Парк Хэмптон-Корт
Парк Хэмптон-Корт - на Темзе, на окраине Лондона. один из лучших английских барочных парков, создан в 1699 г. Г. Уайзом и Хр. Реном. Хемптон Корт пронизан своеобразным, чисто английским отношением к природной среде. Барочная композиция сделана здесь не вопреки природе, как в Версале, а в подчинении сложной конфигурации участка. Важной частью парка стал ряд уменьшающихся цветочных партеров в треугольнике, образованном дворцом и рекой Темзой. Барочная композиция здесь сделана не вопреки природе, как в Версале, а в подчинении сложной конфигурации территории.
Главной частью парка стал ряд уменьшающихся великолепных кружевных партеров в треугольнике, образованном дворцом и рекой Темзой. Большое луговое пространство прорезано тремя лучами. Средний луг, расположенный по главной композиционной оси, оформлен каналом.
Таким образом, для садово- паркового искуства Англии 1 пол. XVIII в. характерны следущие черты и приемы:
1. Продолжение старых традиций - подстрижка деревьев и кустарников; стены, арки из
зелени.
2. Использовался широко прием боулингрина, заимствованный у французов.
3. Пруды помещались ниже окружающей плоскости и нередко окружались стрижеными палисадами. Изредка эти пруды достигали больших размеров и украшались фонтанами.
4. Создание уютных мест отдыха, замыкаемых выстриженными беседками или стенами.
Барочные парки в Англии «не прижились». Топография страны, которая была покрыта
холмами: с вьющимися между ними речками, не подходила для композиций, подобных Версалю.
Также в Англии не было «мощной концентрации власти и богатства, подобной той, что существовала во Франции» в эпоху Людовика XIV
|
Сады и парки в Германии и в Австрии
Регулярные сады и парки Германии. Германское садово-парковое искусство оказались тоже под влиянием Версаля и желания «превзойти соседних владетельных князей». Владельцы разных княжеств спорили между собой блеском своих резиденций. На Строительство приглашали поначалу местных, а затем итальянских и французских мастеров. Национальное влияние сказалось довольно своеобразно. Дело в том, что политическая разрозненность мешала народам Германии создать что-нибудь очень крупное после романских церквей и немногих готических соборов на Дунае и Рейне. Германский ренессанс овеян духом барокко, и красота масс в архитектуре Германии почти всегда прикрыта обилием украшений.
Природные условия Германии
Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. К югу от Берлина преобладают нйЬысокие горы. Особенно красивы они в долине реки Эльбы. Причудливой формы скалы с плоскими вершинами, гротами и галереями особенно прекрасны и привлекательны для ландшафтного зодчества.
В Германии стремились к пышности, и потому развивалось «бешеное» рококо. Планы зданий там очень сложны, колокольням или куполам приданы затейливые формы, балконы поддерживались «извитыми кариатидами», а рисунок орнаментов асимметричен. Римское барокко и парижское рококо здесь кажутся классическими по сравнению с этим нагромождением форм. Где средства были значительные, стремились к большей строгости композиции. Эти прекрасные регулярные композиции конца ХУН - начала XVIII в. в Германии являются творениями талантливых учеников Ленотра. Особенно интересны в таком плане работы Мартэна Шарбонье и Доминика Жирара.
|
Основными типами объектов садово-паркового искусства Германии были:
1) городские дворцово-парковые ансамбли;
2) городские сады;
3) загородные дворцово-парковые комплексы. Герренхаузен в Ганновере
В 1666 г. около Ганновера возник большой сад Герренхаузен, распланированный в регулярном стиле. Первоначально работы велись лишь на придворцовой территории на манер голландского сада, а затем Мартэн Шарбонье (или Карбоне по другим источникам) расширил территорию, положив в основу традиционную французскую схему.
Главная подъездная дорога подходила к большому полукружию курдонера дворца с востока. К западу от главного фасада дворца расстилался великолепный партер, а по сторонам располагались боскеты. Все было ограничено высокими стенами из граба - и партер, и боскеты. Партер и прилегающие к нему боскеты представляли собой строго симметричную сетку плана взаимно перпендикулярных аллей. Весь парк был окружен с трех сторон каналом.
Вторая часть'- парковая, обсаженная высокими деревьями, построена по принципу радиальных аллей, сходящихся к круглым площадкам, украшенным фонтанами. Один из боскетов в Герренхаузене был отведен для лабиринта, другой - для воздушного (зеленого) театра.
Зеленый театр представляет собой настоящую жемчужину садово-паркового искусства. Это достигнуто удачными пропорциями, скульптурным и водным декором и умелым применением зеленого фона кулис. За свою красоту театр в прошлом называли лучшим воздушным театром в Европе. И в настоящее время он славится прекрасной акустикой, удобством и вместимостью.
|
в целом парк Герренхаузен славится и поныне как регулярная композиция, целиком сохранившаяся без изменений за триста лет своего существования.
Доминик Жирар прославился как «фонтанных дел мастер» и назывался во Франции «fontainier». Он был приглашен в 1723 г. в Мюнхен для участия в проектировании садов загородных резиденций Нимфенбург и Шлейсгейм.
Доминик Жирар прославился как «фонтанных дел мастер» и назывался во Франции «fontainier». Он был приглашен в 1723 г. в Мюнхен для участия в проектировании садов загородных резиденций Нимфенбург и Шлейсгейм.
Основные положения творчества Ленотра:
1. Умелое использование природных условий, отказ от мелких неровностей, уютных уголков. Важность общей картины. Топография места была лишь канвою для Ленотра.
2. Раскрытие далеких перспектив и просматриваемость Версальского парка, замкнутость вида (гротом или амфитеатром) в остальных произведениях.
3. Постепенное нарастание в членении пространства с одновременным убыванием насыщенности композиции.
4. Дворец в окружении партеров малого сада.
5. Диагональные дороги или аллеи, прорезывающие местность и сходящиеся к курдонеру.
6. Парковая территория, расчлененная боскетами и объединенная единой композиционной осью.
7. Лесопарковая часть и диагональные аллеи, расходящиеся от ансамбля к нетронутой природе.
8. Основная схема: естественная природа - архитектура - сад - естественная природа.
9. Наличие ясных продольных и поперечных осей.
10. Связь между отдельными частями парка такая, чтобы нигде не было видимых границ. Каждая часть неразрывно переходит в следующую. Каждый участок для находящегося вдали от границ его казался самостоятельным целым.
11. Для каждого произведения были свои пропорции и разница во внешнем сходстве по существу.
12. Плоскостное решение парка. Парк - как развернутый ковер перед дворцом. Особое внимание уделялось микрорельефу, подчеркнутому пандусами, лестницами.
13. Главными декоративными элементами являлись: партеры (водные, кружевные, газонные), скульптуры, вазы и топиарные формы, а также плоские бассейны и каналы.
14. Боскеты образовывали единый объемный зеленый массив.
15. Использование боулингринов (пониженных партерных участков) и вертюгаденов (небольшое террасированное возвышение в виде амфитеатра).
16. Строгое осевое построение. Протяженность оси-3 км.
17. Введение приемов: трехлучье и «Ах-ах».
Для французского садово-паркового искусства характерны такие черты:1. Регулярность
композиции, в основе которой - пропорциональность, четкость, строгая иерархия главного и второстепенного. 2. Строители парков стремились к максимальному раскрытию пространства,отсюда - создание больших равнинных парков Европы. 3. Скульптура как элемент композиции использовалась мало. 4. Высокого уровня развития достигли трельяжное и топиарное искусства. 5. К приемам композиции относились: нарушение симметрии во внутренних деталях партеров и боскетов, применение сплошных массивов зелени, обширных узорных партеров, лабиринтов, обводнение парка с помощью каналов.
Из всего вышесказанного следуют основные особенности германо-австрийских садов и парков:
1) дворцы были небольшими, а представительность и размах достигались созданием крупныхсадов и парков;
2) композиция парков являлась выразительной, но простой;
3) парки были «локализованы в пределах единой одноосевой системы" при этом их границынередко очерчивались в форме правильного прямоугольника»;
4) значительную роль в парках играли водоемы-плоские зеркальные бассейны и каналы;
5)переплеталось влияние школы Ленотра с итальянскими образцами в садово-парковом искусстве.
Завершая развитие регулярного стилевого направления в садово-парковом искусстве, важно отметить характерные черты для этого периода:
1) сады и парки составляют единое целое с архитектурным обликом дворца;
2) дворцово-парковым ансамблям присущи особая торжественность и безупречность в деталях и формах;
3) созданные комплексы тактично вписывались в окружающую среду;
4) развитие композиции ансамбля с ярко выраженной продольной осью, а также главной доминантой (дворцом) - с подчинением ему других сооружений;
5) развитие партеров как открытого плоского пространства, подчиняющего архитектуру сооружений;
6) интенсивное обводнение - каналы и водоемы, имеющие характер зеркал, вода на одном уровне с поверхностью земли; отделенная лишь небольшим бордюром, иногда – зеркала воды на газоне;
7) древесная растительность имела характер массива, в котором терялась индивидуальность отдельного дерева;
8) широко применялась фигурная стрижка зеленых стен, коридоров, залов, кабинетов, беседок, шаров, кубов, пирамид;
9) использование трельяжного искусства арок, беседок, оград;
10) главным украшением служила парковая аллея из двух или четырех рядов деревьев, открывавшая перспективы на окружающую местность; использовались шпалеры и берсо;
11) широко применялись «воздушные» или «зеленые» театры.
Регулярный стиль не только повлиял на садово-парковые композиции, но и на градостроительство в целом.
Известный ученый А. В. Бунин, оценивая регулярное стилевое направление, упоминая его высшее достижение, считает, что:
«Версальский парк можно рассматривать как лабораторию новых градостроительных приемов всемирного значения»,
Значение регулярного стиля велико и в наши дни для решения крупномасштабных пространств, мемориальных ансамблей, восстановления и реконструкции садово-парковых комплексов.