Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.
Преподавание литературы в 6 классе предполагает три ракурса:
· развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретённых в 5 классе;
· формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений и навыков;
· учёт в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.
Программа 6 класса строится не по хронологическому принципу, так как учащиеся ещё не владеют необходимым объёмом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип.
Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагает поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Именно поэтому в названии каждого раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Так в 6 классе авторы предлагают следующие проблемные вопросы или утверждения: «Как появилась поэзия и проза», «О чём и о ком рассказывает литературное произведение», «Как человек понимает мир и себя», «Как отражается таинственное в судьбе человека», «Как человек относится к людям и ко всему живому», «Отражение социальных проблем в литературе». Читая и анализируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя последовательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы.
|
В основу каждого этапа (класса) программы Г.В.Москвина и др. заложена определённая теоретико-литературная и методическая идея. В 6 классе – это осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных компонентов.
Цели и задачи формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для этого класса понятийного аппарата. Понятийный аппарат 6 класса включает в себя – тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, жанр; литературный герой; персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения.
В основу каждого этапа (класса) программы Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. заложена определённая теоретико-литературная и методическая идея. В 6 классе – это осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных компонентов. Цели и задачи формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для этого класса понятийного аппарата.
Формирование деятельностной компетенции достигается учащимися в процессе овладения определёнными умениями в ходе изучения литературы.
Формируемые умения в 6 классе:
· выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
· давать характеристику героев;
· анализировать художественный текст;
· сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев.
Учащиеся 6 класса должны:
Знать/понимать:
авторов и содержание изученных по программе литературных произведений;
|
образную природу словесного искусства;
смысл понятий, определяющих вечные ценности: стыд, совесть, добро, честь, любовь к людям, справедливость, обязанность, ответственность, ложь и истина;
смысл и значение понятийного аппарата для 6 класса: тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, жанр; литературный герой; персонаж, лирический герой; поэзия и проза; основы стихосложения.
Уметь:
отличать произведения разных жанров (рассказ, повесть, стихотворение, былина);
применять теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста;
воспринимать художественный текст;
выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
выражать своё отношение к прочитанному;
составлять и вести диалог с учителем, одноклассником;
определять стихотворный размер (ямб, хорей).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
· ведения диалога с учителем, сверстниками;
· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
· поиска нужной информации о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернет);
· осознания значения вечных ценностей (на примере изученных произведений и/или на жизненных впечатлениях).
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.