Чтение “Аль-Фатихи” над ужаленным или укушенным в качестве заклинания




133. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) несколько сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, отправились в путь (и ехали), пока не остановились (на ночь) на стоянке одного из племён (бедуинов). Они попросили их оказать им гостеприимство, однако те отказали (им в этом, а через некоторое время) вождя этого племени ужалила (змея или скорпион), и (люди) стали стараться помочь ему, чем могли, но всё было напрасно. (Тогда) один из них сказал: «Обратились бы вы к тем людям, которые остановились (рядом с нами), может быть, что-то найдётся у них». [265] И (несколько человек из этого племени) пришли (к этим сподвижникам пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) и сказали: «О (люди), наш вождь был ужален, и мы использовали всё, (чтобы помочь ему), но это не принесло пользы, так, может быть, (противоядие) найдётся у кого-нибудь из вас?» Один из них сказал: «Да, клянусь Аллахом, я (могу) заговаривать (от укусов), однако, клянусь Аллахом, мы попросили вас оказать нам гостеприимство, а вы отказали нам, и поэтому я не стану читать для вас заговор, пока вы не заплатите нам что-нибудь», и они сошлись с ними (на том, что те дадут им за это) стадо овец. И после этого он стал читать над ним: «Хвала Аллаху, Господу миров…» [266], сплёвывая на него[267], а (через некоторое время вождь) как будто бы освободился от пут и стал ходить, (полностью) избавившись от боли. И (люди из этого племени отдали) им то, относительно чего договаривались с ними, а потом один из них[268] сказал: «Поделите (овец)», но тот, кто читал заговор, (возразил): «Не делайте (этого), пока мы не (вернёмся) к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, не расскажем ему (обо всём, что было), и не посмотрим, что он велит нам». (Когда) они (вернулись) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказали ему (обо всём), он спросил: «Откуда ты узнал, что она [269] (может служить в качестве) заговора?» А потом он сказал: «Вы всё сделали правильно. Поделите (то, что вам досталось,) и выделите одну долю мне», и, (сказав это,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассмеялся.[270]

Наставление пятьдесят первое
Обращение к Аллаху с мольбой о помощи в деле уплаты долга и даровании большого удела

134. Передают со слов ‘Аиши, да будет дово

лен ею Аллах, что однажды к ней зашёл Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, и сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, научил меня одной мольбе». Она спросила: «Какой?» Он сказал:

– ‘Иса, сын Марйам, учил своих сподвижников: «Если бы кто-нибудь из вас был должен гору золота и обратился к Аллаху с этой мольбой, Аллах непременно рассчитался бы (с этим долгом. [271] Говорите:) “О Аллах, освобождающий от беспокойства, избавляющий от печали, отвечающий на мольбы нуждающихся, Милостивый и Милосердный в мире дольнем и мире вечном, Ты милостив ко мне, так окажи мне такую милость, которая избавит меня от необходимости в милости кого бы то ни было, кроме Тебя! / Аллахумма, фариджа-ль-хамми, кашифа-ль-гамми, муджиба да‘вати-ль-мудтаррина, Рахмана-д-дунйа ва-ль-ахырати ва Рахима-хума, Анта тархаму-ни, фа-рхам-ни би-рахматин тугни-ни би-ха ‘ан рахматин ман сива-кя! ”»

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я часто обращался к Аллаху с этой (мольбой), и Аллах обратил мне это во благо и (помог) мне рассчитаться с долгом».

‘Аиша сказала: «Я тоже стала часто обращаться к Аллаху с этой мольбой, и уже скоро Аллах даровал мне удел, который не был ни садакой, ни наследством, и помог мне рассчитаться с долгами, и я многое раздала своим родственникам и подарила дочери ‘Абд ар-Рахмана [272] три окии [273] серебра, после чего у нас ещё многое осталось». [274]

135. Передают со слов Му‘аза, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему:

– О Му‘аз, не научить ли тебя одной мольбе? Будь у тебя долг, (огромный, как гора) Сабир[275], Аллах (поможет тебе) отдать его, если ты станешь обращаться к Нему с этой мольбой, так обращайся же с ней к Аллаху и говори: «О Аллах, Обладатель власти, Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и лишаешь власти, кого пожелаешь, делаешь могущественным, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В деснице Твоей благо, поистине, Ты всё можешь, Ты вводишь ночь в день и вводишь день в ночь, выводишь живое из мёртвого и выводишь мёртвое из живого, и оделяешь, кого пожнлаешь, без счёта. Милостивый и Милосердный в мире дольнем и мире вечном, Ты даруешь (блага обоих миров), кому пожелаешь,и лишаешь (их), кого пожелаешь, так окажи мне такую милость, которая избавит меня от необходимости в милости кого бы то ни было, кроме Тебя! /Аллахумма, Малика-ль-мульки, ту’ти-ль-мулька ман таша’у, ва танзи‘уль-мулька мим-ман таша’у, ва ту‘иззу ман таша’у, ва тузиллю ман таша’у. Би-йади-кя-ль-хайру, инна-кя ‘аля кули шай’ин кадирун, тулиджу-ль-ляйля фи-н-нахари, ва тулиджу-н-нахара фи-ль-ляйли, ва тухриджу-ль-хаййа мина-ль-маййити, ва тухриджу-ль-маййита мина-ль-хаййи, ва тарзуку ман таша’у би-гайри хисаб. Рахмана-д-дунйа ва-ль-ахырати ва Рахима-хума, ту‘ты ман таша’у мин-ха ва тамна‘у ман таша’у, ирхам-ни рахматан тугни-ни би-ха ‘ан рахматин ман сива-кя!/ » [276]

Наставление пятьдесят второе
Расходование средств на разные благие дела

136. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Какое (проявление) ислама является наилучшим?» – (на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: «(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) [277] и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь». [278]

137. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

– Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, даруй расходующему [279] возмещение!» – другой же говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели! [280] » [281]

138. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не следует завидовать никому, кроме (обладателей) двух (качеств): человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его без остатка должным образом [282], и человеку, которому Аллах даровал мудрость [283] и который судит [284] на основании (этой мудрости) и передаёт её (другим)». [285]

Это значит: не следует завидовать[286] ничему, если не считать этих двух качеств.

139. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей): «Кто из вас любит богатство своего наследника больше, чем своё (собственное) богатство?» Они сказали: «Нет среди нас такого, кто не любил бы своё (собственное) богатство больше». (Тогда) он сказал: «Но, поистине, богатством (каждого) является то, что он (потратил) [287], а то, что он отложил, является богатством его наследника!» [288]

140. Передают со слов ‘Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Защитите себя от огня хотя бы с помощью половинки финика [289] ». [290]

141. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

– Аллах Всевышний сказал: «Расходуй, о сын Адама, (тогда и) на тебя будут расходовать [291] ». [292]

Наставление пятьдесят третье
Что желательно говорить по утрам и вечерам, а также при выходе из дома

142. Абу Хурайра передал, что однажды Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, попросил: «О посланник Аллаха, (укажи) мне на такие слова, которые я стал бы произносить по утрам и вечерам», и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Говори: “О Аллах, Творец небес и земли, Знающий сокрытое и явное, Господь и Владыка всего, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прибегаю к Тебе от зла души своей, а также от зла и многобожия шайтана /Аллахумма, Фатыра-с-самавати ва-ль-арди, ‘Алима-ль-гайби ва-ш-шахадати, Рабба кулли шай’ин ва Малика-ху, ашхаду алля иляха илля Анта, а‘узу би-кя мин шарри нафси, ва мин шарри-ш-шайтани ва ширки-хи/ ”. Произноси (эти слова) утром, вечером и когда будешь ложиться спать». [293]

143. Передают со слов матери правоверных Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что, выходя из своего дома, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно произносил такие слова: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы сбиться с пути или оказаться сбитым с него, от того, чтобы самому допустить ошибку, и от того, чтобы меня заставили ошибиться, от того, чтобы самому допустить несправедливость, и от того, чтобы со мной поступили несправедливо, от того, чтобы поступать подобно невежественным, и от того, чтобы другие поступали так со мной /Би-сми-Лляхи, таваккяльту ‘аля-Ллах! Аллахумма, инни а‘узу би-кя ан адылля ау удалля, ау азилля ау узалля, ау азлима ау узлима, ау аджхаля ау йуджхаля ‘аляййа/ ». [294]

144. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

– Тому, кто (при выходе из своего дома) скажет: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха / Би-сми-Лляхи, таваккальту ‘аля-Ллахи, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/ », говорят[295]: «Ты ведом прямым путём, избавлен [296] и защищён [297] », и шайтан удаляется от него.[298]

145. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал Фатиме, да будет доволен ею Аллах: «Что мешает тебе выслушать то, что я тебе посоветую? Говори утром и вечером: “О Живой, о Вечносущий, обращаюсь за защитой к Твоему милосердию! Приведи в порядок все мои дела и не доверяй меня душе моей ни на мгновение! /Йа Хаййу, йа Каййуму, би-рахмати-кя астагису, фа-аслих ли ша’ни кулля-ху ва ля такиль-ни иля нафси тарфата ‘айн!/ ”» [299]

Наставление пятьдесят четвёртое
Не стремись к власти

146. Сообщается, что Абу Са‘ид ‘Абд ар-Рахман бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: «О ‘Абд ар-Рахман бин Самура, не добивайся власти, ибо если она будет дана тебе без (твоих) просьб, (Аллах) окажет тебе в этом помощь [300], если же она будет дана тебе по (твоей) просьбе, тебя вверят (этой власти) [301]. А если ты поклянёшься в чём-либо, но потом увидишь, что нечто иное лучше (того, что ты поклялся сделать), искупи (нарушение) своей клятвы и сделай то, что лучше». [302]

147. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) я сказал (пророку, да благословит его Аллах и да приветствует): «О посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня править чем-либо?» – он же похлопал меня рукой по плечу, а потом сказал: «О Абу Зарр, поистине, ты слаб, а (власть) представляет собой нечто доверенное (человеку) /амана/, и в День воскресения она обернётся позором и сожалением (для любого), за исключением тех, кто получит её по праву [303] и выполнит то, что ему (как правителю) положено будет делать [304] ». [305]

148. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, будете вы стремиться к власти, а в День воскресения (это станет причиной) сожаления [306] [307]

149. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Какого бы пророка ни направлял (к людям) Аллах и кого бы (тот или иной пророк) ни оставлял после себя в качестве преемника, у (этого преемника) обязательно появлялись две группы приспешников: (одни) подталкивали и побуждали его к одобряемому, (другие) же подталкивали и побуждали его ко злу, а хранимым /ма‘сум/ [308] будет тот, кого сохранит Аллах». [309]

150. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда Аллах желает правителю блага, Он даёт ему правдивого вазира [310], напоминающего ему, если он забывает (о каком-нибудь деле), и оказывающего ему помощь, если он помнит (о нём). Когда же (Аллах) желает ему иного, Он даёт ему плохого вазира, который не напоминает ему, если он забывает, и не оказывает ему помощи, если он помнит». [311]

Наставление пятьдесят пятое
Об устройстве мечетей в домах

151. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел нам устраивать в домах мечети [312], которые следует держать в чистоте и окуривать благовониями». [313]

152. Сообщается, что Самура бин Джундуб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел нам устраивать в наших домах мечети и держать их в чистоте». [314]

 

Заключение

Мне хотелось бы завершить эти наставления наставлением, которое наш господин Ибрахим, мир ему, дал членам общины нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.

Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

– Во время своего ночного путешествия я встретил Ибрахима, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал (мне): «О Мухаммад, передай мои приветствия (членам) своей общины и скажи им, что земля в раю благодатна, а вода – сладка, и что (рай) представляет собой равнину, и что растущими там растениями являются (слова) “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/ ”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/ ”, “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/ ” и “Аллах велик / Аллаху акбар/ ”». [315]

В другой версии этого хадиса сообщается, что Ибрахим, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал: «…а также слова “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха / Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях” ». [316]

Десять добрых советов

1. Ежедневно читай из Корана, что сможешь, и как можно чаще призывай благословения на пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

2. Неуклонно совершай пять обязательных молитв, добровольную ночную молитву и добровольную утреннюю /духа/ молитву хотя бы в два раката.

3. Выплачивай обязательный закят и ежедневно подавай милостыню /садака/, пусть даже она будет невелика, а если такой возможности у тебя не будет, замени садаку добрым словом. Соблюдай обязательный пост во время рамадана и ежемесячно постись добровольно в течение трёх дней.

4. Если хочешь оказаться одним из тех, кого любит Аллах, люби твоего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует и членов его семьи и оказывай благодеяния родителям.

5. Если хочешь оказаться одним из тех, кто станет взывать: «О Господь мой, о Господь мой!» – и услышит в ответ, как Аллах Всевышний скажет: «Вот Я перед тобой, раб Мой, проси, и будет дано тебе», ешь дозволенную пищу, и ты получишь ответ на твою мольбу, будь справедлив к людям и придерживайся благонравия в отношениях с ними.

6. Если хочешь оказаться причисленным к таким людям, мольбы которых не останутся без ответа и записи о делах которых в День воскресения будут сиять, очищай своё сердце, как можно чаще произноси слова «Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/ », проси прощения за свои грехи, моли о прощении для верующих мужчин и женщин и не будь одним из тех, кто пренебрегает поминанием Аллаха.

7. Хочешь ли ты оказаться одним из воздающих хвалу, выражающих благодарность и приближенных? Тогда помни, что когда раб Аллаха произносит слова «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/ », Аллах говорит: «Раб Мой воздал Мне хвалу и возблагодарил Меня». Так произноси же слова «Хвала Аллаху и мир тем рабам Его, которых Он избрал / Аль-хамду ли-Лляхи ва салямун ‘аля ‘ибади-хи аллязина истафа/ ».

8. Хочешь ли ты оказаться одним из благодарных и хочешь ли ты, чтобы Аллах сделал праведными твоих детей? Тогда как можно чаще читай два айата выражения благодарности, которые приводятся ниже:

а) Аллах Всевышний поведал, что Суляйман, мир ему, сказал: «Господь мой! Внуши мне, (чтобы я) благодарил (Тебя) за милость Твою, оказанную Тобой мне и моим родителям, и (совершал) праведные дела, которыми Ты останешься доволен, и причисли меня по милости Твоей к Твоим праведным рабам». [317]

б) Аллах Всевышний поведал, что, дожив до сорока лет, человек говорит: «Господь мой! Внуши мне, (чтобы я) благодарил (Тебя) за милость Твою, оказанную Тобой мне и моим родителям, и (совершал) праведные дела, которыми Ты останешься доволен, и сделай праведными моих потомков! Поистине, я приношу Тебе покаяние и, поистине, я – (один) из предавшихся (Аллаху)!» [318]

9. Хочешь ли ты узнать о том, что принесёт тебе пользу в обоих мирах? Выполняй по мере сил веление Аллаха, Который сказал: «О те, кто уверовал! Совершайте поясные и земные поклоны, поклоняйтесь вашему Господу и творите благое, чтобы вы преуспели». [319]

10. Не указать ли тебе на то, что является важнейшим? Об этом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал так: «Говори: “Я уверовал в Аллаха”, а потом придерживайся прямоты [320] ». [321]


[1] Аль-Бухари.

[2] См.: “Женщины”, 171. “Словом Аллаха” пророка ‘Ису, да благословит его Аллах и да приветствует, называют по той причине, что он возник по слову Аллаха “Будь”, а “духом Аллаха” ‘Иса, мир ему, именуется потому, что Аллах даровал ему дух, и он оживлял мёртвых или же мёртвые сердца людей.

[3] Аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи.

[4] Имеется в виду, что если свидетельство человека об этом является искренним, то он может подвергнуться наказанию за свои грехи, но пребывание его в огне не будет вечным.

[5] То есть дам тебе несколько наставлений, которые Аллах сделает полезными для тебя.

[6] Помнить об Аллахе значит всегда бояться Его, неуклонно выполнять Его веления и не совершать запрещённого Им.

[7] То есть ты почувствуешь Его поддержку и помощь.

[8] Имеются в виду те перья, которыми в предвечности были записаны все судьбы мира.

[9] Здесь речь идёт о Хранимой Скрижали (аль-Ляух аль-Махфуз) – небесном источнике всех Священных Писаний. Последние слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, означают, что всё в мире предопределено и никаких изменений уже не будет.

[10] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

[11] Эту версию данного хадиса приводят в своих “Муснадах” ‘Абд бин Хумайд и имам Ахмад. Ибн Раджаб аль-Ханбали указывает, что данная версия является слабой.

[12] Имам Ахмад.

[13] Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа, аль-Байхаки, Ибн Хиббан.

[14] Ахмад, ат-Табарани, Ибн Хиббан.

[15] То есть никому не станет сообщать о прегрешении другого человека, если это не носит систематического характера, а разглашение принесёт больше вреда, чем пользы.

[16] Аль-Бухари и Муслим.

[17] Имеется в виду, что Аллах не покроет такого человека позором в мире этом.

[18] Это значит, что Аллах откроет для такого человека пути руководства, и приготовит для него то, с помощью чего в мире этом он придёт к повиновению, и облегчит ему вход в рай. Такой человек не столкнётся с трудностями предстояния / маукиф/, то есть ожидания расчёта в День воскресения, с которыми придётся столкнуться другим.

[19] В Коране сказано: «Он – Тот, Кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы прибавилось у них веры к их вере» (“Победа”, 4). В комментариях указывается, что известны разные толкования слова “сакина”. Согласно наиболее предпочтительному из них, “сакина” является одним из созданий Аллаха, которое нисходит на человека вместе с ангелами, принося ему милость Аллаха и спокойствие, после чего мирские дела перестают волновать его.

[20] Имеется в виду, что Аллах хвалится ими перед небесными ангелами, воздаёт таким людям хвалу, принимает их дела и возвышает их.

[21] Речь идёт о таком человеке, праведные дела которого были несовершенными и немногочисленными.

[22] Это значит, что знатность предков не может возвысить человека, допустившего те или иные упущения, к возвышению. Подобного положения достигают пред Всемогущим и Великим Аллахом лишь те люди, дела которых отличались совершенством. В других хадисах пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, указывает на то, что скорость преодоления моста, пролегающего над адом и ведущего к раю, будет зависеть только от количества и степени совершенства благих дел, совершённых человеком при жизни.

[23] Муслим.

[24] Муслим.

[25] Этот хадис с достоверным иснадом приводит Ибн Маджа.

[26] Ат-Табарани.

[27] Ибн Хиббан.

[28] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

[29] Ат-Табарани; аль-Байхаки.

[30] Ат-Табарани; аль-Байхаки.

[31] “Халиль” – здесь имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.

[32] “Духа” − период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня.

[33] Витр − добровольная ночная молитва из нечётного количества ракатов. Самая краткая такая молитва может состоять из одного раката, а наиболее предпочтительной является молитва из одиннадцати ракатов.

[34] Отдавать предпочтение совершению витра перед сном желательно лишь тем, кто не уверен, что сможет проснуться ночью, если же человек уверен в этом, то лучше совершить витр в конце ночи.

[35] Аль-Бухари; Муслим.

[36] Ибн Хузайма.

[37] Аль-Бухари; Муслим.

[38] В данном случае подразумевается либо садака как таковая, либо такое благое дело, награда за которое в мире вечном будет равна награде за садаку.

[39] Имеется в виду, что подобным образом человек должен воздать благодарность Аллаху за то, что он дожил до утра целым и невредимым. Кроме того, это является средством защиты от всевозможных бедствий.

[40] Такая молитва может состоять из разного количества ракатов – от двух до восьми. Начинать совершать её можно по истечении трети часа после восхода солнца.

[41] Муслим.

[42] Поскольку за каждое благое дело мусульманина ждёт награда в десятикратном размере, за трёхдневный добровольный пост он получит такую же награду, как и за пост в течение тридцати дней. Таким образом, если человек станет соблюдать добровольный пост по три дня ежемесячно, получится, что он как бы постится постоянно.

[43] “Скот”, 160.

[44] Этот хадис приводят Ахмад, ан-Наса’и, Ибн Маджа, Ибн Хузайма и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[45] Имеются в виду 13-й, 14-й и 15-й день каждого лунного месяца.

[46] Ат-Табарани.

[47] Этот хадис с хорошим иснадом приводят ан-Наса’и и аль-Байхаки.

[48] Абу Дауд; Ибн Маджа; Ибн Хузайма. Однако многие ученые считают этот хадис слабым, следовательно, и эту молитву несоответствующей Сунне. [Редактор, со слов Шейха Ибн Усеймина и Ибн Теймии (да смилуется над ними Аллах). Читайте книгу "Ихтиляф Уляма", стр.28, Ибн Усеймин.]

[49] Поскольку здесь глагол стоит во множественном числе, это значит, что слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, были адресованы не только аль-‘Аббасу, да будет доволен им Аллах, но и всем людям вообще.

[50] То есть об избавлении от всевозможных бедствий и болезней в мире этом, а также о прощении грехов и избавлении от наказания в мире ином.

[51] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

[52] Возможен перевод: «…таким повиновением, посредством которого Ты приведёшь нас к Твоему раю…»

[53] Имеется в виду внутренняя убеждённость в том, что любые невзгоды являются только посылаемыми свыше испытаниями, за терпеливое перенесение которых человек обязательно получит награду Аллаха.

[54] То есть сделай так, чтобы у нас никогда не возникало необходимости в обращении за помощью к другим людям.

[55] То есть не допусти, чтобы мы пренебрегли хоть чем-либо из того, что Ты велел нам, или совершили хоть что-либо из того, что Ты нам запретил.

[56] То есть упаси нас от того, чтобы мир этот отвлекал нас от поклонения и служения Тебе.

[57] Это значит: надели нас знанием не только о том, что доступно нашему восприятию.

[58] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[59] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[60] Имеется в виду воздержание от ослушания и всего дурного.

[61] Под богатством /гына/ в данном случае подразумевается отсутствие необходимости в обращениях к людям с какими бы то ни было просьбами.

[62] Муслим.

[63] Речь идёт об избавлении от всего того, что может повредить религиозным и мирским делам человека.

[64] Муслим.

[65] То есть помоги мне исповедовать её должным образом во всех отношениях.

[66] Это значит: даруй мне всё необходимое для жизни в этом мире и сделай так, чтобы это было дозволенным /халяль/ и помогало мне оставаться покорным Тебе.

[67] Здесь выражается просьба о содействии в искреннем поклонении и благополучном завершении всех земных дел.

[68] Муслим.

[69] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[70] Ан-Наса’и; Ибн Хузайма.

[71] То есть днём у него дома не готовили пищу, поскольку все его домочадцы соблюдали пост.

[72] Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; ан-Наса’и.

[73] Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, приносил покаяние не за грехи, от совершения которых он был защищён Аллахом. Причина заключалась в том, что он считал своё поклонение Аллаху недостаточным и несовершенным.

[74] Муслим.

[75] Аль-Бухари.

[76] Аль-Бухари; Муслим.

[77] В этом хадисе говорится об одном из атрибутов Аллаха Всевышнего. Как и в прочих подобных случаях, словам пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, следует верить, отдавая себе отчёт в том, что атрибуты Аллаха не имеют ничего общего с атрибутами или же свойствами людей.

[78] Это значит, что Аллах постоянно готов принимать покаяние любого, кто совершит грех.

[79] То есть с запада. Иначе говоря, Аллах будет принимать покаяние Своих рабов вплоть до самого Дня воскресения. В Коране сказано: «В тот День, когда явятся некоторые из знамений твоего Господа, не принесёт человеку пользы его вера, если не уверовал он раньше…» (“Скот”, 158).

[80] Муслим.

[81] “Земной поклон”, 16 – 17.

[82] Имеется в виду религия.

[83] Этот хадис приводят Ахмад, ан-Наса’и, Ибн Маджа и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

[84] Аль-Бухари; Муслим.

[85] Здесь имеется в виду, что наградой за оказание престарелым родителям должного внимания и необходимой помощи послужит рай, тогда как человека, не выполняющего свои обязанности по отношению к ним, ждут унижения и суровое наказание.

[86] Муслим.

[87] См. Коран, 29: 39 – 40; 40: 23 – 24.

[88] Убайй бин Халаф – один из злейших врагов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, из числа курайшитов.

[89] Этот хадис с хорошим иснадом приводит Ахмад.

[90] Ат-Тирмизи; Ибн Маджа; ан-Наса’и.

[91] Абу Дауд.

[92] Аль-Бухари; Муслим.

[93] Муслим.

[94] Иначе говоря, человек, принявший участие в общей молитве, сравнивается с тем, кто провёл половину ночи в добровольной молитве.

[95] Муслим.

[96] В данном случае речь идёт об утренней и послеполуденной молитвах. В первые годы существования ислама мусульманам предписывалось совершать только две обязательные молитвы. Здесь пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел в виду тех мусульман, которые умерли до того, как количество обязательных молитв было увеличено до пяти, указав на то, что усилия их не пропали даром, и они вошли в рай благодаря выполнению того, что вменялось им в обязанность в определённый период времени. Возможно также, что в данном случае слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, имеют более общий смысл, иначе говоря, указывают на особую важность этих двух молитв. В таком случае перевод данного хадиса должен иметь следующий вид: «Войдёт в рай тот, кто станет совершать две молитвы в прохладное время».

[97] Аль-Бухари; Муслим.

[98] Ат-Тирмизи; Абу Дауд.

[99] Ат-Тирмизи; Абу Дауд.

[100] Ат-Тирмизи.

[101] Абу Дауд и ан-Наса’и.

[102] Здесь речь идёт об обязательных молитвах.

[103] Муслим.

[104] Аль-Бухари.

[105] “Мать правоверных” − почётный эпитет жён пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. См. “Сонмы”, 6.

[106] Имеется в виду дополнительная молитва в два раката, совершаемая перед обязательной утренней молитвой.

[107] Это было ещё до рассвета.

[108] См. примечание к хадису под № 16.

[109] Здесь подразумевается, что всё это время Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах, поминала Аллаха и обращалась к Нему с мольбами.

[110] Имеются в виду фразы.

[111] В Коране сказано:

− Скажи: «Будь (вода) моря чернилами для (записи) слов Господа моего, непременно иссякло бы море, прежде чем иссякли бы слова Господа моего, даже если бы Мы добавили ещё столько же чернил» (“Пещера”, 109).

[112] Муслим.

[113] Этот человек имел в виду, что он не может запомнить всего.

[114] Этот хадис приводят Ибн Маджа, ль-Хаким и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[115] Ахмад; ат-Табарани.

[116] Рузайн.

[117] Ат-Тирмизи.

[118] Ат-Тирмизи.

[119] Ат-Тирмизи.

[120] Этот хадис с хорошим иснадом приводит ат-Табарани.

[121] Имеется в виду, что Аллах сделает для человека именно то, чего тот будет от Него ожидать.

[122] Эти слова означают: в этот момент Я оказываю ему Свою милость в виде помощи и содействия.

[123] Здесь речь идёт об ангелах, приближенных к Аллаху.

[124] Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи.

[125] Родная сестра Му‘авийи, Умм Хабиба, да будет доволен Аллах ими обоими, являлась женой пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Му‘авийа мало рассказывал о пророке, да благословит его Аллах и да приветствует, только потому, что боялся допустить малейшую неточность в своих рассказах.

[126] Муслим; ат-Тирмизи; ан-Наса’и.

[127] Ат-Табарани.

[128] Муслим.

[129] То есть два вышеупомянутых раката.

[130] Хороший хадис, который приводит ат-Тирмизи.

[131] Аль-Баззар.

[132] Аль-Хаким.

[133] Аль-Байхаки.

[134] Этот хадис с хорошим иснадом приводят Абу Дауд и ан-Наса’и.

[135] Ибн Маджа; ат-Тирмизи.

[136] Напомним, что при жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, его просили обращаться с мольбами к Аллаху и в других случаях, например, во время засухи, когда он по просьбе сподвижников молил Аллаха о ниспослании дождя. Разрешается обращаться с такими просьбами и к другим здравствующим праведным людям, но не к покойным.

[137] Этот хадис приводят Ибн Маджа и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

[138] Муслим.

[139] Рузайн.

[140] В комментариях указывается, что здесь имеется в виду либо кромешная тьма, либо всевозможные трудности, либо мучения и наказания.

[141] Здесь имеется в виду, что эти люди объявляли дозволенным то, что Аллах запрещал им в отношении их женщин, и совершали непотребное.

[142] Муслим.

[143] Иначе говоря, Аллах покажет всем истинные намерения тех людей, поклонение которых будет неискренним.

[144] Аль-Бухари; Муслим.

[145] Имеются в виду приглашения на свадебные торжества и тому подобные приглашения.

[146] То есть пока не увидите, что Аллах внял вашим мольбам и воздал благом человеку, сделавшему вам добро.

[147] Этот хадис приводят Абу Дауд, Ибн Хиббан, ан-Наса’и и аль-Хаким, который сказал: «Достоверный хадис, который удовлетворяет условиям аль-Бухари и Муслима».

[148] Ат-Табарани.

[149] “Аль-Фатиха”, 2.

[150] “Аль-Фатиха”, 3.

[151] “Аль-Фатиха”, 4.

[152] “Аль-Фатиха”, 5.

[153] “Аль-Фатиха”, 6 – 7.

[154] Муслим.

[155] Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что он не ответил пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пока не закончил молиться.

[156] Здесь имеется в виду знание установлений шариата, выполнение которых будет способствовать оживлению сердец в мире этом и приведёт к спасению в мире вечном.

[157] “Добыча”, 24.

[158] “Аль-Фатиха”, 2.

[159] Имеются в виду семь айатов Корана, повторяемых при совершении каждого раката каждой молитвы.

[160] Эти слова следует понимать как указание на то, что в “Аль-Фатихе” в концентрированном виде заключается вся суть Корана.

[161] Аль-Бухари; Абу Дауд; ан-Наса’и; Ибн Маджа.

[162] То есть разве ты не помнишь наизусть 112-ю суру Корана “Искренность”?

[163] То есть разве ты не помнишь наизусть 110-ю суру Корана “Помощь”?

[164] То есть разве ты не помнишь наизусть 109-ю суру Корана “Неверные”?

[165] То есть разве ты не помнишь наизусть 99-ю суру Корана “Сотрясение”?

[166] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[167] То есть всю суру “Искренность”.

[168] Ахмад.

[169] Этот хадис приводит аль-Хаким, который сказал: «Достоверный хадис, который удовлетворяет условиям аль-Бухари».

[170] Имеется в виду, что последним, что он читал во время каждого раката молитвы, была 112-я сура Корана “Искренность”, до которой им читалась “Аль-Фатиха” и какая-нибудь другая сура или отдельные айаты.

[171] Аль-Бухари; Муслим; ан-Наса’и.

[172] Имеются в виду пожертвованные в конце рамадана в пользу бедных продукты питания /садакат аль-фитр/.

[173] “Корова”, 255.

[174] Аль-Бухари.

[175] То есть воровать финики.

[176] Ибн Хиббан.

[177] То есть читай.

[178] То есть всю суру “Искренность”.

[179] То есть 113-ю и 114-ю суры Корана.

[180] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный неизвестный хадис».

[181] Имеется в виду 113-я сура Корана “Рассвет”.

[182] Имеется в виду 114-я сура Корана “Люди”.

[183] Аль-Джухфа – селение близ Медины, которую отделяет от аль-Абвы 23 мили.

[184] Этот хадис приводят Муслим; ат-Тирмизи; Абу Дауд; ан-Наса’и.

[185] Ан-Наса’и; Ибн Хиббан.

[186] Этот хадис приводят Ибн Маджа и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[187] Аль-Байхаки; ат-Табарани.

[188] То есть не старайся завладеть тем, что принадлежит другим.

[189] Хороший хадис, который с хорошими иснадами приводят Ибн Маджа и другие мухаддисы.

[190] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

[191] Имеется в виду такой человек, семья и имущество которого, как и он сам, недосягаемы для его врагов.

[192] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

[193] Аль-Хаким; аль-Байхаки.

[194] То есть не надейся, что ты проживёшь ещё долго, и не откладывай благие дела на потом, так как человек может покинуть этот мир в любой момент.

[195] То есть совершай благие дела, пока ты жив и здоров, и используй для этого все возможности с учётом неизбежности наступления такого момента, когда эти возможности будут исчерпаны.

[196] Аль-Бухари.

[197] Абу Дауд; ан-Наса’и.

[198] Аль-Бухари; Муслим.

[199] Здесь человеку следует сказать, чт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: