Характеристика организации как системы. Цели в управлении организацией. Классификация целей и их ранжирование.




 

Организация как система - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, действующих для достижения общей цели.

С точки зрения системного подхода, организация является искусственной, открытой, управляемой, динамической и целенаправленной системой.

1. Организация это искусственная система, т.е. созданная человеком для достижения определенных целей.

2. Организация это открытая система, т.к. находится в постоянном взаимодействии с внешней средой. Организация имеет определенные границы, позволяющие ей не смешиваться с внешней средой. Границы определяются не только территориально, но и технологическими и бизнес процессами.

3. Организация это управляемая система, т.к. целостность системы обеспечивается механизмами регулирования.

4. Организация это динамическая система, т.к. она находится в постоянном изменении. Все изменения, происходящие в системе, называются процессами.

5. Организация это целенаправленная система, т.е. ее поведение можно направлять к желаемому состоянию. Желаемое состояние определятся целью. Способы достижения желаемого состояния называются средствами достижения цели. Их должно быть несколько, т.к. необходимо обеспечить выбор.

Организация – это такой способ совместной деятельности людей, при которой она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Организация – это социальные группы, сформированные для достижения определенных целей. Поскольку организации прежде всего касаются деятельности людей, их принято называть социальными организациями.

Социальные организации характеризуются расположением в них людей по рангам, распределением ролей, статусов, системы социальных отношений и механизмов, упорядочивающих взаимодействие людей, стремящихся получить более высокий статус.

Социальная организация характеризуется следующими чертами:

· устойчивым взаимодействием элементов, способствующим прочности и стабильности их существования в пространстве и времени;

· относительно высокой степенью сплоченности;

· отчетливо выраженной однородностью состава;

· вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

Цели – это желаемое состояние организации в долгосрочной перспективе.

Организация создается для достижения определенных целей, но в процессе жизни организации ее цели могут меняться по следующим причинам:

  1. Изменение внешней среды.
  2. Изменение масштаба организации.
  3. Изменение стадии жизненного цикла.
  4. Смена собственников или руководства.

Цели организации могут быть долгосрочными и краткосрочными.

Цели организации могут быть количественные и качественные:

  1. Количественные – задаются с помощью конкретных показателей (величина прибыли, объем реализации, доля ранка).
  2. Качественные – формируются с учетом требований и ожиданий основных сторон, причастных к деятельности организации (высокое качество обслуживания).

Цели организации характеризуются тремя признаками: они отражают желаемые состояния в будущем; они обозначают эти состояния конкретно и отличаются от индивидуальных целей тем, что обладают свойством, обязательным для всех работ­ников предприятия; их официально утверждают, а руководство предприятия одоб­ряет. Цели— это стимул для поведения, поэтому они управляют поведением.

Можно выделить три взаимосвязанных вида организационных целей: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы.

Цели-задания — это оформленные как программы об­щих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. Преподавание в школе, лечение и прием пациентов в больнице — вес это цели-задания, оп­ределяющие смысл существования организации.

Цели-ориентации — совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обоб­щенные цели коллектива, включающие и личные цели ка­ждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утра­чивается мотивация на выполнение целей-заданий и рабо­та организации может стать неэффективной.

Цели-системы — это стремление сохранить организа­цию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равнове­сие, стабильность и целостность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в условиях сущест­вующего внешнего окружения. Цели-системы должны ор­ганично вписываться в цели-задания и цели-ориентации.

Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми. Основные цели разделяются на более мел­кие, т.е. на еще более мелкие и т. д. Такое дробление целей должно соответствовать разделению организации на уровни (отделы, секторы, лаборатории, цехи, и т.п.), где каждому подразделению надо иметь набор производных целей, вы­полнение которых служит реализации основных, или базо­вых, целей. Для их достижения организация ставит перед со­бой множество промежуточных, вторичных, производных целей: укрепление дисциплины, стимулирование работни­ков, реорганизация, улучшение качества работы и др.

Ранжирование целей – это сравнение целей между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания ран­гов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: