Под профилактикой профессиональной деформации понимают систему предупредительных мер, направленных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации.
Меры профилактики могут быть психологического и непсихологического характера. К психологическим мерам следует отнести:
1. Психодиагностические меры:
¨ определение профпригодности и должностного соответствия;
¨ своевременное выявление лиц, предрасположенных к профессиональной деформации, или деформирующихся с целью оказания им психологической помощи.
2. Оказание психологической помощи:
¨ обеспечение психологической грамотности сотрудников, повышение их социально-психологической компетентности;
¨ проведение индивидуального и группового консультирования с целью актуализации сил и способностей юриста для решения трудных жизненных ситуаций, достижения ими физического и психического благополучия;
¨ развития способности к осознанным нешаблонным способам действия;
¨ социально-психологический тренинг, в ходе которого происходит развитие умений и формирование навыков профессионального поведения, препятствующих возникновению проявлений профессиональной деформации.
Меры профилактики непсихологического характера могут быть сведены к организационно-управленческим и воспитательным мероприятиям:
1. Организационно-управленческие: повышение управленческой культуры руководителей от высшего до начального звена управления (выбор оптимального стиля руководства); эффективная организация профессиональной деятельности (обеспечение согласованного взаимодействия сотрудников, возможности профессионального роста, четкое распределение обязанностей, забота о качестве жизни юристов, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и т.д.);
|
2. Педагогические (воспитательные) меры: меры педагогического воздействия (создание условий и возможностей для профессионального роста, образования, самообразования и самовоспитания); стимулирование потребности и стремления к самосовершенствованию и самоутверждению юриста и т.п.
Несмотря на условное деление данных мер, их используют в неразрывном единстве. Как свидетельствует практика, чтобы обеспечить устойчивость в профессиональной деформации, необходим непрерывный процесс формирования: развития и поддержания социально-психологической культуры юриста. Проведение занятий по психологии и педагогике повышает у обучаемых интерес к человеку, человеческому фактору. У сотрудников появляется стремление использовать в работе социально-психологические методы, искать правильные и обоснованные подходы в общении и взаимодействии с другими людьми, терпеливость и настойчивость в достижении нужного психологического эффекта, усиление самоанализа и т.д.
Психолого-педагогические характеристики профессиональной деформации отражены на рис. 1.
Учитывая факт, что личностные предпосылки появления профессиональной деформации у сотрудников появляются в процессе адаптации (т.е. первые годы службы в практических органах), отметим основные пути преодоления элементов деформации у сотрудников на стадии профессионального становления. Эти пути рекомендованы, в первую очередь, руководителям коллективов сотрудников.
|
А) создание здорового морально-психологического климата в коллективе;
Б) организация целенаправленной индивидуально-воспитательной работы с каждым сотрудником;
В) проведение мероприятий службы хорошего настроения и умелая организация досуга сотрудников и членов их семей;
Г) опора на механизмы становления личности (идентификации, сдвига мотива на цель, присвоения роли).
А.В.Буданов отмечает: «Хотя профессиональная деформация затрагивает и нравственную и интеллектуальную сферу личности, серьезным фактором ее развития является эмоционально-волевая сфера человека. Более того, профессиональная деформация нередко начинается именно в эмоционально-волевой сфере и «накопление усталости» здесь может сыграть порой еще более губительную роль, чем стрессовая ситуация. Поэтому в системе мер по … профилактике профессиональной деформации активная роль принадлежит самому сотруднику. Психологической технике личных действий в этом направлении нужно учить»[4].
Профессиональная деформация
Факторы, Проявления:
Способствующие