Культура и влияние массовой культуры на молодёжь




НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

на тему: «Особенности массовой культуры и ее влияние на современную казахстанскую молодежь: реклама и ее воздействие»

 

 

ВЫПОЛНИЛИ: студенты группы М121-р

Кайранбекова Жанель

Дуйсенбай Айғаным

Кобенов Маргулан

Капабаев Алмас

Саматов Казбек

ПРОВЕРИЛИ: к.ф.н.,профессор Умирзавкова Л.А.

ст.пр. Шаймерденова Д.З.

ст.пр Смагул А.К.

к.п.н.,ст.пр. Вьюшкова Е.А.

ст.пр Альманова Д.С.

 

Астана 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3

 

1 Теоретические аспекты влияния массовой культуры на молодежь.....5

1.1 Культура и влияние массовой культуры на молодёжь………….5

1.2 Понятие реклама и ее воздействие на молодёжь……………..…8

2 Воздействие рекламы на жизненные ценности молодежи………......12

 

Заключение………………………………………………………………..17

Список использованной литературы ……………………………………18

Приложения……………………………………………………………….19

Введение

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры».

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день изучение массовой культуры приобретает большое значение. Как все мы знаем массовая культура - понятие, указывающее на особенности формирования и воспроизводства культурных ценностей в современном обществе производства и потребления, в частности и среди казахстанской молодежи. Не мало важным является то, что массовая культура обладает высокой жизнеспособностью и проникающей способностью охватывая все аспекты общественной жизни. Также изменение характера распространения массовой культуры существенным образом влияет на казахстанскую молодежь.

Массовая культура объясняется тем, что она не заметно влияет на социально-политическую и экономическую сферу страны. Массовая культура способна создать отрицательные и положительные эмоции, вызывает эстетическое и духовное наслаждение и сопереживание. Главный потребитель массовой культуры, по словам Ортега-и-Гасета создало - «человека массы».

Целью данной работы является выявить особенности форм развития массовой культуры в трансформирующем обществе и как она влияет на современную казахстанскую молодежь. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1)изучить литературу по теме исследования, об особенностях форм и эволюции массовой культуры, в частности, определить понятийное содержание таких категорий, как «массовая культура» и «реклама»;

2)рассмотреть влияние массовой культуры на современную казахстанскую молодежь;

3)провести социологическое исследование (анкетирование);

4)определить влияние массовой культуры на современную казахстанскую молодежь.

Объектом изучения данного исследования выступают формы массовой культуры. Предметом изучения является выявление и определение предпочтений современной казахстанской молодежи в области массовой культуры.

В работе был использован метод сплошной выборки, принципы системного и целостного подхода к изучению данного явления, описательный метод (такие приёмы, как наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация анализируемого материала, анкетирование);

Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный философский анализ позволил выявить генезис, специфику, динамику, закономерности массовой культуры, влияние рекламы на на сознание казахстанской молодежи. Это дает основания для расширения научных представлений о сущности и содержании трансформации культурных ценностей системы молодых людей в контексте модернизации глобального и казахстанского общества.

Теоретическую основу исследования составили идеи философов культуры Аврамова, Сабаншы Ж.А. и Д.Белла, связанные с проблемами массовой культуры.

Структура работы. Научный проект состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Теоретические аспекты влияния массовой культуры на молодежь

 

Культура и влияние массовой культуры на молодёжь

Культура – это наши традиции: исторически сложившиеся, передаваемые от поколения к поколению устойчивые обычаи, обряды, правила поведения, создающие социально-культурный опыт поколений и оказывающие воздействие на образ жизни и действий людей.

По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. [1, с.12].

Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая культура — многообразные культурные явления, ценности, получившие распространение в связи с технико-технологическим прогрессом, обновлением коммуникационных и репродуктивных систем, глобальным характером информационных связей; культура современного общества, ориентированная на усредненный, непритязательный вкус людей с массовым сознанием. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств, для своего восприятия[2].

Массовая культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы, мифологизирует человеческое сознание и предопределяет отказ от рационального начала в сознании [3, с.15].

Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию. В рамках массовой культуры создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим или моральным факторам [4].

 

В ХХ массовая культура распространялась, посредствам массовой коммуникации (СМИ, интернет, мода, массовая литература и т.д.) что средства массовой коммуникации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится «массовой», когда её продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики [5, с.95].

Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подход Д. Белла, согласно которому массовая культура - это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство [6, c.96].

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной — она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

• примитивизацией отношений между людьми;

• развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;

• натуралистическим смакованием насилия и секса;

• культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;

• культом посредственности, условностью примитивной символики[7, c.52].

Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес — основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит[8, с.95].

К основным особенностям массовой культуры можно отнести следующее:

Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.

Занимательность. Она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.

Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей.

Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.

Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.

Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов - профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры. На запросы широкого круга потребителя ориентируются профессиональные создатели продукции массовой культуры.

Итак, массовая культура - это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора "потребляемого продукта". К сожалению, потребитель не всегда выбирает лучшее[9].

Важная функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха.

Сила массовой культуры заключается в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование – все поступает человеку через механизм массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными. Даже в глазах представителей элиты духовный продукт приобретает ценность лишь постольку, поскольку он становиться предметом массового спроса.

Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе, ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики [10, с. 37].

Влияние массовой культуры на общество, как и положительное, так и отрицательное. Что касается положительных, то массовая культура, будучи, не являясь тождественной низкопробному ширпотребу, ведь она тоже подразделяется на несколько отраслей: привносит в жизнь человека определенные нравственные ценности, заставляет задуматься о многих важных вещах и обращает внимание масс на первостепенные проблемы человечества. С другой стороны, массовая культура притупляет человеческое сознание, подгоняя его под копирку и загоняя в узкие рамки тривиальных стереотипов. Плюс, отрицательные аспекты массовой культуры развращают человека, отрицая в нем духовное начало и порой низводя его до низменного уровня. К тому же неправильное восприятие подаваемых массовой культурой идей человек претворяет в жизнь, тем самым подавая тлетворный пример для других.

И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое - черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры [11, с.29].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: