Дайте определение понятию «Развивающие технологии»
Развивающие технологии − это комплекс знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, выстроенный на основе синтеза достижений педагогики и психологии. Развивающий эффект в развивающих технологиях рассматривается не побочным (как сложилось в традиционной системе), а прямым результатом. Развивающие технологии ориентированы на перестройку схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме: «познал – осмыслил – сказал – запомнил».
Напишите структуру учебной деятельности, к каждому компоненту подберите набор общеучебных умений, приведите примеры заданий по предмету история на каждое умение.
Структура учебной деятельности включает в себя компоненты:
I - информационно-ориентировочный компонент | - умения наблюдения Здание: рассмотрите карту расселения славян, выделите территории расселения восточных славян. - умения слушания Здание: какие факты о древних славянах вы узнали из прослушанного рассказа? -умения чтения Задание: прочитайте отрывок из учебника и назовите особенности быта славян. |
II - операционно-исполнительский компонент; | - умения классификации Задание: составьте таблицу, в которой обозначьте программные требования партий. - умение обобщения Задание: выделите общее положения в программах партий. |
III - контрольно-коррекционный компонент | - умение самоконтроля Задание: решите тренировочный КИМ и сверьте полученные ответы с ключом. |
Назовите предметные умения формируемые на уроке истории.
- умение локализовать исторические факты во времени (хронологические умения);
- умение локализовать исторические факты в пространстве;
- умение работать с историческими документами как источником знаний.
Разработайте примеры заданий:
- на умение анализировать исторический материал.
Тема: «Борьба за власть, установление диктатуры большевиков».
Задание: Прочитайте документы и ответьте на вопросы.
Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции
28 ноября (11 декабря) 1917 г.
Члены руководящих учреждений партии кадетов, как партии врагов народа, подлежат аресту и преданию суду революционных трибуналов.
На местные Советы возлагается обязательство особого надзора за партией кадетов ввиду ее связи с корниловско-калединской гражданской войной против революции.
Декрет вступает в силу с момента его подписания.
Петроград, 28 ноября 1917 г.
Постановление ВЦИК об исключении из состава ВЦИК и местных Советов представителей контрреволюционных партий социалистов-революционеров (правых и центра) и меньшевиков
14 июня 1918 г.
Принимая во внимание:
1) что Советская власть переживает исключительно трудный момент, выдерживая одновременно натиск как международного империализма всех фронтов, так и его союзников внутри Российской Республики, не стесняющихся в борьбе против Рабоче-Крестьянского правительства никакими средствами, от самой бесстыдной клеветы до заговора и вооруженного восстания;
2) что присутствие в советских организациях представителей партий, явно стремящихся дискредитировать и низвергнуть власть Советов, является совершенно недопустимым;
3) что из ранее опубликованных, а также оглашенных в нынешнем заседании документов ясно обнаруживается, что представители партий - социалистов-революционеров (правых и центра) и меньшевиков, вплоть до самых ответственных, изобличены в организации вооруженных выступлений против рабочих и крестьян в союзе с явными контрреволюционерами - на Дону с Калединым и Корниловым, на Урале с Дутовым, в Сибири с Семеновым, Хорватом и Колчаком и, наконец, в последние дни с чехословаками и примкнувшими к последним черносотенцами,
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:
исключить из своего состава представителей партий социалистов-революционеров (правых и центра) и меньшевиков, а также предложить всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов удалить представителей этих фракций из своей среды.
Вопросы к документам:
1. Какими могут быть мотивы составителей постановлений, помимо указанных в документе?
2. О чем свидетельствуют постановления?
- на сравнение исторических событий
Составьте таблицу на сравнение Февральской революции и Октябрьской революции. В таблице отразите состав участников, лидеров, цели и итоги.
- задания на ранжирование причинно-следственных связей
Разработайте схему, в которой отразите влияние экономических, политических, социальных и идеологических причин на возникновение и развитие Смуты.
Пример: политические причины (перерыв династии Рюриковичей) −> политический кризис, появление самозванцев.