Методические рекомендации для специалистов в области воспитания
Введение.
Российское движение школьников как государственно-общественная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации (начального, основного, среднего общего и дополнительного образования) в части формирования высоконравственных, социально-успешных граждан.
Становясь социально-педагогической реальностью, воспитательным средством, РДШ позволяет положительно влиять на саморазвитие и самоопределение обучающихся, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью.
Место РДШ в воспитательной системе образовательной организации.
Взаимодействие образовательных организаций (начального, основного, среднего общего и дополнительного образования) и РДШ рассматривается с двух позиций.
Первая позиция. Образовательная организация и РДШ выстраивают отношения как равные партнеры на договорной основе согласно закону "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (ФЗ № 478 редакция от 28.12.2016), принимая каждый добровольно на себя конкретные обязанности. Взаимодействие может быть реализовано, например, на основе Всероссийских проектов РДШ: «Школьный музей», «Школа гражданской активности», «Читай с РДШ», «Диалоги с Героями» и др.
Вторая позиция. Отношения образовательной организации и РДШ рассматриваются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы или учреждения дополнительного образования. Инициаторами создания РДШ в образовательных организациях становятся взрослые - педагоги, реже - сами школьники, их родители. Педагоги-инициаторы становятся добровольно кураторами, активными участниками РДШ. Именно эта группа педагогов и детский актив РДШ выступают генераторами новых идей, реализация которых - импульс к развитию воспитательной системы образовательной организации, что отражено в Методических рекомендациях по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления (письмо Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2017 года № ТС-512/09 "О направлении методических рекомендаций").
Содержание мероприятий Российского движения школьников может использоваться при реализации программ воспитания и социализации образовательных организаций, программ работы классных руководителей, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, что прописано в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
Психолого-педагогические и возрастные особенности обучающихся при организации деятельности в классном и школьном коллективе РДШ.
Эффективность деятельности Российского движения школьников в классном и школьном коллективах зависит не только от роли вожатого, педагога, но и от психолого-педагогических и возрастных особенностей обучающихся (таблица 1).
Таблица 1
Возраст | Характерные черты классного коллектива | Характерные черты школьного коллектива | Примеры мероприятий РДШ |
Младшие школьники (8-10 лет) | Классный коллектив для детей значим. Слабая организованность. Недостаточная способность к коллективной деятельности. Эмоциональная нестабильность. Слабая половая дифференциация взаимоотношений. У мальчиков и у девочек одинаково выражено стремление к единству, к совместной деятельности с игровыми формами организации, стремление к подражанию старшеклассникам. Неустойчивость дружеских групп. При общей ориентации деятельности на классного руководителя у отдельных детей наблюдается конфликтность в отношениях с ним. | Классный коллектив младших школьников - субъект внимания и заботы старшеклассников | Всероссийская акция «Добрый пленэр». Всероссийская акция «Читай, страна!» Всероссийская акция «Прыгай с РДШ!» Всероссийская акция «СИЛА РДШ!» |
Младшие подростки (11-13 лет) | В классе уже сформирована формальная структура, находящаяся в балансе с неформальной. Нередко противоречие между стремлением школьников к самостоятельности в деятельности и неспособностью к ее реализации. Младшие подростки умеют сотрудничать между собой как под руководством учителя, так и без него. Повышенная моторность и эмоциональность. Высокая конфликтность отношений между мальчиками и девочками. Смешанный половой состав дружеских микро-групп. Достаточно активное взаимодействие между разнополыми дружескими микро-группами. Окончательно формируется чувство коллективизма: стремлении заявить о себе как о коллективе и проявить себя в различных ситуациях соотнесения. В отношениях с классным руководителем наблюдается, с одной стороны, стремление к независимости, а с другой — эмоциональная привязанность, иногда и противостояние, если отношения не сложились. Для классного коллектива свойствен оптимистический, мажорный настрой. | Шефство над младшими школьниками. Активное включение в общешкольную деятельность. Характерные для младших подростков жизнерадостность, динамизм, оптимизм благотворно повлияют на эмоциональную атмосферу в школе. Педагогам необходимо целенаправленно развивать заботливое отношение ко всем младшим, а не только к ученикам своей школы. | Всероссийский конкурс «Здоровое движение». Всероссийский конкурс творческих работ "Поиск. Находки. Открытия". Всероссийская акция «Читай, страна!» Президентские спортивные игры и Президентские состязания Всероссийский исторический квест «Сталинградская битва». Всероссийский исторический квест «Курская дуга». Всероссийский исторический квест «Арктика» |
Старшие подростки (14-16 лет) | Стремление к самостоятельной творческой деятельности, независимости и самоорганизации. Иногда нежелание участвовать в общей деятельности. Немотивированная жестокость в отношениях между мальчиками и девочками. Превалирование в классной жизни «уличной морали». Пренебрежение к ученическим обязанностям. Интерес к общению за пределами школы. Расслоение на группы по материальному признаку. Физиологический и психологический разрыв в возрастном развитии мальчиков и девочек: двойственность в структуре и образе жизни классного коллектива. К 9-му классу многие обучающиеся уже выбирают дальнейший жизненный путь. Уменьшение расслоения в классном коллективе, увеличение его сплоченности. Интенсивность внутриклассного общения. В отношениях с классным руководителем преобладают натянутость, демонстрация взрослости и игнорирование его мнения. | Активное включение в жизнь школы. Привлечение к организации совместных коллективных общешкольных дел в качестве дублеров старшеклассников. Педагогам необходимо целенаправленно развивать заботливое отношение ко всем младшим, а не только к ученикам своей школы. | Всероссийский конкурс «Здоровое движение». Всероссийский конкурс творческих работ "Поиск. Находки. Открытия". Всероссийская акция «Читай, страна!» Президентские спортивные игры и Президентские состязания. Всероссийский исторический квест «Сталинградская битва». Всероссийский исторический квест «Курская дуга». Всероссийский исторический квест «Арктика» |
Юношество (17-18 лет) | Характеристика классного коллектива старшеклассников зависит от того, вновь ли это созданный класс или класс, перешедший из основной школы. Новый классный коллектив: формирование в течение полугода различных дружеских группировок. Утверждение своего старшинства в школе. Ярко выраженная ориентированность на будущую жизнь. Феномен «двойной жизни». Повышенная конфликтность с педагогами. «Эффект финала»: интенсивный процесс сплочения класса в последние месяцы школьной жизни. | Лицо школы определяют старшеклассники. Их деятельность и характер отношений - ориентир для остальных классов. При продуманной организации - активные помощники педагогов. Сами способны организовать внеурочные дела. Педагогам необходимо целенаправленно развивать заботливое отношение ко всем младшим, а не только к ученикам своей школы. | Всероссийский конкурс «Здоровое движение». Всероссийская акция «Читай, страна!» Президентские спортивные игры и Президентские состязания. Всероссийский исторический квест «Сталинградская битва». Всероссийский исторический квест «Курская дуга». Всероссийский исторический квест «Арктика» |
На практике сформированность коллектива класса на прямую не зависит от возраста обучающихся: на каждом возрастном этапе коллектив может достигать наивысшей стадии развития в соответствии с требованиями, которые можно предъявить к нему с учетом возраста обучающихся. На следующем возрастном этапе этот коллектив может начать свое существование снова со стадии становления.