Методические указания для студентов по овладению практическими навыками.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

«ПОМОЩНИК ПАЛАТНОЙ И ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ»

 

 

Общие положения.

Производственная практика «помощник медсестры», предусмотренная учебной программой II курса, проводится в соответствии с «Положением о порядке проведения производственной практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154 в соответствии подпунктом 29 пункта 5 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г № 258 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 14, ст. 1496, № 43, ст. 4239, 2002, № 6, ст. 579, № 23, ст. 2166), квалификационной характеристикой врача по специаль­ности 060101 «Лечебное дело», 060104 «Медико-профилактическое дело»и Государственного образовательного стандарта 2000 г, в сроки, утверждаемые Приказом ректора УГМА.

Цель практики: закрепление ранее приобретенных навыков и освоение практических умений из рекомендуемого учебной программой перечня, а так же овладение теоретическим материалом, изучение которого в учебном году ограниченно временными рамками лекционного курса и практических занятий.

Производственная практика позволяет каждому студенту выявить имеющиеся проблемы в общей и специальной подготовке.

В подготовительном периоде (февраль-май) необходимо:

Принять участие в собрании, проводимом во второй половине марта на курсе. Цель собрания — информировать о порядке проведения практики, её целях, принципах распределения студентов по базам города (комплектование групп по базам, подготовка лекций санитарно просветительного характера).

Студентам, желающим получить разрешение на отработку производственной практики по индивидуальным заданиям (месту работы или в ЛПУ по месту жительства) необходимо до 1 мая подать заявления и гарантийные письма в отдел производственной практики к.317.

Староста курса должен предоставить до 15 мая список студентов, имеющих среднее специальное образование с квалификацией фельдшер, санитарный фельдшер, медсестра, акушерка, для освобождения их от прохождения производственной практики.

До начала сессии должно быть обеспечено выполнение студентами мероприятии подготовительного периода, а именно:

1. Санитарная книжка оформлена согласно требованиям ЛПУ (прививки по графику, флюорография за текущий год).

2. На информационном стенде перед началом практики студенты должны уточнить следующие вопросы:

— окончательный списочный состав студентов по базам,

— о материальном обеспечении практики (спецодежда, книжки учета практических навыков, зачетные книжки, справочный материал и пр.),

— место и время встречи с руководителем практики.

Студентам, выезжающим на практику за пределы г. Екатеринбурга, дата, время и место проведения зачета определяется отделом производственной практики УГМА индивидуально и сообщаются перед отъездом (при получении студентам направления установленного образца).

После утверждения списков и базовых руководителей приказом ректора УГМА перевод студентов с одной базы на другую не разрешается.

При возникновении непредвиденных причин опоздания на практику или переноса её сроков необходимо заблаговременно информировать Отдел производственной практики УГМА (по телефону:214-86-58, по почте или с нарочным по адресу: 620028 г. Екатеринбург, ул. Репина 3, ком. 317).[1]

В период производственной практики «помощник медицинской сестры по уходу» студенты работают в хирургических, терапевтических, гинекологических, ЛОР, офтальмологических, реанимационных отделениях больниц под контролем главной медсестры, ассистента (вузовского руководителя практики) и под непосредственным руководством старшей медицинской сестры отделения.

Студенты работают по графику 6-ти дневной рабочей недели с 6-часовым рабочим днём, обязательно осуществляя (за исключение беременных и кормящих грудью) 2 дежурства в ночное время, по 12 часов каждое.

Обязанности студентов:

Неукоснительно выполнять программу практики в объёме, предусмотренном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, активно овладевать необходимыми практическими навыками.

Соблюдать трудовую дисциплину, строго придерживаться графика прохождения практики (явка в день начала практики, получение допуска по ТБ, распределение по отделениям и пр.).

Соблюдать правила внутреннего распорядка лечебного учреждения.

Выполнять все распоряжения и поручения ответственных ассистентов и руководителей практики из числа средних медицинских работников.

Регулярно и правильно вести дневник учета работы, своевременно представлять его для контроля ответственному ассистенту.

В конце прохождения практики сдать зачёт ответственному ассистенту.

Руководствоваться основными принципами этики и нормами деонтологии медицинского работника и строго соблюдать их во время прохождения практики.

Обязанности преподавателей:

— перед началом практики провести собрание со студентами, сверив списочный их состав, осветив порядок и условия прохождения практики, дав характеристику базе практики, познакомив студентов с программой практи­ки, дав методические указания по ведению дневника в период практики и др.;

— в первый день производственной практики поместить на стенде, доступном обозрению студентов и руководителей практики от предприятия, учреждения и организации, индивидуальный график и план работы на каждый день (исходя из ежедневной 3-х часовой продолжительности учебного времени по руководству практикой)[2];

— вывесить рядом с индивидуальным графиком работы перечень практических умений, обязательных для освоения студентами в период производственной практики, а также даты проведения зачета и перечень требований, предъявляемых на зачёте;

— определить рабочие места студентов-практикантов, обеспечить их рабочими программами, составить и со­гласовать с учреждением, предприятием графиков прохож­дения производственной практики в соответствующих структурных подразделениях, осуществлять контроль выполнения графиков;

— осуществлять контроль обеспечения предприятием, учреждением, организацией нормальных условий труда, а также своевременности проведения со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безо­пасности;

— работать в тесном контакте с соответству­ющим руководителем практики от предприятия, учреждения и организации;

— обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое её соответствие учебным планам и программам;

— в обязательном порядке использовать фантомы, технические средства и приспособления, выделенные профильным кафедрам для повседневного обучения студентов практическим умениям и для проверки качества умений при проведении зачёта;

— регулярно проверять «Дневники производственной практики» и отчеты студентов-практикантов, качество выполнения индивидуальных заданий, а также составления базовыми руководителями производ­ственных характеристик на каждого студента;

— по завершении практики представить курсовому (вузовскому) руководителю производственной практики письменный отчет[3] о результатах проведенной практики (количество выполненных манипуляций в пересчете на 1 студента представляется в виде таблицы), а также замечания и предложения по совершенствованию практической подготовки студентов.

 

Программа практики.

2.1 Согласно Программе практики, разработанной Центральным методическим кабинетом по высшему медицинскому образованию Министерства здравоохранения и социального развития РФ, студенты медицинских вузов во время практики помогают медицинским сестрам по уходу за больными: производят уборку, обеспечивают надлежащие санитарное состояние палат, кабинетов, коридоров, мест общего пользования; следят за выполнением больными и посетителями правил внутреннего распорядка дня, участвуют в транспортировке тяжело больных и выполняют другие указания палатной медсестры, под руководством которой работают.

2.2 Перечень практических навыков и умений, которыми студенты обязаны овладеть при уходе за больными в отделениях лечебно-профилактических учреждений:

2.2.1. Влажная уборка палат, кабинетов, операционных, коридоров, мест общего пользования 0,5-1 % раствором хлорамина.

2.2.2. Смена нательного и постельного белья.

2.2.3. Проведение санитарной обработки больных.

2.2.4. Проветривание помещений.

2.2.5. Контроль санитарного состояния тумбочек.

2.2.6. Уход за кожей, ежедневный туалет.

2.2.7. Уход за волосами, ушами, глазами, полостью рта.

2.2.8. Перекладывание тяжело больных.

2.2.9. Профилактика пролежней – применение резинового круга.

2.2.10. Уход за больными с недержанием мочи и кала.

2.2.11. Подача судна, мочеприёмника, дезинфекция их.

2.2.12. Наблюдение за внешним видом и общим состоянием больного.

2.2.13. Определение пульса, его графическая запись, измерение артериального давления.

2.2.14. Помощь больному при кашле, лихорадке, ознобе, рвоте и других явлениях.

2.2.15. Наблюдение за различными функциями больного: (суточное количество мочи, характер испражнений и рвотных масс и т.д.)

2.2.16. Раздача пищи больным.

2.2.17. Кормление тяжелых больных.

2.2.18. Контроль посещения больных и передач.

2.2.19. Транспортировка больных.

2.2.20. Приготовление постели больного.

2.2.21. Пользование функциональной кроватью и другими приспособлениями для создания удобного положения больного.

2.2.22. Участие в фиксации больных при возбуждении.

2.2.23. Приготовление и проведение очистительных клизм.

2.2.24. Умение наложить горчичники больному.

2.2.25. Измерение температуры тела больного.

2.2.26. Наблюдение за соблюдением внутреннего распорядка.

 

Методические указания для студентов по овладению практическими навыками.

3.3.1. Влажная уборка палат, кабинетов, коридоров, мест общего пользования производится ежедневно дезинфицирующими хлорсодержащими растворами (септохлоран, хлормисепт) и др.

3.3.2. Смена постельного и нательного белья.

Постельное бельё необходимо перестилать ежедневно утром и перед сном. Больному с постельным режимом смена простыни производится следующим образом: убирают подушку, больного переворачивают на бок, на освобождавшейся половине кровати простыню скатывают валиком в направлении спины больного и на её место кладут чистую простыню, наполовину скатанную, валик располагают вдоль тела больного. Больного поворачивают на спину, затем на другой бок так, чтобы он оказался на чистой простыне, после чего использованную простыню убирают и аккуратно расправляют вновь постеленную.

Если больной не может повернуться на бок, то перестилать постель нужно вдвоем. В этом случае больного нужно временно переложить на придвинутую к кровати каталку, либо скатывать простыню, начиная с ножного конца кровати, приподнимая последовательно ноги, туловище и голову больного и расстилая вслед за этим скатанную чистую простыню в том же порядке.

Сменить рубашку больного со строгим постельным режимом трудно, поэтому используют рубашки–распашонки (хлопчатобумажные сорочки). Сорочку сдвигают с обоих плеч в направлении спины, снимают с одной руки, вынимают её из-под тела и в последнюю очередь снимают с другой руки. При наличии повреждения одной из рук сорочку снимают с неё в последнюю очередь, а надевают – в первую.

3.3.3. Проведение санитарной обработки больных: гигиенический душ и ванную тяжело больной может принять только с разрешения лечащего врача.

3.3.4. Проветривание палат производится несколько раз в день через форточки, створки окна, фрамуги. Фрамуги могут оставаться открытыми длительное время, при этом температура воздуха в палате должна оставаться комфортной для больных. Недопустимы сквозняки.

3.3.5. Совместно с медсестрой ежедневно осматривается содержимое прикроватных тумбочек. Недопустимо хранение в них лекарственных препаратов, скоропортящихся продуктов питания (варёная колбаса и т.д.) Ежедневно производится гигиеническая уборка тумбочек.

3.3.6. Уход за кожей и профилактика пролежней: совместно с сестрой должны ежедневно протирать кожу тяжелобольного водой или дезинфицирующими растворами (камфорный или разбавленный этиловый спирт, одеколон, туалетный уксус). Один конец полотенца смачивают раствором, протирают всю кожу, затем сухим концом полотенца насухо вытирают её, энергично растирая и не причиняя при этом больному неприятных ощущений.

Половые органы и задний проход у тяжелобольных ежедневно подмывают. Больной при этом лежит на спине, под ягодицы ему подводят клеёнку, на которую ставят судно. Больной сгибает ноги в коленных суставах и разводит их. Медицинская сестра берет в левую руку кувшин с теплым (35-38 ºС) дезинфицирующим раствором – розового цвета раствор марганцево-кислого калия и поливает им промежность, а марлевым тампоном на корнцанге или пинцете протирает область промежности в направлении сверху вниз, чтобы не занести инфекцию из заднего прохода на половые органы. Затем сухим тампоном вытирают кожу таким же образом.

Лицо, шею, руки лежачего больного ежедневно моют теплой водой при помощи марлевого тампона, салфетки, губки или смоченного полотенца. Ноги следует мыть 2-3 раза в неделю в тазу, который ставят на кровать.

3.3.7. Уход за полостью рта: тяжелобольным необходимо протирать полость рта после каждого приёма пищи. Зажимом закрепляют ватный тампон смоченный 0,5% раствора натрия бикарбоната, натрия хлорида или 5% раствором буры. Шпателем отводят щеку, а шариком протирают все зубы, дёсны, язык и слизистую оболочку преддверия и полости рта.

