Внеклассное чтение
Перед чтением текста вспомните, какое произведение Достоевского вам известно. Охарактеризуйте героя этого произведения.
ПОВЕСТЬ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «БЕЛЫЕ НОЧИ»
Федор Михайлович Достоевский вступил в русскую литературу в 1840-е годы. Литературный дебют Достоевского состоялся в 1845 году, когда его роман в письмах «Бедные люди» был сразу высоко оценен В.Г.Белинским, Д.В.Григоровичем, Н.А.Некрасовым. Героями произведения стали бедный чиновник Макар Девушкин и беззащитная девушка-сирота Варвара. Между ними возникла взаимная симпатия, их отношения были заботливыми человечными, но им не суждено было развиться в более тесную связь: герои вынужденно расстались. И в течение всех 1840-х годов творчество Достоевского в основном было посвящено незаметным жителям Петербурга, то есть героем его произведений становился не столько представитель какого-нибудь сословия, а человеческая личность – человек большинства.
Основной конфликт в ранних произведениях Достоевского – столкновение человека, обладающего чувствительным сердцем, ранимой душой, умом, наблюдательностью, индивидуальными личностными качествами с бездушной действительностью, холодными и безжалостными законами петербургской жизни. Неизбежное следствие этого столкновения выражалось в разрушении идеалов, разочаровании, страдании – человек или волею обстоятельств оставался одиноким, или отгораживался от людей. Достоевский хорошо знает жизнь петербургских «углов» и подробно описывает жизнь и быт своих героев. Уже в раннем творчестве определилась основная черта Достоевского-прозаика: внимание к личности человека отразилось в тонком психологизме, объединенном со скрупулезной предметной детализацией описаний. Таковы повести «Господин Прохарчин» (1846), «Двойник» (1846), «Слабое сердце» (1848), «Неточка Незванова» (1849).
Один из центральных типов героя в ранних произведениях Достоевского, помимо мелкого чиновника или бедной девушки-сироты, стал тип героя-мечтателя – молодого человека, живущего идеалами любви, сострадания, добра. Мечтатель Достоевского живет в пошлой среде, ходит по грязным улицам, среди бесчувственной толпы, но душа его открыта мечте, он словно бы не замечает всего этого. Такое соединение мечты и чувства и подробностей быта критики называли сентиментальным натурализмом. Яркое воплощение тип героя-мечтателя нашел в повести, названном Достоевским сентиментальным романом, - «Белые ночи» (1848). Обратите внимание на название, включающее в себя слово «ночи»: Достоевский точно выбирает время суток, когда происходят события. Это единственное время для молодых мечтателей, чтобы отвлечься от угрюмой жизни, освободиться от дневных забот, услышать зов любви и увидеть тайну. Поэтому Достоевский свою повесть строит таким образом, что события в нем происходят ночами. Всего их четыре, и сами главы не имеют особого названия: очередная ночь образует следующую главу и дает ей имя, то есть «Ночь первая», «Ночь вторая», «Ночь третья». «Ночь четвертая» и, наконец, печальное пробуждение от мечты – «Утро».
Эти ночи – время встреч двух героев: молодого Мечтателя, чиновника-разночинца и юной девушки – Настеньки. Они встречаются в период белых ночей в Петербурге, сияние которых освещает этих чистых и ясных душой героев в блеске каналов и полутьме улиц. Вся повесть пронизана лиризмом и поэзией, рождает романтическое настроение. Поэтому Достоевский выбирает в качестве эпиграфа цитату из лирического стихотворения И.С.Тургенева «Цветок» (1843):
…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье
В соседстве сердца твоего?..
Повесть «Белые ночи» написана в продолжение традиций немецкой романтической литературы, в частности Э.Т.А. Гофмана, и русской, близкой по времени русской литературе: Мечтатель напоминает героя повести «Невский проспект» Н.В.Гоголя» и цикла «Русские ночи» Н.В.Гоголя. Одним из прототипов образа Мечтателя был близкий друг Достоевского, поэт-лирик А.Н.Плещеев, которому и посвящена повесть. Присутствуют в ней и автобиографические мотивы, сам Достоевский писал, вспоминая свою юность, которую он провел в мечтах: «Не было минуты в моей жизни полнее, святее, чище». Повесть «Белые ночи как одно из самых светлых и добрых произведений Достоевского послужила источником вдохновения для художника М.В.Добужинского, создавшего к ней классические иллюстрации и кинорежиссера И.А.Пырьева, снявшего фильм по ее сюжету.
- Раскройте смысл понятия «человек большинства».
- Охарактеризуйте основной конфликт ранних произведений Достоевского.
- Какие черты личности определяют тип героя-мечтателя?
- Почему именно ночью происходят все главные события повести «Белые ночи»?
Возьмите в библиотеке повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи», прочитайте ее и выполните задания:
- Какова роль эпиграфа к повести? Как он связан с ее главной идеей?
- Как вы думаете, почему повествование ведется от первого лица? Обоснуйте свою точку зрения.
- Какова роль пейзажных зарисовок в повести? Чьими глазами мы видим Петербург и пейзаж?
- Жалость или восхищение вызывает у вас герой? Аргументируйте свой ответ.
- Чем вызвано полное одиночество героя? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст произведения.
- Как характеризуют героя его странные диалоги с домами в начале повествования?
- Как вы понимает смысл высказывания героя: «Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни». Как герой разъясняет философию своего мечтательства? Эта философия – спасение или гибель для него? Обоснуйте свою позицию.
- Почему речь героя изобилует пространными патетическими монологами? Отвечая на вопрос, анализируйте текст повести.
- Охарактеризуйте Настеньку. Соответствует ли она, по-вашему, самохарактеристике: «И стыд, и любовь, и гордость – все разом говорило во мне». Обоснуйте свою точку зрения.
- Осуждаете вы Настеньку или оправдываете ее? Обоснуйте свою позицию.
- Чем похожи Настенька и Мечтатель, чем различаются? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст повести.
- Почему только героиня имеет имя? Посмотрите в словаре, энциклопедии или интернете, что означает имя Анастасия. Как это связано с идеей повести?
- Почему у возлюбленного Настеньки нет имени? Обоснуйте свою точку зрения.
- Найдите в тексте повести повторы словосочетания «Дайте мне руку» (или близкие по смыслу словосочетания). С какой целью используется этот повтор?
- Каков символический смысл художественной детали – булавки, которой пришпилена Настенька?