Идеальное бытие и его формы




Идеальное бытие существует в двух формах — в форме духовного, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов (субъективный дух), и в форме того, которое может существовать вне индивидов, то есть объективируется (объективный дух). Первая форма - это весь психический мир индивида. Сюда мы можем отнести:

- самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единой личности;

- бессознательное,понятие, используемое для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются;

- сверхсознание,особая сфера человеческого сознания, к которой относятся такие компоненты высшей психической деятельности, как интуиция и озарение, то есть способность человека получать достоверные знания без предварительных логических обоснований.

Бытие субъективного духа — важнейшая сторона бытия индивида, интегральная составляющая, без которой невозможно человеческое бытие, его диалектическое развитие.

Бытие субъективного духа не оторвано от эволюции бытия как целого. Оно не существует отдельно, обособленно и от совокупной жизнедеятельности индивидуального человеческого существа, от которой во многих отношениях зависит. Оно «локализовано» в общественном человеке и по своей сущности является особой разновидностью духовного, обусловленного также бытием общества и развитием истории. Вот почему субъективный и объективный так тесно переплетены, способны «переливаться» друг в друга. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, как бы выходить «вовне». И тогда возникает вторая форма бытия - объективный дух.

Объективный дух принадлежат к внеиндивидуальным формам идеального бытия. Наиболее универсальными являются языковые формы существования, воплощения духовного - буквы, слова, предложения, тексты, правила, богатые варианты развитого языка выступают и как реальность, также обособленная от сознания отдельных индивидов, поколений людей. Им эта реальность дана как особый мир, запечатленный в «памяти» человеческой культуры, в памяти человечества. Языковая память культуры, человечества — сложное единство актуальной памяти многих конкретных людей, говорящих и пишущих на данном языке, и объективно существующих памятников (письменных, а с некоторого времени — и звуковых документов). Только благодаря тому и другому обогащается, изменяется, хранится, а значит, живет, существует язык как целое.

Объективный дух, как и субъективный дух, обязательно материализуются, причем оба вида духовного материально воплощаются в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные «носители» духовного — это материальные предметы и процессы (книги, чертежи и формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронза статуй, пленки фильмов, ноты и звучание музыкальных инструментов и т.д.). Сегодня функции хранения и использования социальной памяти все чаще передаются современным машинам, что значительно повышает роль тех исследований сознания и знания, которые сконцентрированы именно вокруг объективированного духовного.

А идеи красоты, справедливости, истины? Как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, истине, все-таки сложились обобщенные представления, критерии и нормы, регулирующие процессы художественного, нравственного, научного творчества. Такие идеи в процессе развития человечества кристаллизуются, формируя духовные сокровища общечеловеческих ценностей. Отсюда, однако, неправомерно делать вывод об абсолютной независимости бытия духовного от бытия мира природного и человеческого. Бытие идей не просто неотделимо от бытия природы и человеческого мира, но изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь — это специфическое «место бытия» объективного духа, чем и определяется его место в целостном бытии.

 

Сущность сознания

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, поскольку сознание не существует как отдельный предмет или вещь. Нам дано все благодаря сознанию: оно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он при этом подумал, пережил. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует.

В истории философии исследователи сознания шли двумя путями. Первый путь состоял в описании способа, каким вещи даны в сознании. На философском языке это называется описанием феномена сознания. Второй путь состоял в объяснении, как возможно само сознание, т.е. объяснял сам феномен сознания. В философии античности и Нового времени эти подходы не различались, а потому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, «растягивала» во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его «шагов», как ощущение, восприятие, представление и т.д. В XX в. философы дерзнули задать вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой? До настоящего времени исчерпывающего ответа на этот вопрос нет.

Существует и еще одна тайна сознания. Известно, что главным условием возможности появления индивидуального сознания является способность сформулировать суждение «Я есть». Для каждого человека слово «Я» понятно, ибо каждый из нас есть «Я». Открытие «Я» происходит в возрасте около трех лет, причем без участия со стороны самосознательного «Я», ибо его еще просто нет. Не случайно никто из нас не может вспомнить и рассказать, как, каким образом в возрасте трех лет ему пришла в голову мысль и потребность говорить о себе – «Я». Ведь до самого акта обнаружения себя в качестве «Я» человек не был «Я», а потому не было и того, кто взял бы под контроль процедуру «просыпания» «Я» и запомнил бы ее. Сказав о себе «Я», человек выделяет себя уже не только из природы, но и из сообщества других людей. Г. Гегель писал, что сознание есть отношение «Я» к миру, доведенное до противопоставления, о котором «Я» знает.

Вопрос о «Я» - центральный в проблеме сознания, обсуждаемый по сей день в философии, психологии, антропологии и других науках. Ответы на него дают разные: «Я» - явленность Духа Святого, а потому его природа божественна; «Я» - продукт эволюции живой материи, связанной с мозгом; «Я» - результат социализации человека, которая предполагает общение и коммуникацию; «Я» - непосредственная данность, о природе которой спрашивать бессмысленно и т.д. В каждом из этих толкований «Я» есть своя частичная правда. Но окончательно вопрос о природе «Я» не решен.

Сознание всегда индивидуально-личностно, а потому уникально. Но в нем всегда есть такое содержание, которое является общим для всех людей или отдельных групп людей. Например, в период первоначального накопления, становления в Европе буржуазного общества повсеместно шло насильственное «приучение» бывших земельных собственников к дисциплине наемного труда. Известно, что Европе потребовалось более 150 лет, чтобы согнанных со своих земель крестьян приучить «добровольно продавать себя» - обменивать на деньги весь свой труд. И только тогда, когда в наемных рабочих сформировалась и закрепилась «покорность, умеренность, прилежание», «готовность переносить чрезмерный труд», капитализм «встал на собственные ноги».

Такое общее, массовидное содержание внутреннего опыта называют общественным сознанием. Оно формируется автоматически в силу принадлежности того или иного человека к определенному классу, этносу, профессии и т.д. Идентифицировать свою принадлежность к той или иной социальной общности - значит «впустить» в содержание своего личностного сознания какие-то общие с другими людьми интересы, потребности, цели, установки и т.д., т.е. проявить единодушие и единомыслие. В этом смысле общественное сознание безличностно: оно характеризует общее содержание усредненно-надындивидуального сознания, присущего представителям тех или иных социальных групп.

Общественное сознание — необходимый момент успешного функционирования как отдельных социальных групп, так и всего общества в целом. Оно выполняет как бы роль «смазки», которая облегчает движение механизма общественной жизни. Общественное сознание вплетено в «язык» реальной деятельности социальных групп, различающихся по их месту в способе производства, по их отношению к собственности и т.д. Более того, социальная система в целом может стабильно функционировать, лишь постоянно воспроизводя в массовом масштабе адекватное ей содержание общественного сознания.

Сознание существует автономно, но не изолированно от материального. Оно связано с таким материальным явлением, как человек с его мозгом. Если мировой разум существует на уровне научной гипотезы, то человеческое сознание – на уровне установленного научного факта, подтвержденного всей современной биологией, анатомией и физиологией человека.

Человек есть двуединое психофизическое существо, включающее в себя слой физический, телесный, сближающий его с животными, и слой психический, духовный, идеальный, отделяющий его от них.

Указанные два признака – автономия сознания и его связь с материальным – уже дают основания для определения сущности сознания: сознание есть свойство человека, его способность создавать идеальный образ мира и с его помощью преобразовывать себя и окружающую среду в процессе своей предметно-практической деятельности.

В связи с этим еще один признак сознания состоит в том, что оно представляет собой продукт длительного процесса, эволюции, истоки которой восходят ко времени появления жизни на Земле. В результате такой эволюции и сложилось сознание в виде весьма сложной структуры, включающей ряд компонентов, или этажей. Этажи психического, идеального соответствуют основным этапам биологической эволюции, самоорганизации природы. Эти этажи, ступени, формы идеального мира свидетельствуют о его постепенном усложнении. Все данные компоненты, хотя и существенно отличаются друг от друга, тем не менее являются лишь разными проявлениями одной и той же субстанции - идеального бытия.

Наиболее древним слоем человеческой психики является уровень подсознания. Его основные формы проявления - инстинкты, безусловные рефлексы, регулирующие поведение человека в обычных, повседневных, «штатных ситуациях».

Другим, более развитым слоем идеального является сфера чувственного сознания, функционирование которой обеспечивается пятью органами чувств: слухом, зрением, обонянием, вкусом и осязанием. Идеальное проявление активности этого уровня сознания - наши ощущения и восприятия, т.е. комплексы ощущений.

Еще один уровень сознания, уже собственно человеческий, - сфера мышления, рационального сознания. Это способность человека воспринимать не только отдельные предметы, но и невидимые связи, взаимоотношения между ними и выражать их в форме понятий и образов, представлений и суждений. И, наконец, важный уровень сознания - способность человека к творческому воображению, так называемое сверхсознание, формами выражения которого являются такие уникальные формы человеческой психики, как озарение, откровение, интуиция, вера. Продуктом именно этой сферы сознания стали великие открытия, всеохватывающие философские и религиозные системы, выдающиеся произведения литературы, искусства, живописи.

Важнейшим признаком сознания является его действенность, активность. Опираясь на свою способность к идеальной активности, на многогранную психику, человек активно преобразует мир и самого себя. Правда, как свидетельствует исторический опыт, эта человеческая активность может давать неоднозначные, противоречивые результаты. Плодами человеческой деятельности являются не только собор Парижской Богоматери и Тадж-Махал, но также Бухенвальд и Освенцим.

И все же, несмотря на противоречивость результатов активности человеческого разума, следует признать, что все плоды цивилизации, которыми люди пользуются сегодня, являются итогом активности разума и рук человека.

Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Среди множества известных и неизвестных еще науке факторов, обусловливающих содержание сознания, можно выделить следующие.

Во-первых, внешний предметный и духовный мир: природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

Вторым источником сознания является социокультурная среда: общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания, средства, способы, формы познавательной деятельности.

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать будущее и т.п.

Четвертый источник сознания - мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.

Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида. В настоящее время все больше опытных подтверждений находят гипотезы о волновой квантовомеханической природе мозга. Исследователи приходят к выводам, что мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата этой энергии; мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, со всей Вселенной двумя каналами связи - энергетическим и информационным. Отсюда могут проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общемировом информационном процессе, но и воздействия информации умерших предков на сознание ныне живущих людей (через сферу бессознательного). Так или иначе, но развиваемые в этом отношении гипотезы заслуживают внимания.

Итак, хотя идеальное и специфично, бесплотно, невещественно, оно связано с материальным посредством мозга и окружающей среды, природной и социальной. Но кроме этих двух, есть и еще одна, третья линия или форма связи идеального с материальным - человеческий язык.

Язык делает дух телесным, материальным, видимым или слышимым. Язык - понятие емкое. Виды языков, используемых человеком, разнообразны:

- речевые формы - устная и письменная речь;

- неречевые формы - жесты, мимика, телодвижения, визуальные контакты;

- специальные языки - математический, компьютерный, химический, философский и т.п.;

- различные системы сигнализации - дорожные знаки, морская сигнализация.

Выражаясь образно, слово - это как бы сосуд нашего духа, из которого мы выплескиваем его на весь мир. Поясняя взаимоотношения между сознанием и его материальной формой бытия, можно сказать, что сознание движется по миру в повозке языка.

Общее между сознанием и языком состоит в том, что исторически они возникли одновременно. Идеи не могут существовать отдельно от языка. Даже при безмолвном размышлении мы облекаем свои мысли в слова. Язык так же древен, как и мышление.

Сходство выражается также и в том, что и сознание, и язык являются продуктами длительного социально-исторического процесса, они развиваются и обогащаются под влиянием различных форм человеческого общения. История языка представляет собой выражение истории народа.

То же самое следует сказать и о языке отдельной личности. Богатство содержания и характер языка всецело определяются ее мышлением. Для глубоко мыслящих, гениальных писателей, ученых характерен и самый богатый словарный запас. «Заговори, и я скажу, кто ты», - учил Сократ.

Язык так же богат, как весь мир материального и идеального бытия, с которым он связан. Поэтому он изучается многими науками: лингвистикой, логикой, психологией. Философия, перерабатывая данные этих наук, решает наиболее общие проблемы, такие, как происхождение языка, его соотношение с мышлением, роль в процессе духовного освоения мира.

 

 

Сознание и самосознание

 

Человек обращен к миру. Посредством тактильных, зрительных, слуховых и других восприятий он «встречается» с миром. Такая встреча есть развернутый во времени процесс. Когда этот процесс сворачивается в образ, человек каким-то непостижимым для себя способом выносит этот образ вовне, или, как говорят философы, объективирует его, т.е. отождествляет его с объективной реальностью. Процесс формирования образа — это одновременно и процесс выделения человеком себя из окружающего мира, противопоставления себя миру. Наличие образа - условие возможности для человека различить себя и мир, без чего невозможно сознание.

Наличие образа не порождает автоматически самосознания. Почему? Дело в том, что образ - это то состояние человека, в котором ему становится доступен внешний мир. В содержании образа человеку дано только содержание предметов и вещей внешнего мира. Образ - это результат направленности внимания человека на внешний мир, вовне, и человек здесь не сосредоточивается на самом себе, на своем внутреннем мире, что, собственно, и есть самосознание.

Античная философия вначале знала сознание только как направленность внимания человека вовне, что соответствовало специфике жизнеощущения античного грека, которого интересовал только окружающий мир. Античный человек жил постоянно «вне себя», его «Я» устремлялось к вещам внешнего мира, проходя «сквозь себя» подобно лучу света, проникающему сквозь стекло.

Однако обращение мыслителей к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается уже с Сократа с его максимой: «Познай самого себя». Сократ одним из первых философов понял, что осознание окружающего человека мира остается ущербным без параллельного процесса осознания самого себя,своего внутреннего духовного мира. Со становлением философии как специфического рода знания, как знания о мире и человеке сложился и взгляд на деятельностный, беспокойный характер души, диалогичность и критичность разума по отношению к самому себе. Платон, например, отмечал, что деятельность души есть не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.

Христианство породило потребность человека во внутреннем сосредоточении, без чего невозможно общение с Богом. Молитва и практика исповеди способствовали развитию умения совершать самоанализ. Сознание стало пониматься не только как знание о внешнем мире, но и как способность человека обращать свой взор внутрь себя. Сознание стало рассматриваться одновременно как самосознание. Именно так понимал сознание Аврелий Августин.

Философы Нового времени пришли к пониманию того, что все характеристики мира, образы вещей и предметов сопричастны тем процессам и событиям, которые происходят во внутреннем опыте человека. Стало общепринятым считать, что сознание становится самосознанием, когда «Я» приходит к осмыслению того, что все определения внешнего мира принадлежат не только ему как таковому, но и воспринимающему его «Я».

Самосознание - это процесс, когда «Я» обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире, когда «Я» задает себе вопрос, могут ли знания, содержащиеся в опыте «Я», иметь свободу существовать вне «Я» (Г. Гегель). В сознании как самосознании человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам. Сознание как направленность «Я» только на внешний мир определяет свое отношение к миру так: Я знаю, Я вижу, Я чувствую, Я мыслю и т.д. Но когда «Я» говорит «Я знаю», оно еще не обладает самосознанием.

Выйти на уровень самосознания - значит мгновенно совместить свое знание о внешнем предмете и свое же знание об этом знании. И тогда формула самосознания может быть выражена так: «Я знаю, что Я знаю», «Я мыслю, что Я мыслю» и т.д. Чтобы войти в состояние сознания как самосознания, недостаточно просто мыслить, просто чувствовать, воспринимать, переживать: необходимо как-то «высветить» то состояние внутреннего мира, которое есть «мысль», «чувство», «восприятие», обратить на него внимание.

Итак, проблема сознания, включая в себя представление о его структуре, тесно связана с вопросом о самосознании. Так, С.Л. Франк в книге «Душа человека» разграничивал сознание на предметное сознание, сознание как переживание и самосознание.

Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т.п. Самосознание - целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа. Это не только познание себя, но и известное отношение к себе, к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.

Формирование самосознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном развитии человека невозможно без социального фактора, без коммуникаций, без отграничения себя от других людей и в то же время - без соотнесения себя с ними, с их жизненными позициями, без оценки себя с позиций других людей и общества. Таким образом, социальность человека приводит к возникновению в его психическом мире самосознания. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через осознание им же создаваемой материальной деятельности. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего его мира и старается определить свое отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и сознание. В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность и как субъект практической и духовной деятельностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: