ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ СЕКЦИИ КОННОГО СПОРТА
Традиционный подход к организации учебно-тренировочного процесса в секции конного спорта
При составлении программ используются следующие основные регламентирующие материалы:
1. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта конный спорт (утв. приказом Министерства спорта РФ от 18 июня 2013 г. N 402).
2. Региональный стандарт спортивной подготовки по виду спорта конный спорт.
3. Приказ Минспорта России от 12.09.2013гг. № 730 «Об утверждении государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и срокам обучения по этим программам».
Конный спорт относится к видам спорта с использованием животных, участвующих в спортивных соревнованиях. Конный спорт – один из древнейших видов спорта, включает в себя несколько спортивных дисциплин:
- конкур,
- выездка,
- троеборье,
- вольтижировка,
- драйвинг,
- конные пробеги,
- национальные конные соревнования и т.д.
Конкур, выездка и троеборье являются Олимпийскими видами спорта. Основной отличительной особенностью всех дисциплин конного спорта является использование в соревнованиях животных – лошадей, причем спортсмен активно взаимодействует с лошадью, и показанный результат зависит как от подготовленности спортсмена, так и от подготовленности лошади; лошадь является полноценным партнером в спортивной паре. Вследствие этого, каждый спортсмен одновременно является тренером своей лошади, а при планировании подготовки необходимо учитывать не только возможности спортсмена, но и возможности лошади.
|
Таким образом, подготовка спортивной пары должна включать:
- Формирование и совершенствование физических возможностей и спортивных навыков спортсмена;
- Формирование и совершенствование физических возможностей и спортивных навыков лошади;
- Совершенствование взаимодействия спортсмена и лошади.
Именно взаимодействие спортсмена с лошадью является глубинной сутью конного спорта; высокая степень подготовленности отдельно всадника и отдельно лошади, безусловно, важна, но недостаточна для получения высокого спортивного результата. В связи с этим, реализация спортивной подготовки в конном спорте возможна только при условии одновременной работы с всадником и лошадью как спортивной пары.
Спортивная подготовка – весь комплекс учебно-тренировочных и соревновательных мероприятий, направленный на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.
Этапы спортивной подготовки – логически завершенные последовательные части подготовки, реализуемые в ходе дополнительной образовательной предпрофессиональной программы в области физической культуры и спорта:
-этап начальной подготовки;
- тренировочный этап (этап спортивной специализации);
|
- этап совершенствования спортивного мастерства;
- этап высшего спортивного мастерства.
При этом этап начальной подготовки направлен на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе конного спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки. Этап начальной подготовки рассчитан на 2 года (группы НП-1 и НП- 2), носит ознакомительно-оздоровительный характер; целью подготовки является повышение уровня общего физического развития учащихся, а так же освоение начальных навыков обращения с лошадью и верховой езды. На этот этап зачисляются дети в возрасте от 10 лет не имеющие предварительной подготовки в конном спорте; при досрочном освоении программы учащиеся могут быть досрочно переведены на этап спортивной специализации.
Этап тренировочный (спортивной специализации) - на этот этап зачисляются дети, успешно сдавшие переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовке для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации). На данном этапе учащиеся получают основные знания и навыки по конному спорту, определяется их специализация по дисциплинам конного спорта; тренировочная работа направления на повышение общей и специальной подготовленности организма спортсмена, а так же освоение тактического мастерства; спортсмены принимают участие в соревнованиях, выполняют нормативы 3 – 1 спортивных разрядов; в этот период создаются устойчивые спортивные пары всадник-лошадь. Этап рассчитан на 5 лет подготовки (группы от УТ-1 до УТ-5); в связи с тем, что конный спорт является возрастным, достижение высоких результатов в большой степени зависит от психологической зрелости всадника, а так же от подготовленности лошади, возможно продление данного этапа на более продолжительный срок (по решению тренерского совета).
|
Этап совершенствования спортивного мастерства рассчитан на 3 года подготовки, но может быть продлен на более продолжительный срок. На этот этап зачисляются учащиеся, уже прошедшие подготовку на этапе спортивной специализации, выполнившие норматив Кандидата в мастера спорта; обычно это лица, избравшие деятельность в области спорта в качестве профессиональной, нацеленные на поступление (или поступившие) в спортивные ВУЗы. Подготовка на данном этапе имеет целью дальнейшее совершенствование спортивных навыков, выступление в крупных соревнованиях Всероссийского и международного уровня, членство в сборной команде страны по избранному виду спорта.
Основными задачами реализации учебно-тренировочных программ в секции конного спорта являются:
— гармоническое физическое развитие, укрепление здоровья занимающихся;
— подготовка дисциплинированных, смелых, морально-волевых спортсменов, патриотов своей Родины;
— постоянное неуклонное повышение тренировочных и соревновательных нагрузок при систематическом медицинском и ветеринарном контроле;
— подготовка высококвалифицированных спортсменов и спортивных лошадей в сборные команды областей, краев;
— подготовка квалифицированных инструкторов и спортивных судей.
Необходимым условием успешного выполнения программы является хорошее материально-техническое обеспечение, оснащение современным оборудованием, инвентарем, наличие хороших перспективных лошадей, средств восстановления, медицинского и ветеринарного обеспечения. Планируемый программный материал изложен в соответствии с режимом детско-юношеских спортивной школы. Учебные группы по годам обучения комплектуются с учетом возраста, уровня физического развития, спортивной подготовленности.
Учитывая специфику данного вида спорта, следует уделять большое внимание четкой, последовательной системе отбора в специализированные группы по видам конного спорта (выездка, конкур), который должен осуществляться в течение первых 3-4х лет занятий.
Таким образом, изучив особенности традиционного подхода к организации учебно-тренировочного процесса в секциях конного спорта, можно сделать вывод об отсутствии спортивно-оздоровительных групп, что свидетельствует о недостаточном внимании к детям, не имеющих, например, физические возможности, чтобы заниматься конным спортом на профессиональном уровне.