Как произносятся звуки Р и Рь в норме?





Общее о звуке:
Звук р - согласный, твердый, дрожащий.
Звук рь - согласный, мягкий, дрожащий.
Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:
• губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
• зубы - разомкнуты;
• язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
• голосовые связки - вибрируют, давая голос;
• воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Автоматизация звука Р:

В начале слова:
Рая, рана, рано, радио, ракета, равнина, радуга, радость, ракушка, рога, рот, ров, рой, рост, рота, робот, рука, рубаха, рубин, рубить, ручей, ручка, рысь, рыба, рыбак, рынок, рысак, рычаг, рыжик, рытвина.

В середине слова:Юра, Вера, Ира, Кира, гора, нора, баран, барабан, ворона, корова, сорока, перо, урок, парус, кукуруза, куры, горы, комары, командиры, арбуз, арка, арфа, аркан, марка, карман, горка, норка, корка, уборка, тормоз, форма, бурка, Мурка, тужурка, мерка, дверка, этажерка, правда, Прага, прачка, пробка, провод, пруд, брат, бравый, брови, брошка, брусника, брызги, кран, крабы, краска, крот, крошка, кровать, круг, крупа, кружка, кружева, крыша, крыжовник, град, грач, граната, грамм, графин, граница, гром, гроза, груз, группа, груша, фраза, фрукты, врач, враг, овраг, трава, трамвай, транспорт, тройка, тропинка, труба, трудно, метры, ветры, театры, костры, шатры, тетрадь, страна, страх, стройка, стружка, петрушка, драп, драка, дрова, дробь, дрозд, друг, подружка, барс, март, торт, порт, борт, цирк.

В конце слова: Пар, шар, удар, повар, базар, комар, сор, бор, спор, сбор, хор, двор, топор, забор, шнур, сыр, тир, мир, кефир, зефир, командир, ветер, вечер, катер, мастер, трактор, тротуар.

 

 

Трудный урок острый топор
Огромный город чёрная смородина
Другая сторона крутая гора
Рой комаров сорная трава
Громадный пароход старое перо
Мокрая трава горная тропинка

Изменить предложения по образцу:

Я собираю помидоры и огурцы.
Ты собираешь помидоры и огурцы
Он собирает помидоры и огурцы
Мы собираем помидоры и огурцы
Вы собираете помидоры и огурцы
Они собирают помидоры и огурцы

Я продаю арбузы.
Я убираю мусор.
Я кормлю рыб.
Я рублю дрова.

Предложения со звуком Р:
Рая кормит рыб. Рома убирает двор. Юра продает огромные арбузы. Ира раздает тетради. Верба распускается ранней весной.

Материал по автоматизации мягкого звука Р*

Ри – ре – ри арь – арь - урь
Ри – ря – ри ирь – ерь - ерь
Ри – рю – ри три – тре - тре
Ри – ре – ря ари – ерь – дри
Ре – ря – ри ярь – юрь – дря
Ря – ри – ре яря – юрь - дря

В начале слова:
Рябь, ряд, рядом, ряска, рис, Рига, рисунок, ритм, ритмика, река, речь, репа, редька, резвый, ребенок, резинка, редис, рёв, рёва, рюмка, рюкзак.

В середине слова:
Гарь, жарь, фонарь, пекарь, букварь, сухарь, якорь, пузырь, богатырь, пустырь, снегирь, Сибирь, дверь, зверь

В середине слова:
Гиря, заря, зарядка, моряк, порядок, наряды, ирис, шарик, курица, варенье, коренья, черешня, берег, сирень, берёза, хорёк, верёвка, черемуха, борьба, бурьян, пряха, пряжа, пряник, прятки, привет, приём, пристань, причёска, приказ, прибой, премия, пресный, бритва, бригада, бревно, обрезки, брюки, брюква, крик, крючок, грязь, грядка, гриб, грива, греть, гренки, гребень, погреб, тряпка, три, триста, трибуна, тритон, треск, треска, тревога.

Предложения со звуком Р":
Ирина и Римма идут на утреннюю зарядку. На берегу реки стоит старинная крепость. Ребята бегут по бревну. Ребята пускают пузыри. Рита варит варенье. Марина ест орехи. Рима и Игорь рисуют берёзу.

 

 


Изменить предложения по образцу:
Я рисую рябину.
Ты рисуешь рябину.
Он рисует рябину.
Мы рисуем рябину.
Вы рисуете рябину.
Они рисуют рябину.

Я закрываю двери.
Я варю варенье.
Я приношу сирень.
Я передаю Боре скворечник.

 

Искажения звуков р, р’ Горловое произношение звука р обычно называют картавостью. Картавость встречается часто у детей и взрослых. В редких случаях она устраняется без специального вмешательства, и если ее не исправлять, может остаться на всю жизнь.

Отличие горлового р от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Такое произношение звука р считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно. Исправление горлового р можно проводить следующим образом.

Подготовительный этап. Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков ш и ж (при которых также требуется подъем широкого языка вверх), следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Постановка звука. Если у ребенка имеются правильные звуки ш и ж, надо сразу приступать к постановке р проторного и выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука р). Р проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого нёба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения. Необходимо все время следить за тем, чтобы ребенок действовал кончиком языка за верхними зубами. Нужно также, чтобы он зрительно контролировал свои движения перед зеркалом.

Автоматизация звука. Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению р, ребенок не всегда может уследить за своей артикуляцией. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны воспитателя. Количество слов и предложений со звуком р увеличивают постепенно. Сначала ребенок заучивает короткие стихи и потешки, затем короткие рассказы. Только тогда, когда у ребенка не будет ошибок в освоенном материале, можно требовать, чтобы он всегда правильно произносил звук р в самостоятельной речи.

Боковое произношение звука р. При боковом произношении р вместо правильного звука слышится рль, это происходит от быстрого соединения звуков р и л. Кончик языка при таком произношении р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боковая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук, в результате чего получается рль. Такое произношение р часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является и самостоятельным нарушением.

Если попросить ребенка произнести звук р протяжно, он или совсем не сможет этого сделать, или будет слышаться долгий нечистый звук л'. Посмотрев на артикуляцию ребенка, мы увидим, что кончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека. Исправление бокового произношения р осуществляется следующим образом.

Подготовительный этап начинают с гимнастики языка и губ. При р боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука.

Постановка звука. Выработать вибрацию кончика языка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят р проторный. Проторный звук усваивается ребенком, как правило, без особого труда. Нужно, чтобы ребенок пользовался р проторным постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и его самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас попробуем завести мотор». При этом используется механическая помощь. Когда вибрация языка будет выработана, приступают к автоматизации звука.

Автоматизация звука. Правильный звук р закрепляется в словах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Обычно переход от р проторного к раскатистому осуществляется легко и быстро.

Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот; во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука — он оттянут в глубь рта. Фраза Рому разбудил удар грома будет звучать так: «Нгому нгазбудил уданг гнгома».

При исправлении носового произношения звука р подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос и через рот. Воспитатель, вдохнув, делает медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный фитилек. Говорит ребенку: «Видишь, как ватка отклонилась? Это на нее шел ветерок. Теперь я подую на ватку — она еще сильнее отклонится. Сделай и ты так же».

Поупражняв ребенка в выдохе через рот, ему показывают, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватный фитилек к верхней губе, чтобы, выходя из носа, воздух попадал на него — ватка будет отклоняться). Упражнение повторяют несколько раз с перерывами, чтобы не утомлять ребенка.

Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, следят за струей выходящего воздуха.

Попросив ребенка произнести звук р, воспитатель говорит: «Ты неправильно произносишь р, у тебя воздух идет в нос. Послушай, как я скажу». Произносит звук р длительно, чтобы ребенок мог сравнить правильное произношение со своим.

Постановка звука. Для этого этапа рекомендуются те же приемы, что и для случаев отсутствия звука р. Можно также вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложить ребенку при открытом рте присасывать язык к нёбу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Повторение описанного упражнения закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Автоматизация звука проводится в обычном порядке.

Замена звуков р, р' другими звуками (параротацизмы)

Замена звука р звуком л.
Язык при звуке л, как и при р, поднят кверху, но кончик его, вместо того чтобы вибрировать, крепко прижимается к верхним резцам или к нёбу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя расходится по обеим сторонам языка. Фразу Рому разбудил удар грома ребенок произносит так: «Лому лазбудил удал глома».

Замена звука р звуком j (и).

Когда ребенок произносит звук j вместо звука р, у него поднимается средняя часть спинки языка, т. е. язык выгибается дугой, а кончик остается внизу неподвижным. Такое положение языка легко увидеть, если предложить ребенку сказать несколько раз протяжно звукосочетание рррааа. У него будет получаться «jjjааа», мы заметим, что спинка языка поднимается, а кончик опущен. Звук j, которым заменяется р, в сочетании со звуком а дает я, в сочетании со — ё, сэ — е, су — ю. Вот почему воспитатели и родители при этом дефекте считают, что ребенок заменяет р на я, ё, е, ю. Ребенок говорит так: «Ему язбудил удай гьёма».

Замена звука р звуком ы.

При этой замене активную роль в артикуляции играет задняя часть спинки языка — она поднимается и оттягивается назад, а кончик языка опущен и оттянут в глубь рта. Чтобы увидеть положение языка ребенка, можно предложить ему, широко открывая рот, произнести слитно звукосочетание ара. Будет видно, что после звука а язык отодвигается назад и задняя часть его спинки поднимается вверх. Фраза Рому разбудил удар грома будет звучать так: «Ыому ыазбудил удаы гыома».

Замена звука р звуком г.

В артикуляции активное участие принимает задняя часть спинки языка, которая круто поднимается вверх и смыкается с мягким нёбом — в этот момент слышится звук г, переходящий в х при опускании задней части спинки языка. Ребенок говорит: «Гхому гхазбудил удагх гхома».

Замена звука д звуком в.

При этой замене артикуляция звука р осуществляется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верхним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воздушная струя. Язык не принимает участия в произношении. Мы слышим: «Вому вазбудил удав гвома».

Исправление параротацизмов на подготовительном этапе идет одновременно в нескольких направлениях: различение на слух звука р и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции; овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых приемов, подражания образцу.

Постановка звука р при замене его другими звуками осуществляется теми же приемами, что и при отсутствии. Однако надо учитывать такие особенности:

- при замене звука р звуком г необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка;

- при замене звука р звуком в не следует вызывать р проторный, так как последний сходен с в по способу образования (при в образуется щель между нижней губой и верхними резцами, при р проторном образуется щель между кончиком языка и альвеолами) и ребенок может смешивать эти звуки.

Автоматизация звука р проводится так же, как и при его отсутствии (в словах, фразах, стихотворениях). Однако этим этапом работа по исправлению р при параротацизмах не заканчивается.

Необходимо провести дифференциацию звука р и ее заменителя, иначе при обучении письму может снова возникнуть замена р на л или j, ы, г, в.

 

Логопедические презентации для автоматизации звуков Р, Рь в словах,
предложениях, чистоговорках, в связной речи смотрите на

https://demosfen-plus.ucoz.ru

 

одна интересная методика есть тут https://chydesa-planeti.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: