Контрольно-измерительные материалы. По дисциплине МДК 02.02. Возрастная психология и педагогика




ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми

по дисциплине МДК 02.02. Возрастная психология и педагогика, семьеведение

по специальности: 39.02.01 Социальная работа

Навигатор:

Знать Вопрос
– предмет семьеведения и его терминологию 1,2,4,5,6,25,26,27,28
– содержание основных теоретических концепций изучения семьи; 3,7,34,40
– особенности процесса эволюции семьи, ее структур и функций; 8,9,10,11,17,18,19,20,21
– особенности жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации; 12,13,14,15,16,24,,22,23,31,32,33,35,36-57,72-78
– современные тенденции развития и функционирования семьи. 29,30,58-71,79,80
Уметь  
– анализировать и сопоставлять существующие взгляды на предмет и объект семьеведения; 1-80
– понимать культуру внутрисемейных и социальных отношений, критически переосмысливать свой социальный опыт в сфере семейных отношений, использовать полученные знания в целях совершенствования профессиональной и повседневной деятельности;
– ясно, четко, последовательно и обоснованно излагать свою точку зрения по актуальным вопросам семьеведения;
– понимать и объяснять особенности семейной ситуации в стране и мире и тенденции её изменения;
– применять профессиональные знания в области анализа семейных отношений, изучения семьи как социального института и малой социальной группы.

Оценивание результатов:

оценка «5» ставится, если студент набрал от 91-100 процентов верных ответов;

оценка «4» ставится, если студент набрал от 71-90 процентов верных ответов;

оценка «3» ставится, если студент набрал от 50-70 процентов верных ответов;

оценка «2» ставится, если студент набрал менее 50 процентов верных ответов.

 

1. Возрастная психология изучает...

а) возрастные изменения в поведении людей

б) факты и закономерности развития психики человека, а также развития его личности на разных этапах онтогенеза

в) закономерности и особенности процесса научения

г) особенности психического развития детей и подростков в процессе учебы

2. Предмет возрастной психологии - это...

а) закономерности формирования психики, механизмы и движущие силы этого процесса, различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - ее изменение в процессе деятельности, общении, познании.

б) закономерности психического и социального развития ребенка, особенности его поведения, взятые в их возрастной целостности.

в) закономерности и особенности процесса научения.

г) периоды развития, переход от одного возрастного периода к другому, его причины, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

3. Какова главная задача возрастной психологии?

а) нет правильного ответа

б) раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости

в) изучение механизмов развития личности

г) выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека

4. Возрастная психология делится на такие разделы:

a) психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная, младшего школьника, подростка, юности, среднего возраста, психология старости

б) психология младенца, школьного возраста, юности, среднего возраста, психология старости

в) психология перинатального развития, психология младенца, психология дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростка, юности, среднего возраста, психология старости.

г) психология перинатального развития, психология дошкольного возраста, подростка, психология старости

5. Каковы актуальные проблемы возрастной психологии?

a) проблема соотношения психики и поведения; исследование влияний социума на психические явления, как прямых, так и обратных.

б) проблема взаимодействия педагогики и психологии.

в) проблема соотношения обучения и развития; проблема одаренности; проблема соотношения обучения и воспитания.

г) научное обоснование возрастных норм; выявление потенциальных и актуальных возможностей личности в определенном возрасте.

6. Каковы основные методы исследования в возрастной психологии?

a) наблюдение, тестирование, автобиографический метод, метод анализа продуктов деятельности

б) наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, интроспекция, сравнительно-генетический метод

в) наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, метод поперечных и лонгитюдных срезов

г) все выше перечисленные методы

7. Возрастная психология тесно связана с такими науками:

a) общей психологией, психологией человека, психологией труда, социальной, юридической и дифференциальной

б) общей психологией, педагогикой, психологией труда

в) общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и юридической психологией

г) дифференциальной психологией, общей психологией, социальной, психологией человека, педагогической психологией

8. Теоретические и практические знания возрастной психологии о воспитании и обучении детей связаны с такими отраслями психологии:

a) генетическая психология, психофизиология, дифференциальная психология, психология труда, социальная психология, педагогика

б) генетическая психология, психофизиология, дифференциальная психология, социальная психология, педагогическая психология, медицинская психология

в) генетическая психология, социальная психология, психология труда

г) дифференциальная психология, социальная психология, педагогическая психология, медицинская психология, психология труда, клиническая психология

9. Лонгитюдный метод в возрастной психологии применяется для...

a) диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения

б) оценки динамики развития творческих и других способностей ребенка

в) изучения возрастной динамики, преимущественно в детском периоде

г) оценка динамики развития интеллектуальных способностей ребенка

10. В возрастной психологии, возраст - это...

a) это уровень социальных достижений индивида в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста

б) постоянная характеристика индивидуального развития

в) конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития, совокупность закономерных физиологических и психологических изменений

г) временная характеристика индивидуального развития

11. Социальные факторы развития ребенка включают в себя...

a) социальную среду, образование, воспитание

б) социальную среду, обучение, социальный статус

в) социальный статус, воспитание, адаптацию

г) социальную среду, обучение, социализацию

12. Стадия социализации, когда у человека появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения, называется...

a) стадией индивидуализации

б) стадией интеграции

в) первичной стадией

г) стадией роста

13. Развитие предметной деятельности у ребенка происходит в...

a) дошкольном периоде

б) в младшем школьном возрасте

в) в периоде раннего детства

г) в подростковом возрасте

14. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является...

a) трудовая

б) учебная

в) познавательная

г) игровая деятельность

15. Что такое аффект в возрастной психологии?

a) реакция организма на воздействие чрезвычайных раздражителей, которая проявляется в нехарактерном поведении

б) ответная реакция организма на нетипичные раздражители

в) это эмоциональные, сильные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из критических, опасных ситуаций

г) психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей

16. Геронтология - это...

a) наука о возрастных особенностях человека

б) наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека

в) наука, изучающая развитие ребенка во внутриутробной стадии

г) наука, которая изучает процесс старения

17. С каких двух этапов состоит раннее детство?

a) младенчества - развитие мотивационной сферы; ранний возраст - развитие когнитивной сферы

б) младенчества, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности; раннего возраста, на котром примущественно осуществляется освоение операционально-технической сфер

в) новорожденности, на котором развивается когнитивная сфера; раннего возраста, на котором происходит развитие мотивационно-потребностной сферы

г) нет верного ответа

18. Что такое депривация в возрастной психологии?

a) поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах

б) поведение, отклоняющееся от возрастной нормы

в) сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные птребности - психофизиологические, либо социальные

г) обратное развитие, регресс, потеря стабильности, ослабление активности, спад работоспособности и психической уравновешенности

19. Что является центральными новообразованиями дошкольного возраста?

a) устойчивость внимания и потребность в достижении успеха

б) соподчинение мотивов и самосознание

в) обдуманность действий

г) избирательность восприятия и саморефлексия

20. Что является центральным новообразованием ранней юности?

a) самосознание и саморефлексия

б) профессиональное и личностное самоопределение

в) внутренний план действий

г) чувство взрослости

21. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте?

a) познавательная деятельность

б) общение со сверстниками

в) трудовая деятельность

г) учебная деятельность

22. Референтная группа для подростка - это...

a) учителя

б) люди, с которыми он конфликтует

в) родители и близкие

г) люди, на которых он хочет быть

23. Что лежит в основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина?

a) Ведущие виды деятельности, которые определяют возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития

б) Нет верного ответа

в) Границы возрастных периодов в жизни человека, которые имеют юридическое значение

г) Этапы развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти

24. Кто в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития?

a) А.Н. Леонтьев

б) Д.Б. Эльконин

в) А.С. Выготский

г) З. Фрейд

25. А.В. Петровский для каждого возрастного периода выделил три фазы вхождения в референтную общность:

а) адаптацию, персонализацию и интеграцию

б) адаптацию, интеграцию и социализацию

в) адаптацию, индивидуализацию и интеграцию

г) адаптацию, интенсификацию и персонализацию

26. По словам П.П. Блонского, педагогическая психология - это...

a) определенная ветвь прикладной психологии, которая занимается использованием выводов теоретической психологии в процессе воспитания и обучения

б) наука, изучающая особенности психического развития, а также феноменологию развития личности в детстве, отрочестве, юности и в период зрелости

в) все ответы верны

г) отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развития его личности на разных этапах онтогенеза

27. Педагогическая психология - это новая наука, которая является частью прикладной психологии вместе с...

a) медицинской, эстетической и промышленной психологией

б) медицинской, юридической и и экономической психологией

в) юридической, экономической и промышленной психологией

г) медицинской, юридической, экономической, эстетической и промышленной психологией

28. Ведущий принцип отечественной педагогической психологии:

a) принцип "не навреди"

б) нахождение связи между реакциями и вызвавшими их стимулами

в) принцип личностно-деятельного подхода

г) принцип адаптации знаний

29. Педагогическая психология изучает:

a) закономерности становления личности индивида и его развития в рамках системы социальных институтов воспитания и образования

б) закономерности психического и физического развития индивида

в) закономерности и особенности процесса научения

г) особенности психического развития детей и подростков в процессе учебы

30. Ключевая характеристика, определяющая готовность ребенка к учебе в школе:

a) степень развитости физических данных

б) степень развитости мелкой моторики

в) наличие базовых знаний (счет, письмо)

г) соответствующее психическое развитие и навыки саморегуляции

31. Начальная стадия деятельности педагога:

a) составление учебного плана

б) определение способностей и перспектив учеников (студентов)

в) сбор персональных данных

г) подбор формата подачи информации

32. Назначение эксперимента в психолого-педагогическом исследовании - проверка гипотезы о:

а) существовании самого явления

б) нет верного ответа

в) существовании причинной связи между определенными явлениями

г) существовании явления, а также связей между рядом явлений

33. Степень актуального развития определяется уровнями:

a) обучаемости и обученности

б) развитости, воспитанности, обученности

в) воспитанности и обученности

г) воспитанности, обучаемости, способности к саморазвитию

34. Максимальную точность результатов дает исследование методом:

a) эксперимента

б) сравнения

в) наблюдения

г) анализа продуктов деятельности

35. Оценку и переработку имеющейся информации без привлечения внешних средств, проводящуюся на внутреннем плане сознания, называют:

a) умственной деятельностью

б) анализом

в) мышлением

г) сравнением

36. Цель тестирования дошкольника перед приемом в учебное заведение - определение его... готовности.

a) эмоционально-волевой, мотивационной, когнитивной

б) когнитивной, волевой, мотивационной

в) эмоциональной, когнитивной

г) эмоциональной, мотивационной

37. Главный минус опросников:

a) ограниченность списком предварительно составленных вопросов

б) невозможность сбора дополнительной уточняющей информации

в) выдача исследуемыми заведомо недостоверных сведений

г) отсутствие анонимности

38. Подростковый возраст лежит в пределах:

a) 10-17 лет

б) 12-16 лет

в) 10-15 лет

г) 12-19 лет

39. Рекомендовано (целесообразно) приступать к разговору с учеником с:

a) критики

б) похвалы

в) установления контакта

г) прямого обсуждения вопроса (проблемы)

40. Интерес учащегося к процессу обучения свидетельствует о наличии:

a) мотивации у ученика

б) хороших материально-технических условиях образовательного процесса

в) таланта и профессионализма у педагога

г) способностей у ученика к предмету

41. Ключевое требование к качественно сформулированной гипотезе:

a) достоверность

б) проверяемость

в) поддержка гипотезы научными авторитетами

г) актуальность

42. Если поведение ребенка меняется под влиянием социально значимых и (или) более сильных индивидов - это свидетельствует о:

a) адаптированности

б) конфликтности

в) застенчивости

г) конформности

43. Положительное отличие метода анкетирования:

a) возможность проведения массового исследования

б) достоверность исследования

в) простота обработки данных

г) стандартизированность ответов

44. В психодиагностике используются следующие малоформализованные методы:

a) эксперимент, анкетирование, анализ продуктов деятельности

б) тестирование, эксперимент, беседа

в) беседа, наблюдение, тестирование, эксперимент

г) анализ продуктов деятельности, беседа, наблюдение, эксперимент

45. Отличительная черта подросткового кризиса:

a) кардинальное изменение психологических особенностей

б) повышенная конфликтность школьника

в) резкое падение успеваемости

г) отрицательные отношения с родителями

46. Основные направления общего развития ребенка:

a) социальное, биологическое, личностное, культурное

б) биологическое, социальное, культурное

в) биологическое, культурное, интеллектуальное, личностное

г) биологическое, интеллектуальное, личностное, социальное

47. Первый этап формирования умственных действий по П.Я. Гальперину:

a) мотивационный

б) составление схемы ООД (ориентировочной основы действия)

в) этап формирования саморефлексии

г) этап формирования действия во внутренней речи

48. Семья - это:

a) социально-биологическая общность, основанная на отношении супружества

б) пара совместно живущих мужчины и женщины

в) социально-биологическая общность, основанная на триедином отношении супружества, родительства, родства

г) социально-биологическая общность, основанная на отношении родства

49. Семьеведение - это:

a) это знание о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития, о становлении и трансформации семьи, о специфике ее внутренних и внешних связей.

б) все ответы верны

в) междисциплинарное направление социального знания

г) наука о семье

50. Предметное поле семьеведения - это:

a) семья как малая социальная группа

б) семья как планетарное, общечеловеческое явление

в) семья как социальный институт

г) все ответы верны

51. Как вы понимаете социальные функции семьи?

a) это интересы каждого члена семьи

б) это ее структура

в) ролевые позиции членов семьи

г) это ее обязанности по отношению к обществу

52. Семейная система функционирует под воздействием:

a) двух законов: гомеостаза и развития

б) нет верного ответа

в) только закона гомеостаза

г) только закона развития

53. Что происходит с семьей сегодня?

a) справедливы и сосуществуют обе названные позиции

б) семья развивается, эволюционирует

в) семьи фактически нет

г) семья дезорганизована, находится в кризисе

54. Патриархальная семья - это семья:

a) отцовская, где высшей властью является отец

б) соблюдение этнических обычаев и традиций общества

в) материнская, где реализуются властные позиции матери

г) совместное руководство семьей

55. Нуклеарная семья состоит из:

a) родителей, прародителей и детей

б) двух человек

в) родителей и их ребенка или детей

г) одного представителя

56. Функционально неполная семья:

a) соответствует нуклеарной семье

б) один из родителей отсутствует

в) нет верного ответа

г) состоит из двоих родителей, которые мало времени уделяют семье

57. Первый нормативный стресс семьи:

a) подача заявления в ЗАГС

б) рождение первого ребенка

в) сообщение о беременности

г) свадьба

58. Наиболее интенсивный критический период в жизни семьи:

а) между 3-м и 7 годами существования семьи

б) между 15 и 17 годами семейной жизни

в) между 11-м и 13 годами существования семьи

г) на первом году семейной жизни

59. Стабильные семейные пары отличаются:

a) слабым проявлением темпераментов

б) эмоциональной нестабильностью

в) подобием темпераментов

г) контрастностью и взаимной дополняемостью темпераментов

60. Если темпераменты молодоженов не удовлетворяют требованию взаимодополняемости, то:

a) лучше сразу развестись, пока не завели ребенка

б) жить раздельно, пока не настанут "лучшие времена"

в) живя в браке, необходимо искать себе более подходящих партнеров

г) не страшно, супруги "притираются" друг к другу

61. Социальные функции семьи представляют собой:

а) отношение общества к семье как социальному институту

б) направленность деятельности семейной группы по реализации ее потребностей

в) заботу государства о семье

г) определенные действия члена семьи

62. Специфическим называются те функции семьи, которые:

a) может качественно выполнить только она сама

б) отвечают ее глубинным интересам и потребностям

в) все ответы верны

г) отличают одну семью от другой

63. Моногамия - это:

a) долговременное совместное проживание мужчины и женщины

б) появление детей у сожительствующей пары

в) наличие чувства любви к одному партнеру

г) пожизненный союз мужчины и женщины

64. Гиперпротекция - это ситуация в воспитании ребенка, когда:

a) родители не интересуются и не контролируют ребенка

б) родители с помощью денег создают условия для воспитания

в) родители ведут себя как дети

г) родители уделяют воспитанию ребенка чрезвычайно много сил, времени

65. Отличительной особенностью неблагополучных семей, дети из которых становятся правонарушителями, являются:

a) строгая регламентация всех сфер внутрисемейной жизни, четкие правила

б) непостоянство и непрадсказуемость во всех сферах семейной жизни

в) демократический стиль отношений

г) демократический стиль воспитания

66. Брак - это...

a) родители и дети

б) соглашение между людьми по поводу совместного проживания

в) форма отношений между мужчиной и женщиной, которая санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и форма отношений между мужчиной и женщиной, которая санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права, обязанности

г) соглашение между мужчиной и женщиной по поводу ведения совместного хозяйства

67. Какая семейная функция обеспечивает биологическое воспроизводство общества и удовлетворяет потребность супругов в детях?

a) психологическая

б) сексуальная

в) эмоционально-психологическая

г) репродуктивная

68. В каком году и кем была разработана методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument, РARI)?

a) А.Я. Варга и В.В. Столиным в 1951 г.

б) Л.Д. Столяренко в 1959 г.

в) Э. Шефером и Р. Беллом в 1958 г.

г) В. Хьюлс и А.И. Захаровым в 1958 г.

69. Средства родителей, позволяющие им реализовать свои личностные и когнитивные возможности для реализации своей собственной активности в процессе семейного воспитания, называются

a) саморегуляцией

б) жизнеспособностью

в) доверием

г) социализацией

70. Важнейшей социально-педагогической проблемой российских многодетных семей является...

a) недостаток чуткости детей по отношению друг к другу

б) недостаток взаимоподдержки от детей

в) дефицит денег

г) дефицит времени, затрачиваемого родителями на воспитание своих детей

71. Что является основной причиной роста числа неполных семей в Российской Федерации?

a) разводы родителей

б) смерть одного из родителей

в) незарегистрированные браки

г) лишение одного из родителей родительских прав

72. К какому типу неблагополучной семьи относится семья, в которой злоупотребляют спиртными напитками или употребляют наркотики?

a) конфликтная

б) педагогически запущенная

в) асоциальная

г) педагогически несостоятельная

73. Основными причинами супружеской измены в среднем возрасте являются...

a) частые ссоры супругов

б) отсутствие духовной близости и психологической поддержки

в) стремление к новизне в отношениях

г) ревность

74. Самореализацию ребенка в различных видах деятельности, обретение им новых социальных ролей, проверка себя во взрослых социальных ролях называется:

a) социализацией

б) социальными пробами

в) социальным воспитанием

г) самовоспитанием

75. Какие рамки супружества охватывают основные жизненные циклы семьи?

a) от заключения брака до смерти одного из супругов

б) от создания семьи до вступления одного из детей в брак

в) от знакомства будущих супругов до заключения брака

г) от заключения брака до переезда семьи в новое место жительства

76. Самым массовым типом многодетной семьи в Российской Федерации является:

a) семья из шести и более детей

б) семья из пяти детей

в) семья из трех детей

г) семья из четырех детей

77. К семейным ресурсам относят:

a) ролевую гибкость членов семьи

б) закрытость от окружающего мира

в) наличие жестких семейных правил

г) отсутствие культурных традиций

78. При каких общих обстоятельствах брачный возраст в субъектах Российской Федерации может быть снижен до 14 лет?

a) беременность и рождение ребенка

б) сложные отношения в родительских семьях будущих супругов

в) глубокое чувство взаимной любви

г) необходимость смены места жительства

79. Как называют семью, в которой доминируют интересы ребенка?

a) партнерская семья

б) традиционная семья

в) детоцентрическая семья

г) эгалитарная семья

80. Что является семейным бюджетом?

a) совокупность заработной платы (пенсионных выплат) супругов, пособий и других финансовых поступлений

б) баланс доходов и расходов семьи

в) только официальные доходы семьи

г) совокупные расходы семьи

Ключ к тесту

1-б 2-г 3-б 4-а 5-г 6-в 7-г 8-б 9-в 10-в
11-г 12-а 13-в 14-г 15-в 16 -г 17-б 18-в 19-б 20-б
21-б 22-г 23-а 24-в 25-в 26-а 27-г 28-в 29-а 30-г
31-б 32-в 33-б 34-а 35-а 36- а 37- в 38- в 39- в 40- а
41- б 42- г 43- а 44- г 45- а 46-а 47-а 48-в 49-б 50-г
51-г 52-а 53-а 54-а 55- в 56-г 57- г 58- а 59- г 60-г
61- б 62-в 63-г 64-г 65-б 66-в 67-г 68-в 69-а 70-г
71-а 72-в 73-б 74-а 75-а 76- в 77-а 78-а 79-в 80-б

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: