Федеральное законодательство о раздельном сборе




Раздельный сбор мусора и ТКО: главное и детали

18.01.2019 Мусорная реформа, Раздельный сбор, Твердые коммунальные отходы, ТКО

1. Раздельный сбор в России

2. Федеральное законодательство о раздельном сборе

3. Правила обращения с ТКО

4. Обязателен ли раздельный сбор?

5. Местные НПА по накоплению ТКО

6. Санитарные нормы – проект нововведений

Особую актуальность обретает раздельный сбор. С 1 января 2019 года в России стартовала «мусорная реформа», которая предусматривает существенные изменения правил обращения с твердыми коммунальными отходами. Теперь за обращение с отходами отвечает региональный оператор, а в платежных квитанциях россиян появится отдельная строка с платой за вывоз мусора, которая будет рассчитываться по тарифам.

Раздельный сбор в России

Про раздельный сбор мусора в нашей стране уже давно ведут речь активисты «зеленых» движений и общественники. В других странах сортировка отходов как на уровне производственных компаний, так и на бытовом уровне давно налажена и работает как часы. В нашей стране фактически не существует ни логичной и работающей законодательной базы, ни механизмов внедрения и управления раздельным сбором отходов. Государство упорно считает, что население не готово проводить раздельный сбор. Внедрение такого механизма обращения с отходами – дело долгое, затратное, сложное. Гораздо проще вывозить отходы на мусорные полигоны или мусоросжигательные заводы.

Раздельный сбор: Проблема сортировки и дальнейшего обращения с отходами

Известно, что на Москву и Московскую область приходится 16% всего объема мусора РФ, и все знают о проблемах с полигонами в этом регионе. Однако такая ситуация по всей стране. Так, в Сыктывкаре действующий полигон загрязняет воздух из-за неправильной эксплуатации, в Сочи мусоросортировка не справляется с потоком отходов, и вскоре запускается мусоросжигательная ТЭС. Власти и бизнес видят решение проблемы в строительстве мусоросжигательных заводов, однако это идет вразрез как с нуждами экологической обстановки, так и с мнением местных жителей. Никто не хочет жить рядом с таким заводом, также, как и рядом с полигоном отходов, особенно старого образца, переполненным сверх нормы и с постоянно горящими отходами.

Гринпис, ратующий за раздельный сбор отходов, составил рейтинг доступности раздельного сбора мусора в нашей стране. В Москве баки для вторсырья во дворе есть только у 11% жителей, в Санкт-Петербурге – всего у 2.3%. Лидером стали Мытищи – 93% жителей имеют доступ к раздельному сбору. Составленный рейтинг учитывал соотношение численности населения и числа контейнерных площадок для сбора вторичного сырья (хотя бы одного контейнера для вторсырья). Если смотреть в целом по стране, только 14,5% жителей городов могут разделять мусор в разные контейнеры, при этом на сортировку уходит около 9% ТКО (в Европе этот показатель стремится к 42%).

Федеральное законодательство о раздельном сборе

Долгое время даже само понятие «раздельный сбор» в России было вне законодательных формулировок. Лишь в 2017 году в основном законе об отходах — Федеральном законе № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ — появились соответствующие термины и полномочия у органов власти:

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами:
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
2. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обратите внимание, что в данных статьях просто уточнено, что раздельный сбор имеет место быть, но ничего не сказано про обязанности, связанные с ним. Кроме того, термин «раздельное накопление отходов» вводится статьей 13.4. Согласно ей, раздельное накопление – накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов. Места (площадки) накопления должны соответствовать требованиям законодательства. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Обустройство мест накопления ТКО регламентируется Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».

Кстати!

Федеральным законом № 503-ФЗ введен и собственно термин «накопление отходов» — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Правила обращения с ТКО

Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156. Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора.

Обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Договор заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Согласно Правилам, договора с регоператором заключаются в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах, в жилых домах, в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях.

Основанием для заключения договора является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора либо предложение регионального оператора о заключении договора. Регоператор в течение 1 месяца извещает потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами всеми доступными способами, потребитель в течение 15 дней со дня размещения регоператором предложения о заключении договора направляет ему заявку и сопутствующие документы. В случае если потребитель не направил заявку в указанный срок, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении договора на своем официальном сайте.

Раздельный сбор: Транспортирование ТКО

Правилами предусмотрен порядок осуществления транспортирования ТКО. Согласно данному порядку потребители складируют отходы в специально отведённых местах накопления ТКО, определённых договором с регоператором и схемой обращения с отходами. В местах накопления ТКО и КГО (крупногабаритные отходы) складируются в контейнеры, бункеры на площадках, контейнеры мусороприемных камер, пакеты и другие ёмкости.

Согласно данному порядку, п. 14:

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К транспортированию в рамках данных Правил запрещаются опасные вещества, отнесенные к опасным грузам в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов. Региональному оператору запрещается осуществлять транспортирование указанных опасных веществ (грузов) в составе или под видом твердых коммунальных отходов.

В данном пункте прослеживается тенденция к формированию раздельного сбора отходов, однако прямо о необходимости такового не говорится.

Пункты 19-22 Правил посвящены непосредственно раздельному сбору ТКО:

19. В случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. Осуществление такого разделения твердых коммунальных отходов не влечет необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
20. Накопление отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
21. Запрещается организовывать места накопления отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора.
22. Накопление и сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов.

В данных пунктах описан примерный порядок и ограничения при организации раздельного сбора отходов. Обратите внимание, что деятельность по разделению ТКО на фракции вторсырья – фактически деятельность по обработке отходов. Поэтому здесь отдельно оговорено, что лицензия на таковое разделение не требуется.

Упор в правилах делается на запреты – накапливать отходы от использования товаров рядом с разделенным ТКО, накаливать отходы электронного оборудования не по правилам. Однако одних ограничений для организации раздельного сбора отходов недостаточно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: