Ультраправые, система законодательства Германии и общественное мнение




 

Как уже было отмечено, после поражения Германии во второй мировой войне НСДАП была упразднена, все ее структуры были распущены, многие их руководители были признаны преступниками. Этим обусловлен тот факт, что вся политика Германии в отношении ультраправых объединений сводится к максимальному ограничению их деятельности и изоляции в обществе. Основным инструментом правовой системы в этом случае является Уголовный кодекс ФРГ. Согласно Кодексу, деятельность, связанная с реабилитацией и продвижением идей национал-социализма предусматривает наказание сразу по нескольким статьям:

· Ст. 84 и 85 УК ФРГ предусматривают ответственность за нелегальную деятельность партии, объявленной неконституционной. Со времени окончания Второй мировой войны в Германии было запрещено 77 неонацистских и правоэкстремистских организаций.

· Ст. 130 УК ФРГ предусматривает ответственность за разжигание межнациональной и иной розни, в т.ч. путем одобрения, прославления или оправдания преступлений национал-социализма.

· Ст. 86 и 86а УК ФРГ. По данным статьям строго (до 3 лет лишения свободы) карают за распространение нацистской символики, в т.ч. свастики, использование приветствий, лозунгов НСДАП, СС и других атрибутов гитлеризма, а также запрещенных неонацистских партий и группировок (исключения - кино, театр, наука и т.д.). Кроме того, действует ряд отдельных законов, направленных на предотвращение существенного роста числа правонарушений антисемитской направленности.

Существует перечень запрещенных и разрешенных символов, отсылающих к Третьему Рейху.

 

Законами Германии запрещено:

· Писать, произносить либо употреблять в какой-либо форме каждый из следующих слоганов – «Blut und Ehre» («Кровь и честь», девиз Гитлерюгенда); «Ein Volk, ein Reich, ein Führer» («Один народ, один рейх, один фюрер», девиз нацистов вообще); «Meine Ehre heisst Treue» (девиз СС, «Моя честь – это верность»);

· Публично выставлять изображающиеГитлера в любой форме. Исключение делается только для учебников истории, музеев и тех случаев, когда это делается в образовательных целях;

· Выбрасывать вперед руку в нацистском приветствии и произносить «Зиг хайль!» или «Хайль, Гитлер!»;

· Публично петь нацистские песни или использовать их в качестве сигнала вызова на мобильном телефоне;

· Иметь во владениикнигу А.Гитлера «Моя борьба»

Законами Германии не запрещено:

· Все вышеупомянутые символы, приветствия и слоганы можно использовать, если предполагается противоположное к первоначальному значение. Например, антифашистская агитация в виде перечеркнутой свастики. Также не запрещается использовать подобные вещи в учебниках истории, произведениях искусства или карикатурах;

· Следующие нацистские символы и аббревиатуры: FG – Fuhrer's Geburtstag (день рождения фюрера), 18 – Адольф Гитлер/Adolf Hitler (по порядковому номеру первых букв имени в алфавите), 88 – Хайль, Гитлер/Heil Hitler (аналогично);

· Иметь во владении изображения других нацистских лидеров;

· Петь национальный гимн Третьего Рейха (Das Deutschlandlied), который и сегодня является национальным гимном Германии, но наиболее известная строка «Deutschland, Deutschland über alles» (Германия превыше всего) опущена.

Немецкое государство строго следит за исполнением этих предписаний, организация, нарушившая любое из них объявляется неконституционной и преследуется по закону. Вот лишь некоторые примеры.

В 2009 году в ФРГ указом главы МВД ФРГ Вольфганга Шойбле была запрещена правоэкстремистская молодежная организация "Верная родине немецкая молодежь" (ХДЮ). По данным министерства, организация сформировала палаточные лагеря, где распространялась запрещенная литература, пропагандировались идеи расизма, нацизма, ксенофобии.

Аналогичным образом прекратил существование уже упоминавшийся молодежный союз "Молодые викинги", на деятельность которого был наложен запрет в 1994 году.

В мае 2008 МВД ФРГ запретило две другие неонацистские группировки – "Коллегиум хуманум" и "Общество по реабилитации лиц, преследуемых за отрицание холокоста", деятельность также противоречила Конституции и УК ФРГ. По мнению властей, активисты этих организаций, зарегистрированных в городе Флото, вели пропаганду антисемитизма среди молодежи, предпринимали попытки частично реабилитировать некоторых нацистских лидеров. Этого оказалось достаточно для начала уголовного преследования участников организаций.

Табу на нацистские символы опирается, помимо закона, на общественное мнение и является ядром самопонимания послевоенной Германии. Распространенные во времена нацизма знаки, символы и обороты речи несут в понимании немцев идеологическую смысловую нагрузку. Поэтому немецкое общество также неоднозначно относится к участию молодежи в праворадикальной деятельности. Особенно тяжело складываются отношения ультраправых и еврейских организаций.

Центральный совет евреев в Германии несколько лет требует ограничить свободу демонстраций правых радикалов и ввести отдельный школьный предмет по изучению национал-социализма.

Чтобы добиться запрета на проведение неонацистских шествий, представители еврейской организации предлагают изменить Конституцию Германии. Они объясняют это тем, что основной закон устарел и не охватывает всех причинно-следственных связей. Сегодня же недостаточно одних юридических мер для того, чтобы эффективно противодействовать правым радикалам, требуется еще и дополнительное образование в области национал-социализма. На этих уроках ученики услышали бы мнения свидетелей тогдашних событий, которых нет в обычных учебниках истории.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что наступление против возрождения нацистских настроений ведется как на государственном уровне, так и в рамках инициатив гражданского общества. Общественные организации, как и государство, играют важную роль в контроле за распространением молодежного неонацизма. Основной упор в работе общественные активисты, как это видно на примере Центрального совета евреев, делают именно на просвещение и нераспространение нацизма путем создания его отрицательного образа в умах молодежи. Государство же использует запретительные и репрессивные меры, которые делают затруднительным функционирование любых организаций, каким-либо образом причастных к идеям «коричневых».

 

Заключение

 

Рассмотрев историю появления, развития и деятельности ультраправых молодежных организаций Германии, можно сделать вывод, что праворадикальное движение молодежи с момента своего возникновения в 1925 году претерпело значительные изменения. Они выражаются как в формах деятельности, составе и численности организаций, так и отношении к ним государства и общества.

Рассматривая отношение к молодежи в Германии нацистского периода, становится очевидно, что государство с господствующей в нем правой идеологией всеми возможными способами поощряло устремления молодежи к вступлению в ряды национал-социалистов. Нацистские молодежные организации в те годы единственные занимались воспитанием молодежи и формированием ее мировоззрения, их деятельность носила идеологически окрашенный характер и встречала одобрение в обществе.

Совсем иная картина возникает при изучении современного положения ультраправой молодежи.

Современная Германия – демократическое государство, не приемлющее никакие формы национальной вражды, ксенофобии, разделения людей по какому-либо признаку. Главенствующими ценностями в немецком обществе являются мультикультурализм и толерантность, исключающие положительное принятие любых проявления нацизма.

В то же время, в Германии существует ряд проблем, которые способствуют появлению праворадикальных настроений среди молодежи. К ним относятся миграционная и экономическая политика властей, неустойчивое положение молодежи на рынке труда, маргинализация населения и низкая политическая грамотность. Любая из перечисленных проблем в значительной степени влияет на формирование неонацистского мировоззрения и радикализации молодежи.

Как уже было отмечено, современное положение молодежи в ультраправой среде отличается от периода господствующего нацизма. Сегодня в Германии отсутствует единая система управления правой молодежью, нет общего лидера, нет конкретных направлений деятельности. Это связано, в первую очередь, с полуподпольным способом существования радикальных молодежных организаций.

Современные ультраправых настроения в среде молодежи не имеют той поддержки государства и общества, которая существовала перед Второй мировой войной. Неонацизм по большей части воспринимается негативно, ведется работа по минимизации его влияния на общественное сознание.

Интерес для дальнейшего исследования представляет взаимодополняющая деятельность власти и общественности, направленная на снижение уровня радикализации молодежи. Меры, предпринимаемые немецким государством для нераспространения праворадикальных идей среди молодых людей, носят, в основном, ограничительный и репрессивный характер: жесткий контроль за действующими организациями и запрет на их деятельность в случае нарушений законодательства, уголовное преследование ультраправых активистов.

Общественность Германии предлагает использовать различные профилактические меры: изменение системы образования, внедрение новых предметов, воспитание гражданской ответственности молодежи.

Подводя итог вышесказанному, можно предположить, что опыт Германии в работе с ультраправым молодежным радикализмом будет полезен как странам, в которых наблюдаются схожие процессы, но нет механизма противодействия, так и странам, имеющим особый взгляд на решение этой проблемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: