Выбор перспективы специализации развития города должен стать результатом согласованных системных взаимодействий между федеральным, региональным, местным уровнем управления, ведущими предприятиями градообразующего комплекса города и компаниями, холдингами, в состав которых они входят. С организационной точки зрения, усилия этих разнородных акторов можно объединить путем организации группы планирования или совета развития города, наделенного соответствующими полномочиями. Например, в США государственные и частные представители работают вместе уже в течение десятков лет, примерами чего являются Товарищество экономического развития Алабамы, Электрическая кооперативная корпорация Арканзаса, New York’s Empire State Business Aliance [11].
Главное, в конечном счете, обеспечить условия для самостоятельного развития города, преимущественно на собственной экономической базе.
Наиболее сложным этапом в разработке программы городской специализации, является обоснование нового стратегического выбора города.
В рамках решения этой задачи необходимо определить «точки» перспективного роста, вокруг которых формируются доминантные функции, реализуемые городом в перспективе. При этом следует отметить три обстоятельства, имеющих принципиальный характер.
Во-первых, определяющим критерием при обосновании наиболее рационального варианта стратегического выбора являются подготовленные органами городского самоуправления предложения о приоритетных направлениях социального развития.
Во-вторых, важнейшим элементом стратегического выбора города является обоснование его перспективной специализации.
В-третьих, собственно стратегический выбор города должен быть единственным (хотя вариантов его может быть несколько) и осуществлен с учетом следующих требований:
|
- обеспечить реализацию намеченных социальных приоритетов;
- быть экономически эффективным, то есть обеспечивать достижение стратегических целей с наименьшими затратами;
- минимизировать риски (социальные, экологические, политические и т.п.), связанные с реализацией городом нового стратегического выбора.
При этом необходим тщательный учет специфики хозяйственной специализации города. В частности, обязательной оценки требуют результаты воздействия на окружающую среду: вызываемые добычей полезных ископаемых ландшафтно-экологические нарушения природных комплексов, гидросферы, атмосферы, почвы, флоры и фауны, а также горно-геологические нарушения недр. Другим перспективным направлением снижения антропогенной нагрузки и рационализации недропользования является более активное внедрение комплексного подхода к эксплуатации месторождений полезных ископаемых, в том числе: создание малоотходных и безотходных производств, изыскание новых областей применения отходов добычи и обогащения, организация производств, утилизирующих отходы.
С учетом вышесказанного можно сформулировать два наиболее вероятных сценария развития моногорода, Первый сценарий «Формирование новой функциональной специализации, органически связанной с прежней». В этом случае выявленные конкурентные преимущества города органически связаны с уже существующими. Например, город, специализирующийся ранее на нефтедобыче в силу истощения собственной сырьевой базы, но, например, удачного транспортно-географического положения, становится региональным центром нефтепереработки или переработки попутного газа. При этом целесообразно, чтобы новые виды хозяйственной специализации были ориентированы на более высокие переделы продукции, по сравнению с тем видом хозяйственной специализации, который себя уже исчерпал. Так город – центр добычи минерального сырья может превратиться в город – центр его переработки, или же в город – ремонтную базу, а при благоприятном изменении транспортной сети – в региональный транспортно-логистический центр, обслуживающий в первую очередь потребности предприятий региона, которые относятся к прежней сфере функциональной специализации.
|
Второй сценарий «Формирование новой функциональной специализации, не имеющей органической связи с предшествующей». Он предполагает развитие таких направлений деятельности, которые ориентированы на активизацию использования факторов территориального развития взаимозаменяющих прежние факторы развития градообразующих предприятий. Эта задача, в общем случае, не может быть решена на основе самофинансирования действующих в городе предприятий и требует концентрации усилий, в первую очередь, на уровне субъекта РФ. Это связано с общей решающей ролью данного уровня в обеспечении выхода страны из инвестиционного кризиса. Новыми источниками городского развития могут стать:
- развитие отраслей, ориентированных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения города,
|
- усиление центральных функций города
- выявление возможностей экономической интеграции с городами и предприятиями, входящими в другие территориально-отраслевые системы, действующие на территории другими.
Условием эффективности подобной стратегии будет являться четкая формулировка системы целей, которых хочет достичь город в процессе ее реализации.
С учетом сущностно значимых проблем и противоречий, выявленных в ходе анализа социально-экономического развития городов, в качестве инвариантных целей предлагается рассматривать:
- формирование новой хозяйственной специализации;
- расширение возможностей занятости населения;
- улучшение городской среды, формирование и продвижение позитивного имиджа города;
- создание условий для сохранения и воспроизводства человеческого потенциала города;
- формирование отношений социального партнерства и кооперации между органами власти разных уровней, ключевыми представителями ведущих градообразующих и градообслуживающих предприятий.
Цели развития более низкого уровня будут формулироваться непосредственно во взаимоувязке с мероприятиями городской политики, направленными на их реализацию [11].
При формировании новой хозяйственной специализации следует учитывать, что в городском (региональном) хозяйстве существуют точки – «полюса роста» (отдельные виды производств, отрасли, внутрирегиональные территории, предприятия), воздействие на которые оказывает существенное влияние на развитие других элементов региональной экономики. Совокупность данных «полюсов роста» образует экономическое ядро, развитие которого обладает мультипликативным эффектом для экономической базы города.
Состав элементов «ядра» в каждом конкретном случае будет различным в зависимости от степени комплексности развития территориального хозяйства, его специализации, соотношения развития градообслуживающих и градообразующих предприятий и т.д. Следует отметить, что различная «генетическая» обусловленность кризисного состояния экономической базы городов предполагает необходимость дифференцированного подхода к решению задач преодоления последствий кризиса.