Организация как система - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, действующих для достижения общей цели.
С точки зрения системного подхода, организация является искусственной, открытой, управляемой, динамической и целенаправленной системой.
1. Организация это искусственная система, т.е. созданная человеком для достижения определенных целей.
2. Организация это открытая система, т.к. находится в постоянном взаимодействии с внешней средой. Организация имеет определенные границы, позволяющие ей не смешиваться с внешней средой. Границы определяются не только территориально, но и технологическими и бизнес процессами.
3. Организация это управляемая система, т.к. целостность системы обеспечивается механизмами регулирования.
4. Организация это динамическая система, т.к. она находится в постоянном изменении. Все изменения, происходящие в системе, называются процессами.
5. Организация это целенаправленная система, т.е. ее поведение можно направлять к желаемому состоянию. Желаемое состояние определятся целью. Способы достижения желаемого состояния называются средствами достижения цели. Их должно быть несколько, т.к. необходимо обеспечить выбор.
Организация – это такой способ совместной деятельности людей, при которой она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Организация – это социальные группы, сформированные для достижения определенных целей. Поскольку организации прежде всего касаются деятельности людей, их принято называть социальными организациями.
Социальные организации характеризуются расположением в них людей по рангам, распределением ролей, статусов, системы социальных отношений и механизмов, упорядочивающих взаимодействие людей, стремящихся получить более высокий статус.
Социальная организация характеризуется следующими чертами:
· устойчивым взаимодействием элементов, способствующим прочности и стабильности их существования в пространстве и времени;
· относительно высокой степенью сплоченности;
· отчетливо выраженной однородностью состава;
· вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.
Цели – это желаемое состояние организации в долгосрочной перспективе.
Организация создается для достижения определенных целей, но в процессе жизни организации ее цели могут меняться по следующим причинам:
- Изменение внешней среды.
- Изменение масштаба организации.
- Изменение стадии жизненного цикла.
- Смена собственников или руководства.
Цели организации могут быть долгосрочными и краткосрочными.
Цели организации могут быть количественные и качественные:
- Количественные – задаются с помощью конкретных показателей (величина прибыли, объем реализации, доля ранка).
- Качественные – формируются с учетом требований и ожиданий основных сторон, причастных к деятельности организации (высокое качество обслуживания).
Цели организации характеризуются тремя признаками: они отражают желаемые состояния в будущем; они обозначают эти состояния конкретно и отличаются от индивидуальных целей тем, что обладают свойством, обязательным для всех работников предприятия; их официально утверждают, а руководство предприятия одобряет. Цели— это стимул для поведения, поэтому они управляют поведением.
Можно выделить три взаимосвязанных вида организационных целей: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы.
Цели-задания — это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. Преподавание в школе, лечение и прием пациентов в больнице — вес это цели-задания, определяющие смысл существования организации.
Цели-ориентации — совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной.
Цели-системы — это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения. Цели-системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации.
Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми. Основные цели разделяются на более мелкие, т.е. на еще более мелкие и т. д. Такое дробление целей должно соответствовать разделению организации на уровни (отделы, секторы, лаборатории, цехи, и т.п.), где каждому подразделению надо иметь набор производных целей, выполнение которых служит реализации основных, или базовых, целей. Для их достижения организация ставит перед собой множество промежуточных, вторичных, производных целей: укрепление дисциплины, стимулирование работников, реорганизация, улучшение качества работы и др.
Ранжирование целей – это сравнение целей между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов.