Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, А. Адлер настаивал на том, что индивидуум – нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью – свободная, осознанная активность является определяющей чертой личности. Индивидуальная психология рассматривает и исследует человека, включенного в общество.
А. Адлер считал, что каждым человеком движет чувство неполноценности, берущее свое начало с детства (младенчества), и желание компенсировать это чувство. Стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Однако, по разным причинам (болезни и физические дефекты, гипер или гипоопека родителей), у некоторых людей развивается комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. В результате чего, в зрелые годы у человека развиваются неврозы и гиперкомпенсация – комплекс превосходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные особенности. Гиперкомпенсация представляет собой преувеличенное стремление преодолевать постоянное чувство неполноценности. Следовательно, обычно человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным.
Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, А. Адлер обратил внимание на порядок рождения как основную детерминанту установок, соответствующих стилю жизни человека. Опыт старшего, младшего или единственного ребенка влияет на формирование стиля жизни.
|
Старший ребенок (первенец) получает безграничную любовь и заботу от родителей, пока не появится следующий ребенок, лишающий старшего привилегированного положения в семье. Это событие драматическим образом меняет взгляд на мир старшего ребенка и он начинает отвоевывать верховенство и соревноваться с младшим за родительское внимание. Однако это сражение обречено на неудачу – прежнего не вернуть, как бы старший не старался. В результате старший осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер полагал, что старший ребенок будет скорее всего консервативен, стремится к власти, независим и предрасположен к лидерству. Как правило, он становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.
Единственный ребенок – его позиция уникальна, поскольку у него нет братьев или сестер, с которыми он бы конкурировал. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Единственный слишком долго находится под опекой матери и, в дальнейшем, ждет такой же защиты и заботы от других людей. Главной особенностью единственного ребенка становится зависемость и эгоцентризм. У него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, так как нет опыта общения с братьями или сестрами.
Младший (последний ребенок) никогда не испытывал шока от «потери трона» другим сиблингом и, будучи баловнем семьи, может быть окружен не только родительским вниманием и заботой, но и заботой своих братьев или сестер. В результате он вырастает менее ответственным и более зависимым. К тому же, положение старшего брата или сестры задают ему тон и у младшего появляется высокая мотивация превзойти старшего брата или сестру. Младший ребенок – «борец и революционер».
|
Средний ребенок – у него опыт положения младшего и старшего ребенка. Он стремится превзойти старшего и опасается, чтобы его не обогнал младший ребенок. В результате вырастает соперничающим и честолюбивым, ставит перед собой непомерно высокие цели, чем фактически повышает себе вероятность возможных неудач в жизни. Средний все время «мчится на всех порах».
Теория личности Э.Берна
Э. Берн, американский психиатор, предложил теорию – трансактный анализ (трансакция – это единица общения, действие (акция), направленное на другого человека). Согласно этой теории, в структуре личности имеются три составляющие: родитель, взрослый, ребенок. Оптимизация взаимодействия достигается при реализации (гибкой смене) всех трех составляющих, однако в силу различных причин (изъянов в воспитании, неадекватного восприятия партнера, неприятие его мнения, инакомыслие и др.) одна из сторон может доминировать по жизни у человека, подавлять другие. Тогда имеет место внутреннее напряжение, что приводит к нарушению гармоничности общения.
Основные характеристики позиций родителя, взрослого, ребенка представлены в таблице. Характеристика позиций личности.
Характеристика позиции | Родитель | Взрослый | Ребенок |
Характерные слова и выражения | Все знают, что …, ты не должен никогда …, ты всегда должен…. Я не понимаю, как это допускают… | Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… | Я сержусь на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно! |
Интонация | Обвиняющая, снисходительная, критичная, запрещающая, разрешающая | Связанная с реальностью, рациональностью | Очень эмоциональная |
Состояние | Надменное, очень правильное, сверхприличное | Внимательность, поиск информации | Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное |
Выражение лица | Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное | Открытые глаза, максимум внимания | Угнетенность, удивление |
Корпус | Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди | Наклонен вперед, к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним | Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, ходит, дергает пуговицу) |