Поэтическая лексика.
Задание 1
. Прочитайте текст из книги В. М. Жирмунского «Введение в
литературоведение» (1996) и ответьте на вопросы.
— Что называется поэтической семантикой? Раздел лингвистики, который занимается этой проблемой изменения значения слова, носит название «семантика», или «семасиология». Следовательно, поэтическая семантика рассматривает изменение значений слов в поэтическом языке.
— Что такое троп? Троп – это разные типы употребления слова в несобственном (переносном) значении, которое мы встречаем в поэзии.
— В чем разница между окказиональным и узуальным значением
слова? Приведите пример формирования узуса. Слова в определенном контексте могут менять в языке свое значение. Из этого окказионального (на данный случай) изменения слова в конце концов происходит изменение значения слова узуальное, т. е. устанавливается узус, обыкновение, по которому слово может употребляться в другом значении, уже связанном с языковым обычаем. Возьму примеры из разговорного языка, такое выражение, как «разжечь страсть». «Разжечь» — значит заставить что-то загореться. Но в сочетании «разжечь страсть» в этом контексте, слово «разжечь» изменило свое значение. Оно означает усилить уже имеющуюся эмоцию или создать её.
— Что такое метафора? Метафора – это троп, обозначающий переносное значение слова, которое возникло по сходству каких-либо признаков.
Задание 2. Сравни определения метафоры.
— Назовите общий признак, объединяющий все определения метафоры. К общим признакам можно отнести то, что метафора обязательно имеет переносное значение, основывающееся на принципе сходства.
— В чем разница между данными определениями? Разница заключается в том, что в одном определении говориться о переносном значении, в другом о сравнении или замене.
— Какое определение вам больше нравится и почему? Мне больше нравится определение «Метафора — троп, в основе которого лежит перенесение значения с одного предмета или явления на другой по принципу их сходства». Данное определение наиболее полно отражает суть тропа, и оно легко для запоминания.
Задание 3. Внимательно рассмотрите таблицу «Поэтическая лексика». Почитайте определения основных терминов. Какие тропы являются частным случаем метафоры, а какие — метонимии? Распределите термины по этому признаку в две группы.
Частные случаи метафоры:
1. Сравнение - это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком.
2. Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ.
3. Эпитет - это художественное, образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления.
4. Оксюморон - оборот речи, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явления.
5. Аллегория - это образное иносказание, выражение отвлечѐнных идей (понятий) посредством конкретных художественных образов.
Частные случаи метонимии:
1. Синекдоха - троп, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот.
2. Ирония - это употребление слов в переносном значении, прямо противоположном их обычному смыслу. Ирония основывается на контрасте еѐ внутреннего значения и внешней формы.
3. Гипербола – образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления.
4. Литота - преуменьшение какого-то предмета или явления.
Задание 4. Найдите все поэтические тропы в художественных произведениях.
О. ТАРУТИН. «ПУДЕЛЬ»
Не спеша идет старушка.
Рядом с ней шагают стружки (олиц.).
Да,
Охапка черных стружек (эпит.).
Только это лишь снаружи.
Стружки – хвост,(метаф.)
Макушка – стружки…(метаф.)
А попробуй тронь старушку:
вот тогда узнают люди,
что внутри – собака пудель.
Олицетворение «шагают стружки». Эпитет «черных стружек». Метафора «стружки - хвост», «макушка – стружки».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
«НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО…»
На севере диком (эпит.) стоит одиноко (эпит.)
На голой вершине (эпит.) сосна,
И дремлет (олиц.), качаясь, и снегом сыпучим (эпит.)
Одета, как ризой, она.(сравн.)
И снится ей (олиц.) все, что в пустыне далекой (эпит.),
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем (эпит.)
Прекрасная пальма (эпит.) растет.
Эпитеты: «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма», «севере диком», «снегом сыпучим», «утес горючий».
Сравнение: «одета, как ризой»
Олицетворение: «сосна дремлет», «снится ей» (сосне).
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…»
Когда волнуется (олиц.) желтеющая нива (эпит.),
И свежий лес (эпит.) шумит (олиц.) при звуке ветерка,
И прячется (олиц.) в саду малиновая слива (эпит.)
Под тенью сладостной (эпит.) зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой (эпит.),
Румяным вечером (метаф.) иль утра в час златой (метаф.),
Из-под куста мне ландыш серебристый (эпит.)
Приветливо кивает (олиц.) головой;
Когда студеный ключ играет (олиц.) по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет (олиц.) мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется (олиц.) души моей тревога,
Тогда расходятся (олиц.) морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Эпитеты: «желтеющая нива», «свежий лес», «малиновая слива», «сладостная тень», «роса душистая», «ландыш серебристый», «студеный ключ», «мирный край», «смутный сон», «таинственная сага».
Олицетворения: «нива волнуется», «лес шумит», «слива прячется», ландыш кивает», «ключ играет», «ключ лепечет», «морщины расходятся», «тревога смиряется».
Метафора: «час златой», «румяный вечер».