При появлении стоматита после каждого приема пищи производят полоскание или орошение полости рта дезинфицирующим раствором с помощью шприца. Больного предварительно необходимо приподнять до полу сидячего положения и подставить ему под подбородок подковообразный тазик, в который удаляются остатки пищи и отделяемое с пораженных участков слизистой.

В целях профилактики сухости и трещин красной каймы губ их смазывают вазелином или несолёным сливочным маслом. Таким же образом предупреждают высыхание слизистой оболочки носа.

3.3.8. Уход за глазами: при появлении гноевидных выделений в углах глаза у тяжелобольного медицинская сестра промывает глаза больного слабым раствором перманганата калия или раствором фурацилина (1: 1000). Указательным пальцем левой руки отводят книзу нижнее веко и вливают в коньюктивальный мешок пипетку дезинфицирующего раствора комнатной температуры. Руки сестры должны быть тщательно, с мылом вымыты и обработаны спиртом. Используются только стерильные пипетки.

3.3.9. Уход за волосами: тяжело больных причесывают 2 раза в день, моют им голову еженедельно, приподняв плечи больного вместе с матрацем на валике и поставив на освободившееся место на кровати таз, после чего проливает волосистую часть головы теплой водой из кувшина и пользуются для намыливания волос мылом или шампунем

3.3.10. Перекладывание тяжелобольных: перекладывание больного с постели на каталку и с каталки на операционный стол осуществляется следующим образом: каталка плотно фиксируется к кровати или операционному столу, под больного подкладывают руки на уровне головы, грудной клетки, таза и нижних конечностей приподнимают его и перекладывают на рядом расположенную поверхность.

3.3.11. У ослабленных или истощенных больных нередко появляются пролежни там, где кожа длительно сдавливается между плотной костной тканью и поверхностью постели (область крестца, лопатки, пяточных костей, локтевых суставов). Появлению пролежней во многом способствует плохой уход за больным. Для предупреждения пролежней следует дважды в день перестилать постель, регулярно протирать кожу больного, подложить под крестец надувной круг, покрытый простынёй. Под пятки и локтевые суставы подкладываются эластичные круги меньшего диаметра. Поворачивать больного надо несколько раз в день.

3.3.12. В случае недержания больным мочи и кала на постель следует подкладывать клеёнку, покрытую простыней, постоянно применять судно из эластического материала и мочеприёмник, часто менять загрязненное бельё и обтирать кожу в области загрязнения экскрементами дезинфицирующим раствором по мере надобности, не реже двух раз в день.

3.3.13. Подача судна, мочеприемника и их дезинфекция: для опорожнения кишечника тяжелобольным подают судно в постель. Для этого необходимо приподнять больного за область таза, раздвинуть согнутые в коленных суставах ноги, подложить на уровне таза больного клеёнку и подставить судно. Использованное судно освобождается в специальный приемник или унитаз, прополаскивается из предназначенного для этого крана и обрабатывается 1% раствором хлорной извести. Аналогичным образом подается мочеприемник, мужчинам можно не подстилать клеенку.

3.3.14. наблюдение за внешним видом и состоянием больного включает в себя:

наблюдение за сознанием, поведением и физиологическим отправлениями больного,

наблюдение за гигиеническим содержанием тела больного,

наблюдение за температурой тела больного с отметкой её показателей в температурном листе утром и вечером.

3.3.15. Исследование артериального пульса.

Пульсом называется ритмическое колебание стенки артерии, вызванное движением крови, выбрасываемое сердцем.

Основным методом исследования пульса является пальпация. Пульс начинают исследовать на лучевой артерии, поскольку она располагается поверхностно и хорошо прощупывается между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы. Кисть исследуемого охватывают правой рукой в области лучезапястного сустава так, чтобы первый палец располагался на тыльной стороне предплечья, а 2,3,4, пальца – непосредственно над лучевой артерией. Нельзя прощупывать пульс 5-м пальцем, так как в нем проходит пульсирующая артерия, что может ввести в заблуждение исследователя.

Сначала нужно убедиться, что пульс одинаково прощупывается на обеих руках (в норме величина пульсовых волн справа и слева одинаковы). Пульсовые волны должны следовать друг за другом через равные промежутки времени – ритмично. При обнаружении различий говорят о различном пульсе, что наблюдается при односторонних аномалиях развития или расположения артерии, сужений, сдавлений опухолью, рубцами и т.д. При расстройствах сердечного ритма пульсовые волны следуют через неодинаковые промежутки времени. Отдельные выпадения пульсовых волн или их преждевременное появление характерно для экстрасистолии – внеочередного сокращения сердца, хаотичный пульс - для мерцательной аритмии. В нормальных условиях частота пульса соответствует частоте сердечных сокращений и равна 60-80 ударов в минуту. Частый и не ритмичный пульс может соответствовать учащению сердечных сокращений, при этом отдельные слабые сокращения левого желудочка сердца приводят к тому, что пульсовая волна не достигает периферических артерий. Разница между числом сердечных сокращений и пульсовых волн, подсчитанная в течение 1 минуты, называется дефицитом пульса, а сам пульс дефицитным.

При исследовании пульса обращают внимание на другие характеристики, свидетельствующие о напряжении, наполнении, оба эти параметра определяют величину пульса – большой, малый или едва ощутимый. Равномерный пульс – величина пульсовых волн одинакова и он ритмичен, если пульсовые волны разной величины, то говорят о перемежающемся пульсе, когда же фиксируют и аритмию и различные величины волны, то такой пульс называют неравномерным. Анализ быстроты повышения давления в пальпируемом сосуде позволяет выделять скрытый или подскакивающий пульс или медленный.

Закончив исследования пульса на лучевой артерии, изучают его на других сосудах: височных, сонных, бедренных, подколенных, артериях тыла стопы.

Исследование пульса сонных артерий нужно проводить осторожно, поочерёдно, начиная с незначительного давления на артериальную стенку из-за опасности рефлекса с нервных окончаний сосуда, вследствие которого может возникать резкое замедление сердечной деятельности вплоть до её остановки и значительное падение артериального давления. Клинически это проявляется головокружением, обмороком, судорогами.

3.3.15. Помощь при кашле.

При кашле тяжело больного необходимо приподнять в постели, придав ему удобное положение для того, чтобы не произошло вдыхание выделившийся в полость рта мокроты. Если больной слаб, то нужно удалять из полости рта мокроту ватным тампоном, закрепленным в корнцанге, салфеткой или полотенцем. Сестра осматривает мокроту и докладывает о её свойствах лечащему врачу. При приступах кашля к больному необходимо приглашать врача. При лихорадке больному следует положить влажное полотенце на лоб и область крупных сосудов – шея, паховая область, при ознобе укрыть больного можно дать теплую грелку к ногам.

3.3.16. Помощь при рвоте.

При рвоте приподнять голову больного, повернув её в сторону подставить больному лоток, тазик или полотенце, дать прополоскать рот или очистить полость рта с помощью тампона.

3.3.17. Наблюдение за дыханием.

Подсчитывается количество дыханий в минуту, отмечается глубина дыхания, наличие боли в груди во время экскурсии грудной клетки, наличие выделения мокроты, её количество, характер (слизистая, слизисто-гнойная, кровянистая, серозная), кровохарканья. При значительном отхождении мокроты необходимо измерять её количество каждые сутки.

3.3.18. Наблюдение за стулом.

Необходимо следить за интервалами опорожнения кишечника в течение суток, особенно при наличии запоров или поносе. Отмечают количество, запах, цвет, консистенцию кала, наличие примеси (слизь, кровь). Суточное количество мочи определяется следующим образом: при каждом мочеиспускании определяется объём выделяемой жидкости и суммируется в течение 24 часов (с 8 час утра до 8 час утра следующего дня). При наличии отклонений от нормы испражнения оставляют для осмотра врачу.

При рвоте необходимо осмотреть рвотные массы – цвет, запах, количество, примеси, оставить для осмотра врачу.

3.3.19. Раздача пищи больным.

При удовлетворительном состоянии больные питаются в столовой, получая пищу соответственно назначенному врачом столу.

3.3.20. Тяжело больные питаются в палате. До приёма пищи больным необходимо помочь вымыть руки. Если больной в состоянии сидеть, то он принимает пищу с прикроватного столика, пищу приносит буфетчица или медсестра. Если больному не разрешается сидеть, тем более двигаться то кормит его медицинская сестра, положив ему на грудь салфетку, подавая первые и вторые блюда ложкой, а жидкую пищу больной может принять из поильника.

3.3.21. Тяжело больные питаются в палате. До приёма пищи больным необходимо помочь вымыть руки. Если больной в состоянии сидеть, то он принимает пищу с прикроватного столика, пищу приносит буфетчица или медсестра. Если больному не разрешается сидеть, тем более двигаться то кормит его медицинская сестра, положив ему на грудь салфетку, подавая первые и вторые блюда ложкой, а жидкую пищу больной может принять из поильника.

Питание через зонд может осуществляется как с помощью «капельницы» так и с помощью шприца.

3.3.22.. Транспортировка больных в отделении может производиться (сидя или лёжа на каталке). Способ транспортировки назначает врач. Производящий транспортировку больного медицинский работник обязан следить за состоянием больного. Транспортировку лежа осуществляют головой вперед.

Посетители должны быть опрятны, иметь сменную обувь или бахилы, не должны нарушать правила внутреннего распорядка, режим больных и их покой.

Передачи должны содержать только разрешаемые в данном отделении предметы и продукты: принадлежности личной гигиены, продукты питания и т.д. Сестра рассматривает содержимое передачи (не допускается передавать больным алкогольные напитки, консервы мясные и рыбные, вареные колбасы и т.д.).

3.3.23. При приготовлении постели больного обращают внимание на хорошо расправленную простыню без складок, при очень мягкой кровати предлагается больному щит, одеяло покрывается пододеяльником, подушка наволочкой, дополнительно предлагаются пеленки при наличии обильного из ран.

3.3.24. Функциональная кровать предназначена для придания тяжелобольному наиболее удобного и рационального для лечения положения. Этот вопрос решает лечащий врач. Функциональная кровать дает возможность приподнимать голову и туловище, нижние конечности. Назначенное врачом положение придается при помощи устройств, предусмотренных конкретной конструкцией функциональной кровати.

3.3.25. При возбуждении больного может возникнуть для него опасность получить телесные повреждения. В этом случае необходимо удерживать его от излишне резких движений. При беспокойстве больного в связи с помрачением сознания можно фиксировать его к кровати с помощью простыни.

3.3.26. Для проведения очистительных клизм готовят кипяченую воду комнатной температуры в объёме до полутора литров, заливают воду в кружку Эсмарха. Укладывают больного на левый бок, смазывают наконечник клизмы вазелином, из трубки, ведущей к наконечнику, выпускают воздух путём опускания наконечника ниже уровня жидкости в кружке (закон сообщающихся сосудов) и вводят наконечник в задний проход. Жидкость вводят, постепенно приподнимая кружку Эсмарха выше уровня тела. Опорожнить кишечник больной может самостоятельно в подставленное судно или унитаз.

3.3.27. Горчичники больному накладывают на грудную клетку по задней боковой и передней поверхностям, исключая область сердца и молочных желез. Горчичник смачивают тёплой водой и плотно прикладывают к телу на срок 10-15 минут. После снятия горчичников кожу следует протереть сухим полотенцем.

3.3.28. Термометрия проводится два раза в сутки в 6:00 и в 18:00. Перед тем, как произвести термометрию градусник, вынутый из дезраствора, вытирают и протирают подмышечную впадину насухо. Градусник прижимается верхней конечностью к грудной клетке в подмышечной области. Время измерения 10 минут. Результат термометрии заносится в температурный лист графически.

3.3.29. Совместно с сестрой осуществляется наблюдение за соблюдением внутреннего распорядка.

 

4. Правила ведения дневника учета работы студента II курса в качестве помощника медсестры по уходу за больными.

4.1. Учёт всех видов выполненной работы студентов ведется четко и аккуратно во время практики.

4.2. По итогам работ дневник подписывает со всеми замечаниями и предложениями постовая сестра,

обязательно зафиксировав объем часов отработанных студентом (144 часа + 2 ночных дежурства).

4.3. По итогам практики студент составляет отчет, а старшая медсестра дает краткую характеристику.

4.4. Дневник предъявляется при сдаче зачёта и, на основе собеседования по его содержанию, ассистент решает вопрос о выставлении зачёта.

4.5. Оценка, полученная на «зачётном собеседовании», учитывается при назначении стипендии.

4.6. Дневник в течение года хранится у студента.

4.7. Работа студента и ведение дневника регулярно проверяется руководителями практики. О результатах проверки делают соответствующие записи в дневнике.

 

 

Образец дневниковых записей.

  Дата № п/п Наименование проделанных работ, замечания и предложения Объем работы (кол-во)
01.07.03 1. Инструктаж по технике безопасности  
2. Измерение tº 20 человек
3. Влажная уборка помещений 5 комнат
4. Транспортировка больных 6 человек
Замечания постовой медсестры, старшей медсестры отделения и руководителя практики.
ФИО постовой медсестры _________________________ (подпись) ФИО базового рководителя практки ______________________________ (подпись)  

 

 

5. Основы медицинской деонтологии.

Деонтология в широком смысле слова – это особое мировоззрение медработника со своеобразной шкалой ценностей установок, со специфическим толкованием таких категорий диалектики как свобода и необходимость, таких категорий права как право субъективность и правоспособность. В узком смысле деонтология отражает, прежде всего, нормативность социального применительно к специфическим особенностям медицинской профессии и выражается нормами права, профессиональной этики, эстетики, этикета. Естественно, все эти аспекты деонтологического знания тесно увязаны с принципами медицинской психологии, которая выступает в качестве своеобразного методологического ориентира в теоретическом обосновании норм взаимоотношений медработника и больного (или его родственников), медработников между собой и обществом в целом.

Принципы правовой регуляции медицинской деятельности изложены в Основах законодательства союза СССР о здравоохранении, в специальном постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 01.12.24. «О профессиональной работе и правах медработников», а так же в ведомственных документах – приказах, инструкциях, определяющих конкретный круг прав и обязанностей врача, фельдшера, медсестры и т.д.

Медицинская этика есть отражение гуманизма в деятельности медработников, она включает в себя совокупность принципов и норм поведения, обусловленных спецификой профессиональной деятельности.

Залогом успешной работы любого медицинского работника является беззаветная любовь к больному, к своей трудной профессии – профессии медика. Дисциплинированность, точность выполнения врачебных назначений, постоянное совершенствование своих знаний – таковы основные качества среднего медработника. Он всегда приветлив, спокоен, сдержан. Не следует спорить с больными, вступать в пререкания, сердиться, повышать голос. Нужно успокоить больного если можно, то и уступить ему, но в тоже время настойчиво требовать выполнения всех необходимых мероприятий, подчинение существующим правилам, соблюдение установленного внутреннего распорядка ЛПУ. Следует отвлекать больного от тяжелых мыслей и всячески внушать веру в выздоровление, скрывая действительную тяжесть состояния, а иногда и сознательно вводить его в заблуждение, чтобы поддержать бодрость духа, столь необходимого для сохранения сил.

Не следует оказывать предпочтение какому-либо из больных, нельзя проявлять брезгливость в отношении тяжелых и нечистоплотных больных, а наоборот, уделять им больше внимания, стремясь по возможности облегчить страдания.

Большое значение имеет внешний вид медработника – он должен быть образцом чистоты и аккуратности. Очень важна опрятность одежды с учетом установленной формы. На медицинской сестре, например, всегда должен быть чистый халат, косынка, покрывающая волосы, тапочки, позволяющие бесшумно передвигаться и хорошо поддающиеся обеззараживанию. Рабочую одежду категорически запрещается брать домой. Не рекомендуется, находясь на работе, употреблять косметику. К опрятному и скромному медицинскому работнику больные относятся с большим доверием и уважением.

Высокая профессиональная квалификация медработника, высокий культурный уровень, его мастерство заключаются в умении сдержать себя в ответ на нередко грубый поступок больного, умение извинить его. Нужно найти подходящие время, чтобы сделать больному замечание, внести нужные поправки в его поведение.

Нетерпимы (!) халатность, равнодушие и формализм – это может привести к роковым последствиям, поскольку медработник имеет дело со здоровьем и жизнью человека.

Профессия медика трудна и беспокойна. Она требует не только знаний, но и нравственных, душевных качеств, горения и самоотдачи. Древнее изречение гласи: «избрав врачевание – отдай всё!». Только тот может считаться хорошим медицинским работником, кто вкладывает в свою работу доброе сердце, чистый разум, золотые руки.

 

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА.

К зачету допускаются студенты, полностью выполнившие программу практики и предоставившие оформленные должным образом документы:

1. Дневник практики, отражающий объем ежедневной работы, заверенный подписью постовой (процедурной, перевязочной, операционной) медсестры, базовым руководителем практики.

2. Цифровой отчет о выполненных манипуляциях

3. Характеристику старшей медсестры отделения, зав. приемным отделением, заверенную печатью лечебного учреждения или отделения.

4. Зачетную книжку.

Зачет[4] проводится ассистентом – руководителем практики на базе (ассистентом или доцентом), старшей медсестрой отделения и врачом приемного отделения или отделения неотложной терапии.

В зачет включаются: тестовый контроль знаний, собеседование по вопросам особенностей работы постовой медсестры в терапевтическом и хирургическом отделениях, приемном отделении, с обращением особого внимания на оказание помощи при неотложных состояниях. Практические умения и навыки преподаватель проверяет у студентов в течение практики, а также на муляжах при проведении зачета. Оценивается ведение дневника и объем выполненных манипуляций.

Студенты, отрабатывающие практику во внебазовых лечебных учреждениях (по месту жительства) по индивидуальному заданию, зачет сдают курсовому руководителю производственной практикой в сроки, указанные приказом ректора (о дате, месте и времени проведения зачета студенты информируются в указанном выше порядке).

Итоги производственной практики заносятся («зачет») в зачетную книжку студента и в зачетную ведомость, которая должна быть представлена в Отдел производственной практики (копия - в деканат) в трёхдневный срок.

Критерии зачета:

Качественное выполнение студентом всего объема работ, предусмотренных программой производственной практики, а также отсутствие нарушений трудовой дисциплины, нашедшие отражение в характеристике, заверенной подписями старшей медсестры, базового и вузовского руководителей производственной практики и печатью ЛПУ.

Уверенное выполнение практических умений, оценивающееся комиссией при сдаче зачета с оценкой не ниже «удовлетворительно».

Правильные ответы не менее чем на 71% теоретических вопросов из числа вынесенных на зачет (см. ниже), а также задаваемых при собеседовании по содержанию дневниковых записей и по ситуационным задачам.

 

 

вопросы для тестового контроля знаний

 

 

Влажная уборка палат, кабинетов, операционных, коридоров и мест общего пользования проводится:

для увлажнения воздуха помещений.

для удаления неприятных запахов

для удаления пыли и отходов производства

для обеззараживания помещений

верны все ответы

 

2. Для проведения влажной уборки используют:

воду из-под крана

дистиллированную воду

дезинфицирующие растворы

3 % раствор уксусной кислоты

5% раствор нашатырного спирта.

 

3. Как часто проветривается помещение

утром один раз

вечером один раз

проветривается только в летнее время

не проветривается вообще

проветривается несколько раз в день

 

4. Как осуществляется уход за полостью рта у тяжело больного

полоскание полости рта утром

полоскание полости рта вечером

полоскание полости рта по просьбе больного

обработку полости рта не проводят

после каждого приема пищи проводят обработку полости рта

 

5. Уход за глазами больного передполагает:

закапывание р-ра в наружный угол глаза

закапывание р-ра под верхнее веко

закапывание р-ра, подогретого до 38 º

закапывание р-ра комнатной температуры в обла



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: