Государственные социальные стандарты в области доходов населения по Государственным классификатором социальных стандартов и нормативов




o Прожиточный минимум в расчете на месяц на одного человека;

o Прожиточный минимум для детей до 6 лет

o Прожиточный минимум для трудоспособных лиц;

o Прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность.

Перечень социальных нормативов по Государственным классификатором социальных стандартов и нормативов:

o социального обслуживания;

o жилищно-коммунального обслуживания;

o транспортного обслуживания и связи;

o охраны здоровья;

o обеспечение учебными заведениями;

o обслуживание учреждениями культуры;

o обслуживание учреждениями физической культуры и спорта;

o бытового обслуживания, торговли, общественного питания;

o социальной работы с детьми, молодежью центрами социальных служб.

Причины невнедрения социальных стандартов в практику государственного управления.

o Отсутствие понимания роли стандартов в социальном управлении;

o Отсутствие единых методологических подходов к определению сущности социальных стандартов;

* Отсутствие целостной системы социальных стандартов;

o Отсутствие адекватного законодательного обеспечения функционирования социальных стандартов;

o Нехватка бюджетных средств.

o Направления дальнейших действий:

o Проведение комплексной научной разработки с изучением, обобщением и адаптацией мирового опыта формирования и внедрения социальных стандартов.

o Проведение пилотного внедрения.

o Подготовка законодательного обеспечения.

o Создание информационно-ресурсного центра.

o Поэтапное обеспечение внедрения стандартов в практику социального управления.

Прожиточный минимум как государственный социальный стандарт применяется для:

o общей оценки уровня жизни в Украине, определение критериев бедности и стратификационного деления общества, что является основой для реализации социальной политики и разработки отдельных государственных социальных программ;

o установление размеров минимальной заработной платы и минимальной пенсии по возрасту, определения размеров социальной помощи, помощи семьям с детьми, пособия по безработице, а также стипендий и других социальных выплат исходя из требований Конституции Украины и законов Украины;

o определения права на назначение социальной помощи;

o определение государственных социальных гарантий и стандартов обслуживания и обеспечения в отраслях здравоохранения, образования, социального обслуживания;

o установления величины необлагаемого минимума доходов граждан.

При расчете размера прожиточного минимума государственного социального стандарта, учитывается ряд специфических факторов: правовые, политические, экономические, социальные, экологические (рис. 5.12). Размер прожиточного минимума рассчитывается, исходя из стоимости минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, утвержденные постановлением КМУ "Об утверждении наборов продуктов питания, наборов непродовольственных товаров и наборов услуг для основных социальных и демографических групп населения" (от 14.04.2000 № 656). Населению Украины предоставляются субсидии на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставления газа и твердого топлива.

Рис. 5.12. Факторы, влияющие на расчет прожиточного минимума

Установленный уровень прожиточного минимума должен обеспечить физиологический и социальный минимумы. Физиологический минимум - это стоимостное выражение материальных ценностей, необходимых для существования человека. В мировой практике он составляет 85-87% уровня общего прожиточного минимума. Социальный минимум - это определенный набор духовных и социальных ценностей минимально принятого уровня жизни; он составляет 13-15%.

Основой расчета прожиточного минимума для основных социальных и демографических групп населения в минимальную потребительскую корзину, главную часть которого составляет набор продуктов питания в расчете на одного человека в месяц. При формировании минимального набора продуктов питания учитывается химический состав и энергетическая ценность продуктов питания, а также нормы физиологических потребностей, рекомендуемые ВОЗ. Этот набор рассчитан на основе норм потребления продуктов питания для различных категорий населения, разработанных научно-исследовательским институтом питания МИНЗДРАВА Украины на основе методических разработок относительно физиологических нужд, осуществленных Ленинградским институтом гигиены труда еще в 1990 г.

Характеристика прожиточного минимума в Украине на протяжении 2011-2012 годов по основным социально-демографических групп населения представлена в табл. 5.4. За 2011 прожиточный минимум для трудоспособных украинцев вырос на 64 гривы, за 2012 год этот показатель увеличится на 61 гривну.

Таблица 5.4. Изменение размера прожиточного минимум в Украине в 2012 году по основным социально-демографическим группам населения, в гривнах

Период Прожиточный минимум
общий показатель на детей до 6 лет на детей от 6 до 18 лет для трудоспособных лиц для лиц, которые потеряли работоспособность
 
3 01.01.2011          
3 01.04.2012          
3 01.07.2012          
3 01.10.2012          
 
3 01.01.2012          
3 01.04.2012          
3 01.07.2012          
3 01.10.2012          
3 01.12.2012          

"Социальный эксперимент НФПУ с 1 по 31 октября 2010 г., во время которого пять добровольцев в разных регионах Украины месяц выживали на прожиточный минимум, доказал, что суммы средств, установленной государством, будет 1095 грн. в 2012 г. - недостаточно для обеспечения полноценного питания украинцев.

Структура прожиточного минимума в Украине в 2010-2012 годах составляет:

- стоимость продуктов питания для трудоспособных лиц - 52,6 - 73,5% от общей суммы,

- стоимость непродовольственных товаров 12,3 - 19 %,

- стоимость услуг 17,5 - 29,3%,

- взносы обязательного государственного социального страхования 2,9 %.

В 2012 году минимальная зарплата в Украине превысила прожиточный минимум в 1,04 раза.

Размер почасовой оплаты труда в Украине в 2011 году увеличился на 0,38 гривны, в 2012 - запланировано увеличение на 0,37 гривны. Изменение минимальной заработной платы и почасовой оплаты труда в 2012 году происходит с 01.01.2012, соответственно: 1073 и 6,43 грн.; с 01.04.2012., соответственно, 1094 и 6,56грн.; с 01.07.2012, соответственно, 1102 и 6,61 грн.; с 01.10.2012, соответственно, 1118 и 6,7 грн.; с 01.12.2012, соответственно, 1134 и 6,8 грн. По состоянию на июль 2011 года отношение годовой украинской минимальной заработной платы составляет 21,5% к объему ВВП на душу населения. Соответствующие показатели по данным Евростата и МВФ: в Бельгии минимальная зарплата - $2064,2 (68,6% к ВВП на душу населения), во Франции - $1951,9 (68,7%), в Польше - $496,7 (31,5%), в Латвии- $403,2 (33,5%).

Среднемесячная заработная плата в Украине за 2011 год составила 2633 грн. (329 $); для сравнения: в Польше - 1360 $, в Чехии - 1450 $; во Франции - 2500 Евро, в Германии - 2800 Евро, в Нидерландах - 3007 Евро, в Великобритании - 3118 Евро.

Показатели средней заработной платы за 2003-2012 годы для назначения пенсий рассматривается в табл. 5.5.

В структуре операционных расходов по реализованной продукции в 2011 году расходы на оплату труда составили 6,0%, социальные отчисления - 2,2% (а материальные расходы - 29,3%, стоимость товаров и услуг, приобретенных для перепродажи и реализованных без дополнительной обработки, - 51,2%, амортизация - 2,9%, другие операционные расходы - 8,4%). В 2012 году доля заработной платы в себестоимости украинских товаров составляет 6%, тогда как в странах Западной Европы достигает до 45%. При этом размер ВВП Украины меньше внутреннего валового продукта средней евро

Таблица 5.5. Показатели средней заработной платы за 2003-2012 годы для назначения пенсий

европейской страны всего в 4 раза, тогда как заработная плата меньше в 5,6-19,7 раз. продолжают снижать долю заработной платы в себестоимости украинской продукции: в 2009 г. это было 7%, в 2010 - 6,5%, в 2011 - 6,0%.

В Украине остается задолженность по выплате заработной платы, которая за первые три месяца выросла на 10% и достигла одного миллиарда семидесяти млн. грн. Наибольший долг по зарплате в Донецкой, Харьковской и Луганской областях.

Гарантированный минимум для получения помощи в соответствии с Законом Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям" не может быть больше 75 процентов от уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи, в 2012 году помощь для таких семей на каждую 13-18 ребенка в возрасте от 3 до 13 лет увеличится на 120 гривен,а на каждого ребенка возрастом от 13 до 18 лет - на 230 гривен.

Проблемной остается оплата труда бюджетников, продолжается нарушение Закона "Об оплате труда", занижаются размеры заработной платы для почти 4 млн. работников: с января 2012 г. должностной оклад работников 1-го тарифного разряда -

773 грн., а минимальная заработная плата 1073 грн., разница 300 грн. По закону оклад работников 1-го тарифного разряда должен быть больше за минимальную зарплату. Ежемесячно каждому бюджетнику недоплачивается более чем 300 грн., а квалифицированным учителям, врачам еще больше - 700-800 грн. Каждый четвертый наемный работник в Украине находится за чертой бедности. По данным ООН, в Украине 80% населения находятся на грани бедности, а разрыв между доходами богатых и бедных является 40-кратним.1

Для социальной защиты населения нужна индексация - автоматическое корректировки величины денежных доходов физических лиц из бюджетных источников (пенсий, помощи, стипендии), заработной платы по месту работы, а также денежных сбережений физических лиц в виде вложений в учреждения государственной кредитно-финансовой системы и облигации государственных займов с целью частичного возмещения потерь, связанных с ростом цен. Снижение реальной заработной платы, пенсий, стипендий негативно влияет на экономическое положение трудящихся. Последние вынуждены искать дополнительную работу. Снижается не только уровень жизни, сокращается и время. Индексация применяется во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые профсоюзы добились полной компенсации роста цен. В Украине такая компенсация является незначительной, что ставит большую часть населения на грань выживания.

При установлении минимального уровня заработной платы документы МОТ рекомендуют учитывать потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, влияющие на уровень занятости (уровень производительности труда, количество безработных, др.). За базу минимального уровня зарплаты берут набор товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей (с одним ребенком, с двумя детьми и др.). Этот набор в разных странах неодинаков. В США в него входят оплата за наем жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки один раз в пять лет подержанного автомобиля и др. Размер минимальной заработной платы в развитых странах достигает 30-50% от размера средней зарплаты. В США - 5,15 долл. в час. Отдельный минимум устанавливается для молодежи

Мировая практика обосновала следующие методы определения прожиточного минимума в государстве (рис. 5.13): статистический, ресурсный, субъективный, комбинированный.

На практике шире применяется нормативный метод, заключающийся в установлении стоимостной величины прожиточного минимума за минимальную потребительскую корзину. Каждое государство имеет свои особенности формирования минимальной потребительской корзины.

Рис. 5.13. Методы определения прожиточного минимума

В Болгарии предложено шесть минимальных потребительских корзин, которые давали ряд комбинаций относительно состава семей по их признакам. Болгарские корзины: на семью из двух человек включают 552 позиции, из трех - 639 позиций, а из четырех - 652 позиции. Корзина содержит градации для работающих, пенсионеров и детей, включая 149 позиций продовольственных товаров (или 2327% общего количества позиций названных трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура питания обеспечивала дневную калорийность для работающих в количестве 2822 калории, для пенсионеров - 2026 и для детей-2123 калории. Уровень физиологического минимума по отношению среднедушевого дохода в этой стране составляет 69%.

Правительство Украины методику подсчета потребительской корзины до сих пор не обнародовал.

В Литве, Белоруссии и Эстонии является официально принятым социальный прожиточный минимум, в России и в Казахстане - физиологический прожиточный минимум. В Литве прожиточный минимум определяется на основе потребностей семьи из четырех человек: мальчик 14 лет, девочка 6-8 лет и двое взрослых. Для других семей используются специальные коэффициенты. Продовольственная доля товаров включает более 50 видов товаров и составляет 45-50% минимального потребительского бюджета.

В странах с развитой рыночной экономикой, в которых сложился высокий уровень доходов, используется такой метод формирования уровня прожиточного минимума, как "относительный" метод или метод "вычисление медианного дохода". Под медианным доходом следует понимать доход, за которого половина населения имеет больший доход, а половина меньше, или это уровень достатка, что чаще всего встречается в определенной стране (практически соответствует середньодушовому дохода населения). В США, Великобритании, Германии прожиточный минимум устанавливается на уровне 40% от медианного дохода, в Финляндии, Италии, Греции, Испании - 50%, в Португалии и Ирландии - 60% соответственно. Этот метод является самым простым и достаточно эффективным. Однако он может применяться только в тех странах, где сложился высокий уровень доходов, поэтому в государствах с резким разграничением уровней доходов, а в частности в Украине, этот метод будет нецелесообразным.

Прожиточный минимум, социальный минимум, социальный набор... - в каждой стране его называют и считают по-разному. Перечень товаров и услуг, что туда входят, в развитых странах пересматривают каждый год или два года, ориентируясь на требования времени. По украинскому законодательству, КМУ утверждает новый перечень каждые пять лет. В 2011г. украинской правительство впервые за последние десять лет пересмотрел набор потребительской корзины, добавив к нему чай и кофе. По расчетам Минтруда, декабрь 2011 г., набор основных продуктов питания для трудоспособного населения обошелся в 734,65 гривны. Минимальный набор предметов гардероба для мужчин обойдется в 535 гривен в месяц, для женщин - в 770 гривен. Набор жилищно-коммунальных услуг для одного человека обошелся в 256,33 гривны. "Даже не учитывая приобретение бытовой техники, лекарств, расходов на транспорт, понятно, что прожиточный минимум в 941 гривну, который действует с 1 января, - цифра неизвестно откуда взята. Прожить на такую сумму - нереально"1. Величина украинского прожиточного минимума не учитывает жизненно необходимые расходы: на строительство или покупку жилья, на образование, оздоровление, содержание детей в дошкольных учебных заведениях, платные медицинские услуги, которые должны быть включены в прожиточный минимум согласно принципов его формирования, Закона Украины "Про прожиточный минимум", международным стандартам, определенным Конвенцией МОТ № 117 об основных целях и нормах социальной политики. По мнению экспертов, если бы потребительская корзина была наполнена реальным содержанием, расходную часть бюджета необходимо было бы увеличить по крайней мере втрое.

Как отмечает О. Пищуліна, при расчетах общего показателя по Украине не учитываются региональные различия цен на продовольственные и непродовольственные товары. По данным социального рейтинга городов Украины журнала "Эксперт", разница стоимости корзины критического потребления продуктов питания в разных городах Украины колебалась до 30-36 %, существенно отличается стоимость транспортных, коммунальных и других услуг.

Актуальной является и проблема строгого соответствия набора и объема товаров в минимальной потребительской корзины медицинским стандартам. По мнению специалистов, нормы, заложенные в прожиточном минимуме граждан Украины, существенно ниже физиологические, а набор непродовольственных товаров вообще не обеспечивает многих потребностей современного человека. Неадекватным является также набор товаров в минимальной потребительской корзины. В его структуре для трудоспособных лиц не заложено подоходный налог для физических лиц, который является ощутимым для заработной платы человека. Обострилась проблема включения в состав прожиточного минимума минимальных затрат на услуги здравоохранения, образования, транспорта, связи, сферы жилищно-коммунального хозяйства в все становятся платными. Итак, сегодня в Украине фактически существуют две корзины: на основе официального ведутся официальные расчеты, происходят перерасчеты социальных выплат, другой - отражает реальный потребительский минимум. Необходимость изменения методики расчета потребительской корзины и прожиточного минимума обусловливает также неравномерность роста индексов потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги.

Неадекватность прожиточного минимума порождает дезориентацию в социальной политике, в т.ч. в политике обеспечения доходов населения. По Конституции, в Украине доходы граждан должны быть не ниже прожиточного минимума, что является стандартом и государственной гарантией минимальных потребностей человека. Средний показатель шкалы доходов населения по некоторым видам экономической деятельности меньше стоимость потребительской корзины, его обеспечение не гарантирует обеспечение конституционных прав. Минимальная заработная плата, которая, согласно законодательству, должна определяться на уровне прожиточного минимума (в соответствии с требованиями Европейской социальной хартии должна составлять более 2,5 размера прожиточного минимума), реально составляет в Украине всего 79,2% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц. На начало 2012 г. доля населения с середньодушовими общими доходами в месяц ниже прожиточного минимума составила 47%. Теряется и логическую связь между понятиями "прожиточный минимум" и "черта бедности". Последняя определяется как 75 % среднего показателя шкалы доходов населения, который, в свою очередь, ниже прожиточного минимума, что определяет минимальные жизненные потребности.

А. Пищуліна отмечает непоследовательность использования прожиточного минимума как базового социального стандарта для расчета социальных платежей, пенсий и других социальных стандартов. Это подтверждается тем, что:

- во-первых, на данный момент прожиточный минимум применяется только для установления размера государственной социальной помощи малообеспеченным семьям и семьям с детьми, лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам. Несмотря на требование ст. 46 Конституции Украины, прожиточный минимум не применяется к определению минимальной зарплаты, минимальной пенсии, льготных пенсий и пособий;

- во-вторых, прожиточный минимум обеспечивает установление адресной социальной помощи для малообеспеченных семей, регулируется Законом Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям" от 18.01.2006 № 3365-ИУ. Прожиточный минимум для семьи определяется как сумма размеров прожиточного минимума для детей, трудоспособных и нетрудоспособных членов семьи. Соответственно, пособие представляет собой доплату в размере, который позволяет обеспечить прожиточный минимум.

Основным проблемным положениям украинского законодательства является оговаривание ограничений размера пособия возможностями государственного бюджета. В Законе о государственном бюджете на соответствующий год устанавливается так называемый уровень обеспеченности прожиточного минимума (РЗПМ) в процентах до реального показателя этого стандарта (в размере в среднем на 70% ниже официально принятого прожиточного минимума). Для семей с детьми и инвалидами предусмотрено при начислении пособия увеличивать уровень обеспеченности на 10-20%. Размер обеспечения прожиточного минимума значительно меньше, чем прожиточный минимум и вообще нивелирует значение прожиточного минимума. "Ручное" управление социальными выплатами на основе РЗПМ нарушает конституционного права граждан на достаточный уровень жизни. В 2004 г. впервые установлены дифференцированные уровне РЗПМ для различных категорий населения, в 2012 г. эта практика дифференциации этого норматива для различных категорий населения для назначения государственной социальной помощи малообеспеченным семьям продолжается.

По мнению А. Пищуліної сегодня для обеспечения использования стандарта прожиточного минимума в соответствии с Конституцией Украины для всех социальных выплат и государственных гарантий является актуальным и необходимым:

- во-первых, изменение методики определения размера прожиточного минимума для обеспечения максимального соответствия стандарту реальной стоимости потребительской корзины и услуг, при этом:

o просмотр структуры нормативов для расчета прожиточного минимума для всех категорий населения с учетом сегодняшних условий их проживания;

o изменение согласно фактических расходов населения соотношение продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг согласно реальных показателей расходов с учетом потребностей нормального воспроизводства человека;

o пересмотр набора товаров и услуг в сторону их соответствия реальным современным условиям, жизненным потребностям человека и медицинским стандартам;

o учет динамики изменения среднего размера семьи за соответствующий период. (2,76 лиц);

при проведении пересмотра наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, разработать методику учета региональных различий при формировании прожиточного минимума;

- во-вторых, с целью восстановления логики принятия решений по вопросам прожиточного минимума предусмотреть в законодательстве "прожиточный минимум", одновременное утверждении наборов продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг и Методики определения прожиточного минимума, причем сначала утверждать наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а уже затем вносить соответствующие изменения в Методику определения их стоимостных величин;

- третий, с целью обеспечения социально-экономического обоснования определения прожиточного минимума на одного человека и для лиц, которые относятся к основным социальным и демографическим группам населения, рассмотреть целесообразность разработки Закона Украины "О потребительской корзине", а также обеспечить информационную прозрачность мониторинга фактического размера прожиточного минимума.

Размер прожиточного минимума в европейских странах с развитой системой социальной защиты приближается к уровню средней зарплаты и может обеспечить достаточный уровень жизни тех, кто не может самостоятельно получить достаточные доходы.-В британских малообеспеченных не дотягивают украинцы со средними заработками.

В Британии, в социальном минимуме учитывают расходы на Интернет, мобильный телефон, приобретению фильмов и спутниковое телевидение. В украинской потребительской корзине в 2011-2012 гг. расходы на компьютер, на его обслуживание - не предусмотрено, но считают приобретение однопрограмного радиоприемника и оплату за радиоточку. В Британии, США и Франции в потребительской корзине предусмотрены расходы на алкоголь (в США также на табак). Во Франции не представляют жизни малообеспеченного гражданина без лаков для волос, гелей для душа, визитов в парикмахерскую и к стоматологу. В Украине бедным можно стричься - четыре раза в год, по 20 гривен за стрижку. Косметические средства и бытовая химия также предусмотрены - туалетное и хозяйственное мыло, шампунь, зубная паста и детский крем (один тюбик на год на семью). Абсолютно во всех европейских странах в минимальный потребительский набор включены презервативы. В Украине о них даже не вспоминают, несмотря на то, что Украина - лидер по темпам распространения ВИЧ/Спида.

На сегодняшний день таких, которых государство Украина считает "социально незащищенными" и предоставляет разнообразные льготы, является почти половина населения. "Один галстук на десять лет, мужская обувь имеет носитись 5 лет у мужчины трудоспособного возраста и 6 у пенсионера, плавки - одни на 10 лет, по мнению КМУ, право на купальник ни женщины ни мужчины пенсионного возраста не имеют ничего медицинскую помощь и лекарства, приобретение жилья и мебели, - эти и другие "стандарты" жизнь сопровождают расчет социального минимума". Количество льготников в 2011 г., которые имеют право на льготы по социальному признаку, достигло 13 млн. человек, и около 3,2 млн. за профессиональной; в целом на льготы имеют право около 43 процентов всего населения Украины; организации обсчитали наличие более 600 видов льгот. Эксперты проекта "Реформирование льгот и привилегий - приближение к европейским стандартам" Центра общественной адвокатуры считают, что льготы и пособия должны быть "инвентаризованы" и реформированы на основе адресного подхода, чтобы обеспечить социальную защиту тем, кто в этом нуждается. Льготы не являются бесплатными: их содержат налогоплательщики нашего государства. В результате они требуют все большего финансирования, что становится значительной нагрузкой на бюджет и не позволяет удовлетворять другие потребности, в том числе и самих действительно социально незащищенных категорий населения. "Прожить" на такой размер "прожиточный минимум", который является "социальным стандартом" и одним из компонентов права на социальную защиту в Украине не является возможным. По подсчетам Национального форума профсоюзов Украины, прожиточный минимум должен составлять не менее 2356 гривен".

С точки зрения директора социологической службы Центра экономических и политических исследований им.разумкова А.Биченко: "Наш потребительский минимум рассчитан по нормам военного времени, как минимум для физиологического существования. Этого достаточно, чтобы человек не начала умирать с голода. Конечно, о каком-то культурном развитии речь не идет...это сказывается и на продолжительности и качестве жизни. Мы еще не замечаем, но такие условия сказываются на "качества человеческого материала", если так можно выразиться. Подрастающее поколение у нас недополучает не только полноценного питания, но и культурного развития. С нынешними детьми мы еще будем иметь проблемы. И речь идет не только о том, что этих детей слишком мало, чтобы обеспечивать потом будущих пенсионеров. Речь идет об их развитии. Собственно именно через такие низкие социальные стандарты Украина является страной третьего мира".1

учитывая историю событий, с 1991 г. в Украине был запущен долгосрочный механизм падения жизненного уровня населения, спад производства, расслоение в обществе. В Украине недопустимо мала доля заработной платы в ВВП, что идет в разрез со сложившейся мировой тенденцией, Доля заработной платы в ВВП различных стран в 2011 году составила: в Японии - 76,0%, США - 72,2%, Евросоюзе - 88,3, России - 40,0% и в Украине - 41,0%2. По оценке украинских ученых, доля заработной платы в совокупных доходах населения в 2012 году реально снизилась - с 41,0% до 17,3%, что соответствует отрицательной тенденции - спаде производства, сокращении занятости, росте безработицы, тенизации экономики. Отставание по этому показателю почти вдвое характеризует ее общее экономическое положение. Согласно исследований Д.Львова, среднестатистический российский работник производит на 1 доллар почасовой оплаты труда примерно в 2 раза больший ВВП, чем аналогичный американский, происходит официально зарегистрирована на государственном уровне эксплуатация наемного труда1.

Второе место по значимости после заработной платы в Украине составляют доходы населения в виде социальной помощи и трансфертов: в 2007 году они составляли 39,4% и в 2008 году - 38,6%; далее - доходы от предпринимательской деятельности и от собственности - 19,6% и 18,7% соответственно по годам, что свидетельствует о том, что более трети населения получает доход от государства в форме социальной помощи и трансфертов, и только менее пятой части населения зарабатывает предпринимательской деятельностью или используя свою власність.2 За последние три десятилетия заработная плата в сумме личных доходов населения США составляла 60-70%, доходы неакционерного предпринимательства - 5-8, доходы от собственности - 13-19, социальные трансфертные платежи - 10-16%. Как видим, в Украине прослеживается противоположная - негативная диспропорция доходов населения.

Если в 1990 году средний доход 10% самых богатых граждан Украины в 4 раза превышал соответствующий показатель 10 % самых бедных, то в 1996 г. - уже в 67 раз, в 2011 г. - 273 рази.3 10% населения Украины получают сегодня 40% доходов всего населения страны, по экспертным оценкам, 2/3 этих доходов имеют криминальное походження3. При сравнении отдельных стран соотношение доходов богатых и наиболее бедных слоев населения в Китае составляет 7:1, в странах ЕС - в 5-7:1, в Японии - 4,3:1, а в в Украине - 30:1. Бедность является глобальной проблемой. Общее количество бедных мира превысила 1,3 млрд. человек, при этом 2/3 всех нуждающихся людей проживают в 10 странах мира (Индии, Китае, Бангладеш, Бразилии, Индонезии, Нигерии, Вьетнаме, Пакистане, Эфиопии, на Филиппинах). По оценкам Всемирного банка, 1/4 населения мира проживает в условиях страшного обнищания. Особого внимания заслуживают люди, проживающие в условиях абсолютного обнищания, что попали в это положение в результате дискриминации через свой возраст, по причине инвалидности, болезни. Постоянно растет разрыв между богатым и бедным населением. Это обуславливает принятие международным сообществом обязательства ликвидировать бедность как социальное явление к определенной даты, которая должна быть установлена в каждой отдельной стране мира. Бедность - это невозможность вследствие недостатка средств поддерживать образ жизни, присущий конкретному обществу в конкретный момент.

В разных странах бедность характеризуется такими показателями, как: прожиточный минимум, гарантированный прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет уровень бедности, черта бедности, крайняя форма бедности, острота и глубина бедности.

Глубина бедности - отклонение величины доходов или расходов бедных от определенной черты бедности.

Черта бедности - уровень дохода, ниже которого невозможно удовлетворение основных потребностей. Черта бедности устанавливается как доля прожиточного минимума на одно лицо из расчета на месяц, на ее основе определяются семьи, которые относятся к категории бедных.

Крайняя форма бедности - бедность, которая по сравнению со стандартами цивилизации ассоциируется с гранью выживания.

Уровень бедности - удельный вес семей (домохозяйств), в которых уровень потребления (доходов) на одного человека ниже определенной черты бедности. Общий уровень бедности в стране определяется показателем доли бедных в общей численности населения в возрасте от 15 лет. Уровень бедности существует в виде физиологического и социального минимумов. Первый отражает удовлетворение только главных физиологических потребностей и основных услуг. Второй, кроме него, включает минимальные духовные и социальные запросы.

Уровень бедности в Украине за последние годы колебался около 27 %, а уровень крайней бедности - 12-14%. В широком понимании бедность - это неспособность поддерживать прожиточный минимум, но определение этого "минимального" уровня, особенно когда денежные доходы не могут быть адекватным показателем реального потребления, проблематично. Средства семьи состоят из текущих доходов, трансфертных платежей, сбережений, собственности, т.п. Официальное определение бедности основывается на размере дохода семьи. В США в 1987 г. человек, получавший менее чем 5778 долл. в год (в 2011 г. - 6928 долл.), жила в бедности; для семьи из четырех человек черта бедности составляла 11 611 долл. (2011 г. - 12761 долл.), а с шести - 15 509 долл. (2011 г. - 16659 долл.). Семья считается бедной, если ее доход менее чем в три раза превышает уровень, определенный министерством сельского хозяйства как расходы на "нормальное пищевое обеспечение" семьи. В 60-х годах ХХ в. в США был высокий уровень бедности, но там действовала шкала налога с физических лиц с максимальной ставкой на высокие доходы - до 90 %. В условиях экономического кризиса и растущего обнищания населения такая мера социально оправдана и соответствует национальным интересам.

Для сравнения обследований домашних хозяйств, касающиеся доходов и условий жизни, а также с целью обеспечения сравнения между странами, Всемирным банком был установлен стандартный показатель черты бедности в размере 1 долл. на одного человека в сутки с учетом покупательной способности доллара в ценах 1985 г., что позволило определить численность бедного населения в разных странах мира. В качестве показателя черты бедности применяется: в Латинской Америке - 2 долл. на одного человека в сутки; в Европе и в Центральной Азии - около 4 долл.; в Китае - 0,6 долл., для Субсахарі Африки - 1,7 долл.; для стран Карибского бассейна - 2,15 долл., для стран Восточной Европы и стран СНГ - 4,30 долл., для экономически развитых стран - 14,76 долл. на одну на сутки.

В 2012 г. по подсчетам Национального форума профсоюзов Украины прожиточный месячный минимум в Украине должен составлять не менее 2356 гривен, то есть в сутки на одного человека - 9,8дол. (при курсе НБУ $1=8грн.). Прожиточный минимум из расчета на одного человека в Госбюджете Украины на 2012 год установлен от 1017 грн. с 1 января 2012 г. - до 1095 грн. с 1.12.12, то есть в сутки на одного человека этот показатель составляет, соответственно, 33,9-36,5 грн. или 4,24-4,56 долл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: