Задание 4. Найдите все поэтические тропы в художественных произведениях.




Поэтическая лексика.

Задание 1

. Прочитайте текст из книги В. М. Жирмунского «Введение в

литературоведение» (1996) и ответьте на вопросы.

— Что называется поэтической семантикой? Раздел лингвистики, который занимается этой проблемой изменения значения слова, носит название «семантика», или «семасиология». Следовательно, поэтическая семантика рассматривает изменение значений слов в поэтическом языке.

— Что такое троп? Троп – это разные типы употребления слова в несобственном (переносном) значении, которое мы встречаем в поэзии.

— В чем разница между окказиональным и узуальным значением

слова? Приведите пример формирования узуса. Слова в определенном контексте могут менять в языке свое значение. Из этого окказионального (на данный случай) изменения слова в конце концов происходит изменение значения слова узуальное, т. е. устанавливается узус, обыкновение, по которому слово может употребляться в другом значении, уже связанном с языковым обычаем. Возьму примеры из разговорного языка, такое выражение, как «разжечь страсть». «Разжечь» — значит заставить что-то загореться. Но в сочетании «разжечь страсть» в этом контексте, слово «разжечь» изменило свое значение. Оно означает усилить уже имеющуюся эмоцию или создать её.

— Что такое метафора? Метафора – это троп, обозначающий переносное значение слова, которое возникло по сходству каких-либо признаков.

Задание 2. Сравни определения метафоры.

— Назовите общий признак, объединяющий все определения метафоры. К общим признакам можно отнести то, что метафора обязательно имеет переносное значение, основывающееся на принципе сходства.

— В чем разница между данными определениями? Разница заключается в том, что в одном определении говориться о переносном значении, в другом о сравнении или замене.

— Какое определение вам больше нравится и почему? Мне больше нравится определение «Метафора — троп, в основе которого лежит перенесение значения с одного предмета или явления на другой по принципу их сходства». Данное определение наиболее полно отражает суть тропа, и оно легко для запоминания.

Задание 3. Внимательно рассмотрите таблицу «Поэтическая лексика». Почитайте определения основных терминов. Какие тропы являются частным случаем метафоры, а какие — метонимии? Распределите термины по этому признаку в две группы.

Частные случаи метафоры:

1. Сравнение - это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком.

2. Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ.

3. Эпитет - это художественное, образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления.

4. Оксюморон - оборот речи, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явления.

5. Аллегория - это образное иносказание, выражение отвлечѐнных идей (понятий) посредством конкретных художественных образов.

Частные случаи метонимии:

1. Синекдоха - троп, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот.

2. Ирония - это употребление слов в переносном значении, прямо противоположном их обычному смыслу. Ирония основывается на контрасте еѐ внутреннего значения и внешней формы.

3. Гипербола – образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления.

4. Литота - преуменьшение какого-то предмета или явления.

Задание 4. Найдите все поэтические тропы в художественных произведениях.

О. ТАРУТИН. «ПУДЕЛЬ»

Не спеша идет старушка.

Рядом с ней шагают стружки (олиц.).

Да,

Охапка черных стружек (эпит.).

Только это лишь снаружи.

Стружки – хвост,(метаф.)

Макушка – стружки…(метаф.)

А попробуй тронь старушку:

вот тогда узнают люди,

что внутри – собака пудель.

Олицетворение «шагают стружки». Эпитет «черных стружек». Метафора «стружки - хвост», «макушка – стружки».

 

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

«НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО…»

На севере диком (эпит.) стоит одиноко (эпит.)

На голой вершине (эпит.) сосна,

И дремлет (олиц.), качаясь, и снегом сыпучим (эпит.)

Одета, как ризой, она.(сравн.)

И снится ей (олиц.) все, что в пустыне далекой (эпит.),

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем (эпит.)

Прекрасная пальма (эпит.) растет.

Эпитеты: «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма», «севере диком», «снегом сыпучим», «утес горючий».

Сравнение: «одета, как ризой»

Олицетворение: «сосна дремлет», «снится ей» (сосне).

 

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.

«КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…»

Когда волнуется (олиц.) желтеющая нива (эпит.),

И свежий лес (эпит.) шумит (олиц.) при звуке ветерка,

И прячется (олиц.) в саду малиновая слива (эпит.)

Под тенью сладостной (эпит.) зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой (эпит.),

Румяным вечером (метаф.) иль утра в час златой (метаф.),

Из-под куста мне ландыш серебристый (эпит.)

Приветливо кивает (олиц.) головой;

Когда студеный ключ играет (олиц.) по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет (олиц.) мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется (олиц.) души моей тревога,

Тогда расходятся (олиц.) морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Эпитеты: «желтеющая нива», «свежий лес», «малиновая слива», «сладостная тень», «роса душистая», «ландыш серебристый», «студеный ключ», «мирный край», «смутный сон», «таинственная сага».

Олицетворения: «нива волнуется», «лес шумит», «слива прячется», ландыш кивает», «ключ играет», «ключ лепечет», «морщины расходятся», «тревога смиряется».

Метафора: «час златой», «румяный вечер».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: