ГЛАВА 2. Механизмы повышения эффективности и совершенствования государственного управления




 

2.1 Социально-политический аспект эффективности

 

Эффективность государственного управления - результат сложного взаимодействия различных факторов, среди которых доминирующее положение занимают человеческий, социально-экологический факторы. С этой зрения эффективность власти должна оцениваться по степени защищенности сбалансированных интересов общества и государства: «Работу госаппарата можно признать действительно эффективной лишь в том случае, если он успешно решает проблему оптимальной защиты интересов государства и оптимальной защиты интересов населения, социальных групп и каждого человека. В этой двуединой задаче - важнейшая сторона понятия эффективности государственного аппарата». В результате, необходимо учитывать:

степень соответствия направлений, содержания и результатов деятельности управленческих структур и работников тем ее параметрам, которые определены функциями и статусом управленческого работника;

законность решений и действий соответствующих управленческих структур и работников, ибо соблюдение правовых и иных установленных норм является элементарной предпосылкой эффективности управления;

реальность влияния управленческой деятельности на состояние и развитие управленческих объектов, поскольку любые управленческие решения и действия теряют всякий смысл, если они не направлены на управленческие объекты и, в конечном счете, не обеспечат и реального функционирования и развития;

- глубина учета и выражения в управленческих решениях и действиях коренных и комплексных потребностей, интересов и целей людей;

характер и объем взаимосвязей с трудовыми коллективами, широким кругом людей, демократизм деятельности, который при любых издержках всегда повышает ее обоснованность и результативность;

авторитетность решений и действий управленческих структур и работников;

правдивость и целесообразность управленческой информации, выдаваемой управленческими структурами и работниками.

Механизм повышения эффективности государственного управления включает в себя и другие аспекты.

 

Эффективность, как способ антикризисного существования и развития

 

В сфере государственного управления ключевым фактором, отрицающим или оправдывающим конкретные методы и формы деятельности, традиционно считается эффективность. Ярким примером эффективности государственного управления в лице Правительства Российской Федерации, можно считать реализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. Правительство Российской Федерации значительно активизировало использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач. Так, Правительством РФ был разработан Перечень первоочередных мероприятий по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса, который заложен в Программу антикризисных мер.

. Приоритеты программы антикризисных мер.

. Приоритеты среднесрочной политики и их соотношение с антикризисными мерами.

. Усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости.

. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала.

. Снижение административного давления на бизнес.

. Повышение устойчивости национальной финансовой системы.

. Макроэкономическая политика.

. Реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации.

 

Субъективный фактор повышения эффективности государственного управления

 

Описанные выше проблемы показывают нам субъективный фактор государственного управления, то есть людей, персонал, который должен обеспечивать реализацию решений, которые принимают властные структуры. Реформирование государственной службы РФ объективно требовало обеспечить органы власти надежными, инициативными, профессионально грамотными специалистами, способными эффективно выполнять возложенные на них функции.

«Сегодняшней России и ее будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь в органы государственного, муниципального управления, в бизнес наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей», - отметил Президент Российской Федерации Д. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008г.

Важным условием решения поставленной задачи является нормативно-правовое регулирование деятельности государственной службы и функционирования ее персонала, определение порядка регулирования процессов подбора, перемещения, оценки кадров. Управление персоналом государственной службы является важной основной частью государственного управления.

Главным атрибутом формирования новой государственности является становление и развитие института государственной гражданской службы, занимающего приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти. Этот институт присутствует во всех ветвях и на всех уровнях власти: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе военных и правоохранительных,

реализующих от имени государства специальные цели и задачи с применением военной силы и мер государственного принуждения.

В современной России формирование института государственной службы началось с принятия Указа Президента РФ от 22 декабря 1993г. № 2267 «Об утверждении Положения о Федеральной государственной службе». Спустя два года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), законодательно оформивший данный институт.

При всем многообразии нормативных правовых актов, регулировавших вопросы государственной службы в 1990-е гг., в законодательстве имелись значительные пробелы. Подавляющее большинство источников служебного права составляли акты Президента РФ, а также Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». При этом закон, призванный создать стабильную правовую основу для развития и укрепления государственной службы, своей задачи не выполнил. Он не устранил такие явления, как неконтролируемый рост управленческого персонала; расцвет бюрократизма, заглушающего рост новых экономических отношений и искажающего социальную политику государства; включение части чиновничества на разных уровнях управления в политическую борьбу, что привело к невыполнению государственных решений; коррупцию, проникшую в государственный и муниципальный аппарат; низкий уровень исполнительной дисциплины; рассогласованность в работе министерств, ведомств, других государственных органов.

В первые годы XXI в. потенциал начального периода становления современной государственной службы в России себя исчерпал. Наступил второй этап. В ходе административной реформы были разработаны и вступили в действие меры по реформированию самой государственной службы. 19 ноября 2002г. был издан Указ Президента РФ № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005гг)». Следующим шагом в этом направлении стало принятие Федерального закона от 27 мая 2003г.№ 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В этом Законе был изменен принцип формирования и развития государственной службы. Если прежде служебное право формировалось в основном на базе трудового законодательства, то с принятием данного Федерального закона оно заменено публичным административно - правовым регулированием.

Государственная гражданская служба РФ - профессиональная служебная деятельность граждан России по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ; иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Кроме того, используется институциональный подход к государственной службе, рассматривающий ее в качестве социального института или системы социальных институтов. В качестве социального института государственная служба составляет отношения между гражданским обществом и государством, представляет собой орган взаимодействия государственного аппарата и общественных структур, государственного служащего и гражданина. Институт государственной службы, призван обслуживать государство, обеспечивать исполнение полномочий его органов, проводить в жизнь законы, принятые парламентом, и политику, провозглашенную исполнительной властью, а во-вторых - обслуживать общество, вносить порядок и рациональную организацию в социальное пространство, обеспечить права и свободы человека, повышать качество жизни человека. Например, Г.В. Атаманчук полагает, что государственная служба как институт состоит из «двух системно - организованных частей:

норм, правил, стандартов, процедур, структур и других элементов, диктующих порядок осуществления государственной власти, а также требований, предъявляемых к тем, кто непосредственно участвует во властеотношениях, государственном управлении общественными процессами (правовая составляющая);

граждан, профессионально подготовленных и постоянно участвующих в исполнении компетенции различных государственных органов (социальная составляющая»).

Иначе говоря, субъективный фактор - важный фактор эффективности государственного управления.

 

Информационный аспект повышения эффективности

 

Информация должна соответствовать требованиям, как к средству повышения эффективности государственного управления:

информация - это стратегический ресурс. Она должна быть полной, достоверной, охватывать весь спектр интересующих госструктуру проблем, собираться регулярно, с определенной периодичностью и в необходимых объемах;

информация должна отвечать комбинации целей, которые ставит управленческая структура, с теми средствами, которыми она намерена их добиваться. Ее качественность и достаточность позволяют госструктуре иметь перед собой действенный план, определять реальные и точные цели управленческих воздействий;

систематизация, обработка, аккумулирование и экспертиза. Организацию работы, анализ поступающей информации, ее объемов, качества и актуальности можно возложить на соответствующий орган, информационно - аналитический отдел. Такое подразделение должно прогнозировать ее влияние на деятельность органа управления. Данные органы должны проводить следующие мероприятия:

отслеживание информации

· обобщение информации по конкретному вопросу

· систематизацию оценок конкретной проблемы

· формулирование выводов

В качестве приоритетного направления в организации данной службы должно быть правовое регулирование вопроса, касающегося ответственности за информационное обеспечение в органах государственного управления. В противном случае велика вероятность, что информация, направляемая в управленческую структуру, будет искажена. От достоверности, своевременности и полноты информации зависит качество принимаемых решений, поэтому эти акты должны также предусматривать конкретную жесткую ответственность за предоставляемую информацию. Ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством российской Федерации за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Введение таких мер позволяет существенно повысить качество информационного обеспечения и управляющего воздействия органов государственной власти.

Особое внимание в настоящее время уделяется информатизации, использованию современных информационно-телекоммуникационных технологий, которые предоставляют принципиально иные возможности для совершенствования государственного управления, пересмотра взаимоотношений между государством, его органами управления, самоуправления и обществом, а создание так называемых электронных правительств выводит на объективно новый вид взаимосвязей гражданин-государство, основанных на прозрачности принимаемых решений, исключении субъективных факторов из процесса управления, как процесса принятия решения. Рассматривая информационный аспект, как эффективность государственного управления, необходимо выделить три важнейших, неразрывно связанных направления:

использование достижений информационно-телекоммуникационных технологий в управлении (или технические, технологические составляющие информатизации);

цели создания информации, формирования информационных ресурсов, самой информатизации;

правовое обеспечение этих процессов.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, являются принципы, предусмотренные ст. 4 Федерального закона РФ от 9февраля 2009г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», это:

- открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом <file:///C:\Documents%20and%20Settings\Елена\Рабочий%20стол\конспект%20по%20теме%20Государственное%20управление.doc>;

- достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

«Информационное общество имеет огромные возможности для содействия устойчивому развитию демократии, прозрачности, подотчетности и хорошему управлению». Информатизация это новые возможности для организации экономической, социальной, культурной и трудовой деятельности людей, в том числе для создания системы эффективного государственного управления. Современные технологии являются необходимым средством управления и способствуют, эффективному управлению государством, что необходимо для нормального функционирования демократии, а также то, что системы, относящиеся к сфере информационных технологий, улучшат качество, скорость, производительность и эффективность принимаемых законов и справедливости.

 

2.5 Региональный аспект повышения эффективности

 

В России, как в федеративном государстве, существует модель развития, включающая в себя: сильную центральную власть, располагающую надежными рычагами управления, властными полномочиями и регионы, способными эффективно решать самостоятельно или совместно с «центром» основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью людей.

В теории управления есть тенденция к делегированию полномочий при общем контроле, что очень важно и является способом разгрузки «центра» от региональных проблем, тем самым существует возможность сконцентрироваться на проблемах стратегического и международного значения.

Делегируются полномочия, когда работа с регионами, распределяется следующим образом:

приоритетность, то есть все проекты должны быть поделены на три категории: важнейшие, насущные и второстепенные. При правильном делегировании полномочий, создается безупречный механизм, который поражает своей эффективностью. Тем не менее, нельзя говорить об универсальности такого устройства, так как между регионами существуют различия и в каждом конкретном случае, необходимо учитывать все особенности регионов. Однако, самое важное то, что одним из направлений повышения эффективности государственного управления в целом, является укрепление ее региональной составляющей, т.е. укрепление экономической и финансовой основы регионов. Это действенный путь повышения эффективности региональной власти, которая получает возможность формировать нормальный бюджет и внебюджетные фонды и тем самым решать стоящие перед ней вопросы, не выпрашивая деньги у Федерального «центра». Такие подходы могут реализовываться на практике, применительно к депрессивным регионам. Им важно дать помощь на старте, предоставить на целевой основе капитал для запуска экономики, оживления производства. Для этого нужны чётко проработанные программы с четко поставленными целями и задачами. С этой целью, возможно, придется структурно перегруппировать финансовые ресурсы из федерального финансового фонда поддержки регионов. Их целесообразно разделить на две составляющие: фонд текущей поддержки (дотации через систему трансфертов) и фонд развития. Сегодня дотации, идущие на удовлетворение сиюминутных потребностей регионов, доминируют. Но они кардинально не решают проблему. К тому же нередки случаи, когда эти средства используются не по назначению. Еще поступают информации о том, что деньги «не дошли» до регионов, где-то «затерялись» и многочисленные контролирующие органы начинают их искать.

Регионы располагают необходимыми ресурсами, многие из них имеют развитую добывающую и перерабатывающую промышленность, владеют собственностью. Это означает, что они готовы выполнять задачи по поддержанию и развитию экономики, рациональному и эффективному использованию финансовых ресурсов.

Успешное экономическое и социальное развитие регионов - это центральный аспект повышения эффективности государственного управления.

 


Заключение

 

Для совершенствования государственного управления необходимо, восстановления отношений построенных на доверии, взаимопонимании, искренности, честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Важно и необходимо достигнуть грамотного и разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Государственное управление должно быть трансформировано, должно стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующе-регулирующими возможностями:

особая роль принадлежит широким, открытым, полнокровным и активным прямым и обратным связям между всеми компонентами субъекта государственного управления, их решениями и действиями с одной стороны, и различными единичными и массовыми проявлениями жизни людей - с другой;

государство может считаться адекватной формой выражения интересов гражданского общества, в том случае если оно посредством системы своих органов, служащих аппарата и участников управленческих процессов, во-первых, воспринимает всю совокупность всенародных, коллективных и личных, общих и специфических, долгосрочных и кратковременных, исторических и конкретных интересов населения страны; во-вторых - объективно, справедливо и оперативно оценивает актуальность и приоритетность интересов и представляет их в своих правовых велениях и организационных действиях, равнозначно относится ко всем субъектам интересов; в-третьих - способствует своими ресурсами, возможностями, силой практической реализации интересов, реально обеспечивает удовлетворение запросов людей;

соотношение управления между государством и обществом не может быть устойчивым, оно постоянно меняется, видоизменяется, восстанавливается. Должный уровень социальности государственного управления немыслим без сильно развитых в его системе механизмов познания общественной среды, адаптации и самосовершенствования.

общество выдвигает высокие требования перед государственным управлением с точки зрения уровня его демократичности. В самом понимании демократичности наблюдаются два аспекта. Первый определяет демократичность массовостью и действенностью участия населения в выработке, принятии и реализации государственно-управленческих решений. Второй связывает управление с государственной властью, что обеспечивает и гарантирует практическую реализацию государственно-управленческих решений. Управление без опоры на власть, без ее введения в управленческие процессы, является мнимым, призрачным, создает нередко видимость деятельности. Оба аспекта взаимозависимы и в общественном движении представляют ценность тогда, когда выступают в единстве.

Актуальной становится научная обоснованность государственного управления. При всей важности накопленного опыта, только наука обладает необходимыми данными объективного определения тенденций общественного развития. Научная обоснованность государственного управления должна определяться взаимодействием двух факторов: уровнем развития научного знания (общественного, естественного и технического) и готовностью, способностью и умением государственного управления его впитывать и использовать. Хотя, в этом взаимодействии многое зависит и от самого государственного управления, которое может ее стимулировать и поддерживать.

Есть важное общественное требование к государственному управлению. Два столетия индустриального типа производства показали ограниченность и опасность производственного, технократического подхода к организации общественной жизни и, к государственному управлению. Под влиянием подхода идеи Возрождения и Просвещения, вырастившего нашу цивилизацию, идеи гуманистического характера были отодвинуты в сторону. Человек обычно виделся лишь в двух ипостасях: как производитель и как потребитель, с применением к нему одного - экономического - критерия оценки развития.

В системе таких координат со времен Тейлора развивалась и наука управления производством, законы которой, были взяты и восприняты теорией государственного управления. Такое положение, сложившееся на грани тысячелетий, требует конкретного изменения всей философии и методологии государственного управления. Главным должен быть поставлен человек. Государственное управление призвано приобрести гуманистическую окраску. Необходимо искать нетрадиционные формы взаимосвязей людей между собой, людей с природой, со своим прошлым и будущим. Это возможно с учетом гуманизации управления, при внимательном учете философских, социологических аспектов.

Также необходимо бы отметить, в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей, а также многое другое.

Все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и «работать» на человека и для него. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Поскольку только и исключительно управление обладает единством таких способностей, как совершением выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи (целеполагание), организация и регуляция.


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993г.

. Федеральный Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.0.2014 № 7-ФЗ, от 0204.2014 № 68-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ.

. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

.Федеральный закон Российской Федерации «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 № 33-ФЗ.

. Федеральный закон от 27 мая 2003г.№ 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2007 № 187-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, 04.11.2007 № 253-ФЗ, от 08.11.2007 № 257-ФЗ, с изм., внесёнными Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

. Федеральный закон от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

. Федеральный закон от 29 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

. Федеральный закон РФ от 9 февраля 2009г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

. Закон Российской Федерации от 05.03.1992г. № 2446-1«О безопасности».

. Закон Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции».

. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993г. № 2267 «Об утверждении Положения о Федеральной государственной службе».

. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002г. № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005гг)».

. Приказ Минфина Российской Федерации от 23 января 2009 года № 4н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 25.12.2008г. № 145н».

. Атаманчук Г. В. Государственное управление. М.: Экономика, 2000. С.56.

. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография. - М, 2002.С.137

. Атаманчук Г.Р. Теория государственного управления: Учебник. - М.: - Омега, 2004.

. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 2006. С. 42.

. Граждан В.Д. Теория управления. - М.: Гражданка, 2004.

. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба / Учебное пособие. «Юркнига» - М., 2005.

. Игнатов В., Сулемов В., Радченко А., Ивлев А., Беклемишев Е., Огарев А., Понеделков А. Кадровое обеспечение государственной службы. Ростов-на-Дону. 2004.

. Уколов В.Ф. Теория управления. - М.: Экономика, 2004.

. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004.

. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006- 2010 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 9 февраля 2008 г. N 157-р) // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720; 2008. N 7. Ст. 633.

. Материалы, подготовленные к заседанию Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, от 24.12.2008 года: «О реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и задачах на перспективу»; «Программы реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на 2009-2012 годы», // Источник - www.rost.ru/news/2008/09/251520/15198.shtml.

. Основы Теории государственного управления / Учебник для вузов / Феликс Шамхалов - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2003.

. Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса (ноябрь 2008г.) // Интернет - портал Правительства Российской Федерации.

. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина от 12 декабря 2013 г.

30. Послание Президента Российской Федерации Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008г.

31. Социальное управление: Словарь. М., 1994. С.74.

. Социология /Ю.Г. Волков; под общей ред. доктора филос. Наук, проф. В.И. Добренькова. - Изд.3-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007, С.379.

. Барциц И. Н. Реформа государственного управления в России. Правовой аспект. М., 2008. С. 194.

. Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2009. С. 64 - 69.

. Денисов Государственное и региональное управление. М.. 2007.36. Добрынин Н.М. Реформа государственного управления как необходимое условие становления нового российского федерализма: теория и практика // "Конституционное и муниципальное право", 2007, № 6.

. История государственного управления России. М., 2007. С. 320.38. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ. М., 2007.

. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. Изд-во МГУ, 2008.

. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и правовое регулирование. Красноярск, 2009. С. 66.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: