Заучивание стихотворений наизусть




Рабочая программа

По литературе

Для 6 общеобразовательного класса

 

составлена

Петровой Наталией Николаевной,

учителем литературы

высшей квалификационной категории

 

20__/20__учебный год

Пояснительная записка

При разработке данной рабочей учебной программы учитывались следующие нормативные документы:

· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.04 г. №1089 (Вестник образования. № 12-14, июнь-июль. 2004);

· Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312);

· Примерная программа основного общего образования по литературе;

· Методическое письмо МО РФ «О преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

· сборник нормативно-методических документов для учителей литературы общеобразовательных школ Ярославской области, Ярославль, 2009;

· Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2010 года в преподавании литературы в средней школе»;

· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год («Вестник образования» №4 2009; Издательство «Просвещение»);

· Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;

· методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (ГОУ ЯО «Институт развития образования». Ярославль, 2007);

· авторская программа по литературе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной (Издательский центр «Вентана-Граф», 2008);

· Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области.

В соответствии с целями и задачами литературного образования, обозначенными в государственном образовательном стандарте по литературе, концепцией авторской программы по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной, требованиями к уровню подготовки шестиклассников изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

Создать условия для формирования, сохранения, укрепления и развития духовно-нравственных качеств личности ребенка; развития речи учащихся.

Научить учеников видеть в художественном произведении сюжет и композицию, систему персонажей; отличать классические образцы литературы от примитивного чтива; научить понимать лирические произведения.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

продолжить работу над смыслом понятий, определяющих вечные ценности: совесть, добро, честь, любовь к людям, справедливость, обязанность, ответственность, ложь и истина;

рассмотреть, как зарождалась проза и поэзия, показать шестиклассникам классические образцы русской литературы, раскрыть смысл новых понятий: «сюжет», «герой произведения»; «лирический герой», «рифма»; «ритм», «строфа»;

учить читать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному; выделять смысловые части текста, составлять план прочитанного; пересказывать эпизод, фрагмент текста, пробовать вести диалог;

учить художественному рассказыванию текста, пересказу от лица разных героев произведения;

закреплять умение и навык чтения наизусть, в т.ч. прозаических и драматических произведений;

закреплять умение и навык ответа на вопросы аналитического характера;

продолжить работу по иллюстрированию художественного произведения; закрепить умение подбирать соответствующие цитаты к иллюстрациям в учебнике;

продолжить традицию – проведение в конце учебного года читательской конференции с приглашением родителей, администрации, учителей и классного руководителя.

Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной (о реализации компетентностного подхода см. в методическом блоке).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов: на аудиторные часы отведено 52 часа, уроки развития речи – 6 часов, внеклассного чтения – 7 часов; обобщение изученного – 3 часа.

 

Вариант распределения часов в авторской программе Вариант распределения часов в рабочей программе учителя
Аудиторные занятия – 51 час. Аудиторные занятия – 52 часа.
Аудиторные сочинения – 6 часов. Развитие речи – 6 часов.
Внеклассное чтение – 6 часов. Внеклассное чтение – 7 часов.
Обобщение изученного – 2 часа. Обобщение изученного – 3 часа, в том числе 2 часа итоговый контроль.
Резерв – 5 часов. Резерв – нет.
Всего 70 часов Всего 68 часов

Резерв часов, выделенный авторами – 5 часов, распределен следующим образом:

2 часа – уходят на общее количество часов: не 70, а 68 часов;

1 час – на освоение основного содержания;

1 час – на уроки обобщения;

1 час – на уроки внеклассного чтения.

В рабочей учебной программеесть отличия от авторской программы:

 

Произведение Кол-во часов в программе Г.В.Москвина Кол-во часов в рабочей программе Примечание
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»).     Для понимания шестиклассниками образа поэта и его предназначения стихотворение сложное, достаточно 1 урока, чтобы обозначить тему и идею стихотворения, художественные средства.
Освободившийся 1 час используем на изучение сказки А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
А.де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц».     Сказка имеет большой воспитательный потенциал, большая по объёму.
Добавляем 1 час
В.Г.Короленко. Повесть «Дети подземелья» (гл.IX «Кукла»).     Повесть имеет большой воспитательный потенциал, большая по объёму. Целесообразно обратиться не к одной главе повести.
Былина «Святогор и Илья» И.Бунина и народная. Опыт сопоставления. -   Отсутствует в авторской программе, но в учебнике есть. Произведение вызывает интерес, опыт сопоставления похожих произведений очень важен сейчас (это формат ЕГЭ), поэтому целесообразно взять для изучения в классе одноимённую былину авторскую и народную.

 

Учебно-тематический план

№п/п Раздел, тема Всего часов Из них Формы контроля
Традиц.уроки Нетрадиц.уроки Урок Р/Р Уроки вн./чт.  
1. Литература как искусство слова     - - - Входной.
2. Как появилась поэзия и проза. Истоки и вершины.     - -   Текущий.
3. Как появилась поэзия и проза. Классические образцы поэзии и прозы (Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа).           Текущий.
4. О чём и о ком рассказывает литературное произведение (Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении). Тема литературного произведения.           Текущий. Тематический в форме теста.
5. Литература: мир вопросов и ответов (Понятие о лирическом герое). Как человек понимает мир и себя.       -   Текущий.
6. Литература: мир вопросов и ответов. Как отражается таинственное в судьбе человека.       - - Текущий. Тематический в форме теста.
7. Литература: мир вопросов и ответов. Как человек относится к людям и ко всему живому.           Текущий.
8. Отражение социальных проблем в литературе.           Текущий.
9. Обобщение изученного.       - - Итоговый.
  ИТОГО            
                 

 


Календарно-тематический план

Вставить в альбомном формате

 

 

Методический блок

Основной формой организации учебных занятий является урок.

Традиционная форма урока: комбинированный (опрос, объяснение нового материала, закрепление, беседа, домашнее задание); урок-беседа.

Нетрадиционные уроки:

урок-мастерская: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Парус»;

урок-размышление «Мы помним» (Вн.чт. по произведениям о Великой Отечественной войне);

урок-дискуссия по роману А.С.Пушкина «Дубровский»: почему наказан Дубровский?

урок-дискуссия по рассказу И.С.Тургенева «Муму»: почему Герасим утопил Муму?

урок-игра «В гостях у Маленького принца» по повести А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Применение ИКТ (презентации):

1. «По чеховским местам».

2. «На родине С.А.Есенина».

3. «Этот незнакомый Байрон» - презентация, фотоальбом.

4. «Звезда Николая Рубцова».

5. «Кто такой Эдгар По».

6. «Мир пушкинской баллады».

7. «Маяковский – поэт нового времени».

8. «А.Экзюпери – автор сказки о Маленьком принце».

9. «Знакомьтесь: В.Г.Короленко».

10. «На родине К.Г.Паустовского».

11. «По страницам военной поэзии и прозы» к уроку вн.чт. «Мы помним».

12. «Итоги изучения литературы в 6 классе» к уроку вн.чт. Читательская конференция.

В практическую часть предмета «Литература» входит выполнение письменных творческих работ, заучиваниестихотворений и фрагментов прозы наизусть, выразительное чтение текста вслух.

Заучивание стихотворений наизусть

На протяжении каждого учебного года должно быть выучено минимально 15 стихотворений, отрывков из прозаических произведений. Прописывание списка произведений для заучивания наизусть и определение жанра произведения учитель осуществляет самостоятельно согласно авторской программе.

Отрывок произведения (поэтический 5-11 классы) должен представлять законченный смысловой текст, равный не менее 30 строк; прозаический текст – 10-15 строк (5-8 классы). В 6 классе обучающимся предложено выучить наизусть12 поэтических произведений и 2 фрагмента из прозы.

поэзия:

1. М.Ю.Лермонтов «Парус», «Утёс», «Нет, я не Байрон…», «Поэт».

2. А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы» (отрывок).

3. С.А.Есенин «Пороша».

4. В.В.Маяковский «Послушайте».

5. Р.-Л.Стивенсон «Вересковый мёд» (отрывок).

6. Н.А.Некрасов «Железная дорога» (отрывок).

проза:

1. А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывок).

2. А.П.Чехов «Человек в футляре» (описание Беликова).

Способствовать развитию речи обучающихся, умению письменно высказывать свою точку зрения, рассуждать, находить нужные факты из текста художественного произведения, цитировать призваны уроки развития речи.

В авторской программе не предусмотрены темы сочинений и изложений, учитель продумывает этот выбор самостоятельно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: