(стереотипность мышления, сниже-
объективные; ние способности к прогнозированию
субъективные своих действий и др.
социально-психо-
логического в эмоциональной
характера; и волевой сферах
субъективные (огрубление, притупление чувств,
личностного утрата способности саморегуляции
свойства и самоконтроля и др.)
Меры профилактики в поведении
(«правовой нигилизм», склонность
Ø психодиагностические; к использованию неадаптивных за-
щитных механизмов, педантичность,
Ø оказание подозрительность к людям и др.)
психологической
помощи;
Ø организационно-управленческие;
Ø педагогические
Более того, часть негативных эмоциональных состояний накапливается у сотрудника в течение определенного срока. В данном случае речь идет о так называемом «выгорании» (впервые этот термин был введен американским психиатром Х.Фреденбергом в 1974 году). Синдром «выгорания» представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психических переживаний, «истощение» от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «выгоранием». Б.Пелман и Е.Хартман выделяют три компонента:
- эмоциональное, физическое истощение, чувство опустошения из-за эмоционального перенапряжения. Человек чувствует, что он не может отдаваться работе, как раньше; появляется безразличие к работе
- деперсонализаци я связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, с которыми человек работает. Контакты с ними становятся обезличенными и формальными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
|
- сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении оценки своей компетентности, недовольстве собой, осознании уменьшения ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности[5].
Проявление «выгорания» у сотрудников ОВД очевидны, поскольку одним из факторов, влияющих на появление такого феномена, является насыщенная интеллектуальная нагрузка и постоянные контакты с людьми. Поэтому представляется необходимым рассмотреть вопрос о том, можно ли помочь самому себе «снимать» часть негативных эмоциональных состояний, тем самым, создавая плодотворную почву для повышения эффективности служебной деятельности. Ответ очевиден: возможность имеется у каждого сотрудника, если есть желание к проведению такой работы. Более того, речь идет, по большому счету, о своеобразной культуре «высвобождения» отрицательных эмоций, которой следует владеть в совершенстве. Ведь каждый сотрудник милиции – это не только профессионал в своем деле, но и психолог, и психотерапевт (в первую очередь, в оказании помощи самому себе!) и воспитатель …
Чтобы успешно справляться с трудностями службы, сотрудник ОВД должен находиться в состоянии полной внутренней собранности, мобилизованности, испытывать чувства страстного желания добиться успеха, готовности преодолеть все на пути к нему. Очевидно, что только настоящий профессионал-сотрудник способен так вести себя в экстремальной ситуации. Считается, что человек развивается благодаря трем составляющим: страху, воле и интересу. Цельные, социально-развитые и воспитанные люди, хорошо подготовленные при попадании в экстремальные ситуации проявляют психическую деятельность в виде:
|
· отсутствие борьбы мотивов и установки на достойное поведение, отвечающее главным жизненным целям и ценностным ориентациям, представлениям о долге, чести, достоинстве, совести;
· устремленность и решимость в достижении цели, вера в успех;
· понимание происходящего, собственных задач и предстоящих действий;
· готовность к энергичным, решительным, смелым, мужественным, напористым, неотступным действиям;
· оптимальной психической напряженности;
· боевитости, увлеченности, азарте;
· повышенной устойчивости к риску, опасностям, расслабляющим факторам;
· бдительности, осмотрительности и разумной осторожности;
· быстроте реакции на изменение обстановки;
· полном владении собой[6].
Одним из направлений в работе над собой сводится к тренировке воли и волевых качеств и волевой регуляции. Механизмы саморегуляции и самоконтроля, выработанные личностью в жизни и профессиональной деятельности – одно из высших достижений специалиста с большой буквы.
Для выполнения служебных задач сотруднику ОВД часто требуется напряжение психических сил, целеустремленность, инициатива, смелость и т.п. Эти качества неразрывно связаны с проявлением воли, которую можно описать с помощью волевого действия. Рациональная регуляция волевых действий позволяет человеку осуществлять свою деятельность оптимальным способом.
|
1) Рациональный самоконтроль личности, включенный в волевое усилие, помогает ей не уклониться от намеченного пути. Так происходит предотвращение напрасных, неоправданных энергозатрат, не связанных с достижением конечной цели. Научиться контролировать поток своих мыслей. И не допускать в сознание саморазрушительных, осуждающих, мстительных идей. Чем больше мы носим в себе негативных мыслей, тем больше на нас валится проблем и тем более невыносимым нам кажется собственное существование. Надо обладать незаурядной силой воли, чтобы в течение дня возвращать себя к позитивным мыслям.
2) Для личности важно не столько то, что мы чувствуем, сколько то, как мы к этому относимся и как при этом ведем себя. Только зрелая личность способна отделять свои чувства от себя, преодолевать собственные импульсы ради выполнения профессиональных задач, долга, проявляя ответственность.
3) Контроль над восприятием. В любой ситуации мы может сконцентрировать свое внимание на разных аспектах. В психологии существует такой закон: все, на что обращаешь внимание, растет. Ищите в жизни плохое – оно будет увеличиваться. Видите хорошее – его становится больше. «Увидеть за облаками небо» – задача нелегкая, но необходимо выработать такую установку для того, чтобы жить и преодолевать все препятствия.
Важно заметить, что в типичных условиях деятельности один сотрудник успешно осваивает профессию (за счет выработки навыков, умений, профессионального мастерства, а не за счет манипулирования статистикой или совершения незаконных действий, другой этого не делает. Возникает вопрос о психолого-педагогическом механизме формирования умений, профессионально значимых качеств личности, саморазвитие знаний и психических свойств (способностей). Этот вопрос будет рассмотрен в последнем вопросе лекции.
Задания для самоподготовки:
Темы для докладов к семинарскому занятию:
§ Понятие, психологические условия и стадии «профессионального выгорания» сотрудников ОВД, пути его профилактики.
§ Условия профессионального роста сотрудника ОВД.
§ Роль изучения собственных индивидуальных особенностей в формировании личной психологической подготовленности сотрудника ОВД.
§. Психологические условия профессиональной карьеры и профессионального роста сотрудника ОВД
[1] Козловская Е.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки инспектора ДПС ГАИ.- М.,1994, с.66-74.
[2] Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Автореф… канд. психолог. наук. – М., 1998. С.9.
[3] Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Автореф… канд. психолог. наук. – М., 1998. С15-16.
[4] Буданов А.В. Менеджмент безопасности (профессионально-педагогический аспект) //Вестник методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996. С. 64-65.
[5] В.Салими «Выгорание» – это новый термин, а проблема …//Служба кадров. №8. 2001. С. 70.
[6] Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 96-97.