Тема 20. Профессиональная деформация работников органов правопорядка, ее профилактика и преодоление
Вопросы:
1. Понятие профессиональной деформации
Литература:
Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Автореф… канд. психолог. наук. – М., 1998. С.9.
Буданов А.В. Менеджмент безопасности (профессионально-педагогический аспект). //Вестник методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996. С. 61-67.
Васильев В.Л. Юридическая психология. - М.,1991, с.183-198.
Военная психология и педагогика: Учебное пособие /Под ред. П.А.Корчемного, Л.Г.Лаптева, В.Г. Михайловского. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. С.93-107.
Возный А.Ф., Филимонов Н.В. Об опасности профессиональной деформации работников уголовного розыска. М.: Академия управления МВД России, 1995.
Иванова Л.Н. Психотехника личностного профессионального-значимого роста. Автореф.... канд. психол. наук. - М., 1996.
Климов Е.А., Носкова О.Г. О психологии труда в России XVIIIвека // Вестник Московского университета. - 1994.- N1,2.
Козловская Е.А. Основы организации профессионального отбора кадров в дорожно-патрульную службу ГАИ: Учебное пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1996, с.51-64.
Козловская Е.А. Психологический отбор кандидата на должность инспектора ДПС ГАИ: Метод. пособие. - М., 1995, с.4-9.
Козловская Е.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки инспектора ДПС ГАИ.- М.,1994, с.66-74.
Козловская Е.А., Калошин В.В., Сатлейкин П.И. Воспитание инспекторского состава в подразделениях ДПС ГАИ. - М., 1990, с.19-23.
Краткий словарь терминов по курсу «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД» и «Судебная психиатрия». - М., 1993.
|
Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство «Щит-М», 2003. –310 с.
Никифоров Г.С. Психологические механизмы надежности // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер.6.- Вып.4.-1994.-N2
Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников ОВД: Методическое пособие. – М.: ГУК МВД России, 2003. – 154 с.
Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 639 с.
Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел /Под ред. А.Ф.Дунаева. - М., 1992. Часть 1, с.12-18.
Психология. Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. С.399-422, 484-494.
Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. К.А.Абульхановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. С.231-241.
Психология труда. (Пер. со словац. Г.В.Матвеевой-Муни). - М.: Профиздат, 1979, с.44-51.
Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел /Под ред. А.Ф.Дунаева. - М., 1992. Часть 1, с.12-18.
Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. С.110-119.
Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2000. –352 с.
Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М.,1995. Глава 5.
Энциклопедия юридической психологии /Под общ. Ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.- 607 с.
Понятие профессиональной деформации
Как установлено в психологии труда, постоянное осуществление определенного вида профессиональной деятельности, может приводить к двум противоположным последствиям: совершенствованию личностных и профессиональных свойств, и к появлению профессиональной деформации.
|
В психологии сформировалось три подхода к определению понятия «профессиональная деформация»:
1. Как психологические изменения личности под влиянием специфических условий деятельности.
2. Как комплекс характерологических изменений личности – возникновение отрицательных черт характера, например, подозрительность, черствость, бюрократизм, волокита.
3. Как результат деятельности в сходных условиях, завершающийся формированием стереотипов мышления и поведения. Это дает сначала положительный эффект, ибо позволяет быстро решать задачи, эффективно выполнять привычные действия. Но в условиях нестандартности задачи стереотип превращается в тормоз на пути ее решения.
Обобщив все выше указанные подходы, сформулируем определение профессиональной деформации.
Профессиональная деформация - это негативные изменения в структуре личности, вызываемые воздействиями среды, содержанием, организацией и условиями профессиональной деятельности, опосредованные определенными личностными предпосылками.
Рассматривая обсуждаемое явление в широком контексте, доктор педагогических наук А.В.Буданов выделяет три группы факторов, способствующие развитию профессиональной деформации сотрудников милиции:
1) объективные, т.е. факторы, обусловленные спецификой деятельности милиции: «нормативный» характер деятельности и особые властные полномочия; стрессы, причем стрессорами выступают не только ситуации риска, но и временной прессинг, дефицит позитивных впечатлений; высокий уровень психических и физических перегрузок; профессиональная ответственность за характер и результаты деятельности, когда успехи могут оказываться незамеченными, но почти каждая ошибка становится объектом пристального внимания со стороны общества, может быть наказуема законом; отрицательное влияние криминальной среды; возможные претензии, обвинения, недоверие гражданского населения как к системе в целом, так и к конкретному сотруднику; профессиональное бессилие, вызванное наличием объективных неблагоприятных условий для решения профессиональных задач (например, лучшее оснащение преступной группировки); затруднения в решении личных вопросов, связанные с характером и режимом работы; корпоративност ь, обусловленная жесткой иерархичностью и авторитетностью внутри системы ОВД, выражается в отчуждении органов внутренних дел от общества и их изоляции.
|
2) субъективные факторы социально-психологического характера: неадекватный стиль руководства, который не удовлетворяет потребности людей (ситуация борьбы за власть между коллегами); напряженная конфликтная эмоционально-психологическая атмосфера в коллективе; нечеткие ролевые обязанности, отсутствие точных должностных инструкций, определяющих границы ответственности, устанавливающих приоритеты между служебными задачами; отсутствие возможности самосовершенствования; профессиональное бессилие, вызванное несовершенством самой правоохранительной системы (например, слабой нормативной базой); напряженные отношения вы семье сотрудника, дискомфортные домашние условия.
3) субъективные факторы личностного свойства: недостаточная профессиональная подготовка; неадекватно высокие личностные ожидания:, способные вызвать повышенную агрессию; профессиональный возраст (или профессиональный опыт), который может способствовать возникновению шаблонности в мышлении и действиях; некоторые личностные изменения, связанные с процессом профессиональной адаптации сотрудников, например, раздражительность, чрезмерная подозрительность, разочарование в профессии; хронические заболевания, вызывающие тревожные, беспокойные состояния, чувство неудовлетворенности собой и др.
Приведем данные исследований деформации у различных сотрудников милиции. Как отмечает Е.А.Козловская, профессиональной деформации инспекторов ГАИ может способствовать неправильная позиция руководителя к правонарушителям. Нередки случаи, когда он просит не наказывать, закрыть дело по отношению к лицам, совершившим противоправное деяние. Профессиональная деформация проявляется и в том, что руководители испытывают давление вышестоящего руководства, которое требует искусственного улучшения показателей в работе. С другой стороны, профессиональная деформация проявляется и в тех случаях, когда инспектор не обращает внимания на нарушителей, свидетелей, подозреваемых, не замечает антиобщественных проявлений, пассивно несет службу, инертен, безразличен к работе.
В качестве основного, определяющего фактора профессиональной деформации сотрудников ГИБДД выступают специфические условия и негативные особенности профессиональной деятельности [1].
В исследовании С.Е.Борисовой было установлено, что развитие личностных предпосылок профессиональной деформации отмечается уже на ранних этапах профессионального становления, в частности, в период профессиональной адаптации в первые годы службы. Другими словами, психологический механизм профессиональной деформации в определенной степени обусловлен процессом адаптации личности к условиям среды. В одних случаях, личность, внутренне не принимая нормы и ценности, доминирующие в коллективе, формально внешне приспосабливается к ним, чтобы не выглядеть «белой вороной», что в итоге приводит к деформации. В других случаях, новый сотрудник привыкает к сложившимся в коллективе формам социальных отношений в течение длительной или постоянной работы, не замечая негативных изменений в собственной личности (по принципу: «ведь он такой же, как все»).
При выборе сотрудником милиции стратегии «соперничество» (стратегия поведения, которая способствует достижению успеха в деятельности за счет принижения интересов других людей) повышается вероятность проявления у этого сотрудника определенных личностных предпосылок профессиональной деформации[2].
Выше указанные факторы влияют на профессиональную деформацию. Причем, как отмечается в указанном исследовании С.Е.Борисовой, основной причиной развития профессиональной деформации сотрудников милиции является влияние специфики профессиональной деятельности и профессиональной роли.
Таким образом, деформация в структуре личности представляет в конечном итоге отражение тех искажений, которые проявляются в профессиональной деятельности юриста и в разнообразных отношениях, возникающих на ее основе. В этом смысле деформация сознания и результат, и одновременно предпосылка профессиональной деформации.
Исходя из определения профессиональной деформации и учитывая структуру личности, выделим основные проявления профессиональной деформации юриста в когнитивной, эмоциональной и волевой сфере, а также поведении (черты характера, направленность, способности).
Так, в когнитивной сфере наблюдается: притупление способности к самостоятельному мышлению, организованному и долговременному планированию, прогнозированию отдаленных последствий; затруднения в решении нестандартных ситуаций, в результате чего возрастает количество ошибочных действий; склонность к шаблону и догматизму, снижение вероятности объективного критического подхода к тем или иным явлениям; неадекватная самооценка.
В эмоциональной и волевой сфере происходит: огрубление, притупление чувств, нарастание эмоционального напряжения, беспокойства; постепенная утрата способности к самоконтролю и саморегуляции; ослабевают моральные и эмоциональные ограничения (или, наоборот, становятся жесткими); депрессия, усталость, неудовлетворенность собой.
В поведении имеет место: жесткие неадекватные стереотипы («обвинительный уклон» по отношению к людям, уверенность в собственной непогрешимости); перенос служебной роли во внеслужебные взаимоотношения; «правовой нигилизм» (пренебрежение к требованиям закона или неприятие необходимых по закону мер, игнорирование требований закона в форме псевдоактивности, произвольное токование закона); чрезмерно выраженные педантичность и подозрительность по отношению к окружающим людям[3].
Перечисленные признаки могут проявляться по-разному в зависимости от степени профессиональной деформированности сотрудника, от занимаемой должности, от социума, в котором он находится и т.д.
Указанные факторы и проявления профессиональной деформации обусловливают постановку проблемы нейтрализации рассматриваемого явления, как важнейшего условия повышения профессиональной надежности сотрудика ОВД.