Текст кейса
Существуют технологии, позволяющие дополнять изображение реального мира виртуальными элементами — 3D-моделями, видео, текстом и пр. Представьте: вы наводите планшет на какое-то сложное оборудование и видите на экране гаджета принципы его работы, технические характеристики, все внутренние процессы, которые вы никогда не увидите в обычных условиях — как на интерактивном «рентгеновском» снимке. Или же в поиске нужного места включаете камеру на смартфоне и видите поверх реальных объектов стрелки по оптимальному маршруту.
Подобные приложения существуют довольно давно и решают разные задачи. Будущим инженерам они помогают в обучении, а затем в поиске оптимальных конструкторских решений, а массовый пользователь может встретить их в музеях, на экскурсионных маршрутах и в других местах.
В рамках кейса вы узнаете, что такое дополненная реальность, разберёте интересные примеры её использования в самых разных сферах и создадите собственное приложение по тематике, которую выберете сами.
Описание кейса
Обучающиеся изучают принципы работы дополненной реальности, выбирают приложение, решающее вопросы, связанные с их пользовательским опытом: с помощью карты пользовательского пути они понимают, на каких этапах им была бы полезна дополненная реальность (виртуальные объекты поверх школьных учебников и плакатов на стенах, оживающая афиша школьного мероприятия, появление информации на автобусной остановке и т. д.) и начинают продумывать сценарий.
Обучающиеся разрабатывают приложение, опираясь на формирующиеся навыки графического дизайна.
Обучающиеся научатся работать с крупнейшими репозиториями бесплатных трёхмерных моделей, смогут минимально адаптировать модели, имеющиеся в свободном доступе, под свои нужды. Начинается знакомство со структурой интерфейса программы для 3D-моделирования (по усмотрению наставника — 3ds Max, Blender 3D, Maya), основными командами. Вводятся понятия «полигональность» и «текстура».
|
Обучающиеся работают в инструментариях, необходимых для разработки VR/AR-приложений. После ознакомления с интерфейсом программы и выполнения в ней совместно с наставником нескольких мини-проектов разного уровня обучающиеся работают самостоятельно.
Категория кейса:
вводный; рассчитан на обучающихся 7 класса.
Вопросы к кейсу:
1. Какие интересные приложения с применением дополненной реальности вы знаете? Как вам кажется, почему именно они стали известны?
2. Какие необычные сценарии применения VR/AR-технологий вы можете предложить?
3. А как технологии могли бы помочь именно вам и вашим близким?
4. Как вы думаете, какие факторы важны для того, чтобы приложение было удобно в использовании?
Место в структуре модуля:
рекомендуется к выполнению после кейса 1 «Проектируем идеальное VR-устройство».
Количество учебных часов: 34.
Учебно-тематическое планирование (занятие — 2 часа):
Занятие 1 | |
Цель: познакомиться с понятиями дополненной и смешанной реальности, определить её основные отличия от виртуальной. | |
Что делаем: тестируем существующие AR-приложения, обсуждаем принципы работы технологии. | Компетенции: Hard Skills: умение активировать запуск приложений дополненной реальности, устанавливать их на устройство и тестировать. Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию, навыки формулирования проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы. |
Занятие 2 | |
Цель:выявить проблемную ситуацию, в которой помогло бы приложение с дополненной реальностью. | |
Что делаем: используя инструменты дизайн-мышления, выделяем пользовательские ситуации, в которых была бы полезна дополненная реальность, и начинаем продумывать сценарий приложения. | Компетенции: Soft Skills: навыки формулирования проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы, умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию, умение работать с пользовательским опытом. |
Занятие 3 | |
Цель: отработать пользование методами предпроектного исследования и работы с аналогами; освоить навык вариантного дизайн-проектирования. | |
Что делаем: проводится анализ и оценка существующих решений этой проблемы. Предлагаются собственные идеи решения. Анализ оформляется в т. ч. в виде инфографики. Затем идеи формируются в виде описания и эскизов. | Компетенции: Hard Skills: дизайн-аналитика, работа с инфографикой. Soft Skills: критическое мышление, аналитическое мышление, креативное мышление, исследовательские навыки, навыки презентации, навык публичного выступления. |
Занятие 4 | |
Цель: разработать примерный сценарий приложения. | |
Что делаем: учитывая проведённый анализ, разрабатываем сценарий приложения: механику взаимодействия, функционал, примерный вид интерфейса. | Компетенции: Hard Skills: навык разработки AR-приложения. Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию, навыки формулирования проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы. |
Занятие 5 | |
Цель: разработать примерный сценарий приложения. | |
Что делаем: учитывая проведённый анализ, разрабатываем сценарий приложения: механику взаимодействия, функционал, примерный вид интерфейса. Презентация и доработка идеи для дальнейшего развития. | Компетенции: Hard Skills: навык разработки AR-приложения. Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию, навыки формулирования проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы. |
Занятие 6 | |
Цель:начать формировать основные навыки работы с инструментарием дополненной реальности. | |
Что делаем: последовательно изучаем возможности инструментария дополненной реальности; понимаем, как работают увиденные ранее примеры, создаём необходимые графические материалы, ищем или создаём требующийся «дополненный» контент: 3D-модели, аудио, видео, фотографии, текст и др., разрабатываем приложение. | Компетенции: Hard Skills: навык разработки AR-приложения. Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию, навыки формулирования проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы. |
Занятие 7 | |
Цель:овладеть основными навыками работы с инструментарием дополненной реальности. | |
Что делаем: последовательно изучаем возможности инструментария дополненной реальности; понимаем, как работают увиденные ранее примеры, создаём необходимые графические материалы, ищем или создаём требующийся «дополненный» контент: 3D-модели, аудио, видео, фотографии, текст и др., разрабатываем приложение. | Компетенции: Hard Skills: навык разработки AR-приложения. Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию, навыки формулирования проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы. |
Занятие 8 | |
Цель:овладеть основными навыками работы с инструментарием дополненной реальности. | |
Что делаем: последовательно изучаем возможности инструментария дополненной реальности; понимаем, как работают увиденные ранее примеры, создаём необходимые графические материалы, ищем или создаём требующийся «дополненный» контент: 3D-модели, аудио, видео, фотографии, текст и др., разрабатываем приложение. | Компетенции: Hard Skills: навык разработки AR-приложения. Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию, навыки формулирования проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы. |
Занятие 9 | |
Цель:овладеть основными навыками работы с инструментарием дополненной реальности. | |
Что делаем: последовательно изучаем возможности инструментария дополненной реальности; понимаем, как работают увиденные ранее примеры, создаём необходимые графические материалы, ищем или создаём требующийся «дополненный» контент: 3D-модели, аудио, видео, фотографии, текст и др., разрабатываем приложение. | Компетенции: Hard Skills: навык разработки AR-приложения. Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию, навыки формулирования проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы. |
Занятие 10 | |
Цель: овладеть основными навыками работы с инструментарием дополненной реальности. | |
Что делаем: последовательно изучаем возможности инструментария дополненной реальности; понимаем, как работают увиденные ранее примеры, создаём необходимые графические материалы, ищем или создаём требующийся «дополненный» контент: 3D-модели, аудио, видео, фотографии, текст и др., разрабатываем приложение. | Компетенции: Hard Skills: навык разработки AR-приложения. Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию, навыки формулирования проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы. |
Занятие 11 | |
Цель: собрать обратную связь от потенциальных пользователей приложения. | |
Что делаем: презентуем идеи групп, тестируем прототипы приложений, получаем обратную связь, принимаем в доработку. | Компетенции: Hard Skills: навык разработки AR-приложения. Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию, навыки формулирования проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы. |
Занятие 12 | |
Цель: доработать прототип, учитывая обратную связь пользователей. | |
Что делаем: последовательно изучаем возможности инструментария дополненной реальности; понимаем, как работают увиденные ранее примеры, создаём необходимые графические материалы, ищем или создаём требующийся «дополненный» контент: 3D-модели, аудио, видео, фотографии, текст и др., разрабатываем приложение. | Компетенции: Hard Skills: навык разработки AR-приложения. Soft Skills: умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию, навыки формулирования проблемы, выдвижения гипотезы, умение ставить вопросы. |
Занятие 13 | |
Цель: сформулировать правила разработки качественных GUI (графических интерфейсов) | |
Что делаем: последовательно рассматриваем интерфейсы различных мобильных и web-приложений. Выявляем ключевые пункты, на которые следует обращать внимание при разработке. Разрабатываем интерфейс приложения в специальных программах, параллельно формируя его структуру. | Компетенции: Hard Skills: навык разработки качественных GUI. Soft Skills: исследовательские навыки, умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию, навыки самостоятельного решения проблем творческого и поискового характера. |
Занятие 14 | |
Цель: разработать концепт интерфейса приложения. | |
Что делаем: разрабатываем интерфейс приложения в специальных программах, параллельно формируя его структуру. | Компетенции: Hard Skills: навык разработки качественных GUI. Soft Skills: исследовательские навыки, умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию, навыки самостоятельного решения проблем творческого и поискового характера. |
Занятие 15 | |
Цель: разработать презентацию. | |
Что делаем: Составление плана презентации проекта. Подготовка графических материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика). Adobe Creative Cloud. | Компетенции: Hard Skills: работа с планом презентации, работа с графическими редакторами, работа с видео, работа с инфографикой. Soft Skills: креативное мышление, логическое мышление, аналитическое мышление. |
Занятие 16 | |
Цель: разработать презентацию. | |
Что делаем: подготовка графических материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика). Adobe Creative Cloud. Освоение навыков вёрстки презентации при помощи онлайн-сервиса Readymag или другого конструктора сайтов. | Компетенции: Hard Skills: работа с графическими редакторами, работа с видео, работа с инфографикой. Soft Skills: креативное мышление, логическое мышление, аналитическое мышление. |
Занятие 17 | |
Цель: презентовать и определить перспективы проектов. | |
Что делаем: Публично защищаем идеи, задаём вопросы и отвечаем на них. | Компетенции: Soft Skills: креативное мышление, логическое мышление, аналитическое мышление, навык презентации, навык публичного выступления. |
|
|
Метод работы с кейсом: проектная деятельность.
Минимально необходимый уровень входных компетенций: для прохождения кейса не требуется специальных знаний.
Предполагаемые образовательные результаты обучающихся, формируемые навыки
Артефакты: рабочий прототип VR/AR-приложения по собственному сценарию, графический интерфейс, демонстрирующий полный функционал приложения.
Универсальные навыки (Soft Skills):
● умение находить, анализировать и использовать релевантную информацию,
● навыки формулирования проблемы, выдвижения гипотезы,
● умение ставить вопросы (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации),
● навыки самостоятельного решения проблем творческого и поискового характера,
● навыки селф-менеджмента — самостоятельное планирование и реализация проекта: постановка цели, разработка технического задания, создание и подбор контента, презентация и защита готового проекта,
● навык публичных выступлений и навык убеждения.
Предметные навыки (Hard Skills):
● знание и понимание основных понятий: дополненная реальность (в т. ч. её отличия от виртуальной), смешанная реальность, оптический трекинг, маркерная и безмаркерная технологии, реперные точки,
● знание пользовательского интерфейса профильного ПО, базовых объектов инструментария,
● навыки создания AR-приложений (Augmented Reality — англ. дополненная реальность), знание основ полигонального 3D-моделирования,
● навык разработки качественных графических интерфейсов (GUI),
● навыки дизайн-аналитики,
● навыки дизайн-проектирования,
● навыки скетчинга,
● умение пользоваться методами генерации идей.