная кредитная история является основанием для отказа в предоставлении кредита).

Следовательно, наибольший вес имеют показатели, отражающие продолжительность занятости заемщика на последнем месте работы, профессиональные характеристики, кредитную историю, а также должность.

В связи с расширением перечня показателей оценки кредитоспособности заемщика необходимо увеличить границу выдачи кредита до уровня 1,7 (данная величина была рассчитана пропорционально от действующей величины границы и максимальной суммы баллов всех показателей).

Для каждого направления кредитования (например, кредитование товаров, образовательные кредиты и др.) возможна различная сегментация заемщиков. Следовательно, для каждой такой группы необходим свой способ классификации на «хороших» и «плохих» заемщиков. Анализируя отдельный сегмент рынка, доминируют те или иные факторы в зависимости от ситуации. Тем не менее, влияние приведенных и рекомендованных выше факторов на принятие решения о выдаче кредита мало меняется от остальных условий.

После положительной скоринговой оценки основными параметрами являются такие факторы как: сумма кредита, срок кредита, среднемесячный доход и среднемесячный расход.

Максимальный размер предоставляемого кредита определяется исходя из платежеспособности Заемщика. Платежеспособность Заемщика определяется следующим образом:

 

Р = Дч * K * t,

 

где Дч - среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев за вычетом всех обязательных платежей (согласно применяемой в банке методике);- коэффициент в зависимости от величины среднемесячного чистого дохода (0,5 или 0,7 - критерии присвоения величин данного коэффициента подлежат корректировке в зависимости от роста величины среднемесячного дохода);- срок кредитования.

Максимальный размер предоставляемого кредита необходимо определять исходя из платежеспособности Заемщика, а также от величины процентной ставки.

Банку необходимо и целесообразно в центр экономической работы, связанной со скорингом, ставить систематическую проверку эффективности действующей балльной модели для корректировки шкалы оценок. Ее следует производить по мере выявления неблагополучных ссуд, изменения экономических условий и образа жизни семей.

По итогам проверки результативности отбора заемщиков возможно рекомендовать:

принятие решения о смещении акцента с одного оценочного показателя на другой, который в данное время по мнению банка является для определения кредитоспособности более весомым; и наоборот - отдельные оценочные показатели должны быть понижены в баллах или исключены из действующей модели вовсе;

обновление градации баллов по одному или ряду показателей, характеризующих качество заявок на кредит;

экспериментирование с критической суммой оценочных баллов для сокращения или увеличения потребительского кредитования в зависимости от соотношения «плохих» и «хороших» ссуд: при улучшении динамики такого соотношения и при желании банка расширить свою клиентскую базу, получить дополнительный доход возможно сознательно пойти на увеличение кредитного риска, снизив критическую сумму «проходных» для кредитных заявок баллов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: