Портрет Фёдора Ивановича Тютчева (1803 - 1873). Художник С. Александровский, 1876




Музыка: Ц. Кюи

Слова: Ф. Тютчева

 

Подготовила студентка отделения «Хоровое дирижирование» I- курса
Каркарина Валерия

Педагог по дирижированию: Петухова Н.В.

 

 

2018-2019 г.

«Весна»

Музыка: Ц. Кюи

Слова: Ф. Тютчева

 

 

Це́зарь Анто́нович Кюи́ (имя при рождении Цезарий-Вениамин Кюи; 6 [18] января 1835, Вильна — 26 марта 1918, Петроград) — русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессорфортификации, инженер-генерал (1906).

Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

Родился 6 января 1835 года в городе Вильна (современный Вильнюс). Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии. Раненный в 1812 году под Смоленском во время Отечественной войны 1812 года, обмороженный, он не вернулся с остатками разбитых войск Наполеона во Францию, а остался навсегда в России. В Вильне Антон Кюи, женившийся на Юлии Гуцевич, дочери знаменитого литовского архитектора Лауринаса Гуцявичюса, преподавал французский язык в местной гимназии. С отцом Цезарь Кюи общался на французском, с другими членами семьи на литовском либо на польском, а с братьями-гимназистами с 5 лет общался на русском. Старший брат Цезаря, Александр (1824—1909), стал впоследствии известным архитектором.

В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильне Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего семь месяцев.

В 1851 году Кюи поступил в Главное инженерное училище и через четыре года был произведён в прапорщики. В 1857 году окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 году получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 году был командирован на театр военных действий.

Ц. А. Кюи в 1870

Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. В 1904 году Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала.

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901 г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии. На тексты Крылова написаны романсы: «Тайна» и «Спи, мой друг», на слова Кольцова — дуэт «Так и рвётся душа». Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Рафаиловне Бамберг (1836-1899), ученице Даргомыжского. Ей посвящено оркестровое скерцо F-dur, с главной темой, В, А, В, Е, G (буквы её фамилии) и упорным проведением нот С, С (Cesar Cui) — идея, явно навеянная Шуманом, имевшим вообще большое влияние на Кюи. Исполнение этого скерцо в Петербурге в симфоническом концерте Императорского Русского Музыкального Общества (14 декабря 1859 года) было публичным дебютом Кюи как композитора. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо C-dur и gis-moll и первый опыт в оперной форме: два акта оперы «Кавказский Пленник» (1857—1858), позже переделанной в трёхактную и поставленной в 1883 году на сцене в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в лёгком жанре «Сын Мандарина» (1859), поставленная на домашнем спектакле у Кюи при участии самого автора, его жены и Мусоргского, а публично — в Клубе художников в Петербурге (1878).

Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке. В 1896—1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 г. выбран почётным членом Императорского русского музыкального общества.

В Харькове именем Цезаря Кюи названа улица.

 

Федор Иванович Тютчев родился в 1803 году в имении отца, в Брянском уезде Орловской губернии. Отец его был родовитый помещик. Тютчев получил хорошее домашнее воспитание, причем преподавание предметов велось на французском языке, которым владел Ф. И. с детства. В числе его учителей преподавателем русской словесности был Раич, литератор, переводчик «Неистового Орландо» Ариосто. Раич возбуждал в юном Тютчеве интерес к литературе, и отчасти под влиянием своего преподавателя Тютчев стал делать первые литературные попытки. Такою первой пробой его был перевод одного послания Горация, напечатанный в 1817 году.

Портрет Фёдора Ивановича Тютчева (1803 - 1873). Художник С. Александровский, 1876

 

В 1822 г., после окончания университета, Тютчев был зачислен в коллегию иностранных дел и прожил за границей двадцать два года, только изредка наезжая в Россию. Большую часть времени он провел в Мюнхене, где познакомился с Гейне и Шеллингом, с которыми потом переписывался. Он женился на баварской аристократке и стал считать Мюнхен своим домом. Тютчев много писал; то, что он редко появлялся в печати, объясняли равнодушием к своему поэтическому труду, в действительности же, думается, причиной была его необычайная уязвимость, чувствительность к редакторской и всякой иной критике. Однако в 1836 г. один из друзей, допущенный к знакомству с его музой, уговорил его послать подборку своих стихов Пушкину для помещения в журнале Современник. С 1836 по 1838 гг. сорок стихотворений, которые сегодня все, любящие русскую поэзию, знают наизусть, появились в журнале за подписью Ф. Т. Они не привлекли внимания критиков, и Тютчев перестал публиковаться.

В 1854 г. появилась, наконец, книга его стихов, и он стал знаменитым поэтом. Тогда же началась его связь с Денисьевой, гувернанткой его дочери. Их любовь была взаимной, глубокой и страстной – и источником мучений для обоих. Репутация молодой девушки была погублена, репутация Тютчева серьезно запятнана, семейное благополучие омрачено. Когда в 1865 г. Денисьева умерла, Тютчевым овладело уныние и отчаяние. Удивительный такт и терпение его жены лишь усиливали его страдания, вызывая глубокое чувство вины. Но он продолжал жить общественной и политической жизнью. Его худощавая, высохшая фигура продолжала появляться в бальных залах, его остроумие по-прежнему пленяло общество, а в политике он стал необыкновенно задиристым и превратился в один из столпов несгибаемого политического национализма. Большая часть его политических стихов написана в последнее десятилетие его жизни. Умер он в 1873 г.; его разбил удар, он был парализован, и только мозг его оказался незатронутым.

В произведении «Весна» поется про то, что зима злится из-за того, что наступает весна. Все суетится, поют жаворонки о приходе весны. Зима злится на весну и пускает в нее снег, а весна в ответ стала только румяней.

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Хоровое произведение «Весна» написано композитором для 2-х голосного однородного детского женского хора (альты и сопрано). Может быть исполнено детским хором, профессиональным хором, хором при училище, академическим хором.

В произведении «Весна» используется куплетная форма.

Вступление- 2 такта

  Второй куплет 8 тактов
       
   
 
 
 
   
 
 
  Первый куплет 8 тактов

 


  Пятый куплет 8 тактов

 

 

       
   
 

 

 


Произведение имеет пять куплетов, каждый из которых выделяется двумя периодами.
Первый период: 1 – 8 такты;

Пример №1

Второй период: 9 – 16 такты.

Пример №2

 

Основная тональность произведения – F Dur.

Пример №3

 

Темп - «Allegretto». На протяжении всего произведения не меняется, лишь в конце немного затягивается и снова возвращается в первоначальный темп.

 

Пример №6

В произведении используется простой размер 2/4. Метроритм составляют половинные, четверти и восьмые. Метр трехдольный. Ритмический рисунок не очень сложный, в основном ровный. В 19 и 24т встречается пунктирный ритм.

Пример №7

 

 

Динамика произведения достаточно насыщенная. Начинается произведение на p,

 

Пример №8

 

затем постепенно к 8 такту динамика переходит на mf.

 

Пример №9

Кульминация произведения звучит в 24-25т на f

 

 

Пример №10

 

 

 

Диапазоны хоровых партий:

 

 

S A Общий


d1-f2 bм-c2 bм-f2

 

 

В целом звуковедение в хоровых партиях плавное и удобное, но стоит отработать хроматические ходы.

 

 

Пример №11

 


Фактура данного произведения смешанная. Здесь можно увидеть гармоническую и гомофонно-гармоническую фактуры.

 

Гармоническая фактура

 

Пример №12

 

Гомофонно-гармоническая фактура

 

Пример №13

 

 

 

Вокально-хоровые трудности:

1. Работать над дикцией, гласные звуки надо петь округленно, а согласные на хорошей опоре.

2. Пение нот со знаками альтерации.

 

Дирижерские трудности:

1. Разделение функций рук

2. Дробленное вступление после второй доли такта.

3. Четко снимать звучание хора в конце каждой строфы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: