1. Обучающее изложение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» (2 часа).
2. Обучающее сочинение-описание «Характеристика главного героя» по рассказу Чехова «Человек в футляре».
3. Обучающее сочинение – анализ стихотворения (по выбору учащихся: Рубцов, Есенин, Кольцов, Лермонтов).
4. Контрольное сочинение – анализ эпизода в сказке А.Экзюпери «Маленький принц».
5. Обучающее сочинение-рассуждение по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» (ответ-рассуждение на вопрос Е 2 стр.230).
6. Домашнее сочинение-рассуждение «Прав или не прав главный герой баллады Шиллера «Перчатка?»
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Виды творческих работ в 6 классе:
К теме «Былины»: сочини свою былину; представь, каким мог бы быть Памятник одному из героев былин, опиши его, объясни, почему именно такой.
К произведениям А.Экзюпери «Маленький принц», М.Ю.Лермонтова «Парус», «Утёс»: «защити» свой рисунок, поделку, альбом.
К рассказу И.А.Бунина «Лапти»: представь, что ты – психолог и объясни действия главного героя; детский врач – расскажи о болезни ребёнка, построй диалог врача с матерью.
К повести А.Экзюпери «Маленький принц»: представь, что ты – житель планеты Маленького принца, расскажи, что ты увидел, услышал, почувствовал?
К роману А.С.Пушкина «Дубровский», Рытхэу «Хранитель огня»: напиши письмо от лица литературного героя или литературному герою (оцени поступок, посоветуй, поддержи…).
Интервью с литературным героем: с Сильвио (Пушкин «Выстрел»); с Беликовым (Чехов «Человек в футляре»), (Рытхэу «Хранитель огня» и др.)
|
Составление викторин, кроссвордов (по теме, по всему тексту, по главам. Например, «Герои сказки Экзюпери», «Внимательный ли ты читатель?»; «Кому принадлежат эти вещи?»).
Составление синквейнов: «Сильвио» (Пушкин «Выстрел»), «Лесной царь» (Жуковский «Лесной царь», «Война» (к уроку «Мы помним»).
Расскажи о писателе, поэте, используя статью учебника и дополнительную литературу (Интернет).
Оформите (в группах) тематические портфолио: «Былины», «Русская поэзия первой половины XIX века» и т.д.
Формы контроля:
Текущий: по всем темам.
Тематический:
по теме «Как отражается таинственное в судьбе человека» (тест «Особенности баллады»);
по теме «О чём и о ком рассказывает литературное произведение» (тест «Герои литературных произведений»).
Итоговый:
контрольная работа в конце учебного года в виде вопросов и творческих заданий по итогам изучения литературы в 6 классе.
В качестве технологии обучения используетсятрадиционная технология – Технология комплексного использования средств обучения.
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педагогических технологий:
технологии развития критического мышления через чтение и письмо:
1. Создание кластеров на обобщающих уроках, кластеры дают возможность наглядно представить образ литературного героя или какого-либо понятия. Например, кластеры «Дубровский», «Сильвио», «Лирический герой».
2. Создание синквейнов, когда необходимо сжать полученные знания и эмоции до нескольких слов и фраз, найти самое главное и ценное. Например, А.П.Чехов «Человек в футляре» - синквейны: «Беликов», «Футлярщина».
|
3. Заполнение сопоставительной таблицы, таблицы «ЗХУ» («знаю», «хочу узнать», «узнал»).
4. Приём «чтение с остановками», прогнозирование дальнейших событий через анализ заголовка и т.д.
компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT или использование готовых по некоторым темам курса, см.выше); использование CD-дисков и DWD-дисков по предмету;
проблемно-диалогическое обучение (постановка и разрешение проблемной ситуации; различные виды диалога).
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
· фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
· групповая (учащиеся работают в группах, когда нужно провести какое-либо исследование по тексту, обобщить информацию, предложить идеи);
· парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля);
· индивидуальная (консультации).
Методы: репродуктивный, чтение литературного произведения, анализ литературного произведения, комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами, претворение литературных произведений в других видах искусства, литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.
Исходя из целей и задач, обозначенных в «Системе формируемых умений в процессе изучения литературы» (см. Пояснительную записку программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной), одним из главных методов в работе с учениками 6 класса является метод творческого чтения. Он наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Цель и специфика этого метода заключается в:
|
активизации художественного восприятия;
формировании художественных переживаний средствами искусства;
формировании художественных склонностей и способностей школьников.
Данный метод не сводится к буквальному пониманию слова «чтение». Он находит выражение в разных методических приёмах учителя и видах деятельности учащихся. Им можно воспользоваться и в самом начале изучения произведения, и после его анализа. Характерные методические приёмы:
выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова;
обучение выразительному чтению учащихся;
чтение учителем художественного текста с комментарием;
беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;
постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической и т.п.);
творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.
Виды учебной деятельности учащихся при использовании метода творческого чтения:
чтение художественных текстов дома и в классе;
выразительное чтение с обоснованием особенностей чтения;
заучивание наизусть;
активное слушание текста;
составление плана; образное воспроизведение эпизодов;
близкие к тексту пересказы;
художественное рассказывание;
иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;
устные и письменные самостоятельные непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио- или телепостановке;
рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения разных жанров по картинкам, по личным впечатлениям.
Литература
Литература для учащихся
1. Тексты художественных произведений, обозначенные в авторской и в рабочей программе.
2. Тексты художественных произведений для уроков внеклассного чтения, обозначенные в авторской и в рабочей программе.
3. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Учебник по литературе 6 класс в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2009.
4. Е.И.Матвеева. Литература. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Эксмо, 2009.
5. Литература. Тесты. 6 класс. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998.
Литература для учителя
1. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Литература: Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2008.-64с.
2. Виртуальная школа «КиМ». Уроки литературы. 5-6 уроки. CD-ROM for Windows.
3. Виртуальная школа «КиМ». Уроки литературы. 7-8 уроки. CD-ROM for Windows.
4. Мультимедийная энциклопедия «Русская литература. 8-11кл.»
5. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. – М.: Эксмо, 2008. – 208с. – (АВС. Все уровни ЕГЭ).
6. Литература. Тесты. 6 класс. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998.