экспериментального исследования)




 

Первая серия методики, была направлена на выявление уровня освоения детьми сенсорного эталона «Цвет», показала, что младших дошкольников, отказавшихся от выполнения заданий детей, не выявлено.

В частности, Виктория С., Максим Ч., Сергей С., Карина Б., Эрик М., Сергей Н., Ярослав В., т. е. 32% детей младшего дошкольного возраста дали от 17 до 24 правильных ответов, что соответствует высокому уровню освоения детьми сенсорного эталона «цвет».

В тоже время Александр Г., Алиса Н., Влада П., Екатерина К., Елизавета Б., Захар М., Иван Б., Иван П., Кристина Г., Михаил Л., Никита П., Карина Б., Сережа Н., София У. правильно ответили от 9 до 16 заданий, т.е. 68% детей младшего дошкольного возраста показали средний уровень усвоения сенсорного эталона «цвет».

Низкого уровня освоения сенсорного эталона «цвет» не выявлено.

Таким образом, полученные результаты первой методики выявили, что у большей части дошкольников 3-4 лет сенсорный эталон «цвет» освоен на среднем уровне. Однако следует так же отметить, что был выявлен высокий уровень освоения сенсорного эталона «цвет» у семи дошкольников. Причиной этому может быть эффективная работа педагогов и родителей.

Следующая серия «Форма», была направлена на изучение уровня освоения детьми младшего дошкольного возраста сенсорного эталона «Форма».

В частности, Виктория С., Никита П., Максим Ч., Карина Б., Сергей С., Ярослав В., Эрик М., Алиса Н., Влада П., Екатерина К., Иван П., т. е. 45% детей правильно ответили на 9 – 12 заданий, что соответствует высокому уровню освоения сенсорного эталона «форма».

В тоже время Александр Г., Влада П., Екатерина К., Иван П., Карина Б. и др., т. е. 51% детей правильно ответили на 5-7 заданий, что соответствует среднему уровню освоения сенсорного эталона «форма».

Между тем, Захар М., т. е. 4% детей правильно ответили на 4 задания, что соответствует низкому уровню освоения сенсорного эталона «форма».

Таким образом, полученные результаты второй серии методики выявили, что у большей части дошкольников 3-4 лет сенсорный эталон «форма» освоен на среднем уровне. При этом только у 45% выявлен высокий уровень освоения сенсорного эталона «форма», что обусловлено эффективной работой педагогов и родителей. У 1 ребенка (4%) были выявлен низкий уровень освоения сенсорного эталона «форма».

Следующая серия «Величина», была направлена на изучение уровня освоения детьми младшего дошкольного возраста сенсорного эталона «величина».

В частности, Алиса Н., Екатерина К., Елизавета Б., Иван П., Маргарита П., Сергей С., Михаил Л., София У., Эрик М., Ярослав В. дали правильно от 8 до 12 ответов, что соответствует высокому уровню освоения сенсорного эталона «величина».

В тоже время Александр Г., Виктория С., Влада П., Захар М., Иван Б., Никита П., Карина Б., Сережа Н., Сергей Н. правильно ответили от 5 до 7 заданий, что соответствует среднему уровню освоения сенсорного эталона «величина».

Кроме того, Карина Б., Кристина Г. правильно дали от 1 до 4 ответов, что соответствует низкому уровню освоения сенсорного эталона «величина».

Таким образом, полученные результаты третьей серии методики выявили, что у большей части дошкольников 3-4 лет сенсорный эталон «величина» освоен на среднем уровне. При этом у 45% выявлен высокий уровень освоения сенсорного эталона «величина», что обусловлено эффективной работой педагогов и родителей. У 8% были выявлен низкий уровень освоения сенсорного эталона «величина».

Проведенное сравнение диагностики сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста констатирующего и контрольного этапа экспериментального исследования позволило сделать ряд выводов (см. рис. 3).

Рис. 3. Сравнительный анализ диагностических результатов

Констатирующего и контрольного этапа экспериментального

Исследования

 

Результаты, представленные на рисунке 4 показали, что у всех детей, участвующих в экспериментальном исследовании, отмечена положительная динамика. Отмечена тенденция к увеличению количества детей с высоким уровнем сформированности сенсорных эталонов и снижения количества детей с низким уровнем. Полученные результаты свидетельствовали об эффективности проводимой работы.

 

Выводы по второй главе

 

Проведенное экспериментальное исследование, направленное на формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста, позволило сделать выводы.

Первичная диагностика показала, что в младшем дошкольном возрасте происходит активное освоение сенсорных эталонов. При этом наиболее успешно детьми младшего дошкольного возраста осваиваются эталоны формы, а чуть хуже эталоны цвета, величины.

Для детей младшего дошкольного возраста была разработана и апробирована система работы, которая включала в себя проведение с детьми дидактических игр и обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Повторная диагностика показала, что у детей младшего дошкольного возраста положительную динамику, имеется тенденция к увеличению количества детей с высоким уровнем сформированности сенсорных эталонов и снижения количества детей с низким уровнем.


Заключение

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы таких ученых, как В.П. Вартан, Л.А. Венгер, Л.А. Метиева, В.С. Мухина, Э.Я. Удалова и др. по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста были сделаны ряд выводов об особенностях организации работы в этом направлении при использовании дидактической игры.

Проведя анализ различных точек зрения на сущность понятия «сенсорные эталоны», был сделан вывод о том, что сенсорные эталоны необходимо рассматривать, как общепринятые образцы каждого вида свойств и предметов.

Возраст 3-4 года наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. В младшем дошкольном возрасте в процессе сенсорного воспитания ребенок способен: различать цвета, простые формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); называть основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый), величины (большой, маленький); группировать предметы одного цвета, формы, размера; сравнивать по цвету, форме, размеру. Однако, без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов, т. е. формированию сенсорных эталонов.

Для обеспечения качественного подхода к решению этой проблемы необходимо, чтобы работа по формированию сенсорных эталонов выстраивалась, как в непосредственно организованной деятельности (занятия по познавательному развитию, изобразительной деятельности и т.д.), так и в свободной игровой деятельности детей, через дидактические игры. При этом очень важно организовывать процесс формирования сенсорных эталонов комплексно, систематически с учетом индивидуальных особенностей детей, подключая к этому процессу родителей.

Теоретические аспекты проблемы организации сенсорного развития детей младшего возраста были реализованы в экспериментальном исследовании.

Первичная диагностика показала, что в младшем дошкольном возрасте наиболее успешно осваиваются эталоны формы. Однако, испытуемые затрудняются в восприятии цвета и величины.

Основываясь на результатах изучения сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста была выстроена развивающая работа, которая включала апробацию комплекса дидактических игр и обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Отобранные дидактические проводились как в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах, так и в свободной деятельности детей младшего дошкольного возраста. При проведении дидактических игр учитывались результаты первичной диагностики. Большое значение было уделено обогащению развивающей предметно-пространственной среды. Трансформация сенсорного уголка, пополнение новыми атрибута, а также внесение дидактических игр, предусмотренных для самостоятельного использования детьми также создавало условия для усвоения ими сенсорных эталонов.

Повторное изучение сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста показало наличие положительной динамики по всем показателям. Дети стали лучше различать и называть сенсорные эталоны цвета, формы и величины.

Таким образом, был сделан вывод о том, что дидактическая игра выступает средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста, что является подтверждением гипотезы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: