Сознание и бессознательное




 

Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученых. Бессознательное это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.

Проблема бессознательного - это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т.е. зависимости содержания сознания от объективных по отношению к нему факторов, не представленных в опыте самого сознания, а потому бессознательных. Сознанию кажется, что оно формирует свое содержание свободно, тогда как на самом деле это содержание обусловлено влиянием каких-то причин, о которых само сознание не знает. Непроясненность для сознания своих детерминант создает основу для человеческого рабства. Человек перестает быть «хозяином» в «своем собственном доме», в пространстве своего сознания. Прояснить природу бессознательного и тем самым освободить людей от его диктата, расширить поле их свободы - такую смысложизненную трактовку этой проблемы давали многие мыслители, прежде всего З. Фрейд.

З. Фрейд считал, что скрытыми детерминантами сознания являются неосознаваемые переживания конкретных индивидов. В упрощенной форме суть его учения можно выразить следующим образом. В человеке живет великая сила - бессознательное, или «Оно». Этой силой управляет либидо - психическая энергия сексуальных влечений. Кроме «Оно» в структуре духовного опыта человека присутствуют общественные нормы и правила, т.е. «Сверх-Я», или культура. Она выполняет репрессивные функции: ограничивает свободу человеческих инстинктов. «Я» человека находится под давлением «Оно» и «Сверх-Я» и в результате оказывается заложником сил, не подчиняющихся сознанию «Я». Задача человека - найти состояние динамического равновесия между этими бессознательными силами. В противном случае неизбежен трагизм человеческого существования. Возвестив человеку о существовании «Оно», Фрейд требовал постоянной работы по превращению «Оно» в «Я». Он был уверен, что единственно возможным нормальным путем для человечества в будущем должен стать путь постоянного. З. Фрейд считал, что бессознательное - причина человеческого духовного рабства. Как врач-психотерапевт, он пытался «вылечить» пациентов от несвободы, проясняя в каждом отдельном случае те бессознательные мотивации, которые определяли поведение людей, их душевные расстройства. Он исходил из того, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, если помочь ему осознать его индивидуальное бессознательное.

В XX в. репрессивные функции «Сверх-Я» заметно ослабли, что привело к нарушению динамического равновесия между «Оно» и «Сверх-Я». Восторжествовала анархия разнузданного «Оно», крестовый поход которого на сознание «Я» стал реальным фактом. Если следовать логике З. Фрейда, то укротить буйство «Оно» в культуре можно только одним способом: усилить репрессивные функции культуры и тем поставить на пути разрастания диктата «Оно» сдерживающие преграды. В противном случае, как это и предсказывал З. Фрейд, человечеству грозит опасность духовного варварства.

Итак, человеческое сознание можно определить, во-первых, как способность человека овладевать индивидуальными умениями и навыками человеческой активности, проявляющими себя в общении, учебе, игре, труде и творчестве; во-вторых, как совокупность интеллектуальных способностей человека, главными из которых являются способности, знания, суждения, воля и понимание; в-третьих, как творческое начало человеческого разума, содержащее программу развития индивида и меняющее ее в зависимости от накопленного опыта; и, наконец, в-четвертых, как субстанцию, связывающую человека со всей Вселенной, мировым информационным полем, всемирным разумом в единую мыслящую систему.

Задание 3

Задания для проверки уровня компетенций:

1. Соотнесите понятия психики и сознания. Можно ли их отождествить?

2. Вся материя отражает. Вся материя ощущает. Эквивалентны ли эти суждения?

3. «Мозг выделяет мысль, так же как печень выделяет желчь. Мозг материален, печень материальна, желчь материальна, значит, и мысль должна быть материальна». Дайте критический анализ этого высказывания.

4. Сравните определение сознания в психологии, физиологии, кибернетики и философии. В чем состоит специфика философского подхода?

5. В чем существенное различие процессов отражения в живой и неживой природе? Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: чувствительность, психика, сознание, мышление, раздражимость, ощущения.

6. Является ли труд главной причиной возникновения мышления у человека? Какие еще концепции генезиса сознания вы знаете?

7. Мысль не существует вне языковой оболочки. Дайте философский анализ этого суждения.

8. Можно ли считать творчество главным отличием человеческого сознания от машинного интеллекта? Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна о том, что машина будет в состоянии решать какие угодно проблемы, но никогда не сумеет поставить хотя бы одну.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: