Понятия индивид, личность, субъект, индивидуальсть.




ИЖЕВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Утверждаю

Заведующий кафедры ГСЭЕНД

____________ А.В. Метелев

«__»________________ 2015 г.

Конспект лекции

по дисциплине «Психологическое обеспечение деятельности юристов в сфере национальной безопасности»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – «Правоохранительная деятельность»

КВАЛИФИКАЦИЯ– «ЮРИСТ»

 

по теме 3

«Личность как индивидуальное бытие общественных отношений»

Составитель:

канд. психол. наук, доцент, А.В. Метелев

 

Рассмотрена на заседании кафедры ГСЭЕНД.

Протокол № ___

от ___ _________ 2015г.

 

Ижевск 2015

Тема 3. «Личность как индивидуальное бытие общественных отношений»

Цель лекции: сформировать представления о психологии личности и инди­виду­аль­ных различий людей. Сформировать интерес к самопо­знанию психологических особенностей личности, значи­мых для до­стижения успеха в профессии и жизни.

Основная литература

Маклаков А.Г. Общая психоло­гия.– СПб., 2010.– Гл. 20–25.

Еникеев М.И. Основы общей и юриди­чес­кой пси­холо­гии.– М., 1996.– С. 188–212; или Не­мов Р.С. Пси­холо­гия.– М., 1998.– Кн.1.– Гл. 13–16; или Ро­ма­нов В.В. Юри­дическая психо­ло­гия.– М., 1998.– Гл. 2, 6.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.– М., 2002.– Лекция 15–17.

Носков В.А. Психотехника обучения уче­нию / В.А. Носков, Л.Н. Иванова.– Н. Новгород, 1997.– Гл. 3.

Воронин Г.Л. Психология индивидуальных различий.– Н. Нов­го­род, 2004.

Дополнительная:

Асмолов А.Г. Психология личности.– М., 1990.

Государев Н.А. Треугольный человек (о типологии человека).– М., 1991.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей.– СПб., 2000.

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.– СПб., 2002.

Симонов В.П. Темперамент. Характер. Лич­ность / В.П. Симонов, П.М. Ершов.– М., 1984.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом разви­тии.– М., 1982.– С. 162–186.

Леонгард К. Акцентуированные личности.– Киев, 1981.

Юнг К. Психологические типы.– М., 1995.

Леви В. Искусство быть собой.– М., 1990.

Психология индивидуальных раз­ли­чий: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.– М., 1982.

Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности.– М., 1991.

Хьел Л. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер.– СПб., 1997.

Холл К. Теории личности.– М., 1999.

Носков В.А. Психотехника личностного про­фес­сионального роста / В.А. Носков, Л.Н. Иванова.– Н. Новгород, 1997.– С. 28–37.

Энциклопедия психологических тестов: мотивационные, ин­тел­лектуальные, межличностные аспекты.– М., 1997.

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Понятия индивид, личность, субъект, индивидуальсть.

2. Фрейдизм и психоанализ. Бихевиоризм. Когнитивный подход в психологии. Гуманистические теории личности. Аналитическая психология К. Юнга. Трансперсональная психология С. Грофа. Психогенетический подход Ч. Тойча.

3. Влияние социальных и психологических факторов на формирование личности. Психологическая структура личности: ее основные элементы.

 

Понятия индивид, личность, субъект, индивидуальсть.

 

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямо хождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя опреде­ленных биологических свойств.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

 

Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представления о личности, сложившиеся в этих пограничных дисциплинах.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии - это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека.

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологиче­ской науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Прежде всего, попытаемся дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. По этому поводу И. С. Коп пишет: «С од­ной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятель­ности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ро­лей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения»*.

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреп­лено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его позна­вательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за -исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом,

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямо хождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя опреде­ленных биологических свойств.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, вклю­чаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в последующих главах, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.

Способности это индивидуально устойчивые свойства человека, определяю­щие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент это динамиче­ская характеристика психических процессов человека. Характер содержит каче­ства, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация это сово­купность побуждений к деятельности, а социальные установки это убеждения людей. Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: