Сущность орфографического правила. Орфограмма




Понятие об орфографии и ее разделы

«Современное письмо состоит из трёх частей, построенных одна на другой: алфавита, графики и орфографии»; в начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах, в их взаимосвязи. И методика правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике. Слово «орфография», как название правописания слов и системы орфограмм, пришло из греческого языка. Это слово состоит из двух греческих корней: orthos + grafo, что соответственно значит «правильный и пишу».В русском языке словом «орфография» называют раздел науки о языке, изучающий единообразное написание слов и их частей с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, черточек при переносе)., от формирования у школьников графических умений и навыков. Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, - это уже область орфографии, правила, которые обеспечивают единообразие написания родственных слов, единообразие обозначения грамматических форм, единообразие обозначения собственных имён, в отличие от нарицательных и пр. Все написания, которые устанавливаются правилами – указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой.

В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех его элементах, в их взаимосвязи. И методики правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков.

Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:

1) Передача буквами фонемного состава слова

2) Слитные, раздельные и дефисные написания

3) Употребление прописных и строчных букв

4) Перенос части слова на другую строку

5) Графические сокращения

Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистических позиций – с точки зрения фонологии, морфемики и прочее. Разные орфографические явления, типы орфограмм при этом подводятся под морфологический, фонетический, традиционный и иные принципы, что помогает в выборе методов и приёмов обучения не орфографии вообще, а каждому конкретному типу орфограмм. Понимание природы орфографии, её свойств раскрывается через её принципы, то есть основные положения и теории.

В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:

ü нахождение в слове орфограмм;

ü написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;

ü обоснование орфограмм;

ü нахождение и исправление орфографических ошибок.

Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:

ü высокий научный уровень преподавания орфографии;

ü связь между формирование орфографических навыков и развитием речи;

ü знание орфографических правил;

ü знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;

ü упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.

Умения и навыки формируются на основе выполнения определенной системы упражнений, совершенствуются и закрепляются в процессе творческого их применения в изменяющихся ситуациях.

 

Сущность орфографического правила. Орфограмма

Орфографическое правило – это предписание, устанавливающее порядок выполнения орфографического действия, решения задачи. В формулировке правила обычно содержатся следующие элементы: а) указания на орфограмму, которая проверяется; б) определение грамматической, фонетической, словообразовательной природы явления; в) указание способа проверки и получения результата.

Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. Одно из простейших правил – «В сочетаниях ЖИ, ШИ пишется буква И», это правило-указание, не требующее грамматического анализа. Действие по этому правилу имеет три ступени: обнаружение в слове сочетания; фонетический анализ; написание слова и самопроверка. Большинство орфографических правил констатирующие.

В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Например: правило проверки безударных гласных в корне слова опирается на фонетику (обнаружение безударного гласного звука), на словообразование и грамматику – на состав слова, подбор однокоренных слов или на изменение грамматической формы слова. Действие по этому правилу содержит 7-8 ступеней: а) найти гласный звук, который надо проверить (безударный); б) убедиться, что безударный гласный – в корне; в) подобрать проверочное слово или форму того же слова; д) определить, под ударением ли стоит проверяемый гласный в проверочном слове; г) в случае необходимости подобрать второе, третье проверочное слово; е) сравнить проверочные слова с проверяемым; ж) написать в соответствии с принятым решением; з) осуществить самопроверку.

Некоторые, наиболее трудные правила орфографии в начальных классах даются расчлененно, в несколько приемов. Не всегда следует давать младшим школьникам правила в готовом виде: многие правила могут быть выведены самими учащимися на основе наблюдений, практических действий и специально организованной беседы.

Признавая важность изучения орфографических правил, которые избавляют пишущего от необходимости запоминать написание каждого слова, методисты и учителя не могли не замечать некоторых существенных недостатков в орфографической подготовке учащихся, знающих правило. Так многократно отмечалось, что многие учащиеся не видят связи между отдельными правилами, не владеют навыками самоконтроля, особенно в нестандартных ситуациях. Провозглашается, таким образом, принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Оно будет успешным, если занятия ученика (его учебная деятельность) направлены на освоение не только знания. Применительно к орфографии это значит, считает Л.И.Разумовская, что только знание правил правописания недостаточно для успешного формирования орфографических навыков: содержание правила, его теоретическая суть усваиваются в ходе учебной деятельности, в результате выполнения упражнений, которые формируют умение действовать согласно правилу. Эффективность упражнений (деятельности) зависит, таким образом, от качества теории и от согласованности учебный действий с этой теорией.

Также первостепенное внимание в деле формирования правильного навыка уделял упражнениям и К.Д.Ушинский. Он указывал, что «главное, центральное занятие, вокруг которого более или менее группируются все остальные, есть практическое упражнение в языке, изустное и письменное».

Так, когда правило правописания проверяемых безударных гласных корня ориентировано на подбор «подборочных слов» (Безударные гласные в корне пишутся так же, как они пишутся под ударением в словах с тем же корнем), то от учащихся ускользает сама суть явления, а именно: безударные гласные обозначаются той же буквой, что и ударные в корнях с общим значением, т.е. в однокоренных словах. Главное, что есть в правиле – это его ориентированность на семантику: корни одного значения (однокоренные слова) пишутся всегда одинаково как с проверяемыми, так и с непроверяемыми. Чтобы не было ошибок типа «жилеть» (потому что «жила»), задающих ложный способ действия «на основе правила», содержанием деятельности должен стать научный способ подбора однокоренных слов, объясняющих одно слово через другое, ближнеродственное: малыш – это совсем маленький человек, ребёнок. Объясняя значение корня через ближнеродственное слово, ученик овладевает способом действия, адекватным правилу.

Привыкая именно так определять написание, учащиеся осваивают и правило, которое наполняется для них истинным содержанием, и приём, способ действия.

Изложенный подход согласуется с утвердившимся в психологии положением о единстве сознания и деятельности, о деятельном подходе к обучению. Представляется, однако, бесспорным, что характер заданий должен иметь такую направленность, чтобы действия «по заданию» отрабатывались на основе правила, на теоретической основе. Навыки формируются на основе знания способов выполнения действия. Наиболее успешно, быстро и безошибочно учащиеся овладевают навыками на основе знания и применения алгоритма или алгоритмического предписания.

На начальных этапах овладения письмом письменная речь ребёнка определяется его устной речью, т.е. он пишет слова так же, как и произносит. Поэтому он допускает много ошибок. По мере овладения грамматикой и орфографическими правилами количество ошибок резко уменьшается. Это объясняется тем, что дети приучаются находить ту или иную орфограмму и проводить в с ней соответствующую работу.

Орфограмма служит основной орфографической единицей, принятой в современной методике.

Средства нашего письма позволяют передать звучание слова разными способами. Одни из них правилами графи­ки и орфографии узаконены, другие запрещаются. Орфо­грамма — это такое написание слова, которое выбирает­ся из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определенному орфографическому правилу.

На­пример, в слове портфель орфограммами являются буквы о, р, т, ф, л (могут быть написаны соответственно а; рр; д, тт, дд; фф; лл).

Любая из этих замен будет орфографической ошибкой, при которой произношение слова останется прежним. Бук­вы п, е, ь в этом слове не являются орфограммами: замена любой из них обязательно вызовет изменение произноше­ния.

На месте орфограммы может быть допущена орфогра­фическая ошибка. Но возможность появления ошибки на месте разных орфограмм не одинакова. В словах мама, пти­ца, идёт выделенные буквы являются орфограммами. Од­нако в подобных случаях ошибок практически не бывает. Поэтому различаются теоретические и реальные, практи­ческие орфограммы. В слове портфель практическими ор­фограммами являются буквы о и т. Практические орфо­граммы бывают не в каждом слове. Так, в словах дом, жар, соль, глухарь, сухой нет таких орфограмм.

Орфографические ошибки возникают при замене орфограммы запрещенным правилами орфографии способом передачи того же произношения. Орфографиче­ские ошибки следует отличать от описок и языковых оши­бок. Описки (например, «портфефъ*) являются резуль­татом невнимательности и легко обнаруживаются самим пишущим. Языковые ошибки связаны с непра­вильным произношением слова. Так, написание «порт- филь* свидетельствует о просторечном ударении на 6 в этом слове либо о диалектном произношении [и] вместо [э] под ударением между мягкими согласными. В этом случае учи­тель должен исправлять не орфографическую ошибку, а язы­ковую.

Орфографические ошибки следует отличать и от гра­фических ошибок, которые могут быть двух типов.

Часть ошибок связана с начертанием букв. Одни буквы ори­ентированы вправо (Б, В, Г, Е, К и др.), другие — влево (3, У, Ч, Э, Я). На начальном этапе усвоения письма дети мо­гут путать ориентированность букв: писать, например, R вместо Я.

Графические ошибки другого типа связаны с разными возможностями графики обозначать мягкость согласных и передавать на письме фонему /j/. Для обозначения мягко­сти согласных используются буквы ь, я, ю, ё, и. При нетвер­дом усвоении функций этих букв ь может употребляться для обозначения мягкости согласных там, где должны упо­требляться другие буквы (например, *мъач*, *клъон*, *льу- ди* вместо мяч, клён, люди). Буква й обозначает /j/ в ис­конно русских словах на конце слова и перед согласной. Дети могут употреблять й и в других позициях («мойа», «йама» вместо моя, яма). Вместо й может ошибочно исполь­зоваться буква е («заека», «моеся» вместо зайка, мойся).

Орфограммы могут быть нескольких типов:

1) та или иная буква в слове в соответствии с фонемой в сильной позиции: душонка — тушёнка, сэр — сеттер, сло­во — злого, цирк — цыц; в слабой позиции: кот — год, рас ти — росли; наличие или отсутствие буквы: станьте — бантик, честный — тесный, пятибалльный — кристальный;

2) слитное, раздельное или дефисное (полуслитное) напи­сание слова: материалоёмкий — материально-бытовой — материально обеспеченный, встарь — в старину, подорож­ник — подорожному;

3) строчная или прописная буква, начинающая слово: шарик — Шарик (кличка собаки), отчизна — Отчизна; все буквы в слове: вуз — МГУ;

4) перенос части слова с одной строки на другую: ар мия (не «а-рмия», «арми-я»);

5) графические сокращения: сущ. — существительное (не «су.» или «суще.»); в/ч — войсковая часть (не «во/ ча»); с.-х. — сельскохозяйственный (не «сель.-хозяй.»).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: