Контрольные и обучающие работы по развитию речи




1. Обучающее изложение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» (2 часа).

2. Обучающее сочинение-описание «Характеристика главного героя» по рассказу Чехова «Человек в футляре».

3. Обучающее сочинение – анализ стихотворения (по выбору учащихся: Рубцов, Есенин, Кольцов, Лермонтов).

4. Контрольное сочинение – анализ эпизода в сказке А.Экзюпери «Маленький принц».

5. Обучающее сочинение-рассуждение по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» (ответ-рассуждение на вопрос Е 2 стр.230).

6. Домашнее сочинение-рассуждение «Прав или не прав главный герой баллады Шиллера «Перчатка?»

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Виды творческих работ в 6 классе:

К теме «Былины»: сочини свою былину; представь, каким мог бы быть Памятник одному из героев былин, опиши его, объясни, почему именно такой.

К произведениям А.Экзюпери «Маленький принц», М.Ю.Лермонтова «Парус», «Утёс»: «защити» свой рисунок, поделку, альбом.

К рассказу И.А.Бунина «Лапти»: представь, что ты – психолог и объясни действия главного героя; детский врач – расскажи о болезни ребёнка, построй диалог врача с матерью.

К повести А.Экзюпери «Маленький принц»: представь, что ты – житель планеты Маленького принца, расскажи, что ты увидел, услышал, почувствовал?

К роману А.С.Пушкина «Дубровский», Рытхэу «Хранитель огня»: напиши письмо от лица литературного героя или литературному герою (оцени поступок, посоветуй, поддержи…).

Интервью с литературным героем: с Сильвио (Пушкин «Выстрел»); с Беликовым (Чехов «Человек в футляре»), (Рытхэу «Хранитель огня» и др.)

Составление викторин, кроссвордов (по теме, по всему тексту, по главам. Например, «Герои сказки Экзюпери», «Внимательный ли ты читатель?»; «Кому принадлежат эти вещи?»).

Составление синквейнов: «Сильвио» (Пушкин «Выстрел»), «Лесной царь» (Жуковский «Лесной царь», «Война» (к уроку «Мы помним»).

Расскажи о писателе, поэте, используя статью учебника и дополнительную литературу (Интернет).

Оформите (в группах) тематические портфолио: «Былины», «Русская поэзия первой половины XIX века» и т.д.

Формы контроля:

Текущий: по всем темам.

Тематический:

по теме «Как отражается таинственное в судьбе человека» (тест «Особенности баллады»);

по теме «О чём и о ком рассказывает литературное произведение» (тест «Герои литературных произведений»).

Итоговый:

контрольная работа в конце учебного года в виде вопросов и творческих заданий по итогам изучения литературы в 6 классе.

В качестве технологии обучения используетсятрадиционная технология – Технология комплексного использования средств обучения.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педагогических технологий:

технологии развития критического мышления через чтение и письмо:

1. Создание кластеров на обобщающих уроках, кластеры дают возможность наглядно представить образ литературного героя или какого-либо понятия. Например, кластеры «Дубровский», «Сильвио», «Лирический герой».

2. Создание синквейнов, когда необходимо сжать полученные знания и эмоции до нескольких слов и фраз, найти самое главное и ценное. Например, А.П.Чехов «Человек в футляре» - синквейны: «Беликов», «Футлярщина».

3. Заполнение сопоставительной таблицы, таблицы «ЗХУ» («знаю», «хочу узнать», «узнал»).

4. Приём «чтение с остановками», прогнозирование дальнейших событий через анализ заголовка и т.д.

компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT или использование готовых по некоторым темам курса, см.выше); использование CD-дисков и DWD-дисков по предмету;

проблемно-диалогическое обучение (постановка и разрешение проблемной ситуации; различные виды диалога).

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

· фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

· групповая (учащиеся работают в группах, когда нужно провести какое-либо исследование по тексту, обобщить информацию, предложить идеи);

· парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля);

· индивидуальная (консультации).

Методы: репродуктивный, чтение литературного произведения, анализ литературного произведения, комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами, претворение литературных произведений в других видах искусства, литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.

Исходя из целей и задач, обозначенных в «Системе формируемых умений в процессе изучения литературы» (см. Пояснительную записку программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной), одним из главных методов в работе с учениками 6 класса является метод творческого чтения. Он наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Цель и специфика этого метода заключается в:

активизации художественного восприятия;

формировании художественных переживаний средствами искусства;

формировании художественных склонностей и способностей школьников.

Данный метод не сводится к буквальному пониманию слова «чтение». Он находит выражение в разных методических приёмах учителя и видах деятельности учащихся. Им можно воспользоваться и в самом начале изучения произведения, и после его анализа. Характерные методические приёмы:

выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова;

обучение выразительному чтению учащихся;

чтение учителем художественного текста с комментарием;

беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;

постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической и т.п.);

творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности учащихся при использовании метода творческого чтения:

чтение художественных текстов дома и в классе;

выразительное чтение с обоснованием особенностей чтения;

заучивание наизусть;

активное слушание текста;

составление плана; образное воспроизведение эпизодов;

близкие к тексту пересказы;

художественное рассказывание;

иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;

устные и письменные самостоятельные непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио- или телепостановке;

рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения разных жанров по картинкам, по личным впечатлениям.

Литература

Литература для учащихся

1. Тексты художественных произведений, обозначенные в авторской и в рабочей программе.

2. Тексты художественных произведений для уроков внеклассного чтения, обозначенные в авторской и в рабочей программе.

3. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Учебник по литературе 6 класс в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2009.

4. Е.И.Матвеева. Литература. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Эксмо, 2009.

5. Литература. Тесты. 6 класс. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998.

Литература для учителя

1. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Литература: Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2008.-64с.

2. Виртуальная школа «КиМ». Уроки литературы. 5-6 уроки. CD-ROM for Windows.

3. Виртуальная школа «КиМ». Уроки литературы. 7-8 уроки. CD-ROM for Windows.

4. Мультимедийная энциклопедия «Русская литература. 8-11кл.»

5. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. – М.: Эксмо, 2008. – 208с. – (АВС. Все уровни ЕГЭ).

6. Литература. Тесты. 6 класс. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: