Теория личности А.Адлера




Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, А. Адлер настаивал на том, что индивидуум – нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью – свободная, осознанная активность является определяющей чертой личности. Индивидуальная психология рассматривает и исследует человека, включенного в общество.

А. Адлер считал, что каждым человеком движет чувство неполноценности, берущее свое начало с детства (младенчества), и желание компенсировать это чувство. Стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Однако, по разным причинам (болезни и физические дефекты, гипер или гипоопека родителей), у некоторых людей развивается комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. В результате чего, в зрелые годы у человека развиваются неврозы и гиперкомпенсация – комплекс превосходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные особенности. Гиперкомпенсация представляет собой преувеличенное стремление преодолевать постоянное чувство неполноценности. Следовательно, обычно человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным.

Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, А. Адлер обратил внимание на порядок рождения как основную детерминанту установок, соответствующих стилю жизни человека. Опыт старшего, младшего или единственного ребенка влияет на формирование стиля жизни.

Старший ребенок (первенец) получает безграничную любовь и заботу от родителей, пока не появится следующий ребенок, лишающий старшего привилегированного положения в семье. Это событие драматическим образом меняет взгляд на мир старшего ребенка и он начинает отвоевывать верховенство и соревноваться с младшим за родительское внимание. Однако это сражение обречено на неудачу – прежнего не вернуть, как бы старший не старался. В результате старший осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер полагал, что старший ребенок будет скорее всего консервативен, стремится к власти, независим и предрасположен к лидерству. Как правило, он становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

Единственный ребенок – его позиция уникальна, поскольку у него нет братьев или сестер, с которыми он бы конкурировал. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Единственный слишком долго находится под опекой матери и, в дальнейшем, ждет такой же защиты и заботы от других людей. Главной особенностью единственного ребенка становится зависемость и эгоцентризм. У него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, так как нет опыта общения с братьями или сестрами.

Младший (последний ребенок) никогда не испытывал шока от «потери трона» другим сиблингом и, будучи баловнем семьи, может быть окружен не только родительским вниманием и заботой, но и заботой своих братьев или сестер. В результате он вырастает менее ответственным и более зависимым. К тому же, положение старшего брата или сестры задают ему тон и у младшего появляется высокая мотивация превзойти старшего брата или сестру. Младший ребенок – «борец и революционер».

Средний ребенок – у него опыт положения младшего и старшего ребенка. Он стремится превзойти старшего и опасается, чтобы его не обогнал младший ребенок. В результате вырастает соперничающим и честолюбивым, ставит перед собой непомерно высокие цели, чем фактически повышает себе вероятность возможных неудач в жизни. Средний все время «мчится на всех порах».

Теория личности Э.Берна

Э. Берн, американский психиатор, предложил теорию – трансактный анализ (трансакция – это единица общения, действие (акция), направленное на другого человека). Согласно этой теории, в структуре личности имеются три составляющие: родитель, взрослый, ребенок. Оптимизация взаимодействия достигается при реализации (гибкой смене) всех трех составляющих, однако в силу различных причин (изъянов в воспитании, неадекватного восприятия партнера, неприятие его мнения, инакомыслие и др.) одна из сторон может доминировать по жизни у человека, подавлять другие. Тогда имеет место внутреннее напряжение, что приводит к нарушению гармоничности общения.

Основные характеристики позиций родителя, взрослого, ребенка представлены в таблице. Характеристика позиций личности.

 

 

Характеристика позиции Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения Все знают, что …, ты не должен никогда …, ты всегда должен…. Я не понимаю, как это допускают… Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… Я сержусь на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Интонация Обвиняющая, снисходительная, критичная, запрещающая, разрешающая Связанная с реальностью, рациональностью Очень эмоциональная
Состояние Надменное, очень правильное, сверхприличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное
Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Открытые глаза, максимум внимания Угнетенность, удивление
Корпус Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди Наклонен вперед, к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, ходит, дергает пуговицу)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: