Детей младшего дошкольного возраста




Глава 2. Создание условий использования дидактической игры для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

 

Выявления уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

 

Основываясь на предположении и о том, что дидактическая игра может выступать в качестве эффективного средства формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста было организовано экспериментальное исследование, которое проходило на базе МБ ДОУ «Детский сад № 12» г. Новокузнецка, в период с декабря 2018 года по апрель 2019 года.

Цель: создать условия использования дидактических игр для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) изучить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

2) изучить развивающую предметно-пространственную среду по сенсорному развитию;

3) реализовать условия использования дидактических игр для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

4) выявить динамику сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

В экспериментальном исследовании приняли участие 22 ребенка, постоянно посещающие дошкольную образовательную организацию (см. Приложение 1).

В данном параграфе нами описывается первый этап эксперимента – констатирующий. Его целью было изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Задачами выступали:

1) подобрать методики, направленные на изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

2) изучить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

С целью изучения уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе экспериментального исследования была использована серия диагностических заданий Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой, включающей в себя 3 серий (см. Приложение 2): цвет, форма, величина [34]. Протоколы представлены в приложении (см. Приложение 3).

Проведя количественный и качественный анализ полученных результатов, мы выявили уровень освоения детьми младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов (см. табл. 2).

 

Таблица 2 – Результаты изучения сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста (констатирующий этап)

Код имени Цвет Форма Величина  
           
  Александр Г.        
  Алиса Н.        
  Виктория С.        
  Влада П.        
  Екатерина К.        
  Елизавета Б.        
  Захар М.        
  Иван Б.        
  Иван П.        
  Карина Б.        
  Кристина Г.        
  Максим Ч.        
  Маргарита П.        
Продолжение таблицы  
           
  Михаил Л.        
  Никита П.        
  Роберт Г.        
  Сергей Н.        
  Сергей С.        
  София У.        
  Элина А.        
  Эрик М.        
  Ярослав В.        
Высокий уровень 18% 14% 23%
Средний уровень 59% 68% 50%
Низкий уровень 23% 18% 27%
                 

 

А также на рисунке (см. рис.1).

Рис. 1. Результаты изучения сформированности сенсорных эталонов у

детей младшего дошкольного возраста

Первая серия методики, была направлена на выявление уровня сформированности у детей сенсорного эталона «Цвет», показала, что младших дошкольников, отказавшихся от выполнения заданий детей, не выявлено.

Виктория С., Максим Ч., Сергей С., Эрик М. т. е. 4 детей младшего дошкольного возраста (18%) дали от 17 до 24 правильных ответов, что соответствует высокому уровню освоения детьми сенсорного эталона «цвет».

Алиса Н., Карина Б., Екатерина К., Елизавета Б., Иван Б., Иван П., Карина Б., Кристина Г., Маргарита П., Сергей Н., София У., Элина А., Ярослав В. правильно ответили от 9 до 16 заданий, т.е. 16 детей младшего дошкольного возраста (59%) показали средний уровень усвоения сенсорного эталона «цвет».

Александр Г., Захар М., Михаил Л., Никита П., Роберт Г., т. е. 5 детей (23%) правильно ответили от 0 до 8 заданий, что соответствует низкому уровню освоения сенсорного эталона «цвет».

Таким образом, полученные результаты первой методики выявили, что у большей части дошкольников 3-4 лет сенсорный эталон «цвет» освоен на среднем уровне. Однако следует так же отметить, что был выявлен высокий уровень освоения сенсорного эталона «цвет» у четырех дошкольников (Виктория С., Максим Ч., Сергей С., Эрик М.). Причиной этому может быть эффективная работа педагогов и родителей.

Следующая серия «Форма», была направлена на изучение уровня освоения детьми младшего дошкольного возраста сенсорного эталона «Форма».

Такие дети младшего дошкольного возраста, как Виктория С., Максим Ч., Эрик М. правильно ответили на 9-12 заданий, что соответствует высокому уровню освоения сенсорного эталона «форма».

В тоже время Алиса Н., Влада П., Екатерина К., Елизавета Б., Иван Б., Иван П., Маргарита П., Михаил Л., Никита П., Роберт Г., Сергей Н., Сергей С., София У., Элина А., Ярослав В. правильно ответили на 5 – 7 заданий, что соответствует среднему уровню освоения сенсорного эталона «форма».

В группе детей (Александр Г., Захар М., Карина Б., Кристина Г.) правильно ответили на 4 задания, что соответствует низкому уровню освоения сенсорного эталона «форма».

Таким образом, полученные результаты второй серии методики выявили, что у большей части дошкольников 3-4 лет сенсорный эталон «форма» освоен на среднем уровне (68%). При этом только у 3 детей (14%) выявлен высокий уровень освоения сенсорного эталона «форма», что обусловлено эффективной работой педагогов и родителей. У 4 детей (18%) были выявлен низкий уровень освоения сенсорного эталона «форма».

Следующая серия «Величина», была направлена на изучение уровня освоения детьми младшего дошкольного возраста сенсорного эталона «величина».

Такие дети, как Алиса Н., Екатерина К., Иван П., Маргарита П., Сергей С. дали правильно от 8 до 12 ответов, что соответствует высокому уровню освоения сенсорного эталона «величина».

В тоже время Александр Г., Виктория С., Влада П., Елизавета Б., Захар М., Максим Ч., Михаил Л., Сергей Н., София У., Эрик М., Ярослав В. правильно ответили от 5 до 7 заданий, что соответствует среднему уровню освоения сенсорного эталона «величина».

Правильно дали от 1 до 4 ответов Иван Б., Карина Б., Кристина Г., Никита П., Роберт Г., Элина А., что соответствует низкому уровню освоения сенсорного эталона «величина».

Таким образом, полученные результаты третьей серии методики выявили, что у большей части дошкольников 3-4 лет (50%) сенсорный эталон «величина» освоен на среднем уровне. При этом только у 5 детей (23%) выявлен высокий уровень освоения сенсорного эталона «величина», что обусловлено эффективной работой педагогов и родителей. У 6 детей (27%) были выявлен низкий уровень освоения сенсорного эталона «величина».

Далее была изучена развивающая предметно-пространственная среда группы. Критериями изучения предметно-развивающей среды выступали:

1. Комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм.

2. Соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад

3. Соблюдение принципов предметно-развивающей среды, выделенные В.А. Петровским, Л.М. Клариной (принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности — динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости — закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.).

4. Соответствие материалов и оборудования возрасту детей.

5. Разнообразие материалов.

6. Доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей.

При анализе предметно-развивающей среды второй младшей группы выяснили, что сенсорной комнаты в учреждении нет, но в группах есть зоны сенсорного развития (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Сенсорный уголок 2 младшей группы

 

Качество оборудования, представленного в сенсорном уголке, соответствует требованиям САНПиНа. Материал качественный, яркая окраска, прочный.

Весь материал и оборудование сенсорного уголка расположены в прямой доступности детей младшего дошкольного возраста, расположены в открытых шкафах, в хорошо освященной части группы.

В младшей группе имеются оформленные картотеки дидактических игр, которые скомпонованы по разделам: форма (20 игр), цвет (30 игр), величина (19 игр). В каждой игре прописаны: цель, материал и оборудование, ход игры. К некоторым играм имеются усложнения. Например, на усвоение детьми цвета в группе имеются следующие игры: «Цветные автомобили», «Цветное лото», «Домино для малышей», «Найди свой цвет», «Разноцветный паровозик» и т. д.

Для усвоения детьми формы предмета воспитателями используются следующие игры: «Найди предмет», «Веселые матрешки», «Подбери фигуру», «Геометрическое лото», «Составь предмет» и т. д.

Усвоение величины, как сенсорного эталона осуществляется через проведение следующих дидактических игр «Длинное - короткое», «Три медведя», «Угадай кто за кем», «Ежик», «Построим дом» и т. д.

В этом дошкольной образовательной организации используются для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в основном дидактические игры, а именно игры с предметами и настольно-печатные игры.

В младшей группе оборудован сенсорный уголок. Все оборудование производственного изготовления, вполне разнообразное, но его количество недостаточное для организации подгрупповых форм работы. Чаще всего используется воспитателем для организации индивидуальной формы работы с ребенком. Также дети активно используют его в самостоятельно организованных играх.

Таким образом, в сенсорном уголке недостаточно оборудования для проведения подгрупповой формы работы с детьми, мало уделено внимание нетрадиционному оборудованию.

Также была изучена педагогическая документация воспитателя, который показал, в работе по сенсорному развитию отсутствует система. Используемые дидактические игры однообразные, планируются только в утренние часы и в индивидуальной форме. Запланированные дидактические игры ориентированы в основном на усвоение ребенком сенсорного эталона «Цвет».

Итак, в результате констатирующего эксперимента мы обнаружили, что в младшем дошкольном возрасте наиболее успешно осваиваются эталоны формы и немного хуже сенсорные эталоны цвета и величины. Уголок сенсорного развития в группе организован в соответствии с принципами, выделенными В.А. Петровским, Л.М. Клариной. Весь представленный материал соответствует возрасту детей, программе, реализуемой в дошкольной образовательной организации. В группах созданы условия для освоения детьми сенсорных эталонов «цвет», «форма», «величина». Изучение работы воспитателя по формированию сенсорных эталонов детей с помощью дидактических игр показал то, что потенциал дидактической игры практически не используется, нет системы дидактических игр.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: